среда, 27 ноября 2013 г.

Все дороги ведут в мир

"Ну зачем вам автомобили, если у вас одна несчастная дорога в наличии?" - часто слышат нарьянмарцы от приезжих. "И вовсе не несчастная, и вовсе даже не одна, а две!" - обижаются те в ответ.
А потом заводят свои легковушки и внедорожники и гордо катят в магазин, в лес за грибами-ягодами, в соседнее село Красное, да в аэропорт - пересесть на самолёт и улететь на Большую землю.
Ой, сейчас ЧУМработницу загрызут автолюбители, которые вот уже много лет на своих верных лошадках не по воздуху, а по воде - паромом по Печоре до Коми, а там на своих четырёх - в отпуск выезжают. Так ведь, согласитесь, - неудобно, да и долго, а в идеале хотелось бы по автобану с ветерком.  Но как тут разгонишься? -  тундра, однако...

Не до жиру - быть бы живу!

Бог любит троицу. Через год НАО будет хвастаться ещё одной дорогой, которая соединит нынешнюю окружную столицу со столицей первоначальной - Тельвиской. В Тельвиске ЧУМработница была не однажды, но особенно ей запомнился апрельский визит, когда лихой водитель Михаэль, практически Шумахер, как в последний раз, заруливал по начавшей подтаивать Печоре.
Когда вода начала просачиваться в салон, перед глазами ЧУМработницы в одну секунду всплыли все подробности её ЧУМовой жизни. В тот момент она много чего себе понаобещала, если благополучно выберется из печорского бассейна. Выбралась, была осмеяна жителями Тельвиски за трусость, а вечером таким же макаром отбыла обратно, сидя в той же машине, но уже с закрытыми глазами.
Сельчане настолько привыкли к дорожно-водному экстриму, который вот уже многие годы сопровождает их и зимой, и летом, что на удивлённые ахи и охи горожан философски отвечают: "Пустяки... дело-то житейское"!
И всё-таки не пустяки, когда в село, расположенное буквально под боком у Нарьян-Мара через реку, приходится поднимать санитарный вертолёт для больного, потому что по неокрепшему льду не то что не проехать - пешком не пройти . Вывоз мусора, доставка хлеба и почты, вызов пожарных, да просто поездка на работу оборачивается большой проблемой. 
Семикилометровая дорога, которая свяжет Тельвиску с Нарьян-Маром, эти проблемы решит в одночасье. Вроде и благое дело, но без шума не обошлось. Общественники разбирались, сколько деревьев по новому дорожному маршруту вырубили, сколько ущерба природе нанесли.   Сами сельчане разделились на два лагеря, представители одного из которых категорически не хотели пускать городских в их чистое и красивое село. Пока спорили, дорогу потихоньку строили и даже понтонный мост установили через протоку, которую в народе Казёнкой кличут. Вот туда-то с инспекцией и отправилась ЧУМработница, чтобы своими глазами увидеть альтернативный путь в благословенную Тельвиску.

Из жизни рыб

Трэкол - лучший витамин для путника в тундре ли, болоте ли, пустыне ли. ЧУМработнице он представляется неким серым волком (в данном случае, альбиносом), на который вскакивает Иван-царевич с царевной наперевес и несётся по лесам-полям-долам стрелой.
ЧУМработница вроде бы и элегантно вскакивала на волка, но на следующий день обнаружила странную синеву в районе левого бедра. Не каждый день на таких зверушках кататься приходится, да ещё по новой дороге, не из жёлтого кирпича, как в сказке про Элли, а из асфальта и бетона. Хотите знать, как там, в Трэколе? Тепло, мягко и высоко. Такие белоснежки были закуплены этим летом для десяти сельских советов. Другие восемь откровенно завидовали, потому что прибарахлились первыми, но  УАЗиками. А разве можно сравнить такое вездеходное чудо с какими-либо другими машинами?
Ну так вот, ехала ЧУМработница, ехала, с высоты окрест наблюдала и увидела Её.
Она была длинна, кругла, огромна.  Она будет лежать на уровень ниже насыпанной дороги. Через Неё в перспективе должны будут прогуливаться рыбы из водоёмов, когда весной вода поднимется. Даже ил и водоросли для тех рыб предусмотрены. 
ЧУМработница тоже Рыба, а потому решила на себе испробовать, комфортно ли ей будет рассекать по тоннелю прогулочным кролем?
Нормально. Плавники в края не упираются.  В принципе, можно по-быстрому и через понтонный мост перебежать, если хвост подкачать в тренажёрке.
140 метров -  не так уж и много, но достаточно, чтобы дать уже сейчас машинам экстренных служб до Тельвиски добираться и не гонять туда дорогущую винтокрылую стрекозу.

На дороге для пущей важности краснеет "кирпич", но тихой сапой по мосту уже двигаются не только пожарники и спасатели.

На мосту предполагаются и так называемые аппарели для прохода маломерных судов, и это тоже важно, ведь, кроме автомобилей, снегоходов и космолётов, у НАОпланетян в гаражах стоят лодки и катера. Ну скажите, разве не хозяйственный народ?

Домострой

Что русскому хорошо, то немцу смерть. Что Средней полосе безделица, то на Крайнем севере - подвиг! Чего ни коснись, везде свои национально-региональные особенности. Если уж строить, то только заведомо тёплое и желательно непожароопасное жильё. 
Похожий деревянный дом сгорел три года назад, оставив без крова несколько семей.
Вместо него возведут трёхэтажный 24-квартирный.
Мастер ОАО "Нарьян-Марстрой" подробнейшим образом рассказал ЧУМработнице все тонкости технологии, но она, как обычно, забыла включить диктофон и успела запомнить только как зовут знающего специалиста - Алексей Сазонов (через букву А, она не спутает, не волнуйтесь, Алексей: ЧУМработница всегда самое важное на лету схватывает!)).
Ещё она точно помнит, что деньги на строительство дали нефтяники, за что им большое мерси. Дом собираются сдать в сентябре 2014-го. ЧУМработница готова пожертвовать ради благого дела свою кошку Маню. Маня научена правильно заходить в новые квартиры: сразу вычисляет стоимость квадратного метра и его соответствие качеству исполнения. 
Одно есть неудобство в новой технологии - выше трёх этажей нельзя надстраивать. Но, сами посудите, дорогие друзья, как нелепо смотрелся бы в тундре небоскрёб!

Курам на смех

Продолжая разговор про подвиги сельчан, нельзя не отметить огородников, умудряющихся выращивать в вечной мерзлоте практически бананы с апельсинами, скотоводов, надаивающих со своих коровок кислородные коктейли и, конечно же, птицеводов, занимающихся моржеванием страусов (про страусов правда, позже ЧУМработница вам расскажет) и закаливанием кур-уток-гусей. 
Антон Семяшкин вместе с родными знает толк в инкубаторах, автопоилках, ветконтроле и яичном желтке. 
Отряд из тридцати курочек-несушек, бравых петухов и гусей поставляют к семейному и дружественным столам свежее мясо и желтоглазые деликатесы.


Яичницей Антон не угостил и даже не обещал, что на Новый год порадует. Заказов хоть отбавляй, а рабсилы маловато. Вот развернётся к лету, тогда пожалуйста.
ЧУМработница после посещения курятника в воспоминания ударилась. Всё её детство прошло копыто об ногу с козочками бабушки Лизы. Вскормленная гиперполезным сладковатым напитком, ЧУМработница была румяна и худобой не отличалась.
Она всё никак не соберётся сходить с вами вместе в стреднестатистический нарьянмарский продовольственный магазин, чтобы продемонстрировать вам то, что прибывает в округ по зимнику и по воздуху. Ей богу, если она после недельного поиска творога не найдёт его и завтра, она заведёт на балконе корову и сама этот творог будет делать! Ну, или дорогу нормальную дождётся.

Поурочное планирование

Скоро сказка сказывается, да не скоро дорога строится. Ещё годик - и Тельвиска будет центром Вселенной, хотя умные люди уже сейчас это поняли и скупили там всю свободную землю, а также пустующие дома. Будут делать здесь Рублёвку. Разговоры местных жителей о том, что "городские всё загадят, грибов будет некуда пойти пособирать, пусть у себя в городе мусорят, мы здесь и так хорошо живём, лодка-буран есть и слава Богу" сойдут на нет, как только дорогу на Тельвиску сдадут "под ключ".
А потом... Потом можно на Устье, что рядышком с легендарным Пустозерском. Потом на Тошвиску, что уже с Коми рядышком, а там и выход из ненецкой дорожной блокады. 
Немножко похоже на сказку, но сказки, как известно, нередко становятся былью. Так что тюнингуйте свои вездеходы, дорогие друзья, покупайте ватные штаны, валенки и ушанки и готовьтесь к авторалли по маршруту "Большая Земля - тундра".

Фото "Рыба в трубе" - Денис Селиванов

Ещё один взгляд на новую дорогу:
Тимофей Жуков "Семь километров прогресса" - Няръяна вындер. - № 135 (20047). - 3.12.2013

Читай в ЧУМотеке:

44 комментария:

  1. Класс! Мне понравилось. Что? Да все. от трубы до белых таков, тех что грязи на бояться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, а я была несказанно рада вырваться на свежий воздух из кабинета и от своей бесовской машины, которая сжирает у меня полжизни:-))

      Удалить
  2. Спасибо, Иришкин! Рыбка наша Золотая! :)
    Твои посты, как окошко в мир ваших национально-региональных особенностей. Столько интересного!
    Дом строящийся понравился: Под ним специально пустота - спасение от вечной мерзлоты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Волнушка, не волнуйся так, ты у нас и так вся волнительная! Пустоты в доме будут заполняться утеплителем. А про спасение от вечной мерзлоты я разе не писала? Только Любовь!:-)

      Удалить
    2. Значит, я правильно поняла - пустота для утепления.
      Я ваще не волновалась: знаю, что за Полярным Кругом люди не первый год живут. Знают, как свою жизнь обустроить. Подивилась находчивости.

      А любовь - да! Она и от мерзлоты, и от жары спасает... :)

      Удалить
  3. Тельвиска действительно совсем рядышком с Н-Маром (10 мин. езды). Для сравнения: до Красного на машине минут 40-45. И дорога до Тельвиски - это здорово!
    У нас (АРКТИКАнцев) по гранту заложен концерт в Тельвиске, одна вот проблема - доехать до неё. Нам говорят: река замёрзнет - приезжайте! Ждите!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лёлик, я не написала, что в Тельвиске великолепный Дом культуры с не менее великолепным директором Галиной Дуркиной. У неё, мне кажется, даже собаки в хоры сбиты и поют на три голоса:-))

      Удалить
    2. Надо срочно ехать к тельвисочным собакам - брать мастеркласс, будем с Чупровым трёхголосьем голосить!)

      Удалить
    3. Лёлик, не греши с собаками, у вас и так замечательное трио "Ля-Ля-Ля": Иля,Аля,Оля!
      Кстати, пора дочь с собой на гастроли по деревням брать!:-)

      Удалить
    4. Так мы и берём... Но она скорее всего даже не петь будет, а играть!

      Удалить
  4. Как всегда живо и интересно ну да Чумработница! Деревенским тоже скучать некогда, разводят кур и гусей, нефтяники дома строят погорельцев,хотя в правительстве заложена программа строительства собственная?
    Дорогу наверно на федеральные средства строят? 7 км, а строят уже года 3? Если не дольше. Надеюсь на лучшее!:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Albina Pashkevich, отчёт шведским резидентам:

      1)Строительство дороги ведётся по окружной долгосрочной целевой программе «Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2015 годы».
      2) 7 км за 2 года (начали-то год назад, а не три)- это очень даже недолго, тундра ведь кругом, тебе ли не знать! Да и огромный объём подсыпки. Всё в соответствии с проектной документацией. Полдороги уже готово, 450 метров в асфальтово-бетонном покрытии, 1600 метров с освещением пройдёт по Тельвиске.

      Фсё!:-)

      Удалить
  5. Отчиталась значит....Ну как говориться если программа долгосрочная,то и нечего сказать,сюрпризов не жди. Хорошо что строят. Про тундру то знаю конечно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Albina Pashkevich, я отчиталась, но и ты можешь нас порадовать очередным дорожным шедевром. Где была? Что видела? Делись. Места в ЧУМотеке для твоих опусов с картинками хватит:-)

      Удалить
  6. Отписано на пять с двумя плюсами. Правда, хорошо. О проекте дороги на Коми говорить начали еще в 80-ых годах. Потом нагрянула свобода и освободила страну от денег. Эта дорога для округа гораздо актуальнее, чем на Усинс. Просто нефтянка стала к месторождениям дорогу тянуть, и округ решил, что и нам туда. А дорога, которая свяжет села по реке - это артерия, по которой побежит кислород для развития сел. Опять же при первом желании можно на концерты в ДК Тельвисочный съездить. Шоу они знатные умеют делать со своей предводительнице - Галиной Александровной.-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света Безумова, дорога на Усинск, так и быть, пусть тоже будет:-) Недавняя авария на оптоволокне показала, что нам обязательно нужна альтернатива имеющимся каналам связи. То же самое и про дорогу хочу сказать. Две - лучше, чем одна или ни одной:-)
      А дорога, соединяющая сёла - это у ж точно дорога жизни.

      Удалить
  7. Что-то я последние буквы в словах посъедала. -)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света Безумова, это от голода. Хватит уже на диете сидеть!:-))

      Удалить
  8. А у нас понтонная переправа через Кузнечиху за деньги. Коммунизм у вас там. ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Mix, а кто его знает - вдруг введут. Ты больше не пиши здесь про деньги, ладно? А то наши возьмут, да переймут опыт у соседей:-))

      Удалить
  9. Нуууу...теперь я понимаю, почему ЧУМработница "сама не за рулем и пока не собирается" :) А если серьезно, то побольше и поскорее вам хороших дорог, на которых вода в салон не будет просачиваться! И, как начинающий автолюбитель, не могу не впечатлиться, впервые увидев трэкол (правильно написала?). Вот думаю, может не то купила? :) А "хомяка" я для тебя сфотографировала. Пойду менять картинку в пост :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. umnica, в логике тебе не откажешь. За рулём-не за рулём - мне кажется, дело внутреннего на то созревания.Я пока не дозрела:-)
      И чтобы было понятно, о каком хомяке идёт речь, зашлю народ к тебе в гости:-)

      Удалить
    2. Что правда, то правда. Мне кажется, что я все еще дозреваю! Спасибо за пиар :) цАлую и жду в гости..по настоящему!;)

      Удалить
  10. ...губернатор и К...как всегда с шиком......на пользу ли..эта дорога...обывателям ..Тээээльвиски...вот в чём вопрос........дорогая Чумработница! а не поговорить ли...Вам в Чумотеке...о использовании хим.реагентов.. на дорогах Нарьян-Мара...к чему идём......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. RINA,
      1)Трэкол - не роскошь, а средство передвижения (О.Бендер)
      2)Про пользу:а это Вы у обывателей спросите. Лично мне довелось побеседовать и с теми, кому дорога нужна, и с теми, кому кость в горле, и с главой поселения, у которого каждый день заботушка - хлеб, мусор, скорая и т.д..
      А помните, раньше Нарьян-Мар был закрытым городом? Спокойно как было, никого лишнего, красота!:-)

      3)По поводу реагентов у нас уже есть : отличная площадка для обсуждений на info83 Подключайтесь.

      Удалить
  11. Труба впечатлили, рассказ о дорожном экстриме - ещё больше! Нет, я бы в ваших краях не выжила, однозначно. Вы там все - настоящие герои!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Илона, сначала хотела главу о трубе озаглавить "Труба дело", но передумала. Говорят же, мысли материализуются. Не дай Бог:-)
      Насчёт адаптации - ты бы моментально ассимилировалась, раз уж курочки привыкают:-)

      Удалить
  12. Здорово, потом будем и в Тельвиску комфортно ездить))))
    Дом культуры придется раздвигать!
    Как рванет весь город на концерты к Галине Александровне!!!

    А труба для рыбок впечатляет)))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ИрЭн, я уже представила: ты за рулём, а мы большой компанией в качестве пассажиров. Учись водить уверенно, мы на тебя надеемся!:-)

      Удалить
  13. Какие у вас замечательные, трудолюбивые и талантливые люди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, европейцы тоже хороши. Начиталась вчера у тебя про особенности национального проживания - до сих пор в культурном шоке:-))

      Удалить
  14. Всегда думала про себя: если бы я хотела машину, я бы хотела большой внедорожник...а теперь буду хотеть ваш Трэкол. Класс машинка! Но..хотеть не вредно, катаюсь на том,что есть.
    Надеюсь всё таки больше пользы от этой дороги будет, чем вреда жителям Тельвиски.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Исаева, да чо там - всего-то миллион какой-то и стоит этот Трэкол!:-))

      До сих для многих, кто живёт в Нарьян-Маре , отсутствие внятной альтернативы воздушному транспорту очень угнетает как материально, так и морально. Чувствуешь себя заложником ситуации и места. Дорога - это свобода!

      Удалить
  15. Добрый вечер, Ирина Валентиновна!!! Очень точно доведена информация до читателей, проблема касающаяся транспортного сообщения между Тельвиской наиболее остро проявляется в период весеннего ледохода и осеннего ледостава. Во-первых во время распутицы снабдить село хлебом и почтой порой очень сложно, так как своей пекарни в населенном пункте нет, а судно на воздушной подушке может совершать рейсы лишь при определенных погодных условиях, а у нас на Севере погода все знают как любит меняться. во-вторых жители постоянно проживающие в селе, но в тоже время имя постоянное место работы в городе, весной и осенью испытывают большие трудности с переездом в город и обратно (сам жену каждое утро и вечер вожу на снегоходе). Ну и разумеется проблема со "свалкой", в настоящее время мест санкционированного размещения отходов в селе просто нет! Что касается леса, так и сейчас безответственные граждане могут приехать в лес и намусорить. Поэтому твердо считаю, что дорога является крайне необходимой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, рада видеть тебя! Спасибо за конкретику. Всё очень серьёзно и понятно. А мне почему-то в связи с твоим комментарием подумалось: как неудобно женщине на работу на снегоходе ездить, ведь приходится утепляться, чтобы не заболеть. На работу приедешь - переодеваться. Хотя, может, кому-то это покажется романтикой?:-)

      Удалить
    2. Если честно, то вижу, что жену напрягают такие покатушки, но куда деться, можно конечно на период распуты и в городе пожить, но дома сын, муж, а дороги может не быть и неделю и две, поэтому терпит))) Просто в данной проблеме необходимо иметь здравый ум и расчет, дабы избежать несчастных случаев на реке, а кратковременные неудобства мы переживем)))

      Удалить
    3. Саша, знаю я твою Марию - она, как жена декабриста, везде за тобой:-)

      Удалить
  16. Ира ты и в грустном находишь нотку радости и надежды.Чудесный пост,столько делается и люди улыбчивые на фото,"белоснежки" потрясающие.Дорога это так важно для людей.
    А с продуктами я не представляю каково вам,у нас все рядом(и мы еще и жауемся).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Софья рыжая, всё, корову в понедельник покупаю - творог так и не появился: ни наш, ни привозной. Я, конечно, ещё не спросила у нашей домовладелицы кошки Мани, пропишет ли она, кроме нас, ещё одну постоялицу:-))

      Удалить
  17. Машинки шикарные! Купите пару таких же белоснежных штук Дому бракосочетаний - коммерческий проект будет обречен на удачу - отбою не будет! Никакие лимузины не нужны! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena Rubric, если идею пойдёт в мир, тебе обязуемся делать отчисления от каждого выезда новобрачных на Трэколе:-)

      Удалить
    2. Вот это деловой подход, ЧУМработница! :) Мне нравится! :)

      Удалить
  18. Под "кирпич" катаются может пожарные, а не пожарники???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожа́рник — разговорное наименование работника пожарной охраны.
      Сегодня слово пожарный употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным, а слово пожарник — просторечным. В словаре Даля пожарник — «устраивающий пожарные команды и заправляющий ими». (Википедия)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails