суббота, 11 февраля 2012 г.

Субботний кинозал: Хозяйка чума

Этот фильм ЧУМработница собиралась показать вам, дорогие ЧУМочитатели, уже давно. За десять минут перед вами пройдет целая жизнь: жизнь маленького народа в его большом доме - ненецкой тундре. В фильме нет монологов, диалогов или закадрового текста, нет музыки. Зато есть живые звуки природы, непривычный для человека городской цивилизации натурализм, есть истина.
Режиссер фильма Олег Бараев не раз бывал в Нарьян-Маре. В один из своих приездов он встретился с воспитанниками Ненецкой школы-интерната. Тогда Олег презентовал свой новый фильм "Маугли с Севера" о выпускнике школы Жене Табарей. У ЧУМработницы сохранились с этой встречи фотографии. Ребята были под впечатлением от разговора с режиссером, задавали ему много вопросов.




Чтобы вы поняли, что это за уникальный человек, почитайте запись его беседы с ведущим программы  "Гостиная" на Дорожном радио "Нарьян-Мар FM" Владимиром Томиловым.

Здравствуйте, в эфире программа "Гостиная", где мы обсуждаем наиболее интересные и значимые события из жизни округа, а также темы, которые волнуют всех. В студии Владимир Томилов. В этом году Ненецкий округ отметит свое 80-летие, наша телерадиокомпания к этой дате готовит фильм, посвященный полярному краю. Мало кто знает, но про округ и про его жителей в разные годы было снято немало документальных фильмов. Среди них серия фильмов, над созданием которых работала творческая группа ГТРК «Поморье». В конце 90-х годов она выпустила три проекта, посвященных жизни ненецкой общины «Ямб то». И сегодня у нас в гостях режиссер, который принимал участие в съемках этих фильмов, Олег Бараев.  Олег Валерьевич, здравствуйте!

-Здравствуйте.

-Я приветствую Вас в нашей студии. Скажу нашим радиослушателям, что мы специально Вас пригласили, чтобы поговорить о фильмах, о ваших фильмах. И у меня первый вопрос, откуда появилась идея снять серию фильмов про эту общину?

-Мой коллега Ян Берлин обратился ко мне летом 1996 года с неожиданным предложением. Сказал, что нашел очень интересную тему в Ненецком округе. И спросил, не хочу ли я работать здесь режиссером. Для меня округ всегда был очень далек, я никогда здесь не был, и много путешествуя по стране, я никогда сюда не заезжал и не залетал. Ян сказал, что прежде всего он эту тему долго исследовал, предварительно приезжал в НАО, встречался с людьми общины «Ямб то», жил у них около двух недель, пытаясь понять их обычаи, обряды, проникнуться неким доверием. Тогда я не знал, просто доверял его словам, что  пока они не будут тебе доверять, они, во-первых, ничего интересного не расскажут, а во-вторых, они, наверное, и сниматься-то не будут. Он очень ответственно подошел к этой теме, и, изучив весь материал, предложил создать группу и поехать на съемки. Эта община в то время была совершенно неизвестна, у многих людей даже не было паспортов. Мы не то, что первые были, кто про них рассказывал, наверное, одни из первых. Если говорить о теме, она не то, чтобы скандальная, но на то время очень популярная. Дело в том, что эта община всегда уходила от цивилизации и от общения с административными органами, не выходила на контакт  со средствами массовой информации. Им это было неинтересно.

Поэтому она и оказалась самой загадочной и никогда никого не пускала в свой мирок. Когда вы туда приехали, как вас встретили?

-Там была уже подготовленная почва. Яна уже знали, он познакомился, наверное, со всей общиной, а там немного народа, порядка 120 человек в то время было. Все жили в отдельных местах Большеземельской тундры. Он сумел познакомиться и выяснить историю, которая нас интересовала, найти героев. Мы шли на подготовленную почву, и когда мы приехали, нас встретили радушно. Мы попали на день оленевода, когда собрались все вместе, вся община собралась на праздник в одном месте, и мы видели сразу всех. Конечно, мы просто не могли ни с кем разговаривать, все говорили на ненецком языке, а мы могли только по-русски. И был только один переводчик, но, слава богу, он был главой общины. Это Илья Валей, молодой парень, на то время ему было лет 25. Он был и переводчиком и тем человеком, который связывал нас с людьми этой общины, поэтому нам было достаточно легко. Необычно. 2 недели в палатках, и с техникой были проблемы – в общем-то, это нас несколько выбивало из колеи. И немножко другой ритм, к которому мы были совершенно непривычны.

А какой ритм?

-Я думаю, что люди-ненцы, особенно, кто живет в тундре, им не нужны часы, они живут по солнцу или по каким-то законам, которые связаны с природой, с оленями.  А мы так не привыкли, у нас все по времени, в 10.00 начало съемки, в 12.00 мы должны быть на месте, брать интервью, в 14.00 закончить и поехать в другое место. Но мы никогда никуда не успевали. То есть, рассчитывая выехать на съемку в 10.00, мы к 20.00, дай бог, приезжали в назначенное место, и уже темно становилось, режим съемки становился для нас почти неприемлемый, возвращались уже ночью. Планируя сделать три дела, в результате делали только одно. Для нас это было непривычно, и мы очень трудно втягивались в такой режим. Город всегда требует ритма, и в этом ритме мы всегда живем. Когда этот ритм нарушен полностью, мы теряемся.

Вы прониклись  их ритмом жизни?

-Да нет. Если уж по-честному, в цивилизацию мы вернулись с радостью.  Там были совершенно глупейшие ситуации, когда мы не знали, чем заняться. Потому что все время снимать невозможно. Можно снимать оленей день, два, три от силы, но не две недели, которые мы провели там. Поэтому и оператор Геннадий Григорьев, который работал с нами, и я, как режиссер, и Ян Берлин занялись один раз глупым делом, там были камни очень плоские, такое ощущение, что они расколоты, такие остроугольные. И мы стали собирать пирамиды. Просто шли в тундру и собирали пирамиды. Может быть, они до сих пор стоят и приезжие люди думают, что это с древних времен. А это мы от нечего делать просто их собрали, просто не зная, чем заняться. Задачу выполнили постепенно, и поняли, что исчерпали себя на эти две недели, нам там больше делать было нечего. А ненцы продолжали жить своей жизнью, и у них всегда были дела, которые шли очень размеренно.

Были ли какие-то интересные или курьезные истории в момент проведения съемок?

-Конечно, истории были. Самая первая история была во время прилета. Как только мы сели в вертолет, потому что добраться туда можно было только на вертолете,  и вертолет прилетел, нас оставил на месте рядом с чумами, там, где проходил праздник, и улетел. Когда мы уже взлетели на вертолете, его обратно-то трудно вернуть, а наш переводчик и глава общины Илья сказал, что забыл свечи от генератора, это генератор, который вырабатывает электроэнергию. Если простому радиослушателю задуматься, зачем нам такой генератор,  дело в том, что все видеокамеры работают от электричества, и все аккумуляторы, которые используются в видеокамерах, требуют подзарядки. Когда мы прилетели и поняли, что заряжать-то нам нечем, появилась очень большая проблема. Но мы ее решили. Мы отправили одного ненца с праздника, он сел на оленей и за 40 километров уехал в Амдерму, чтобы привести нам эти свечи. Наутро у нас все работало. Это одна из историй, а их было очень много.

Скажите, тот образ жизни, которым живут члены общины «Ямб то»,  не шокировал Вас? Я видел фильм, как убивают оленя, пьют сырую кровь. Вы не пробовали, кстати?

-Ян Берлин сказал, что еще неделя, и он бы начал есть сырое мясо. А если говорить про меня, конечно, когда убивают животных, нам, городским жителям просто страшно смотреть на это. И когда мы монтировали, там есть такой фрагмент, где убивают олененка, я закрывал глаза, когда этот кадр шел у нас на монтажном столе. Но не вставить его было нельзя. И когда мы уже эти фильмы показывали на разных фестивалях Норвегии, шведам, даже детям показывали в московских школах, они тоже были шокированы тем, как убивают животных.   Но им было объяснено, что это образ жизни, без этого просто не выжить, что это обязательное условие существования людей в тундре.  И все, в конце концов, понимали. Сейчас уже, по прошествии нескольких лет, я смотрю спокойно на это, то есть я считаю, что без этого нельзя.

Вы упомянули о фестивалях, я так понимаю, Вы представляли этот фильм на различных фестивалях. Где вы его представляли, в каких номинациях, какие призы получили?

-Первый раз, когда мы представляли эти фильмы, это был фильм «Миссионер», мы его показывали в Швеции, там только-только начинался фестиваль Баренц-региона, где участвуют северные районы разных стран. Туда попали и финны, и шведы, и норвеги, Мурманск, Архангельск, Карелия. Он проходил в номинации «документальный фильм». Было несколько – детские, новостные и документальные фильмы. Мы там заняли одно из призовых мест.  Можно скромно сказать, что второе. Было много аплодисментов, люди выражали свое мнение и говорили, что так еще никто не показывал. И никогда они такого образа жизни, такого удаленного от городского, не видели. Их три, этих фильма, и каждый из них получал какие-то номинации на разных фестивалях. Например,  фильм «Люди длинного озера»  был представлен на телефоруме в Сочи, очень жесткий отбор, мы стали лауреатами, фильм «Хозяйка чума»  - это просто наблюдение за жизнью в течении дня за жизнью ненцев, или даже одной семьи, он был представлен на фестивале в Салехарде. Это былвторой фестиваль антропологических фильмов, там при поддержке ЮНЕСКО были представлены фильмы со всей России, очень представительный форум. Люди были в восторге, смотрели, высказывали мнение,  наш фильм стал тоже лауреатом этого фестиваля. Каждый из этих фильмов получил свой приз. Я думаю, что их и сейчас показывают, потому что сейчас можно даже рекламу такую сказать,  что фильм «Хозяйка чума» выставлен на интернет-фестиваль, который впервые проводится в мире, он называется «Золотая сеть». Это фестиваль фильмов, которые уже что-то получали, и по просмотрам «Хозяйка чума» на одном из первых мест. То есть его люди смотрят, и видимо с удовольствием, высказывают хорошие отзывы. 

Я, конечно, фильм «Хозяйка чума» не видел, успел посмотреть только один фильм. Я так понимаю, фильм посвящен какой-то семье или женщине, которая занимается своим бытом. Не скучно было? Может быть, там были какие-то особенности ее жизни?

-Тут можно сказать так, мы же практически в одном месте 2 недели были, и все время наблюдали ее в работе. Наблюдали, как она утром просыпается, за водой ходит, забивает того же оленя, как она ведет себя в самом чуме, как она разбирает свое хозяйство,  чтобы проветрить, провести уборку, как она с детьми общается. На мой взгляд, это было настолько интересно, там не потребовалось даже комментариев. Из 30 кассет, а это практически 15 часов снимали, было очень много фрагментов, где присутствовала она, и мы просто собрали все воедино,  и получился один день из жизни хозяйки чума.

А если сравнить с одним днем из жизни современной женщины, например, городской?

-Есть общее.  Точно так же утром человек просыпается, готовит себе еду, ходит на работу, возвращается, занимается детьми, ложится спать и все это повторяется. Жизнь цикличная. Но есть и разница. Я думаю, что ни одна городская женщина не смогла бы вести такой образ жизни, как ведет она. Для нее это очень органично, она органична в тундре, в этой природе. На тот момент ей было 23 года, молодая ненка, но она вела себя как ребенок, она совершенно не стеснялась камеры. Что важно для кинематографистов, чтобы человек не обращал внимания на камеру. Мы могли наблюдать за всеми ее действиями вполне спокойно и не скрываясь. Она не стеснялась и вела себя порой и как ребенок, и как взрослый, иногда как умудренный опытом человек и все это можно было отражать и очень красиво снимать. И мы не были ограничены во времени, что часто бывает, когда снимаешь городских людей. А уж так, чтобы следить две недели, никто не согласится.

А фильм про миссионера, он чему был посвящен?

-Миссионер был посвящен нашему переводчику. Меня поразило, насколько глубоко ненцы знают свою историю, историю своих предков. И легенда, связанная с этими людьми, кто был дедушка, прадедушка, откуда весь род пошел,  они все это помнят, и думаю, что передают из поколения в поколение. Этот парень для нас стал интересен, во-первых, руководитель. А почему миссионер, он пытался, и наверно до сих пор, насколько я слышал, провести христианскую религию в свою общину. Что было там, это религия добра, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Они такого образа жизни придерживаются? Нет таких, которые отражаются от коллектива?

-Есть, конечно. Мы думали, что найдем настоящего шамана. Или тех людей, которые ведут себя асоциально. Может, мы их просто не увидели. Или нам их не показали. И шаманов не показали. А то, что к ним относятся отрицательно и почему, нам это тоже было интересно. Наш герой нам это и рассказал. Он закономерно стал героем этого фильма. И если зрители его посмотрят, мы, наверное, какие-то фрагменты можем показать по телевидению здесь.

И фрагменты, и все три фильма мы будем показывать на телеканале «Звезда» в наших вечерних эфирах.

-Будет понятно, почему именно он стал героем одного из фильмов.   Кстати «Хозяйка чума» это его сестра. А героями третьего фильма стала вся община «Ямб то», что в переводе означает «длинное озеро».

-В фильме «Люди длинного озера»  вы сделали большой акцент на взаимоотношение общины «Ямб-то» тех времен с советской властью. Насколько я понял, советскую власть они не любили, и вспоминают о ней не очень положительно,  почему такое отношение, неужели все было так плохо?

-Я думаю, что она им была неинтересна. Что такое советская власть? Это больше администрация, которая устанавливала некие законы., в которых необходимо жить. Причем законы были равны для всех, законы не правовые, а жизни. Жесткие, по которым они не могли жить в колхозах, потому что это для них противоестественно. 

Кто-то ведь уходил в колхозы?

-Я думаю, что они не просто шли в колхозы, их, скорее всего, заставляли, и в этом фильме «Люди длинного озера» некоторые из них и говорят, что кого-то заставляли, а их не смогли заставить. Они все время уходили, потому что жизнь свободного человека для них была важнее, чем жизнь коллективная, когда тобой управляет кто-то сверху. Наверно это правильно для них, потому что они не нарушали социальных законов, правда есть история про банду, которая вышла из этой общины, и эта банда в годы войны пыталась даже сражаться с Советской властью. Там было несколько человек, может 7 или 10, кто взял в руки оружие и пытался бороться не только с Советской властью, но еще и своих же людей они принуждали отдавать какие-то поборы, хотя сами ненцы миролюбивый народ, и им это тоже претило, поэтому они даже вспоминают про эту банду с неохотой, пытаются эту историю из своей жизни убрать. Может, они считают ее постыдной. 

А вы знаете, чем они сейчас живут?

-Два года назад ко мне обратились, был какой-то проект, и им стало интересно, чем они сейчас живут. Самая-то большая трудность к ним попасть. Даже большие телеканалы, те, которые в Москве находятся, у них не всегда есть деньги на такие командировки, чтобы туда уехать и люди бы там поработали.  Поэтому они спросили, не найду ли я какую-нибудь историю из жизни этой общины. И мы попытались объединить то, что было раньше,  что мы уже наснимали,  и  опять же на одном герое. Мы его нашли и проследили его жизнь уже здесь, в Нарьян-Маре по рассказам,  потому что туда доехать нам было уже сложно. Этот фильм назывался «Маугли с Севера». И мы, наверно, этот проект продолжим, чтобы все-таки слетать туда еще раз, посмотреть, что изменилось.  Потому что я знаю, что Клава, хозяйка чума, вышла замуж, у нее уже есть дети, она уже живет своей семьей. Сам Илья до сих пор руководитель, но уже взрослый руководитель. Кто-то уже ушел из жизни. Был у нас один герой, самый старый ненец в этой общине, который еще на войну попал, в фильме «Люди длинного озера» мы про него рассказываем, он уже ушел из жизни. Что-то изменилось, пришла цивилизация, но в хорошем плане,  может быть, у них появились радиостанции для общения друг с другом, может быть появились сотовые телефоны, но там наверно еще не работают. Какие-то средства связи с цивилизацией наверняка есть и это для нас было бы тоже интересно. Поэтому мы планируем, если все сложится, летом осуществить такой проект в продолжении той темы. Которую мы уже снимали,  посмотреть, что с ними стало. Я думаю, что они нас помнят. Может быть, даже нам удастся показать те фильмы, которые мы сняли, потому что они то их точно не видели.

Мы бы тоже с удовольствием приняли участие в данном проекте. Скажите, пожалуйста, что могут дать эти фильмы современному обществу? Казалось бы, есть какая-то община, 120 человек, где-то далеко, что она даст человеку?

-Если философствовать, можно сказать, что мы живем сейчас в очень большой суете. Дело в том, что эта суета порой нас убивает, лишает некоего смысла жизни, когда мы все время вертимся в каком-то колесе жизни.  И чаще всего это упирается банально в зарабатывание денег, которые потом тратятся, потом снова зарабатываются. Когда мы там были, мы не видели обращения рублей, долларов между ненцами, как-то все обходилось без денег.  Я думаю, что мы показали  современному зрителю, что можно жить в этой природе очень гармонично.  И это всегда вызывало интерес у детей, у взрослых, у студентов, а уж у кинематографистов тем более.  Потому что не каждый может себе позволить такую командировку,  и не каждый имеет счастье сделать такие фильмы.

Занимались ли Вы подобными проектами до и после окончания этих съемок?

-Подобные проекты, наверное, есть. Дело в том, что когда я еще учился во ВГИКе,  мой мастер предлагала такой проект,  который бы назывался, например, "Легенды народов мира" или России.  Я думаю, что он вполне мог быть применим и вот здесь. То есть приехать к ненцам и снять их легенды,  это было бы интересно. Видел я  такие фильмы, и мультфильмы, «колыбельные мира» они назывались, очень много премий получил проект, там девушка, художник и режиссер, работает над ним уже давно. Вот один из примеров, когда с малыми народностями имеют дело кинематографисты, интересно и не искажая действительности.

Сейчас Вы работаете над каким-нибудь фильмом?

-Сейчас да. У меня много проектов, в планах то, что мы собираемся в общину вернуться. Есть международные проекты, работали с англичанами, собираемся работать со шведами, норвегами. И российские проекты, причем они, мои проекты, толерантные что ли, о том, что не надо ссорится, что каждый человек, пусть другой народности, может вписаться в жизнь современного общества или другой культуры, только эту культуру нужно просто уважать.  Несколько проектов мы собираемся снимать в этом году.

После открытия Ненецкой телерадиокомпании в округе появилась возможность создания фильмов и каких-то серьезных проектов, рассказывающих об округе. И у нас выходят такие программы, как «Знакомый-незнакомый человек», «Экспедиция», когда наш корреспондент ездит по определенным местам в округе и рассказывает о жизни населенных пунктов и людей. Есть также рубрика, посвященная юбилею НАО, тот же фильм, который мы сейчас готовим, о котором я говорил в начале нашей беседы. Какие у Вас будут пожелания нашим творческим группам, работающим над историей Ненецкого округа?

-Мои пожелания такие – я профессионал в своем деле, самое главное, некая ответственность, которую вы несете в подаче, в сборе материала, в его оформлении, в показе и сохранении. То есть, делайте это профессионально, с любовью, с уважением к вашим героям ваших фильмов,  и понимайте, что это останется в истории. Мне кажется то, что вы взялись за эти проекты, и сейчас самое время, 80 лет – большой срок и хороший юбилей. Есть возможность для вас заявить о себе, как авторам, как тем людям, которые смогли рассказать о других и оставить свое имя, в том числе в истории и округа, и всей страны, всего мира. 
*************
А теперь, дорогие друзья, обещанный фильм "Хозяйка чума". Смотрите. Думайте. Пишите.

Смотри ещё в ЧУМотеке:

39 комментариев:

  1. Сильный фильм. И честный. Без фальшивой романтики.

    То, что я бы ни при каких обстоятельствах не смогла так жить, даже писать не стоит! А вот интересно, смогла бы хозяйка чума жить так, как я живу?
    На вид они гораздо счастливее. Не говоря уж про "здоровее"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. VolNa,честный - это очень правильное определение.Иногда фильмы о "диких" народах снимают,дабы привлечь зрителей жареными фактами, шокирующими и экзотическими.Олег,на мой взгляд,большой профессионал в своем деле. Хотя, нет, здесь мало быть просто хорошим режиссером.Надо быть настоящим человеком, чтобы снимать настоящее кино.

      Удалить
  2. БольшоЕ искреннеЕ спасибо, за Ваш рассказ !!!!!!!!!!! Но я б оленеЙ снимала б ВСЕ 2 недели!!! Видео с Вашего разрешения посмотрю чуть позже, вернусь!!!!!!!! СПАСИБО!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sava dama,Большое искреннеЕ пожалуйста за твое спасибо.(мы вроде уже были на Ты?).Я представляю,какие бы ты фото понаделала в тундре.. Кстати,у тебя такой стиль интересный. Фото внаклонку.Надо попробовать тоже. И возвращайся. если ты посмотришь фильм, тебе будет понятней наш регион.

      Удалить
  3. Не знаю смогла бы я так жить, но мне кажется, что эта женщина не была бы счастлива в наших городах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ochumelaya,ты бы смогла,я знаю:-) Ты такая рукодельная,что быстренько бы научилась и малицы шить, и чумы ставить,а кухню местную на раз-два-три освоила бы.

      Удалить
  4. Да, на сколько же там было тяжело и непривычно москвичам. А по мне - просто рай. Тихо, спокойно, бескрайняя тундра очень похожая на нашу степь во все стороны... разве что олени вместо овец и коров :) Да и эта сцена разделки олененка может шокировать, на мой взгляд, только исключительно жителя мегаполиса, который никогда не видит мясо иначе, чем на прилавке магазина. Лично для меня это нормальный житейский момент.
    Счастливые люди, на самом деле. Даже завидно.

    Кстати, детки в малицах очень похожи на эвоков из Звездных войн, такие маленькие меховые медведики :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, люди общины "Ямб то" выгодно отличаются именно этой своей цельностью, они хранят свои традиции, язык. Недаром победительницей конкурса "Печоряночка" в 2011 году стала Наташа Тайборей из этой общины

      Удалить
  5. У меня на блоге есть пост "5 дней в племени Гайавата". Есть такой детский лагерь на Урале.Дети там живут вот почти в таких чумах (вигвамах).Некоторые родители в шоке от увиденного.А дети в восторге...Фильм показывает людей природы.Для них всё естественно в их жизни.Смотрела с большим удовольствием! Спасибо, что знакомите с вашим краем. Конечно мы испорчены цивилизацией. Я с удовольствием провожу часть жизни на природе.Но я хочу возращаться в цивилизацию...меня напрягаеют вопросы гигиены в таком образе жизни.Но это тоже всё из одного места корни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, а у нас летом для подростков устраивают краеведческий лагерь в Пустозерске,том самом,где протопоп Аввакум сотоварищи ссылку отбывал и был сожжен. Можете представить,что там летом творится?комары,мошка и прочая ужасть. Я там была в июле,еле сутки выдержала. А дети даже без накомарников..

      Удалить
    2. дети - это совершенно особые зверьки :) Особенно, если они чем-то увлечены. Тогда ничто не остановит и уж подавно, какая-то там жалкая мошкара :)

      Удалить
  6. Да..., совсем другой образ жизни. Непривычный нам, городским жителям. Смотреть интересно.

    Но я бы так жить не смогла... Всё какое-то замедленное, как в замедленной съёмке. А мы привыкли бегом бегать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба,такой же замедленный ритм жизни в деревне. Сначала ты по инерции торопишься что-то делать,а потом привыкаешь и вливаешься в это течение. Особенно хорошо,когда нет Интернета:-)

      Удалить
    2. Когда нет интернета - плохо.

      Приезжайте к нам. У нас жизнь неспешная. В Ростове - да, там как в Москве, все злые, куда-то бегут, спешат, лица ненавистью к окружающим перекошены. А у нас - тихо, спокойно, хорошо. На спешащего человека часто смотрят с удивлением. А уж от города на пару км отъедешь - там вообще лепота.
      В старину в наших краях основным видом транспорта были волы. С тех пор народ так и живет "Мчуся я на волах, мчуся. Як час - так хата мымо мээээльк!" :)

      Удалить
    3. Ира,только что из Москвы. Не заметила перекошенных:-)А вот многолюдность, да, угнетает немного. И машин много,в пробках стоят. Мне жалко времени. Представь,какую часть жизни надо потратить на ожидание..

      Удалить
    4. Я в Москве 7 лет не была. А в Ростове бываю в среднем раз в год... Плохой город, мне не нравится. Грязный, шумный, народ злющий, даже дорогу не спросишь - в лучшем случае проигнорируют, пустое место как будто перед ними. А в худшем и послать могут. Мне как-то надо было попасть в один отдаленный район новостроек. Пришла на конечную остановку транспорта около вокзала. Сначала людей в очереди спрашивала - как об стенку горохом, молча отворачиваются. Пошла водителей спрашивать... Меня ТАК не посылали с тех пор, как я работала на металлургическом заводе, там так поголовно народ разговаривал... Еле-еле нашла сильно не русского водилу едва говорящего по-русски и только он мне объяснил, как мне туда доехать...

      И пробки в Ростове не хуже московских. Там вообще едва ли не в порядке вещей среди богатых: ехать-ехать, остановиться прямо где ехал посреди ряда, выйти из машины и уйти по своим делам... А машину бросить посреди дороги. Я такое видела даже рядом с ОВД. Реакции - ноль, типа так вроде как и надо.

      Удалить
    5. Ира,остается тебе поверить. Но все равно не хочется обобщать. Мне везет на хороших людей,независимо,с юга они или с севера:-)

      Удалить
    6. Да может по отдельности в отрыве от улицы все эти люди просто ангелы, кто ж спорит :)

      Удалить
  7. Очень интересный рассказ. Как и все неизвестное, примеривается на себя и принимается с трудом. Нелегкая жизнь, тяжелые будни... Интересно, трудно им возвращаться к привычному образу жизни, когда побывают в "цивилизации"?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подозреваю, что в "цивилизации" им труднее...

      Удалить
    2. Elena Rubric,очень яркий пример того,как люди тундры органичны в этой своей тундре, могут служить ребята из Ненецкой школы-интерната,приехавшие туда из окружных сел.На каникулы никуда им не надо,кроме своей тундры. Особенно почему-то колгуевские рвутся. Я уже рассказывала, что, не дай бог, нелетная, плохо всем будет:-) Еще помню Егорку,который учился в моем классе (первый год в НШИ я воспитателем работала). Егорка упорно хотел спать на полу, страшно баню не любил. А однажды в Москве, куда мы приехали из летнего лагеря на спектакль, на одной из остановок метро он без предупреждения вышел, потому что "душно ему под землей, воздуха и места мало".Чудом нашли его тогда.

      Удалить
    3. Ира, ты права. Отрыв от корней даром не проходит.Часто встречаю на остановке бывших жителей Варандея, которых переселили в Нарьян-Мар после ликвидации поселка. Они выделяются среди других какой-то неприкаянностью своей. Хоть и жилье дали,а все не слава богу без родного Варандея:-(

      Удалить
  8. Очень красивое и почему-то грустное видео...
    Спасибо, ЧУМработница.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Kyle and Svet Keeton,надеюсь, грусть ваша светла.На жизнь аборигенов есть два, крайне противоположных, взгляда: 1) не надо этих людей трогать, пусть живут так, как жили изначально; 2)сделать их жизнь комфортней, цивилизованней,как,например,в Финляндии, на Аляске.Знаю, что многие воспринимают вмешательство в жизнь коренных народов как экспансию. Грань очень тонка.

      Удалить
  9. Светлана Безумова13 февраля 2012 г., 11:54

    Я в настоящем стойбище была дважды. (Вариант чума Матвея - это все же цивилизованная экзотика). Один раз пробыла два дня, второй - неделю. Где-то на третий день начинает меняться сознание. Главный урок, который получила в чуме: жизнь - это течение, процесс, а не набор побед, достижений, поражений. Основа любой сложности - простота.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана,мне не привелось дольше, чем день, в стойбище быть. Напомню мой пост По законам тундры Вместо ожидаемого праздника в стойбище получила экстрим с дождем и холодом и урок терпения и мужества.

      Удалить
  10. Фильм потрясающий! Неспешный день, один из многих... Суровые бытовые условия и такие счастливые люди... А детки - просто чудесные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марианна,спасибо всем вам за то,что посмотрели фильм так, как это и нужно было: не между делом, а спокойно, внимательно: чтобы что-то для себя понять,чтобы проявить уважение к людям,о которых фильм снят.

      Удалить
  11. ЧУМО-тека просто не может не быть ЧУдо-блогом!
    http://biblio-romantic.blogspot.com/2012/02/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. BiblioRomantic,спасибо.Зашла в Ваш блог и там сказала спасибо.Рада,что все вы у меня есть:-)

      Удалить
  12. Да, Ириш, таки надо делать тебе Золотую Звезду ЧУДО-блоггера :) Пошла думать :)

    ОтветитьУдалить
  13. Ира, давай выздоравливай, ишь чего придумала - болеть... Ты же у нас спортсменка!
    Мужу привет и поздравления вам с Днём свадьбы!
    Всё, пошла спать, время третий час ночи... И тебе приятного сна и исцеления!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба,это уже издержки жизни в блоге: даже болеть публично:-)) А Коткину приветы передавать бесполезно. У него память очень избирательная, я бы сказала, жизнесберегающая. Никакой лишней информации не держит, потому как работа загружает его по уши всевозможными сведениями и событиями. Слава богу, хоть меня помнит:-))

      Удалить
    2. Дорогие друзья! Радостно, что фильм не оставил многих равнодушными. Такое обсуждение, пожалуй, будет приятнее наград на фестивалях! О своем отношении к этой теме, я сказал в интервью выше, но здорово, что фильм без единого слова вызывает эмоции! Еще раз, больше спасибо, если будут вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу!
      С уважением ко всем зрителям,
      автор фильма

      Удалить
  14. Олег,рада видеть Вас в ЧУМотеке. Заходите чаще,ведь Вы тоже "подсели" на Заполярье, как и мы все:-) Благодаря Вам узнала, что в биографии зам.губернатора по инфраструктурной политике Яна Берлина есть такая замечательная страница в биографии и такой талантливый друг.

    ОтветитьУдалить
  15. Дети очаровательные, как пингвинятки. Око оленье, все понимающее... Вегетарианцы бы там не выжили. Все больше и больше жалко животных. Которые все понимают.

    ОтветитьУдалить
  16. Natalia,недаром ненцы говорят,что олень это жизнь. так оно и есть. Ведь это не только передвижение на красивых оленьих упряжках и ручные оленята в чуме. Это сам чум,сделанный из оленьих шкур, это одежда, это еда. В тундре все просто:или живи, или не живи.

    ОтветитьУдалить
  17. После «Ненецкой свадьбы» надолго прописалась в субботнем кинозале. Как же это всё интересно, непонятно, а порой очень трогательно. Спасибо создателям фильмов и тебе за то, что читатели ЧУМотеки могут увидеть мир другими глазами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, не сразу поняла,что ты пишешь комментарий не к "Ненецкой свадьбе":-))
      Да уж, скоро вы больше меня знать будете!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails