суббота, 30 ноября 2013 г.

Субботний кинозал. Before the Snow

Фильмы ужасов - необыкновенно популярный жанр мирового кинематорграфа. Странная потребность человека испытывать острые ощущения от встречи с неведомым и мистическим даёт возможность режиссёрам вновь и вновь запрашивать громадные суммы на производство очередных кошмаров и страшилок - высокие кассовые сборы будут обеспечены.
Сегодняшний фильм субботнего кинозала ЧУМотеки не имеет лихо закрученного сюжета и многомиллионного бюджета, а главные роли в нём исполняют не голливудские звёзды, а простые люди, мощными нитями связанные со своей малой родиной.

"Before the Snow" - как перевести это сочетание без потери смысла? ЧУМработница решила для себя, что это будет предчувствие снега, шаг в неведомое, голос с неба, звук из космоса.
Этот фильм она увидела в блоге уже известного вам, дорогие друзья, по гостевому посту "Стены и люди" финского этнографа-исследователя Штефана Дудека . По просьбе ЧУМработницы, Штефан написал свои комментарии к фильму и выслал совершенно шикарные фото, которые у она загрузила, не сокращая - рука дрогнула оптимизировать такую красоту.
В картине она увидела недавно ушедшего в мир иной дитя своего народа, писателя и оленевода Юрия Вэллу, с которым ей посчастливилось встретиться однажды в Нарьян-Маре.
Прежде чем дать слово Штефану, ЧУМработница хочет попросить вас  о небольшом одолжении. Посмотите этот фильм лишь тогда, когда вы будете к этому готовы. Выделите себе полчаса субботнего времени именно для просмотра, не отвлекаясь на что-либо другое. Иногда бывает полезным остановиться и подумать, кто мы такие, насколько мы зависим от обстоятельств, какое место нам отведено в природе. 
************

В 2007 году мы вместе с фотографом и режиссером Кристиан Фагт посетили моих хантыйских и ненецких друзей в Западно-Сибирской лесотундре. В результате, появился короткометражный фильм, который можно посмотреть в интернете.
Штефан Дудек во время этнографических исследовании среди оленеводов
Для коренных жителей, живущих на родовых угодьях недалеко от огромных нефтяных месторождениях, рассказы о духах и приведениях - это живая традиция. Это возможность говорить об опасном, недобром и своих страхах с целью  избавиться от них. Личный опыт и древние традиции вмешиваются в рассказах Иосифа Кечимова, Юрия Вэллы и лингвиста Аграфены Песиковой
В фильме Аграфена Семёновна представляет свой анализ противопоставления западной культуры культуре коренных жителей и их сопротивление против вмешательства в их религиозные практики. Три рассказчика являлись и являются лидерами своих общин и своими рассказами дают понять, какие последствие несёт за собой неадекватное поведение по отношению к опасным явлениям.
Аграфена Песикова в фольклорном архиве
Иосиф Кечимов говорит об отношении к мертвым и трагических последствиях столкновения с непогребенными умершими родственниками. На фоне развития нефтяной промышленности, насильственных переселений и распространения протестантской веры среди хантыйского народа его опасения по поводу утраты традиций и повышения рисков  жизни в лесу своего народа растут.
Юрий Вэлла рассказывает историю о встрече лесных ненцев со сверхъестественным и угрожающим жителем заброшенного человеческого поселения. Рассказы охотников никогда имеют только один смысл. Юрий Вэлла оставляет слушателю право сделать свои выводы. Но что делать, если правильное понимание традиции и культурного контекста отсутствует? 
Юрий Вэлла
Юрий Вэлла делает метки
Аграфена Песикова даёт суровую отповоедь тем, кто вторгается в жизнь оленеводов и охотников. Интересы и интерпретации событий и явлений этих людей базируются на европейских и христианских взглядах. Они не в состоянии что-то понять, если не разовьют в себе осторожное и уважительное отношение к местным жителям. Они должны знать, что молчание, дистанция и воздержание от прямого взаимодействия - часть уважительного поведения в среде коренных народов. Если они в состоянии слушать правильно, то они могут правильно понять сообщение.
Сжигание попутного газа на нефтяном месторождении Когалым
Фильм подтверждает мою гипотезу о том, что представления коренных народов о взаимодействия со сверхъестественными существами, умершими людьми и животными, влияют на представление о правильном взаимодействии с другими незнакомцами - чиновниками, антропологами, нефтяниками или туристами. Ото всех посторонних можно ожидать схожие формы поведения, поэтому крайне необходимо соблюдать уважительное расстояние с ними, чтобы избежать конфликтов и трагических последствий неправильного контакта. 
Зимняя рыбалка в лесотундре
Зимная рыбалка близ хантыйского стойбища в тайге. Когалым
Чаепитие в лесу
Когда человек испытывают столкновение с чем-то инородным, истории о призраках и духах могут послужить ему уроком и предостережением.


Смотри ещё фильмы в "Субботнем кинозале"

26 комментариев:

  1. С удовольствием посмотрела фильм,хотя собиралась уже спать.
    Вообще считаю что коренные народы должны сохранять свой стержень,и "пришлым" нужно уважительно относиться к местам где ты гость(хотя я наверное говорила бы по другому,если бы оказалась у аборигенов-каннибалов).
    Честно было ощущение "мурашек" будто в детстве,когда мы рассказывали в темноте страшилки,только более тонкое.
    Вспомнила как мы с девченками "баловались",жутко становиться.
    И интересно было услышать мнение о христианстве,о "рамочности",тут можно подискутировать.
    Спасибо за чудесный показ.Фильм очень теплый,и его очень приятно смотреть, и слушать,голоса героев погружают в атмосферу покоя.Такие "сказки на ночь" даже лучше любого урока помогают лучше понять человека и его мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Софья рыжая, можешь себе представить: прежде чем у меня получилось вставить код с фильмом в пост, мне пришлось раз 10(!) повторить привычное телодвижение.
      было так: вставляю код - просматриваю - фильм есть. публикую - смотрю - фильма нет. ????
      Ещё раз. Тот же эффект.
      Ещё раз и так раз десять, пока, наконец, увидела его в опубликованном посте.

      Честное слово, товарищи духи, я себя хорошо веду, не ругайтесь на меня, ладно?:-)

      Удалить
    2. "аборигены-каннибалы" это канечно миф. Про них писали те которые "присоединили" новые земли к своими державами. и с удоволствием соседние народы рассказали про своих соседи, что колонизаторы хотели слушать. лудоедство встречалось в ХХ веке среди немецких солдат под Сталинградом, но не среди аборигенов.

      Удалить
    3. Вы слишком буквально поняли мою фразу.

      Удалить
    4. софья рыжая, несмотря на то, что Штефан очень хорошо владеет русским, некоторые нюансы ему до сих пор трудно понять:-)

      Удалить
  2. Посмотрела фильм Штефана и пришли на ум некоторые мысли по данному поводу. У каждого народа свои верования, своя религия. Побывав этой осенью на конференции в Рованиеми, послушав людей разного вероисповедания, пришла к некоторому умозаключению. Может оно и покажется некоторым неправильным, но это я так думаю. Какой бы не были люди веры в современном мире, но в где- то в глубине своей души они все остаются язычниками. Все думают о своих исконных священных местах, стараются их сохранить, хотя например священная христианская церковь их не признает. Ведь еще в Библии, сказано, что все языческие идолы должны быть уничтожены, что Бог един для всех людей, живущих на Земле.
    Когда я приехала из Финляндии домой, мне позвонила одна знакомая и как бы подтвердила мою мысль. Она сказала, что крещеная, но часто обращается к нашим ненецким богам за помощью. Спросила совета, что ей делать, может ей сходить на исповедь к священнику и узнать правильно она делает или нет. Какой веры ей держаться. Я людям в вопросах религии не советчик, но считаю надо всегда делать так, как считает человек сам.
    Я и сама крещеная, но думаю своих богов забывать нельзя.
    О странных вещах. Когда то мой брат ехал с охоты домой на Буране со своими родственниками. Те ехали впереди, а он немного отстал. И вдруг его буран заглох и не едет вперед. Осмотрел его вроде все в порядке, но не заводится. Решил покурить, но зажигалка не работала. Бросил в сердцах сигарету на землю и тут же мотор заработал. Быстро догнал своих и оказалось, что застрял он совсем ненадолго, а ему показалось это была вечность. И тут он вспомнил, что ведь когда то его уже крутило на этом же месте. Вроде и охотничья изба недалеко, видна даже, но не может уехать с этого места и все тут. Тогда он прикурил и положил сигарету на кочку, сел на буран и поехал. Сразу же и оказался у избы.
    Мы с ним думаем, что это духи наших предков просили себе табачку. Ведь изба стоит недалеко от места нашего старинного тина (сарая).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, спасибо за развёрнутый и, как всегда, познавательный и интереснейший комментарий. Почитала и подумала: может, мне тоже надо было что-то духам подарить, прежде чем фильм о них в ЧУМотеку вставлять? Я уже писала о том, что не смогла это сделать ни с первого, ни с пятого раза.

      Нисколько не иронизирую. Всё, что касается неведомого, внушает некоторые опасения из-за того, что ты не знаешь, как себя с этим себя вести.

      Язычники? Наверное. Летом вспоминаю, как мы на утренней зарядке с моими спортсменами в финале обнимаем берёзки, чтобы силы набраться. И ведь чувствуешь - есть эта сила!:-)

      Удалить
    2. Спасибо Юлия Александровна, Вы совершенно права.

      Удалить
  3. ЧУМработница, посмотрела фильм - пришла мысль, что на севере люди еще не утратили то тонкое и глубокое восприятие природы, некое единение и гармонию с ней. Причина,думаю, в отдаленности от техногенной цивилизации. В фильме это прослеживается:человек не пытается анализировать происходящее, а воспринимает это как естественное проявление чего-то неведомого нам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это ситуации, в которых анализировать никак не поможет. И я думаю, что кажды человек бывает в таких ситуациях но не хватают способности или знание, как правильно реагировать.

      Удалить
    2. stephandudeck, в фильме и про реагирование сказано. Вернее, реагировать никак)) Стараться не мешать происходящему, в худшем случае, улепетывать подальше:)

      Удалить
    3. Елена Сумарокова - "5" за внимательный просмотр фильма!:-)

      Удалить
  4. ЧУМработница,

    Спасибо за кинозал. Посмотерла фильм с удовльствием.
    Особенно понравилась последняя часть с А.Песиковой.
    "Глаза есть, а вот они так и не смогли увидеть"...как верно сказано и подмечено про наше современное общество...Мы иногда проходим мимо чего-то важного...куда-то спешим....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tatiana, про то,что мы сами себя загоняем в некие рамки, что в суете смотрим, но не видим, задумываюсь всё чаще. Иногда нужно случиться чему-то плохому, чтобы мы поняли, что не замечаем хорошего.
      Жду январских каникул, когда приедут дети, когда устрою себе каникулы и остановлюсь хоть ненадолго. Кстати, 2014 год лошадиный -мой!:-)

      Удалить
    2. А что вы думаете, почему это так, почему так спешим? И куда? Почему думаем, что это прогресс? Мне всегда удивляет, когда говорят, что "да, оленеводы живут в другом мире, в гармонии с природы и.т.п.. А что нас мешает жить в гармонии с природы?

      Удалить
    3. Штефан, согласна с тобой. Мы сами загоняем себя в какие-то рамки, навешиваем непомерное количество обязательств. Почему-то под конец года всё чаще встречаю людей, которые жалуются, что дико загружены. если учесть, что сейчас идёт полярная ночь, темнота давит - вдвойне тяжело.
      Что нам мешает жить в гармонии с природой? Мы сами:-(

      Удалить
  5. Смотрела с интересом, спасибо! В любом месте нашей планеты можно объединиться с природой..., но красота вашего края необыкновенна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, полностью с Вами согласна. Имела ввиду другое: восприятие природы людьми, с рождения живущих непосредственно в стойбищах, лесу.Думаю,оно отличается от нашего. А на севере еще так много мест, куда не ступала нога человека с его любовью к нанотехнологиям:)

      Удалить
    2. Анна Анатольевна, возможно, красота края автоматически переходит в красоту людей, внутреннюю, глубинную. Возможно, именно поэтому, многие северяне, уехав однажды в тёплые края (наконец-то пожить в тепле и комфорте) возвращаются за этой красотой:-)

      Удалить
  6. В пятницу по каналу "Культура" в передаче В.Хотиненко смотрела фильм про жителей Севера - оленеводов. Название, к сожалению, не скажу, а вот фамилию режиссёра запомнила - А.Вахрушев. Очень много общего в этих двух фильмах - Вахрушева и Ю.Вэлла. Хорошие фильмы.

    ОтветитьУдалить
  7. «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» - фильм называется. Догадалась в Интернете посмотреть...)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Бохонько, спасибо за наводку. Вот этот фильм на сайте канала "Культура", надо посмотреть на досуге: Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне

      Удалить
  8. Нашла время неспешное. Посмотрела. И потом ещё раз.

    Другой мир. Абсолютно. И не надо трогать-тащить в «цивилизацию»-будоражить. Пусть будет то, что есть: наивность, загадка, страх перед
    Природой. И жизнь, звучащая и созвучная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, и вроде ведь ничего особенного. Идёт неспешный разговор "за жизнь", а слушаешь и для себя зарубочки на память:-)

      Удалить
    2. другой мир в каком смысле? Мне кажется, что это как раз и наш мир, настояший мир и совсем не наивный! Кажется, что тот мир который не в состоянии видеть дальше чем до завтрашнего дня, который не состоянии сохранить для наших внуков ту окружающую среду в которой мы живем, это польно наивности, не так ли? А коренные народы уже давно не живут отдельно от всех остальных. Они лучше ориентируются в так называемой цивилизации, чем городские или западные люди в тайге или в тундре. Среди них (и в фильме) есть ученные и политики и художники и бизнесмены ...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails