вторник, 7 августа 2012 г.

День Оленя-2012. Часть третья. Настоящая

Будет правильным, если ЧУМработница посвятит ещё один пост большому празднику - юбилейному, восьмидесятому Дню Оленя в Ненецком округе. Начиная со второго августа в разные концы ненецкой тундры летят из Нарьян-Мара вертолёты с грузами и подарками для оленеводов.
Представители Управления по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам пользования НАО - непосредственные организаторы Дня Оленя и, конечно, его участники. Сегодня они щедро поделились с ЧУМработницей фотографиями, привезёнными из общины "Ямб То" (нен, длинной озеро). Пока копировали фото, рассказывали и комментировали снимки. ЧУМработница внимательно слушала, запоминала. Что на ус намотала - вам передаёт, дорогие ЧУМочитатели.
Для того, чтобы вам было понятно, о чём идёт речь, она даст небольшую справку о людях длинного озера.

*********

"Ямб То" - семейно-родовая община коренных малочисленных народов Севера, кочующих с родовыми хозяйствами в Большеземельской тундре от Урала до Воркуты, которые избежали в период коллективизации обобществления своего имущества. До 1991 года единоличники жили самостоятельно, в изоляции от общества, без медицинской и социальной помощи, у подавляющего большинства не было удостоверяющих личность документов. Дети не учились в школе, мужчины не несли воинской повинности. Семьи единоличников кочевали круглогодично, запасаясь в сельских магазинах необходимыми продуктами. С введением в конце 80-х гг. новой (талонной) системы распределения товаров не имеющие документов и не числящиеся нигде люди потеряли возможность снабжения. Это побудило их обратиться за помощью к руководству НАО. 
В результате в 1992 на добровольных началах была организована община «Ямб То». Руководителем избран Илья Семёнович Валей. Способ хозяйствования «Ямб-То» - самостоятельные кочевки и выпас оленей – не изменился. Община собирается всем составом летом в р-не Амдермы на празднование Дня оленя. В 1995 году группа специалистов Комитета по делам народов Севера провела медицинское освидетельствование оленеводов и членов их семей. Выполнены необходимые формальности для выдачи всем нуждающимся документов: свидетельства о рождении, паспортов. Оленеводы получили прописку в пос. Амдерма. Ежегодно администрация НАО оказывает общине материальную поддержку, приобретая продукты питания, выплачивая социальные пособия оленеводам и чумработницам. Несколько лет в общине работала летняя кочевая школа для детей и взрослых. (Информация отсюда)
В 2010 году члены общины единоличников приняли решение легализовать себя, то есть зарегистрироваться  в органах юстиции.  По сообщению регионального управления  Министерства юстиции в январе 2011 года завершена процедура государственной регистрации семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера НАО «ЯМБ ТО». Его учредили 15 семей общины. Основная уставная цель организации – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования. Члены «ЯМБ ТО» намерены разводить оленей, собирать дикоросы. (ИА «Двина-Информ»)
********

ЧУМработница уже упоминала общину в своих постах:


В "Ямб То" живут красивые люди. В этом вы сейчас ещё раз убедитесь, посмотрев фотографии, сделанные 5-6 августа на праздновании Дня Оленя в этой общине.
Встречали гостей торжественно, на белой оленьей упряжке. Пришли к вертолёту и взрослые, и дети.
Добраться до летней стоянки "Ямб То" можно и на вездеходе. Приехали гости из Амдермы
Наверное, этих оленей зовут Июнь, Июль и Август
Все олени летом красивые, с ветвистыми рогами. В "Ямб То" они всегда в нарядной упряжи

Малыши растут рядом с чумом. Их называют Авки.

Оленята совсем ручные и ласковые, как дети. 

Кормя их ухой, размятым хлебом.
Только что освежевали оленя. Такова жизнь.

 
Прививка против копытки.
Слева - председатель общины Фёдор Нокрета.
Национальная борьба. Страсти кипят нешуточные. Участники предельно честны. Соблюдают правила неукоснительно.
Кинотеатр. В стойбище - свой дизель-генератор. Очень уж любят парни американские боевики. Там, в Америке, жизнь совсем другая, не как в тундре.
Просмотр фотографий.
Городки по-ненецки.
Оленеводы.
Бродни - самая гламурная тундровая обувь
Пояс от мастера Филиппа Ардеева.
Дедушка. На зиму увозят в интернат в Нарьян-Мар, потому что в тундре по состоянию здоровья уже нельзя находиться. жалуется, что нечасто дают рыбу и мясо в интернате. Он-то привык каждый день!

Красавицы. У каждой - свой наряд, иногда доставшийся по наследству, иногда - самошитый.
В чуме тепло и уютно. На полу - оленьи шкуры, по стенам - ковры.
Варвара - с Ямала. её приехал сватать из "Ямб То" брат председателя Илья. Теперь Варя носит фамилию Нокрето. 
Варвара не только красивая, она и умелая. В тундре без чумработницы никак не обойтись. Оленеводу нужна горячая пища, теплый кров, женская ласка.

Марина Тайбарей из УКМНС НАО всегда найдёт о чём поговорить с подругами. она прекрасно владеет ненецким.

В общине все говорят на родном ненецком языке, но молодёжь при гостях  общается на русском.
Мамы в общине очень юные.
Наивные и искренние, люди "Ямб То" живут в мире с собой и окружающей действительностью.
Оленина - лучшая еда для жителя тундры.
В свидетельстве о рождении у многих детей указано место рождения - Большеземельская тундра. Комментарии здесь излишни.












Праздник закончился.  Вертолёт с гостями улетел в Нарьян-Мар, а люди длинного озера остались возле своих чумов и оленей. Это их жизнь, которую они считают самой правильной. Жизнь без гламура и глянца, честная, радостная и настоящая.
 


В посте использованы фотографии УКМНС НАО и Назаренко А.А.

Читай ещё в ЧУМотеке:

22 комментария:

  1. По твоим постам, Ирина, можно географию изучать.Дети и олени прекрасны!Понравилось про место рождения, а про освежевание-нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда,нам не понять многое из того, что составляет основу жизни тундровиков. Я не вегетарианец, спокойно покупаю и ем мясо, но не готова видеть, как живое существо превращается в мясо. Щажу вас. Есть и более реалистичные фото. Не могу. Но еще раз повторяю. Это и есть жизнь. Не только милые детки и олешки, а суровая реальность.

      Удалить
  2. Потрясающие люди. В условиях жизни Союза они умудрились сохранить всю свою самобытность, это просто подвиг. С другой стороны, на сколько я понимаю, это им помогло еще и не спиться, что было весьма распространенным делом, да и сейчас есть.
    Очень красивые дети, особенно малыши в меховых одежках - точь в точь медвежата-эвоки из известного фильма.

    Не знаю, чего вы так переживаете по поводу забоя животных - это норма бытия. Я сама выросла в городе, но в районе частной застройки, такая себе деревня внутри города. Сейчас там все уже иначе, много чужих, "цивилизация", а 25 лет назад там было печное отопление и вода в колонке. Почти в каждом дворе были куры-утки, многие держали свиней и коз, даже коровы встречались. И, разумеется, скотину резали. Мы, дети, видели с самого маленького как рубят кур, видели и слышали (это ОЧЕНЬ громкий процесс, а если резчик неопытный, то долгий и просто фантастически-громкий) как режут свиней. Участвовали и присутствовали при разделке. Мама до сих пор вспоминает, как она пришла домой, а я стою на табуретке на кухне и держу за лапу курицу, которую разделывает бабушка и ей говорю "Мама, мама, посмотри какой цыпленочек дохленький, я его за лапку держу!".
    И ничего, все выжили, никто не стал маньяком-убийцей, никто не стал заикой или еще чего. Это было ЕСТЕСТВЕННО. Потому что это нормальная часть жизни.
    С моей точки зрения, не естественно как раз когда человек от такого шарахается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира,спасибо за такой развёрнутый ответ:-) Точно ты подметила про то,что не спились. "Ямб То" - счастливое исключение из правил. Не пьют люди. Не знаю, с чем сейчас это связано, но связывают с баптистами, которые массово обратили их в свою веру. Может, сейчас и другая причина есть, но уже неважно.
      Про Это. Как мы много раз отмечали, цивилизация человека портит, смещает приоритеты, ослабляет перед суровой действительностью. Издержки жизни в цифровом веке.

      Удалить
    2. Кстати про баптистов и немцев. Я знаю, что в свое время в ваших краях осело немало немцев, которые сроднились с ненцами. Есть какие-то материалы у тебя на эту тему? Было бы очень интересно. Во всяком случае, мне.

      Удалить
    3. Ира, немцы и ненцы.. :-) Нет, ничего не знаю. Это надо краеведов поспрашивать. Знаю вот, например, что многие дома в городе строили заключенные и власовцы. Построили, надо сказать, на века:-)

      Удалить
    4. Александра "Аргиш"10 сентября 2012 г., 21:51

      Я общалась с девушкой из общины "Ямб то", она мне сказала, что и до прихода баптистов тундру люди в их общине не пили. На мой взгляд все очень просто: у них есть смысл в жизни, они понимают зачем родились на этот свет и что им необходимо делать, поэтому и не распыляются на всякую ерунду.

      Удалить
    5. Александра "Аргиш", от этого еще радостней. очень верно подметила: "у людей есть смысл жизни". Побольше бы такого смысла в окружающей нас действительности.

      Удалить
  3. мне кажется, что у них и есть настоящая жизнь и свобода. иногда хочется побыть вот в такой вот "первобытности"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadya,а, может, надо просто уметь быть свободным везде, независимо от места и обстоятельства?

      Удалить
    2. тоже вариант :) но как-то сложно менеджеру, например, быть свободным: рабочий день, график, план и т.п.

      Удалить
    3. Nadya, очень много ограничителей в жизни, согласна. У каждого есть свои обязательства перед другими. Но если взять тундровиков, то у них рабочий день может продолжаться и ночью,если это требуется. План, кстати, тоже есть:-)
      Но они как-то все без суеты это делают, с достоинством. Нам поучиться у них надо красиво двигаться во времени.

      Удалить
  4. ЧУМработница, как же ты любишь этих людей! Такой добрый и искренний рассказ...

    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, именно этот рассказ написала со слов тех,кто в Ямб То был. Это Марина Тайбарей, Мария Варницына, Анастасия Назаренко.
      Марина Мартыновна хорошо знает ненецкий. Смеялась,что взрослые детей пресекали,когда те вольно на ненецком про "русских гостей" беседовали. шикали на них, предупреждали,что те все понимают:-)
      Когда были гонки на упряжках, один оленевод после финиша подошел и попросил снять его с соревнований, потому что неправильно дистанцию прошел, олень срезал путь. Честность на грани фантастики. судьи не нужны, сами себя судят.
      Чай в чумах пьют по очереди: сначала мужчины, потом-женщины. Обрати внимание на фото: и сидят отдельно группа женщин-группа мужчин.
      Невозможно не полюбить этих людей, Света:-)

      Удалить
  5. Вы так душевно здесь общаетесь, что и мне захотелось присоединиться. Будем знакомы, я из Каменска-Уральского Свердловской области. Блог веду недавно. Это библиотечный блог вообще то. Как я не хотела всем этим заниматься, учиться, разбираться в технических моментах. А теперь каждый день здесь тусю.Заходите в гости, у меня ещё не всё так круто и не так много информации, но тоже всё своё и фото и текст, гостям всегда рада.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Барышня, дорогая, зашла в твой блог, подписалась, буду читать. Чудесная аватарка. Но как-то хочется называть тебя лично, а не коллективно барышнями.
      Очень сложная капча в комментариях,еле справилась. Напиши в личку,расскажу,как убрать.

      Удалить
  6. Ненецкие женщины такие модницы! Наряды - просто глаз не оторвать! Вне времени - яркие, жизнерадостные, ни у кого таких больше нет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я думаю, никто из них не озабочен диетами и прочими глупостями. Естественны в своей природной красоте:-)

      Удалить
  7. Да, все красавцы - и люди, и олени... Просто завораживающая красота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena Rubric,хочется спеть: "Красота, красота, мы везем с собой кота, чижика, собаку...и прочих двуногих и четвероногих красавцев"

      Удалить
  8. Роза Канюкова15 августа 2014 г., 20:25

    Текст отличный, а фотографии пятилетней давности. В этом году в общине также праздновали День оленя, думаю не хуже. Фотографировала Мария Кушнир, и у меня немного есть. Правда и фотоаппарат старенький как я сама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роза Ивановна, фотографии были сделаны ровно два года назад, как и сам текст)
      Не сомневаюсь, что ваши фото такие же красочные . Если праздник в Ябм То - всё будет так, как положено)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails