пятница, 15 ноября 2013 г.

Е-школьные годы чудесные

"Связь замечают лишь тогда, когда она отсутствует", - начал свою речь на презентации информационной системы "Электронное образование в НАО"  директор северо-западного филиала "Ростелеком" Андрей Балаценко. Буквально перед приездом ростелекомовских гостей в Коми произошла авария, в результате которой ненецкий Интернет оказался в коме.

Е-е!

Понятно, что из любой ситуации есть выход, но ЧУМработнице было чисто по-женски интересно, как при отсутствии выхода в сеть можно показать е-школу. Оказалось, можно и даже нужно, дабы продемонстрировать особенности работы системы, призванной стать частью единого  информационного НАО-пространства. А почему "Е" - так это общее поветрие называть электронные штучки сокращённо по первой букве английского варианта "electronic". Е-книга, е-карта, е-мама. 
Е-реальность НАО начиналась в 2011 году с вводом оптоволокна, затем вылилось в е-здравоохранение, органично перетекшего в е-образование. Страшно подумать, но в скором времени в НАО собираются оцифровать ЖКХ! Вы поняли, дорогие друзья, что чем дальше в сеть, тем больше Е!

Частное облако НАО

На страницах ЧУМотеки мы уже не раз касались темы информатизации и прочей "...ции" образования. Так, гостевой пост Марии Сониной из Челябинска "Исповедь киберучителя" вызвал огромное количество комментариев и мыслей по поводу. Перечитайте на сон грядущий - можно сказать, это глас народа.
Народ в лице педагогов, родителей и учеников был приглашён и на само мероприятие, потому что как раз им-то и придётся выступить в роли Белки и Стрелки в полном приключений электронном путешествии.
В первую очередь, ЧУМработница жаждала услышать мнение по поводу нововведения главных жертв информатизации школы - учителей информатики. Именно им приходится быть в центре экспериментов Министерства образования, потому что "самые умные".
Елена Чувикова из Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерки и Людмила Прилуцкая из нарьян-маркой школы № 1 демонстрировали ЧУМработнице свои натруженые руки с мозолями на подушечках пальцев от механического вбивания в базу данных системы всех учеников поимённо с их пятёрочными и двоечными дневниками, всех учителей в фас и профиль с их тематическим и поурочным планированием, расписанием уроков, толстыми классными журналами и прочими, неподвластными простому смертному, докУментами.

В процессе "вбивания" многоразово выслушали всё, что последние думают о них, о горячо любимом ведомстве и России, умом которую не понять и аршином общим не измерить.
Но когда в результате, в огромном массиве информации начали вырисовываться черты светлого систематизированного, упорядоченного и цивилизованного здания, настроения повернулись-таки в сторону разумного приятия новой для всех ситуации.

  • 31 детский сад и 8 школ автоматизированы.
  • более 5000 родителей и учащихся получили доступ к электронным дневникам.
  • для 3500 учащихся и учителей предоставлена возможность общения в образовательной социальной сети.
  • обучение работе в новой  системе прошли 350 администраторов, воспитателей и учителей.
  • жители округа смогут в электронном виде:
    • подать заявление на зачисление детей в детские сады;
    • получить данные о порядке проведения,  участниках и результатах ЕГЭ; 
    • просмотреть информацию о каждом образовательном учреждении и др.
  • управленцы смогут автоматически формировать 134 федеральных отчёта  в автоматическом режиме по заданным параметрам. 

Чтобы не загружать вас лишней информацией, ЧУМработница предлагает вам посмотреть презентацию, которую показали присутствующим на встрече сотрудники Ростелекома. Это, конечно, не "Весёлые картинки", но точно -  журнал "Знание - сила".
Помимо домашних заготовок, была продемонстрирована работа самой системы.

  • С разрешения школьника под его паролем и логином зашли в его же дневник и полюбовались на сплошные "пятёрки";
  • с благословения учителя заглянули в его досье и святая святых - классный журнал;
  • прогулялись с родителем по всей школе и проверили её на соответствие возложенных на неё надежд.
Как видите, система живёт и без Интернета. "Частное облако НАО" - этот термин произнёс кто-то из журналистов. Так и есть: все данные НАО-системы хранятся на НАО-серверах, но, в том числе, являются частью большого российского облака под названием "Электронная школа". 


Через тернии к звёздам

Что на даный момент интересует ЧУМработницу, так это дальнейшая жизнь Е-школы. Она очень давно и плотно живёт в теме всеобщей информатизации-компьютеризации-интернетизации, поэтому ей также известны проблемы, сопровождающие эти процессы.

  • Неготовность участников действа брать на себя дополнительные трудовые обязательства и выполнять принципиально новые телодвижения, да ещё зачастую "безвозмездно, значит, даром".
  • Мгновенно устаревающий и требущий постоянного обновления парк машин, которые должны переварить предложенный продукт и выдать желаемый результат.
  • Слабая нормативная база на местах.
  • Неизбежный дубляж документации, когда к традиционному бумажному варианту ведения документации добавляется и электронный.
  • Отсутствие в штатах специалиста, курирующего систему и тех, кто в ней работает (бедные информатики не в счёт).
И всё же... Всё же это прорыв, это новый этап в жизни школы и общества в целом. Вспомните, дорогие друзья, как вроде бы совсем недавно мы жили без компьютеров, Интернета и мобильной связи. Нам с вами не грех поучиться у наших детей, углублённых в гаджеты и органично живущих как в реале, так и в виртуале,  той радостной готовности принимать всё то новое, что день грядущий им готовит.
Ну вот хотя бы так, с улыбкой, принимать.

Первая каринка отсюда, Сидоров со своей училкой и облака - неизвестно чьи

28 комментариев:

  1. Именно "неизбежный дубляж документации, когда к традиционному бумажному варианту ведения документации добавляется и электронный...", вызывает в моей душе самый большой протест - это не два товара за одни и те же деньги, это двойная работа, требующая дополнительного времени... Электронным журналом пользуемся уже четвертый год, уже начинаем привыкать, но не все родители прониклись и пользуются современным "достижением" школы:)) Часто ловлю себя на мысли, что это "сизифов труд"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, и я на себе роль Сизифа испробовала, когда по собственной же инициативе затеяла создание электронного каталога в отдельно взятой школьной библиотеке. Когда поняла,что море времени уходит на традиционное заполнение каталожной картчоки и забивание данных в программу, волевым решением отменила первый вариант. Но в школе-то директор не может этого себе позволить. Всегда держишь в уме "А вдруг железо хрякнется и вместе с ним наши "двоечки-пятёрочки"?:-))
      Хотя есть система безопасности и резервоного копирования..

      Удалить
    2. В письме МОН РФ №АП-147/07 в очередной раз было указано что форма учёта успеваемости учеников есть преррогатива школы. Т.е. директор школы своим приказом оформляет в каком виде будет вестись учёт в его школе и всё - нет у вас дубляжа.

      Удалить
    3. Alexander Bondarenko, ну так и чУдно! Раньше гонцам, что приносили плохие вести, головы рубили. Вам, вероятно, придётся медаль выписать:-)

      Удалить
  2. Ох уж эти нововедения...Я как мама двух школьниц конечно же рада заглянуть в е-дневничк и увидеть промахи или успехи,но...но это я прекрасно могу делать заглядывая в обычный бумажный экземпляр школьной атрибутики.Честно жалко преподавателей,они делают коллосальную работу,облегчая жизнь родителям,при этом делая их просто до безобразия ленивыми.Единственный плюс для меня в этих дневниках,так это домашнее задание,когда в 22.00 уже не позвонишь знакомым чтобы спросить его.
    В Е-школе конечно есть преимущества,но тогда нужно чтобы работу по заполнению делал специально нанятый человек,а не педагоги после рабочего дня с нашими рано подкованными в правах детками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Софья рыжая, то, что никаких специально обученных людей, заполняющих дневники-журналы не будет, - стопудово. Пока у нас система в тестовом режиме и, дай Бог, заработает в январе 2014 г.
      Не отметила ещё один важный аспект - необходимость тотального обучения всех пользователей системы, вернее, учителей и родителей, а дети и сами всё поймут:-)

      Удалить
    2. Да и родители многие быстро все поймут,а вот учителям трудно будет,особенно пожилым.Любит наши "главы" перекладывать с больной головы на здоровую.

      Удалить
    3. Софья рыжая, хотела об этом написать, но побоялась сделать некорректно. Стажистов в школах супермного, знаю лично тоже многих. Их консерватизм - обычный инстинкт самосохранения, и это понятно.
      А знаете почему я, учительский ребёнок, не пошла категорически по стопам родителей? Уже тогда я поняла, что школа - это ежедневные проверки тетрадей, написание планов, бесконечные педсоветы, родительские собрания и нервы!:-)

      Удалить
  3. Думаю, это не просто, но мне, как студенту, например, очень приятно видеть все лекции в электронном варианте, получать информацию о каких-то изменениях вовремя. Очень упрощает жизнь. Вспоминаю лекции под диктовку в Минске, литры исписанных чернил, стопки тетрадей, и мороз по коже. Всё может быть гораздо проще.

    Успехов всем е-школам в таком непростом, но полезном начинании!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadya L, сын в университете тоже весь в Интернете. Сначала никак не мог сориентироваться: нужно всё время быть в курсе, потому что расписание могли поменять поздно вечером или задание вывесить новое. И никого не интересует, что ты этого не увидел. Вот студенты все в гаджетах и ходят, чтобы быть в тренде:-))

      Удалить
  4. ого-ого-ого...мой внук второкласник в гимназии,но об электронных дневниках я не слышала.завтра же спрошу у дочери,может,я от жизни отстала?:) Ну,вот мы все спорили об электронной книге и обычной книге.многие говорят,что так и хочется потрогать истрепанный книжный лист. А,книг все меньше и меньше продают...Интересно,а каким цветом в электронных дневниках двойки ставят?:)
    Эх,Е-лектронный век.:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ПровансАллочка, да это же известный факт, что Европа - всегда в хвосте инноваций:-)))

      Удалить
    2. Надя, только не говри, что в Ильтяково раньше НАО электронные дневники ввели! С таким знанием дела про красные е-двойки говоришь!:-))

      Удалить
    3. Ага! Ильтяково рулит! Мы уже третий год в дневниках и сайт школы у нас есть. Нынче электронное обучение осваиваем! Хоть и пожили уже...)))!

      Удалить
    4. Надя, яфшоке!:-)
      Теперь НАО грех ныть и жаловаться на судьбу, раз уж маленькая школа в Курганской области уже впереди планеты всей!

      Удалить
  5. Е-школа это здорово, особенно все хорошо звучит в презентации, только вот без сети и можно любоваться е-дневником е-ученика отличника, которому от всей души желаю стать примерным учеником и зайти в базу е-дневников и е-досье своей школы и сделать всех отличниками! :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Mik, а ты что хотел - чтобы презентаиция была некрасивая или чтобы дневник двоечника показали?:-)
      Парадное мероприятие - это тоже часть той грандиозной работы, которую вели разработчики системы и её потенциальные участники.
      Конечно, хотелось бы избежать ошибок, которые уже совершали до нас. Думаю, регионы делятся опытом на всевозможных семинарах очных и заочных. Никто не мещает учиться и этот опыт перенимать.
      А Интернет, конечно, жизненно необходим как привычный стандартный фон современной жизни, ведь никакое частное облако не удовлетворит потребности человека с глобальным мировоззрением.

      Удалить
    2. Показали бы дневник среднестатичтического ученика или троечника, из которых чаще всего гениальные люди вырастают, которые легко взламывают базу Пентагона и швейцарского банка, а все начинается должно с е-школы. :-) Зачем показуха, давайте гениальные вещи смотреть?! :-)

      Правильно в комментариях сказали, что дети все поймут, а вот учителям делать двойную работу и обыкновенные планы с журналами вести и электронные, в которых многие из них ни в зуб ногой. На пенсию прежде времени не отправят и зарплату не прибавят. Зато е-класс без Интернета создадут, как бассейн без воды, что плавать научились, а тогда воду дадут. :-)

      Семинары и конференции давно пора электронными онлайн делать, чтобы сами учителя научились Интернетом пользоваться, а то на весь НАО только одна ЧУМработница, как пчелка и зимой и летом пашет. :-)

      Удалить
    3. Mik, про троечников согласна. Им леге по жизни идти. Мне, к примеру, не хватает в жизни определённой доли пофигизма и мешает тот самый синдром отличницы, называемы перфекционизмом.
      По поводу Интернета ещё раз:
      Mik, просто сейчас у нас форс-мажор с обрывом ВОЛС, и я решила показать, что система может работать автономно. Но идея-то е-школы как раз в объединении ресурсов и создании пресловутого единого информ.пространства страны.

      Последнюю фразу беру на заметку. Принимаю её не как комплимент, а как упрёк себе в том, что мало рассказываю о таких же, как я, пчёлах, которые представляют округ в сети.

      Удалить
    4. Если в моем представлении, тогда е-школа должна дома быть в рамках одного огромного пространства, может быть даже гораздо шире, чем Россия. И зачем платить всем дяденькам и тетенькам, которые будут вести е-предметы, может лучше им из этих денег дать пенсии и пособия, чтобы не мучили они себя освоением техники, а оставшиеся средства пустить на то, чтобы в Коми кома не происходила и в каждом доме Интернет нормальный был? :-)

      Ира, понятно, что ты можешь любого прославить и сделать знаменитым на весь Интернет, тебе же никто стать знаменитой первоначально не помогал. Пусть сами о себе заявят, на крайняк в виде гостевого поста в знаменитой ЧУМотеке. :-)

      Удалить
    5. Mik, очень бы мне хотелось, чтобы своё мнение оставили здесь журналисты, которые приехали на мероприятие из Питера, Москвы, Архангельска, Челябинска. Там такие есть профи... Такие вопросы задавали... Я иногда просто тихонько молчала в тряпочку, чтобы не опозориться:-))

      Mik, в ближайшее время планирую показать одну из сетевых НАО-пчёл, причём пчелу художественную. Жди!

      Удалить
  6. У нас в Беларуси данная система начала внедряться с прошлого года. На самом деле много недочетов и системных ошибок, но задумка и идея достаточно интересная, конечно, как и везде будут острые проблемные углы.

    Мне кажется, что эта система сможет немного упростить работу преподавателя, избавит от бумажной волокиты. Хотя сейчас в школах с так называемым Е, учителей заставляют заполнять электронный дневник и журнал и дублировать в бумажный. Поэтому на данном этапе эта система у нас в Республике Беларусь представляет "Колосс на глиняных ногах"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман, а кто автор белорусского Колосса и насколько широко она внедрена?
      У меня в Беларуси много друзей, и меня иногда удивлют контрасты этой страны. То великолепная Национальная библиотека, нашпигованная всевозможной техникой и являющаяся на деле тем самым Алмазом, коим её называют повсеместно. То библиотека в достаточно крупном городе, которая лишь недавно получила первый компьютер, да и то без выхода в сеть.

      Удалить
    2. ЧУМработница, авторами является одна из частных компаний в Беларуси. А, что касается контрастов, то Вы полностью правы. Очень часто люди начинают идеализировать нашу страну, мол, заповедник коммунизма и т.д., но поверьте и у нас хватает проблемных моментов, которые зачастую не находят своего решения.

      Удалить
  7. Мы уже третий год работаем с электронным журналом, используя портал "Дневник.ру" и являемся краевой экспериментальной площадкой. Бумажных журналов нет. Выйти в интернет можно с любого компьютера Лицея либо с планшета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. GALINA, наверное, это и есть идеальный вариант развития событий. В принципе, все предпосылки для этого у нас имеются. И в целом, в решении любой проблемы необходим правильный подход и позитивный настрой. Определённая доля скептицизма не помешает в том случае, если он будет направлен на предотвращение каких-либо ошибок.
      За Комсомольск-на Амуре, в чатсности, за вашу школу от души радоуюсь:-)

      Удалить
  8. Да, сопротивление бесполезно, все равно вся бумажная бухгалтерия станет скоро станет электронной! Оно, может, и к лучшему?...

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails