Отдалённость Усть-Цильмы когда-то спасла её от
крепостного права. По этой же причине здесь обосновались старообрядцы, гонимые
и не признанные государственным православием. Так и повелось с давних пор, что устьцилёма по
сути своей - народ независимый, самодостаточный и трепетно хранящий традиции и
обычаи предков.
Один из таких обрядовых праздников - "Петровщина" - повезло увидеть и
ЧУМработнице. Теперь каждый раз при виде пшённой каши она будет вспоминать
ночь, проведённую на берегу Печоры с жителями древней Усть-Цильмы.
Путешествие во времени
Каждый год в в канун дня Первоверховных апостолов Петра и
Павла, с
11-го на 12-е июля, у устьцилём принято поминать умерших на берегу реки и в их честь варить пшённую кашу. Почему ночью, почему у реки и почему кашу? - спросите вы, дорогие друзья.
- Ночь - время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Именно ночью мы ближе всего к ушедшим родным душам.
- Путешествие через реку (помните Стикс?)– путь в страну мёртвых.
- Душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша.
Вдоль всего берега Печоры горели костры, возле которых уютно расположились сельчане и их гости, многие из которых каждый год приезжают в Усть-Цильму именно в этот праздник.
ЧУМработница смотрела на это спокойное людское море и думала, что если искусственно не усложнять жизнь, то и она будет отвечать взаимностью. Простое многократное повторение позитивных коллективных действий, идущих из прошлого, в сухом остатке даст гармоничное и красивое будущее.
Суп да каша - пища наша
ЧУМработница очень любит кашу, но исключительно интеллигентные полтарелочки утром, а не "лошадиную" порцию ночью. "Нравится, не нравится - ешь, моя красавица", - уговаривала она себя, поглощая очередную порцию, дабы не обидеть радушных хозяев.
Хотя нравилось и даже очень - чего уж там кокетничать!
Количество едоков с тарелками зашкаливало. ЧУМработница то и дело ловила в кадр кашеедов.
Потом успокоилась и стала для удобства снимать целыми компаниями, выслушивая попутно эксклюзивные рецепты пшёнки и массу историй, связанных с праздником.
Если обобщить, то настоящая "петровская" пшённая каша получится лишь тогда, когда она будет сварена на печорской воде. Так что ничего не остаётся делать, дорогие друзья, как в следующем июле ехать в Усть-Цильму.
Но кроме каши, Петровщина славится и ухой, ведь святой Пётр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла. Открытием для ЧУМработницы стала сборная уха из белой и красной рыбы. Сейчас он с грустью вспоминает, что смогла запихнуть в себя лишь ложку божественного навара.
Было, конечно, и кое-что ещё на гостеприимных столах устьцилём, но ЧУМработница из самоуважения на следующий же день забыла, сколько и чего она съела.
Нет, не гастрономические изыски, а простые народные блюда стояли на столах устьцилём и радовали глаз и желудки как раз своей простотой. Сегодняшние пищевые акценты настолько сместились в сторону деликатесов и иноземных яств, что чем дальше, тем сложней удовлетворить наши избалованные вкусы. ЧУМработница очень хорошо помнит, как в родительском доме мясные котлеты и колбаса, сгущёнка и конфеты были исключительно праздничным угощением. Стандартное меню - квашеная капуста, солёные грибы, картошка в мундире, мочёная брусника, морс из клюквы, варенье, молоко и, конечно, каша. Эх, а ведь как вкусно было!
Богатырские забавы
Когда-то ЧУМработница привезла в родную деревню на смотрины своего городского мужа. Как, вы думаете, её отец проверил того на надёжность? Правильно - отправил колоть дрова, потом латать крышу сарая, потом воду в баню таскать и далее по длинному джентльменскому списку. Справился - значит, приличный человек. Живи, дочка, с таким не пропадёшь!
В Усть-Цильме на Петровщину проводят аналогичную проверку на прочность: заставляют мужиков на руках бороться, брёвна таскать, а потом их распиливать пилой-двуручкой.
фото отсюда |
ЧУМработница наблюдала за стараниями участников и про себя думала - всё-таки лучше женщины в искусстве распиловки не найти! Женщину хлебом не корми - дай попилить.
А вот тяжести таскать - это уж вы сами.
Запомните эти имена, дорогие друзья: Александр Поздеев и Анатолий Ермолин. Ребята за 30 секунд показали абсолютно одинаковый результат - протащили бревно весом в 300 килограммов на 39 метров 45 сантиметров. ЧУМработница даже не стала спрашивать, женаты ли Илья муромец и Добрыня Никитич. Ясный пень, такое добро уже к рукам прибрано...
Но смеем вас уверить, дорогие друзья, северные девчонки достойны настоящих мужчин. Умелые, красивые, сильные.
Вот, к примеру, с виду хрупкая блондинка Юля - победитель состязаний в женском армреслинге. С такой не страшно по жизни - и коня на скаку, и в горящую избу, и преступнику в зубы.
Белая ночь Петровщины была бесконечно долгой и сказочной. Луна несла своё дежурство и внимательно наблюдала за людьми, что собрались на берегу большой реки.
Вместе с луной на своих родных и близких смотрели с любовью души тех, кто навсегда поселился на небе.
- Часть I. Добро пожаловать в историю
- Часть II. Как Обь с Неманом на Печоре сражались
- Эпилог. Вечёрка на горку
Чуть слюной не подавилась на кадре с семушкой.-)
ОтветитьУдалитьХороший репортаж.
Света Безумова, я думаю, остальные тоже подавились, потому что молчат как рыбы)))
УдалитьМасштабный праздник получился, веселый и очень вкусный, я бы не отказалась от ушицы, да и каша в такой компании намного вкуснее
ОтветитьУдалитьЛюдмила, говорят, только в Усть-Цильме этот праздник отмечают? Впервые вижу такое массовое кашеварение)
УдалитьРассказывали, что в прошлые года было веселей, а сейчас рядом с берегом новая старообрядческая церковь построена, ив роде как служители её не очень приветствуют буйное веселье.
Одного баяниста всё-таки нашла, сфотографировала, поностальгировала. У меня папа на гармошке играл, причём мотивы те же,что и устцилемский музыкант.
С такой рыбкой и я бы от парочки тарелок каши не отказалась ;)
ОтветитьУдалитьОчень красиво про душу в начале статьи...
Tatiana Alsace, над рекой появился туман, кругом костры горят и полное впечатление,что с неба на нас смотрят)
Удалить