пятница, 28 сентября 2012 г.

О нашем времени и семейном роде-племени

Вчера весь день ЧУМработница провела на семинаре семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера НАО, о котором хочет рассказать и вам, дорогие друзья, потому как считает вас непосредственно причастными к теме. Не улыбайтесь. Сначала почитайте.
Чтобы вы представляли себе, о чём пойдёт речь, вот вам определение из окружного Закона НАО № 58-ОЗ от 01.10.2008 г. :
"Общины коренных малочисленных народов Севера в НАО - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объядиняемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры".

Нормальные герои всегда идут вперёд

Когда вместе собираются люди, связанные не только кровным родством, но и общим делом, объятий и искренних приветствий не избежать. Ксению Филипповну Явтысую, главу семейно-родовой общины "Нерденя", знают в лицо не только нарьянмарцы. "Нерденя" по-ненецки - идущий впереди, передовой, вожак. Так оно и есть. Ксения Филипповна одна из первых воплотила в жизнь идею этнотуристического мини-центра в Нарьян-Маре. Её гостеприимные чумы недалеко от города ждут гостей округа в любое время года. 

ЧУМработница у Ксении Филипповны тоже была, бульон олений пила, морошку вкушала, постановочный свадебный ненецкий обряд в исполнении ненецкого театра "Илебц" в её чуме видела.
А вот Наташа Тайборей, победительница фольклорного конкурса "Печоряночка-2011", за которую вы, дорогие друзья, болели и голосовали, все летние каникулы не в гостевом  а в самом настоящем чуме проживает и кочует вместе с родными в общине "Ямб То" (нен., Длинное Озеро). 
О людях длинного озера ЧУМработница писала в посте "День Оленя-2012. Часть Третья. Настоящая". На вопрос ЧУМработницы, почему Наташу нигде не видно на фотографиях, отвечает - пасла оленей. На семинаре "Ямб То" не одна Наташа представляет. Два видных жениха согласились на фото после обещания, что ЧУМработница им невесту подыщет. 
Проблема с чумработницами в  тундре повсеместная. Везут невест аж с Урала. Девчонки, вглядитесь в эти мужественные лица. Чумработница - это звучит гордо. Быть женой оленевода очень просто:
  1. Чум развернула - и спи-отдыхай;
  2. Дров наносила, печку растопила - и спи-отдыхай;
  3. Бульончик сварила, мясо нажарила, чай вскипятила, оладушек напекла - и спи-отдыхай,
  4. Мужа-брата-свата-детей накормила, посуду помыла - и спи-отдыхай;
  5. Оленя освежевала, шкуру выделала, паницу-малицу-бурки-саву из шкуры сшила  - и спи-отдыхай;
  6. Чумы свернула, на нарты сгрузила, оленей в упряжку - на новое место кочевья - и спи-отдыхай.
  7. А там все с пункта первого.
И ещё, без шуток, главное предназначение тундровой женщины, как и любой другой, - род продолжать. Если вы думаете, что таких героинь в природе не существует, ЧУМработница вам живой пример приведёт. Вера Григорьевна Ламдо, чумработница из общины "Ямб То".
У неё в чуме 10 человек проживают, и ничего - места всем хватает. Шестеро детей: четыре сыночка и две лапочки-дочки. Одной лапочке - 21 год, пока не замужем. С красавцами на фото выше - в близком родстве, поэтому жениха надо на стороне искать. Вера Григорьевна так просто и легко о своём житье-бытье рассказывает, что создаётся впечатление - нет ничего лучше и краше, чем жизнь в тундре круглый год. Община "Ямб То" на сегодняшний день единственная, кто ведёт по-настоящему кочевой образ жизни. Общинники в тундре не вахтами, а все четыре времени года. Вера Григорьевна хорошо знакома с Вероникой Талеевой, хормейстером ненецкого ансамбля "Хаяр", о которой ЧУМработница тоже не раз в ЧУМотеке рассказывала. 
Вера, когда в Нарьян-Мар прилетает, всегда у Талевых останавливается. Когда-то познакомилась со свекровью Вероники, врачом Надеждой Петровной Талеевой, которая в составе Красного чума приезжала в "Ямб То" кочевников лечить. Задружились не на шутку, на многие годы.
Давние знакомые ЧУМработницы Лена и Ольга Владимировна Талеевы из общины "Вы ' Ту"", что недалеко от посёлка Нельмин Нос, с радостью позируют. У ЧУМработницы скоро семейный фотоархив Талеевых соберётся, потому что она встречается с ними регулярно: то на Дне Оленя, то на соревнованиях "Сямянхат Мерета" (нен., самый быстрый), то вот на таком семинаре.
В общине "Вы' ту"" (нен., огни тундры) - 8 человек, все родственники. Пасут оленей, ловят рыбу, собирают грибы-ягоды. Двое сыновей-близняшек, Вова и Гриша, скоро вернутся из армии. Мальчишки служат в танковых войсках, тяготы армейской жизни преодолевают с привычным терпением и выдержкой, в обиду друг друга не дают. Вернутся, - продолжат учёбу в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже. Всё вдвоём делают. Вот и на одно отделение, экологическое,  тоже хором пошли. А надо бы - на юридическое, потому что в хозяйстве юрист жизненно необходим. Иногда тыкаешься, как слепой котёнок - прав своих не знаешь, положенными льготами не пользуешься. Сыновей очень не хватает. В тундре нужны надёжные мужские руки. Дочка Лена, конечно, тоже человек надёжный, она и учредителем общины является, и бухгалтерию ведёт, и в хозяйстве помогает, но уж больно модельна для чумработницы! Тундра - это бесконечное движение, но ведь в движении - жизнь.
Ольга Владимировна, медик по образованию, попутно делится секретом своей красоты и бодрого расположения духа. Записывайте, друзья:
  1. Рано утром выйти из чума и отойти немного в сторону, где нет людей. Это легко сделать, так как людей в округе, на ближайшие несколько километров, нет в принципе.
  2. Раздеться и вылить на себя ведро холодной воды.
  3. Растереться жёстким полотенцем, а затем пробежаться обратно к чуму.
Ольга Владимировна обещает: если вы будете следовать этому простому правилу, на "Сямянхат Мерета-2013" вам равных в беге не будет. Да, вот ещё что. В деле сохранении красоты и молодости огромную роль играют парнокопытные друзья. У Ольги Владимировны есть такой друг - белый олень по имени Пучеглазик. Она ему сама ошейник связала, так что теперь среди большого стада всегда своего любимца без труда приметит. Пучеглазика она не фотографирует, не положено. Сделаешь снимок- олень пропадёт. А вот если ЧУМработница приедет на фотосессию - другое дело, ей можно. 
ЧУМработница теперь в задумчивости. Рядом с её чумом стоят десятки других чумов, так что возможность обнажиться для обливания холодной водой сводится к нулю. Вместо Пучеглазика у неё кошка Маня, которая не парнокопытная, а когтекопытная. Придётся, видимо, ей хотя бы иногда выезжать в "Огни тундры", дабы огонёк творчества её ЧУМового не погас в суете бестолковых будней.

Не мешать, а помогать

То, что люди тундры - люди творческие, она ещё раз убедилась, познакомившись с выставкой их работ. Мария Варницына из Управления по делам коренных малочисленных народов Севера НАО взахлёб рассказывает о том, как они приобрели семейно-родовым общинам оборудование и материалы для пошива сувениров и традиционной одежды, провели несколько мастер-классов для представителей общин. 

Теперь демонстрируют то, чему народные мастера научили общинников. 







Хотя тут ещё вопрос - кто кого научил? Ведь рукоделие у ненцев из поколения к поколению передаётся. Главное - не забросить, не забыть. Сохранить для потомков всё то, что успел наработать и создать свой народ в веках, и не только сохранить, но и развить. Малые народы, потому что их мало, поэтому и хранить надо ещё бережней, ещё старательней. Как ни крути, совсем по старинке не прожить. Нынче рядом с оленем - снегоход, в стойбище - дизельный генератор, спутниковая система связи, вездеходы, бензопилы и прочие приветы цивилизации. Община - лицо юридическое, а отсюда - масса заморочек, связанных с ведением документации, отчётностью в налоговые органы и иными телодвижениями, освоить которые общинникам непросто. Поэтому и проводят для них обучающие семинары, организуют встречи с полезными собеседниками, учат, как выжить и стать сильней. (Кто и чему учил  в подробностях - в программке семинара).  

Согласно Закону, который выше ЧУМработница цитировала, "органы госвласти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность общин". Вмешиваться не вправе, а помогать - пожалуйста. 

Шаг вперёд, два шага - назад

Что было необычного в семинаре, так это его научная составляющая. Сотрудники научно-образовательного центра "Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера" Алексей Овчинников и Антонина Кулясова включились в работу по разработке концепции устойчивого развития КМНС в НАО".  
Если ЧУМработница запинается на этом словосочетании, то, вообразите себе, как тундровикам нелегко было осознать и переварить сказанное. А осознать и переварить всё-таки придётся, потому что в будущее надо идти во всеоружии. ЧУМработница вычленила для себя самое главное из обширного выступления учёных. 

Устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребностям ныне живущих поколений без ущерба для удовлетворения потребностей будущих поколений.

И как это понимать? Само сочетание "устойчивое развитие" состоит из взаимоисключающих понятий: стоять - двигаться. Так стоять или двигаться? Пасти оленей, как сто лет назад, по наитию, или с навигатором? Допускать телевизор, мобильную связь и Интернет в чум или жить в гармонии с природой без посторонних информационных раздражителей? Отправлять детей из тундры в школы-интернаты или использовать опыт кочевых школ? Вопросов больше, чем ответов. На них пытались ответить сообща. 

А ещё, оказывается, дорогие друзья, в Заполярье - особая система развития - взаимоподдерживающая, в отличие от преобладающей конкурентной. Так оно и есть. Когда-то ЧУМработница в аэропорту услышал беседу москвичей, возвращавшихся с гусиной охоты в НАО. Охотники эмоционально рассказывали, как их машину на бездорожье вытащили совершенно незнакомые люди, а на предложение взять деньги за помощь - оскорбились, как их обогрели и накормили попутчики, тоже бесплатно, как... и так далее. Удивлялись бескорыстному хлебосольству и открытости северян, забытой в мегаполисах душевности и искренности. 
Этот пост со множеством разночтений и вопросов ЧУМработница не специально сочинила под занавес рабочей недели. А, может, всё-таки специально? Будет время вам, дорогие друзья, внимательно почитать и поразмыслить. Неужто темы философские не осилите, если даже   самый юный член варандейской общины "Некуця" Женя Ледков  осилил. Из простого гвоздя на раз-да-три крючок рыболовный смастерит, куропатку на обед добудет и тундру свою ни за что не предаст и не обидит.

Напоследок - самое простое и самое близкое сердцу ЧУМработницы определение на злобу дня: 
Устойчивое развитие - это такое развитие, которое позволяет нам не обманывать наших детей.

42 комментария:

  1. Да, устойчивое развитие стало лозунгом нашего времени. Но действительно ли всё делается для устойчивого развития - вопрос на засыпку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena,вообще-то уже есть концепция устойчивого развития КМНС, принятая на федеральном уровне еще в 2009 году. Цитирую:
      Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной
      среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов
      самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений".
      Хотя есть конкретика в этой концепции, приходят к тому,что для каждого региона эта конкретика должна быть ещё конкретнее:-)

      Удалить
  2. Стоит только удивляться добродушию и искренности коренных жителей НАО и по-доброму им завидовать. Неизвестно что еще лучше для душевного и телесного здоровья - блага цивилизации или их полное или частичное отсутствие. Хорошо, что есть еще в России такие уголки где царят мир и спокойствие и свято относятся к семье и семейным традициям. Удачи и здоровья на многие годы этим прекрасным людям. Спасибо, дорогая Чумработница, за прекрасный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, численность семейно-родовых общин очень мала. В целом общинников - около 150 человек. Традиционными видами деятельности занимаются и СПК (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Проблем, как и везде, много. Не так все солнечно и безоблачно. Надо помогать этим людям, иначе сложно выжить даже при такой системе, которую назвали ученые взаимоподдерживающей.

      Удалить
  3. Как интересно, Ира! Даже не представляла, что есть ещё люди, которые ведут общинный образ жизни! А что-то в этом есть, однако... :) Не зря же система развития взаимоподдерживающая выкристаллизовалась!

    И, действительно, проблема из проблем: как облегчить жизнь этих удивительных людей и при этом не испортить их цивилизацией?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Волнушка, сколько бы ни рассказывала о тундровиках, вы каждый раз будете удивляться:-) мы настолько разные, настолько в параллельных мирах живем, что иногда не понимаем каких-то самых простых вещей и поражаемся очевидному. Бывает такое,что жалеем их. А они нас, убогих, живущих в городах, заточённых в каменные коробки, жалеют.

      Удалить
    2. Мне кажется, что нельзя сравнивать разные образы жизни. У каждого - своя судьба и нельзя сказать, что лучше, а что хуже. А народам Севера просто надо помогать, когда просят. Не мешать - это главное.

      Удалить
    3. Elena Rubric,фраза "не мешать, а помогать" - как раз и будет ключевой в этом вопросе. Наблюдала такую картину. Необходимо планирование, а тундровики все планы в голове держат, даже делиться вслух с кем-то считают плохой приметой. Спросишь, сколько оленей в стаде - "нам хватает". Но деться некуда от требований, которые предъявляет им сама форма организации - община. Это ведь юридическое лицо. Вот всяким примочкам, связанным с жизнью в правовом поле, и учат.

      Удалить
  4. Добродушие и открытость. Что да, то да, оно свойственно всем жителям крайнего севера. У нас тут их считают... ну... если не чекнутыми, то как минимум, блаженными. В упор не понимают. Из-за своего доверия к людям часто попадают они в неприятные ситуации. Грубо говоря - дурят, как детей малых. Тут вот совсем недавно очередной переселенец откуда-то с севера плакался на городском форуме, как его обидели и при покупке квартиры обвели вокруг пальца. Я ж, говорит, и подумать не мог, что меня могут обмануть, как так можно?...

    Красивые люди, чистые лица. Да, физически жизнь их тяжела, это безусловно. Но с другой стороны, она на много лучше нашей городской.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира,наверное, будет неверно обобщать и утверждать, что все северяне добрые и хорошие, а южане корыстные и чёрствые. В семье не без урода. Но, с другой стороны, тебе видней. Наверное, надо прожить определенную часть жизни в регионе,чтобы понять и принять его.

      Удалить
    2. С советских времен сюда довольно массово едут люди с севера. В основном пенсионеры. Но часто бывает, что и семьями. Им тут даже в советские времена было не сладко, для взаимовыручки старались как-то объединяться. Там, где мы раньше жили, был целый дом "Северянка", жилищный кооператив, организованный в 60-е приезжими с севера.

      А северяне не то чтобы супер-добрые, они скорее привыкшие к открытости. К тому, что тебя не пытаются кинуть на каждом шагу, что надо проверять и перепроверять и ни в коем случае не доверять целиком и полностью при покупке чего-либо. У нас тут считается чуть ли не делом чести, надурить покупателя хоть по-мелочи. Но местных надурить сложно, мы ж "прошаренные", в курсе. А приезжают люди, которые привыкли к тому, что все люди - братья, что надо помогать и поддерживать... И становятся жертвами. Где-то по-мелочи, а где-то и по-крупному. Кому как не повезет.

      Но бывают и проблемы другого рода, появились они в основном недавно. Ты меня слышала, у меня выговор специфический, от него никуда не денешься. А в деревнях и вовсе говорят на суржике. И вот приезжают откуда-нибудь из Архангельской области, покупают дом в ближней деревне (там дешевле в разы) и... не понимают, о чем говорят местные. И начинаются проблемы "Мы в России, говорите по-русски или валите в свою Украину! Понаехали тут!". А при чем тут Украина, когда суржик местный с украинским мало общего имеет, да и понаехавшие тут как раз приезжие северяне, а не местные жители, живущие тут веками и говорящие на своем языке... Некоторое время назад сама читала лекцию одной такой приезжай даме, которая приехала из Северодвинска уже лет 5 как и никак не может поверить, что ее соседи над ней не издеваются, а действительно местные и как раз русский тут чужой язык...

      Удалить
    3. Ира, спасибо за развёрнутый ответ. Прихожу к выводу, что идеальных отношений между людьми вряд ли добьешься, но стремиться к этому можно и нужно:-)

      Удалить
  5. "особая система развития - взаимоподдерживающая" - здорово! И как всегда на декоративно-прикладное народное творчество загляделась-залюбовалась:-) Спасибо! Крастота!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медвель-краевед. Я тоже не могу привыкнуть к тому,что умельцы-мастера такие чудеса творят. И что характерно, изделия рукотворные имеют мощную энергетику того человека, который его создавал. Иногда физически ощущаешь тепло, идущее от какого-нибудь кулона и игрушки.
      Вашу куклу-оберег, которую привезла из Мурманска,торжественно передала в этно-культурный центр. У них целая коллекция кукол разных народов. теперь и ваша там живет:-)

      Удалить
  6. ЧумРаботница,какие же к тебя интересные репортажи.От кого бы я узнала об этом малочисленном народе...
    Они ещё и в чумах живут,да кочуют по-настоящему...надо же!!!
    Перепишу себе 7 правил-обязанностей жены оленевода,может моим знакомым пригодится ,кто в вечных поисках мужей находится....Хотя,не нужны оленеводу жёны европейского рОзливу...Кишка у нас тонка,чтобы соотвествовать с пункта 1-го по 7-ой в этих правилах...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Allochka, я думаю, ты и твои подруги себя недооцениваете. женщина - существо приспособляемое к любым условиям, живучая и сильная. Рекомендую ещё раз пересмотреть 10-минутный фильм об одном дне из жизни чумработницы общины "Ямб То". кстати, главная героиня очень похожа на Веру Ламдо. Может, это она и есть? Смотри здесь: ХОЗЯЙКА ЧУМА

      Удалить
    2. Ирина,смотрела я этот фильм и не однажды...Я после таких кадров себя ещё больше никчемной считаю....Это же насколько надо быть мудрым,чтобы элементарно выжить в туедре????

      Удалить
  7. Ира, как интересно! Читаю посты по КМНР и поражаюсь их жизни. Взаимоподдерживающая система - обязательно запомню, понравилось очень. Это то, к чему нужно стремиться, но по-моему совершенно недостижимо в Москве :( А про взаимовыручку и гостеприимство северян наслышана, муж недавно летал к себе на Родину, в р Саха, в маааленький поселок, спрашиваю: "где ты там хоть жить-то будешь?" Ответил, что с этим точно проблем не будет, знакомых куча, приютят обязательно. Ну так и было, он был нарасхват :))) В Москве это было бы просто неслыханно, дурной тон и тому подобное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Kate, а ты знаешь, как я познакомилась со своей давней подругой из Москвы? Приехала на конференцию в Саратов, иду в группе товарищей и вслух рассуждаю: "Обратно поеду через Москву - остановиться негде. Самолет утром, на гостиницу уже денег нет. буду на вокзале ночевать, на скамеечке".
      И тут одна из группы говорит: "Остановитесь у меня, место есть". Это было началом нашей дружбы. После того много раз останавливалась у Оли и Славы, познакомилась с их друзьями-коренными москвичами. Благодаря им я узнала Москву изнутри, глзаами самих же москвичей, коыоре любят свой город.
      Словом, не все так плохо,Kate:-)

      Удалить
    2. Ира, ну на редкость позитивному человеку вот такая удача! :) Это исключение из правил, правда.
      Хотелось бы, чтобы таких исключений было побольше, но увы :(
      И вообще, Ира, покажи мне того, кто бы не хотел заполучить тебя в гости! :) Надеюсь ничего что на "ты"?

      Удалить
    3. Kate,я так понимаю, у тебя тоже есть для меня гостевой диванчик?:-)

      Удалить
  8. Прежде всего надеюсь, все в порядке ?!! Берегите себя !!
    "Бижу" из чума мне понравилось !! И очень необычная одежка !! Здорово !! У Вас всегда такие подробные посты !! Спасибо !!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sava dama,все в порядке, идём ко дну:-)) Одежда тебе интерсена как дизайнеру. У нас есть мастерицы, которые шьют современные костюмы по мотивам национальных колеров и узоров. Не знаю, хвасталась ли тебе сумочкой, которую мне сшила Людмила Кустышева из замши и меха оленя. Загляни сюда Фото № 5 с начала поста.

      Удалить
    2. Да, здорово !!! Это, конечно нужно уметь делать !! Высший пилотаж !!! Спасибо !!

      Удалить
  9. ЧУМработница,спасибо огромное за подробное описание жизни этих сильных, прекрасных людей! От этих лиц просто глаз не оторвать! Вера Григорьевна просто заворожила своей естественной красотой.Хочется смотреть и пересматривать,читать и перечитывать.Ирина, ты просто умничка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хлопотунья,Вера Григорьевна всего на 3 года младше меня, а у нее шесть детей. Мыслимо ли для нас, так жалеющих себя?:-)

      Удалить
    2. Ирина, Вера Григорьевна думает о будущем своей общины, о продолжении рода Ламбдо, чтобы было побольше рабочих рук ей в помощь. Я хочу сказать, что в большой семье дети растут незаметно; друг за другом смотрят,помогают по хозяйству учат всему.Я тоже родилась в большой семье, я была десятым ребенком в семье,( меня мама родила в 45 лет).Так что у Веры Григорьевны есть еще возможность увеличить свой род. Сожалею, что у меня такой возможности нет, что у моей Ирины нет сестер и братьев.

      Удалить
    3. Хлопотунья, я и не знала такие подробности твоей семейной истории. Надо же,десятая!! Знаю,что ты великолепная мама и вырастила бы кучу ребятишек, если бы было здоровье. теперь остается внуков ждать:-)

      Удалить
    4. Да,Ириш, пришло время ожидания внуков. О-о-о-чень хочу.Только когда это будет..))))? На данном этапе у нас другая задача, нам нужно к Новому году диплом "родить" и получить. А потом уже будем ждать не спеша.

      Удалить
  10. Ира, и я туда же! Классный пост, подобно "клубу блогопутешественников". Оказывается все эти обычаи и традиции малых народов Севера не исчезли. А женихи, мама родная!Неужто правда невест не хватает? Из-за того, что все друг другу родственниками приходятся, да? Потому как, женщины то я смотрю есть в принципе то в здешних селеньях, в смысле чумах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, тебе и так все ясно. если люди живут родственным коллективом, необходимо избегать браков близких родственников по известным причинам. Поэтому невест ищут со стороны. Вот здесь еще раз взгляни на Варвару с Урала невеста - чудо как хороша!

      Удалить
  11. Ира, это опять я. Я фильм посмотрела "Хозяйка чума".У меня три вопроса. 1.Как у коренных народов Севера обстоят дела с личной гигиеной? Есть ли что-то вроде чума-бани или чума-душа? 2. Есть ли у них деньги, в смысле банкноты государственного казначейства? (они же на государство не работают и на частников тоже или работают за деньги)? 3. Кочуют ли жители Севера и в зимний перид тоже ил они зимой начинают вести осёдлый образ жизни? Здорово интересно было бы узнать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, отвечаю. Надеюсь, ничего не совру. 1) Гигиена. Кругом озера и речушки. если холодно - можно воду на печке нагреть и помыться. Чума-душа или чума-бани специального, конечно, нет. Мыться можно вообще-то не каждый день, как мы привыкли. Говорят, это вредно:-)) 2)Именно члены семейно-родовых общин официально зарплаты не получают. Это только в СПК (с/х производственные кооперативы). Но они сами могут сбывать свою продукцию, а, значит, иметь денежные средства. Они рабтают сами на себя. Кроме этого, они могут получить грантовую поддержку от округа. Есть и множество всяких льгот и пособий для КМНС. Их целый перечень. 3)Кочуют весь год только общинники "Ямб То". остальные СРО ведут полукочевой образ жизни. То есть у них есть жилье в поселках, куда они могут возвратиться после кочевок.

      Удалить
  12. Люди природы не знают, что такое корысть..И слава богу! Благодаря им сохранились общечеловеческие ценности. А женой оленевода быть совсем нелегко...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила,чумработница - удел избранных, тут уж не поспоришь. Но это естественно, если с детства в тундре, если это исторически сложившийся образ жизни. Понятно,что искусственное внедрение чревато. Вспоминаю Туулу Туйску из Финляндии, которая, чтоыб изучить жизнь тундровиков изнутри, кочевала вместе с ними все лето. На себе познала все тяготы такой жизни, снискала уважение оленеводов. Рассказывала,что после первой поездки стала закаляться, чтобы чувствовать себя в тундре более комфортно.

      Удалить
  13. Благодаря твоим рассказам все больше и больше влюбляюсь в тундру!Тундровики такие молодцы, что хранят традиции своего рода!А советы Ольги Владимировны очень ценные!Придется тебе вокруг своего чума высокий забор построить или когда все спят...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда,у меня ведь есть ванная, но Ольга Владимировна говорит - эффект не тот. надо на улице. Тебе проще - у тебя дом свой, а мне что делать?:-))

      Удалить
    2. Да, по Порфирию Иванову надо на земле стоять.В Шадринске я несколько лет наблюдала как женщина зимой и летом (в купальнике) спускалась с двумя ведрами воды (без лифта) и обливалась!Все привыкли и не удивлялись уже.Здоровье дороже!

      Удалить
    3. Надя,у меня тоже есть пример такого вот !стояния на земле и на море". Моя 83-летняя подружка по зарядке в Крыму Мария Михайловна - яркое подтверждение тому, что движение - жизнь, а вода - вторая жизнь. Каждый день круглый год - 3 км от дома до моря, 40 мин зарядка, плавание в море и обратно домой. Выглядит фантастически для своего возраста.

      Удалить
  14. Ирина, очень интересная тема поста и очень важная. ИМХО, устойчивое развитие - это дать возможность людям жить так, как они считают нужным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, твое определение мне тоже импонирует. Просто и ясно. Когда-то подруга моя питерская попросила обозначить мою профессиональную миссию буквально в трех словах. Я начала что-то сложное формулировать, а она пример привела: техничку на космодроме спрашивают: "А что вы тут делаете?". она - "Ракеты строим".
      Теперь попробовать надо заново. Может, получится так же просто, как у тебя:-)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails