четверг, 10 октября 2013 г.

Исповедь киберучителя: гостевой пост от Марии Сониной

Как всё вышло: в преддверии международного дня педагогов ЧУМработница озадачила свою виртуально-реальную блогоподругу Марию Сонину из Челябинска просьбой написать гостевой пост на тему "Электронный учитель". Озадачила, а теперь мучается угрызениями совести.
Мария как человек ответственный бросила всё, в том числе празднующих коллег, села за сочинение и родила очень серьёзный текст, который ЧУМработница так и не опубликовала, как планировала, 5 октября. Но дайте ей оправдаться!
ЧУМработница познакомилась с Марией на маленькой уютной питерской кухне ещё одной своей блогоподруги Елены Ворониной. Странная это была картина - трое женщин за столом, каждая со своим гаджетом - Мария с Еленой в подготовке к конференции "Инфотехнологии для новой школы", собравшей таких же, как они, одержимых со всей страны, ЧУМработница - в ответах на комментарии ЧУМовых читателей.

Мария и Елена взахлёб рассказывали ЧУМработнице о том, "какие классные люди съехались в Питер, какая великолепная программа и всё-всё-всё великолепное". Это к тому, почему именно Марию попросила исповедоваться ЧУМработница. Получив "размышлизмы" Марии, ЧУМработница решила, что они не годятся для тостов - это скорее некое руководство к действию, флаг в руки. 
***********

По поводу понятия "Электронный учитель". Не сильно нравится само сочетание, но идея ясна. Моя история такова.
6 лет назад у меня в кабинете появилось интерактивное оборудование: интерактивная доска, система интерактивного голосования, документ-камера. Я всё это дело бросилась радостно осваивать. Сама разбиралась в программном обеспечении, сама делала цифровые образовательные ресурсы (далее-ЦОРы) к урокам. Считала себя ужасно крутой, потому как в зоне ближайшего действия - как реальной, так и сетевой - не наблюдалось учителей общественных дисциплин, которые бы делали что-то подобное в моих масштабах.
Но два с небольшим года назад наткнулась на сетевой конкурс интегрированных уроков, конкурс обучающий, на первом этапе которого было необходимо показать возможности сервисов Веб2.0 в учебной и воспитательной деятельности (на примерах фрагментов уроков и воспитательных мероприятий), а на втором — работая в группе (дистанционно), разработать полноценный урок с использованием сетевых сервисов. И вот этот самый конкурс меня перепахал. Оказалось, что пока я варилась в собственном соку, понемногу ваяя ЦОРы для интерактивного оборудования, наиболее продвинутые учителя давно поняли: совсем не обязательно знать специфику программного обеспечения, что есть огромное количество сервисов Интернета, которые позволяют создавать ЦОРы и без этого. Причём, можно делать это совместно, общаться с единомышленниками, совершенствовать свой профессионализм именно через такое общение в сети. А еще привлекать к работе в Сети учеников.
И понеслось. Жадно глотала сервис за сервисом, завела свой первый блог "Обществознание. Про", впервые организовала систематическую самостоятельную работу старшеклассников в Сети. Читала блоги других педагогов, училась сама и несла всё в класс.
Потом была Академия преподавателей Google, поддержка моей работы другими педагогами. Второй учебный год подряд в старших классах я отказалась от использования обычных тетрадей, полностью перейдя на электронные (для поддержки этой работы создала отдельный блог, а итоги первого года работы можно прочитать здесь). Активно использую для организации и проведения уроков мобильный класс.

Почему и зачем?
Не раз уже говорила и писала, что, на мой взгляд, одной из основных проблем школы является то, что средний учитель школы сегодня — это крайне несовременный человек. По большинству социальных показателей родители и учащиеся находятся выше учителя, что недопустимо. Чему-то эффективно научить может только успешный человек, а много ли вы видели таких среди учителей?
Это всё совпало с изменением роли учителя (и нежеланием признавать это изменение большинством): если раньше слово учителя и слово учебника было основным источником информации, то сейчас это факультативный источник. Поэтому учитель не должен тащить истину в человека, это лет 20 назад (когда я только-только начинала работать) ещё существовала уверенность, что чему-то научить можно раз и навсегда. Слишком быстрое устаревание информации сводит эту уверенность на нет. Поэтому, учитель должен переходить от вдалбливания информации в головы учеников к обучению их способам поиска, обработки, оценивания, классификации и систематизации информации.  По сути, ещё Кант сформулировал, что "не мыслям надобно учить, а мыслить". И Дистервег: "Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить".
Не могут в мире, насквозь пронизанном информационными технологиями, учить  люди, которые этими технологиями не владеют.

ЗЫ от ЧУМработницы:
По большому счёту, всё ясно и без комментариев: наша жизнь приобретает чёткий киберокрас, и зарываться головой в землю, делая вид, что ничего не происходит, по меньшей мере, глупо. Совсем скоро в Нарьян-Маре будут презентовать электронную систему "Образование НАО", которую педагоги воспринимают пока не как манну небесную, а скорее как кару, поскольку внедрение её предполагает многочисленные их телодвижения в плане освоения новых технологий и внедрения их в свой, уже и так отлаженный годами, образовательный процесс. 
ЧУМработница знает многих инноваторов из числа окружных учителей, которые вместе со своими учениками смело вгрызаются в ИКТ-гранит, но по другую сторону баррикад стоят и те, кто до сих пор не решается отойти от привычного "тематического планирования". Наверное, это банальный инстинкт самосохранения, но не надо забывать и о другой дарвиновской теории про то, что выживает сильнейший. 
ЗЫ-ЗЫ: не поленитесь - нажмите активные ссылки в тексте Марии - они, на самом деле, активные!

Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
  1. Что такое гостевой пост?
  2. Все гостевые посты ЧУМочитателей    

105 комментариев:

  1. Подтверждаю: у Маши не только ссылки активные. Вся она сама — энергетически активный поток. Вы бы видели работы её учеников! Я не понимаю до сих пор, как учителю удаётся сподвигнуть их на такие подвиги.

    Но это есть. И всё работает. Честное слово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, о вашем новом с Машей проекте "Читать не вредно, вредно не читать", который объединил десятки взрослых и детей со всей страны, напишу отдельно. Вернее, жду от тебя впечатления первого месяца, остальное добавлю сама.
      И иди уже спать!

      Удалить
    2. Что говорили наши бабушки? Правильно: «На том свете выспимся». После встречи с тобой в Hangouts прилив сил чувствую необыкновенный.

      Активничай, пожалуйста, в Гугл+

      Удалить
    3. Ирина, пока Лена собирается написать тебе о своих впечатлениях первого месяца, можешь посмотреть, что на этот счёт есть у нескольких участников проекта отдельными постами. Вот здесь Лена собрала ссылки.

      Удалить
    4. Маша, жалею,что не анонсировала вовремя ваш проект. Тогда, может быть, кто-нибудь и из нашей тундры включился в ваш литературный марафон. Сама смалодушничала - поняла, что не впишусь в этот ритм. Если честно, я потихоньку захожу в блоги участников, присматриваю книги для чтения, завидую:-))

      Удалить
    5. Ирина, так включиться никогда не поздно. Разве бывает поздно читать?

      Удалить
  2. Есть и минусы данного подхода.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, и Вы правы, но хотелось бы поподробнее об этих минусах:-)

      Удалить
    2. Светлана, а разве в традиционном подходе минусов нет? А прогресс в принципе противоречивое понятие...

      Удалить
  3. Мария Николаевна супер продвинутый учитель. По ссылкам погуляла, чуть на работу не опоздала, обязательно туда еще не раз загляну! Очень понравились работы учеников. Согласна, что для новой школы, новых учеников нужны учителя владеющие инфотехнологиями. Пытаюсь развиваться в этом направлении: в этом году зарегистрировала всех своих учеников на "Сервисе проверки знаний учащихся по математике". Сельская школа пока только мечтает о таком оборудовании, но несколько компьютеров у нас есть, интернет тоже, хоть и медленный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, большое спасибо! Современные интернет-технологии настолько просты в использовании, что освоить их может любой учитель-предметник. было бы желание. А в Сети всегда найдутся коллеги, готовые помочь и поддержать. Для меня за последние годы резко возросла роль информального образования и повышения квалификации. То, чему я учусь в Сети, у коллег, позволяет не останавливаться на достигнутом, а постоянно двигаться вперёд.

      Удалить
    2. Надя, я тебе точно скажу - для малокомплектной школы, какой и является ваша ильтяковская, ты и твои коллеги делаете всё и даже больше, чем от вас требуется, чтобы ваши выпускники не чувствовали себя обделёнными, по сравнению со столичными школьниками. Когда в классе меньше десятка учеников, можно каждому уделить в два-три раза больше внимания, что вы и делаете.
      Каждый раз, когда читаю твой очередной пост про вашу маленькую школу, желаю ей долгой жизни на благо всего села.

      Удалить
  4. Очень понравилось: "Поэтому, учитель должен переходить от вдалбливания информации в головы учеников к обучению их способам поиска, обработки, оценивания, классификации и систематизации информации." В голове сразу мелькнуло: "Самый лучший учитель сегодня - библиотекарь!" )))
    Тщательно изучила материалы конференции. Спасибо за оперативную "подпитку" моих мозгов. Жалко очень, что лишены дальневосточники получать такую радость от роскоши человеческого общения! Очень редко куда имеем возможность выехать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Наталья Борисовна! Как замечательно, что у Вас такая ассоциация возникла! Возникла она и у меня. Только вот мои приятные размышления о новой роли библиотекаря в школе (да и там, где он работает с детьми и студентами) сама и притормозила в связи с тем, что хлопоты, связанные с рутиной работой по книжному фонду (сами знаете какой) не дают библиотекарю проявить себя в этом смысле с лучшей стороны

      Удалить
    2. Наталья Борисовна, я, к сожалению, не могу причислить себя к библиотекарям - нет у меня той энциклопедичности знаний, того умения чувствовать язык и литературу вообще. В проекте Читать не вредно - вредно не читать! немало библиотекарей. Читаю их рецензии с каким-то пиететом: не умею я так читать и чувствовать.

      На конференции в Питере была в этом году впервые. Три дня пролетели, как мгновение, оставив много незабываемых впечатлений (простите меня за банальные слова, но это так и есть).

      Удалить
    3. Borisovna, дорогой мой человек! Я-то помню, как в начале нашего дистанционного обучения по созданию блогов, ты выделилась сразу и очень мощно своим напором, навыками. Удивляла нас результативностью работы блога. Да что там блог, у тебя столько всего доброго и светлого понасеяно в сети,что диву даёшься - как всё это успевает один человек?!
      Добавлю к твоей формулировке "Самый лучший учитель сегодня - библиотекарь!" ещё одно слово, и ты меня поддержишь: ""Самый лучший учитель учителей сегодня - библиотекарь!" )))

      Удалить
    4. Елена Николаевна, в ноябре этого года будет аж 12 лет со дня нашего первого знакомства на курсах академии Интернет-образования Юкоса в Москве. Это как раз из той оперы,что Маша пишет - перепахало так, что, приехав домой, поняла - мы будем жить и петь по-новому.
      Как только услышу про опального Ходорковского, сразу вспоминаю наши курсы - только за эту инициативу ему надо срок скостить:-)

      Удалить
    5. Спасибо, Ирина, что помнишь встречи... Время так неумолимо несется. Как подумаешь, что началу движения библиотекарей к интернет-технологиям уже больше 20 лет - дурно становится, как мало сделано...

      Удалить
    6. Елена Николаевна, здесь впору вспомнить ленинское "шаг вперёд, два шага назад". Титанические усилия тех, кто не благодаря, а вопреки пытается вывести библиотеки на путь истинный нивелируются необдуманными движениями и решениями сверху, в результате которых в школах библиотеки скоро исчезнут как самостоятельная единица, а библиотекаря заменит уборщица, наученная выдавать учебники:-(

      Удалить
  5. Слушайте, а с виду такие приличные три женщины, а такими умностями занимаются.-) Да, хотим мы этого или нет, но сегодня эпоха цифровых технологий. кнопочки клавиатуры заменили ручку, карандаш. Информацию можно добыть в Интернете. Согласна с каждым словом Марии. И сегодняшним подросткам гораздо интереснее сделать электронное задание. Мы готовимся сдавать в этом году ЕГЭ. Все версии экзаменов, что мы выбрали, у нас электронные. Каждый вечер вдвоем с дочерью решаем эти тесты.
    Я не вижу никакой опасности, если учителя активнее будут использовать новые технологи. Мне кажется плюсов здесь немало: не нужно будет носить в школу тяжеленный портфель, где стопицот учебников и тетрадей, ребенок будет учиться искать информацию сам, причем, из разных источников, а не пересказывать дословно параграф учебника конкретного автора, получает уже в школе навыки по работе с разными программами - это плюс для трудоустройства и т.д. А учителям и родителям, которые с перекошенным лицом кричат, что компьютер ведет к отупению, паутина засасывает, дети из-за компьютера становятся бездушными киборгами, хочу сказать: "Станьте к детям ближе, узнайте что такое комп на самом деле, подарите детям повод гордится вами".
    Мария, спасибо, что есть такие учителя, как вы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Частично согласна. Я за компьютеризацию школы. НО, давать своему ребёнку безвылазно сидеть ТАМ (в киберпространстве) я не дам.
      Есть столько всего интересного вокруг и живое общение с учителем никогда не заметит киберучилку!
      А новые методы с использованием ПК одобряю!

      Удалить

    2. Лелику Чупровой: Вы правы говоря, что любой нормальный учитель (родитель) не даст детям безвылазно сидеть»ТАМ»… Но дети нас уже и не спрашивают, сидеть им там или не сидеть, не так ли?! На уроке – учитель – «хозяин-барин», он рулит процессом, а вне класса – извините, ученик будет поступать так, как сочтет нужным со своим мобильным устройством (доступ к интернет уже есть почти везде – в кафе, в библиотеке, пр.). Мне кажется. Что задача учителя в этой ситуации, думать не о том, «как бы запретить», а о том, как научить учиться с помощью Интернет-сервисов и инструментов с пользой для себя, интересно и безопасно. Кстати, а что это такое – «киберучилка»?

      Удалить
    3. Оля, мы с тобой говорим с позиции разного опыта. Ты - мама начинающего ученика, я - заканчивающего. И мне кажется, как раз в нежном возрасте и нужно научить детей отношению (нормальному, грамотному) к компу и разным гаджетам. Чтобы это был помощник, а убиватель времени. Комп игры могут быть не только стрелялки-шаталки, но и очень умные развивающие.
      Во всем нужна мера. Конечно, в жизни много интересного, так вот благодаря тому, что дети научатся пользоваться техникой, они и освободят себе время для этого реального и интересного.
      Когда появились автомобили, многие решили, что пришел конец человечеству, но они были просто реальностью того времени, как и кибер сегодня.

      Удалить
    4. Света, я ж и говорю, что не против компьютеризации школы (я только за). Электронные дневники и прочее всё это удобно больше даже родителям, т.к. они частично позволяют осуществлять функцию контроля. По мнению медиков ребёнок не должен находится перед экраном ПК дольше 40 минут. Многие ли это соблюдают?
      Стрелялки и шаталки - это тупое убивание собственного времени (прожигание жизни).
      Благо, что во 2 классе необходимости в ПК нет, у нас остаётся много времени (и на бассейн и на музшколу).

      Удалить
    5. to Светлана: спасибо Вам за понимание и поддержку. Особенно ценно, что Вы позитивно оцениваете это именно с позиции родителя.
      А дочь ЕГЭ по обществознанию сдавать будет? У меня в блоге есть немного авторских материалов по спецификации самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию, основанных на более чем 10-летнем опыте работы и как учителя, ежегодно "выпускающих" своих учеников на ЕГЭ, и как эксперта, более 10 лет проверяющего задания части С по обществознанию. Буду рада, если они помогут при подготовке.

      Удалить
    6. to Лёлик: "безвылазность" она сейчас уже и до начальной школы добралась. У дочери уже в 1 классе несколько детей были с айфонами, сейчас она в 6-м, интернет на телефоне у всех её одноклассников. И если они уже там, то возникает вопрос: а что мы можем им там предложить? В привычной для них среде. Обучение должно проходить там, где обучаемый проводит больше всего времени.

      Удалить
    7. Maria, а мне кажется, что ТАМ уже НЕ МЫ им предлагаем.
      У моей малявки телефон только для связи, всё остальное мы отключили.
      Вот мне интересно, а что первоклассник уже может себе позволить купить айфон? Видимо, это осознанный выбор родителей - бесконтрольный доступ в интернет. В нашей школе есть WiFi, но доступны только определённые образовательные сайты. Всё продумано! Я не собираюсь всегда ограничивать своего ребёнка, но пока могу - я даю ей возможность проводить время в мире реальном, а не виртуальном.

      Удалить
    8. Мария, большое спасибо за помощь с ЕГЭ. Да, мы будем сдавать обществознание. Сегодня, каким-то непонятным для меня образом, эта дисциплина стала обязательной для половины факультетов. Даже на филфаке именно по обществу требуется наивысший бал?!
      Мы несколько вечеров сидели с тестами по обществу. Я однозначно поняла, что мне бы этот экзамен никогда не сдать. Невероятный уровень в области экономики, юриспруденции, социологии и пр.

      Удалить
    9. Лёлик, так в том-то и дело, что в условиях, когда время уже упущено, когда интернет заполнен не самым доброжелательным для обучения контентом, у подростков складывается впечатление, что "стрелялка и болталка" - это то, для чего, собственно говоря, интернет и нужен. А то. что он может стать мощным инструментом для образования и развития им неведомо.

      У моей дочери тоже долгое время телефон был только для звонков и SMS. Но для них сегодня телефон - это ещё и элемент статусности. Отсюда и айфоны в 1 классе. Я 4 года сопротивлялась, объясняя дочери, что на данный момент ей достаточно. После чего она, не найдя поддержки у меня, обратилась к деду с иной формулировкой проблемы: "Дед, у меня у единственной в классе не сенсорный телефон". Дед оказался более сговорчивым.

      Но и своему ребёнку образовательные возможности интернета я тоже постепенно открываю. К примеру, она уже не первый год участвует в интернет-олимпиадах, проводимых на муниципальном портале олимпиад . Сейчас вот она сама приняла решение участвовать в нашем читательском марафоне, сама ведёт блог

      Не вижу смысла в запретах. Всё равно найдёт возможности в условиях, когда они на каждом шагу сейчас. А раз так, то надо научить всем этим разумно пользоваться.

      Удалить
    10. Зато мама-Света теперь (благодаря дочке и ЕГЭ) подкована и знает всё на "ять" :)

      Удалить
    11. Уже сходила. Насте сбросила ссылку. Хорошо, что именно на часть С акцент. Вот бы сейчас нас, взрослых, посадить за парту и дать задание: написать эссе на тему «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И.Шерр) (это из примеров ЕГЭ). Многие справятся? А у нас все твердят: молодежь отупела. С них сегодня на выходе со школы ТАКОЙ уровень знаний и информации требуют.
      Кто, например, вспомнит, как звали собаку Понтия Пилата в "М. и М."? Или чем отличается анафора от аллитерации? Я активно помогаю дочери с литературой. Сделала для нее удобные словарики литературных терминов (с понятным, а не фантастично заумным определением), по всем произведениям таблицу основных героев (ФИО, характеристика портрета, характера из текста и пояснения где-то мои, где-то из учебников). Соревнуемся в написании части С на разные темы. Признаюсь, у нее лучше получается. Один раз даже (к своему стыду) не поверила ей, заподозрила в плагиате, шерстила весь ин-т. Ничего не нашла и извинилась.
      Настя только что позвонила и сказала: "Мама, это вообще круто. Это как раз то, что надо. Я завтра нашим в школе покажу!"

      Удалить
    12. Света, я же говорила, что Мария Сонина — мегаучитель. И это не просто «круто», это настолько мощно и профессионально, что ученикам не остаётся иного выхода, как получать высокие баллы на ЕГЭ. Потому что Маша учит голову включать.

      Удалить
    13. Лена, я тоже самое могу сказать и о тебе.-) И к тебе приставка мега- навечно прикреплена.-) По литературе и русскому готовлю Настю сама, так что приму от тебя любую помощь-) По русскому делаем по три теста в неделю, а потом разбираем что к чему. Оказывается, я многие правила забыла. Прохожу курс молодого бойца. -)

      Удалить
    14. Света, правила хорошо вспоминать по справочнику Лопатина: удобная навигация, человеческий язык, много примеров.

      Тренироваться онлайн можно на портале Решу ЕГЭ, там не только русский язык. И есть возможность задавать вопросы (и получать на них ответы).

      Бонус: Литература на 5.

      Всё у вас с Настей получится! Удачи.

      Удалить
    15. Светлана, успехов Вашей Насте! Если у неё или у её одноклассников возникнут какие-то вопросы, можно писать прямо в комментариях к соответствующим сообщениям: я открыта и доброжелательна (фраза позаимствована у Елены Ворониной:))) но она ко мне тоже относится).

      А сложность ЕГЭ по обществознанию как раз и заключается в том, что надо быть специалистом сразу в разных науках: философии, социологии, социальной психологии, экономике, юриспруденции, политологии... Плюс — ни в одном другом предмете часть С не включает в себя девять (!!!) заданий, одно из которых — эссе!

      Удалить
    16. Света Безумова, я так понимаю, с такими консультантами по ЕГЭ Настя однозначно получит высокий балл:-)))

      Удалить
    17. Лёлик, вы с Ильёй большие молодцы, что так много внимания Алинке уделяете. Зачастую компьютер и телевизор становится заменителем родительской любви и участия.

      Удалить
  6. Спасибо за пост, Мария! Спасибо Ирине, которая пригласила такого интересного учителя высказать свое мнение. Я как-то не очень удивилась тому, что учителя не жалуют в основной своей массе введение электронных новшеств - слишком их настойчиво мучали в течение последнего десятилетие (то необходимостью разработки бесконечных презентаций, то притягиванию "за уши" компьютера на каждый урок, то использованию ресурсов Единого окна надо это им самим или не надо и пр.). Но меня порадовала ситуация запуска в НАО "...информационной системы, которая предусматривает ведение в электронном виде классных журналов и дневников успеваемости". Не знаю, так ли это хорошо – «слежка» за успеваемостью и посещаемостью детей родителями, но ведь время совсем изменилось, в интернете – мы все так или иначе «под контролем» и в этой ситуации надо привыкать всем нам жить. Хорош факт журнала в сети – дети никогда не забудут то, что им задали на завтра и смогут посмотреть, что будут изучать в школе в течение месяца, а учителя – «смогут пообщаться с коллегами» из других школ НАО. Хотелось бы узнать подробнее об этой системе – она региональная? Она предусматривает ДО (сколько детей в суровом краю пропускают занятия из-за бездорожья и холодов!)? Она располагает контентом для самостоятельной подготовки к урокам? Она подразумевает наличие тестов и контента для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ГИА? Она имеет конструкторы для проведения проектов и учебных исследований? – ой, уже много вопросов задала… И , скорее всего, не совсем по адресу… Но, в любом случае, путь осилит идущий – пусть учителя не боятся новшеств, связанных с внедрением технологий. Они должны (и скорее всего, обязательно будут!) помогать учить и учиться интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, и Вам спасибо за добрые слова.
      По поводу "не жалуют". Можно я не буду на это отвечать сама, а процитирую Эдуарда Асадова?
      В любых делах, при максимуме сложностей
      Подход к проблеме всё-таки один:
      Желанье - это множество возможностей,
      А нежеланье - множество причин.


      От себя добавлю только, что такую работу сложно навязать учителю извне. Здесь должна быть внутренняя мотивация. И готовность к тому, что в местном педагогическом сообществе ты можешь оказаться маргиналом.

      Удалить
    2. Елена Николаевна, конкретики программы "Электронное образование" не знаю, только то,что озвучено в СМИ. Аналогичные системы уже внедрены в других регионах, насколько мне известно. Мне кажется, есть резон практического обмена опытом, ведь в процессе работы выявляются иногда совсем неожиданные факты. К примеру, у нас работает в округе система электронного здравоохранения, так сколько уже времени прошло со дня её внедрения, а какие-то нюансы и недоработки до сих пор выявляют и исправляют.
      Мне почему-то вспомнилось, как у нас библиотеки информатизировали: кто в лес, кто по дрова, никакого единообразия, а значит, взаимодействия. А ведь как раз создание единого информационного пространства и есть высокая цель всех этих телодвижений.

      Удалить
    3. Маша, не очень люблю Карнеги, но его высказывание, что "только мёртвую собаку не пинают", приходится вспоминать с регулярностью тем, кто идёт впереди.

      Удалить
    4. И потом тот, над кем смеялись и кого игнорировали, почему-то побеждает.

      Удалить
    5. Лена Воронина, я даже не знаю, можно ли назвать победой успех отдельно взятой личности в отдельно взятом учреждении. Победа - это когда за тобой идут люди. Победа - это когда, даже поле твоего ухода, процесс идёт в том русле, в который ты его направил. Пример: не устаю сожалеть, что в библиотеке НШИ теперь не работает центр повышения компьютерной грамотности, а ведь, казалось, сделала всё, чтобы механизм крутился и без меня.

      Удалить
    6. Люди часто идут как слепые за "лидерами" в силу разных соображений (из истории знаем, что и - из страха или из служебного подчинения), поэтому важно формирование сознательного выбора

      Удалить
    7. ЧУМработница! Я в восторге от поста и, как это часто бывает, от комментариев тоже... Я, как и многие родители, тоже против запретов и считаю, что если уж в нашей жизни есть такое явление, как Интернет, то нужно использовать его в "мирных целях". Моя дочь (семиклассница) активный пользователь, но вместе с тем обожает живое общение, у нее много реальных друзей.
      Относительно "Электронной школы" могу сказать, что в нашем регионе сейчас идет активная работа по ее внедрению.

      Удалить
    8. Ох, написала "активный пользователь", а сама задумалась - можно ли считать активным пользователя, у которого 6 уроков в день, куча домашних заданий и еще музыкалка с вокалом ;-)

      Удалить
    9. Наталья, так это же здорово, что у ребёнка такая активная жизнь! Моя в 6-м, кроме школы у неё ещё хор, танцы и английский. Планируем добавить в ближайшее время ещё и гитару. Но при этом она уже вполне такой цифровой абориген. Просто времени на глупости в Сети у неё меньше, чем у многих сверстников.

      Удалить
    10. Наталья, изучая комментарии, прихожу к не новому в своей простой истине выводу, что только в единстве учителя-ученика-родителя можно достичь той самой пресловутой "золотой середины", о которой мы все так печёмся.

      Удалить
  7. Нравится дискуссия, спасибо. Те вопросы которые задает Елена Ястребцева в своем комментарии, нашли свои ответы в портальной версии "е-КМ-Школа" , которая вошла в региональную систему Татарстана, подобную информационной системе в НАО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, да-да-да! Тоже очень нравится обсуждение в комментариях к этому посту. Весь день могла только наблюдать (уроки подряд шли), а сейчас с удовольствием включилась.

      Удалить
  8. Мария, большое спасибо за поднятую тему. Ведь действительно мы имеем проблему с нежеланием многих учителей развиваться и принимать новые технологии в работе. И порой это тормозит внедрение информационных систем, позволяющих эффективно управлять образовательным учреждением, а также проводить обучение на новом, современном уровне.
    Надежда Жесткова, есть некоторые отличия е-км-школы от внедряемой системы в НАО.
    НАО автоматизирует и анализирует отчетность образовательного учреждения, обеспечивает мониторинг выполнения работ по сдаче отчетности.
    «е-КМ-Школа» предлагает инструменты и образовательный контент для организации и проведения урока в классе и полноценного дистанционного обучения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nikolay, согласна. Консерватизм учительской корпорации удивительным образом сочетается с ожиданием методического чуда. Отсюда - тяга к экспериментаторству, навязываемым извне изменениям, как правило, чисто внешнего характера. Можно повесить в каждый класс интерактивную доску и научить учителей создавать презентации, но уроки как были пассивными, так таковыми и остаются. И если учитель что-то и изменил, так это только свою деятельность. А толку?

      Удалить
    2. Nikolay Stromov, спасибо за уточнения. «е-КМ-Школа» - отличное дополнение к любой образовательной системе. Но, как мудро сказал когда-то Ильич, "кадры решают всё", так что никакая система не будет эффективно работать без надлежащего внимания и знания.

      Удалить
  9. ЧУМработница,

    А что это такое розовенькое между тремя прелестными женщинами стоит на столе ? ;)

    Я тоже считаю, что современные учителя должны учитывать все современные тенденции и приминять их на уроках. Ведь детям не интресно просто слушать "голую" лекцию...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-моему, это торт, на который эти прелестные женщины не обращают ни какого внимания...они в сетях всемирной паутины...переписываются, наверное друг с другом)))

      Удалить
    2. PS извиняюсь...никакого внимания

      Удалить
    3. Розовенький тортик, коричневый тоже. В бокалах вино. Но нам некогда: готовимся к Конференции и решаем проблемы округа, параллельно переписываясь друг с другом :-)

      Удалить
    4. Добавлю написанное Еленой. Розовенький тортик - это от ЧУМработницы (кажется, это был тирамису), коричневый - Эстрехази, привезённый мной из Челябинска. Но мы всё съели. Потому как "не только интернетом единым сыт учитель" :)))

      Удалить
    5. А ещё мы успели вдоволь насмеяться до слёз и поговорить. Потому что живой свет дружеских глаз — это очень важно. Особенно в компании единомышленников.

      Удалить
    6. Да-да, всё успели. Это была великолепная встреча! Во всех отношениях.

      Удалить
    7. Tatiana, если бы женщины не обратили внимания на тортик!:-)
      Это только с виду мы такие неземные. Кстати,я не знала, что в Челябинске такие обалденные торты делают. По рассказам Марии, у них несколько хлебозаводов, которые выпускают эксклюзивные кондитерские изделия. Хорошо, что я не в Челябинске живу!:-))

      Удалить
    8. Ира, а вот теперь я тебя совсем доконаю: я уже месяц вообще не покупаю хлеб челябинских хлебозаводов (а ассортимент его у нас огромен), а пеку его сама! Сбылась мечта: мне на день рождения папа хлебопечку подарил. Так что у нас дома теперь всегда свежий домашний хлеб (вот думаю: Эстерхази я, конечно, в марте в Питер снова привезу, ну, или какой-нибудь другой торт вкуснючий, но вот как довезти булку своего хлеба, чтобы после двойного перелёта и ожидания между рейсами в аэропорту, он не утратил своей свежести?)

      Удалить
    9. Маша, хлебопечка - это же ежедневный соблазн и смерть талии! Представляю, как это вкусно, но не вези, не надо!:-)))

      Удалить
    10. Ира, я к своей талии по-философски отношусь: другой-то всё равно у меня уже не будет:)))

      Удалить
  10. И мои "пять копеек". Так уж вышло, что после трепыханий в порядке личной инициативы, мне посчастливилось заниматься информатизацией учебного процесса уже в рамках должностных обязанностей. И вот к какому выводу я пришёл: основная проблема - избавить учителя от отношения к компу, как к какому-то мудрёному, чудному, страшному устройству. Если удастся психологически заставить, ну или убедить, поверить в то, что комп такой же инструмент учителя, как мел, доска, указка - вот тогда всё остальное будет легко и просто. Те педагоги, который избавляются от излишне опасливого отношения к компу, как к шайтан-арбе, как правило весьма интенсивно насыщают уроки новым, интересным для детей содержанием. Увы, таких ещё не большинство и мне в чём-то импонирует позиция администрации округа по внедрению системы "Образование", озвученная г-жой Барташовой: "Хотите вы, или не хотите, но система будет! Другие регионы работают - значит и мы сможем"... Может и надо иногда, как Пётр картошку, внедрять новое насильно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Gbobr, и не только как к какому-то мудрёному, чудному, страшному устройству, но ещё как к инструменту, пригодному исключительно для уроков информатики. Такой стереотип тоже есть. Мол, я буду только документы печатать и презентации ваять (в лучшем случае), а остальное оставим информатикам.

      Удалить
    2. Как предметник я историк. Зело облегчали уроки мультимедиауроки, использование доски - как в количестве и качестве материала, так и в его подаче. Самому нра - аж жуть!!! Однако попытки добровольно научить чаще всего натыкаются на фразу: "Сейчас мне некогда учить всякие кунштюки! Вот будет время - научусь, а пока хватит с меня Ворда ну и, святое дело, презентаций..." Увы и ах - без принудительных мер, либо действенного материального стимула сдвинуть будет ОЧЕНЬ тяжело. Наверное тяжелее, чем, в своё время, бухгалтеров к калькуляторам приучали... :(

      Удалить
    3. Я тоже историк по образованию. правда, историю 10 лет не преподаю уже (сейчас у меня только обществознание и экономика). Принудительно меня никто не заставлял заниматься тем, чем занимаюсь. И материальных стимулов тоже не было и нет.

      Принудительные меры, может, и помогут сдвинуть с места на какое-то время. А дальше без внутренней мотивации всё будет точно так же, как с презентациями: гордость: "Ах, я использую ИКТ на уроке!" Но по сути всё останется без изменений. Потому, что учителю очень комфортно в традиционном уроке: стой, рассказывай себе в удовольствие. Делай передышку на время, пока будут списывать со слайдов к себе в тетради (зачем?!), и прододжай рассказывать, периодически переключая слайды.

      Я очень боюсь принудительных мер. Потому, что, как там у Черномырдина: "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Любое принуждение пройдёт три стадии: шумиха, неразбериха, наказание невиновных, награждение непричастных, и на этом всё закончится.

      Удалить
    4. Gbobr, рада, что Мария вытащила Вас из подполья:-) Сразу в памяти Ваши титанические усилия по приручению хулиганов НШИ и обращению их в крутых юзеров:-)
      Думаю, Вам приятно будет вспомнить, а читателям интересно узнать о боевой НШИ-странице Вашей учительской биографии:
      Хомяки и монстры против наркомафии

      Удалить
    5. Здравствуйте, коллеги-историки. Ишь, сколько нас тут собралось! И все активно дискутируют. Отстаивают свои позиции. Очень радостно, что наша историческая братия такая технически продвинутая.
      Но мы то из той ещё плеяды, кому посчастливилось получить фундаментальное ист. образование, в ВУЗах теперь(уже лет 5 как) другой подход - готовят узких спец-в, которые специализируются в определённом периоде.

      Удалить
  11. Не считая себя учителем отсталым, хочу сказать. что в преподавании любого предмета, будь то моя математика или история, допустима только золотая середина! Я во время конкурса ТГПУ как-то поспорила с учителем истории, который указал мне на недопустимость использования меловой доски при проведении современных уроков, на что я ему предложила объяснить иным способом детям решение дробных рациональных уравнений... Дополнительный и тестовый этап обучения вполне можно провести виртуально, только не забыть потом "вернуть" детёнышей на грешную землю. Ученики, зависающие исключительно в кибер-пространстве, развиваются только до определенного уровня, после которого, увы, начинают деградировать...
    Итак, господа, только золотая середина.
    Спасибо Ирина и Мария за поднятую тему.
    P.S. Дядьки в дореволюционных лицеях преподавали математику исключительно с помощью лекций и проверочных работ, довольно авторитарно... А ведь был результат!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У дореволюционных дядек были ощутимые стимулы. Поверьте, если бы я мог оставить без обеда, закрыть в карцер, или, хотя бы, сечь рогами неучей - процент успеваемости помчался бы вверх, как поезд "Сапсан" в Сочи! :)))
      А если серьёзно - ну не верю я, что можно воспитать используя только пряник! Ну нельзя без ощутимого наказания, или хотя бы возможности его применения. Без этого - увы...

      Удалить
    2. Галина, а никто здесь и не отрицает, что киберпространство полностью вытеснит реальное общение и заменит учителя. Неужели сложилось впечатление, что я общаюсь с детьми исключительно посредством интернета?

      Про рациональные дробные уравнения не помню, а потому спорить не буду с профессионалом. Тем более, что меловой доски у меня нет в кабинете уже не год, и не два. А задачки по экономике решаем. В т. ч. графические. В т. ч. во много действий.

      А по поводу дядек в дореволюционных лицеях, на мой взгляд, сравнение некорректное. На тот момент времени бОльшую часть информации человек получал от своего ближнего круга: семья, друзья, учителя. Поэтому такой подход был оправдан. Тогда учитель был чуть ли не единственным источником информации. И не только в дореволюционных школах, но и гораздо позже. помню, как в начале 90-х годов прошлого века мы на лекциях по новейшей истории Востока за пару исписывали по 6-7 листов тетрадных в каждую клеточку. Потому, что учебников не было. И вообще ничего не было, кроме великолепного лектора, ныне покойного В. М. Антропова. И можно было быть сколько угодно авторитарным, потому как учитель был носителем уникального знания. А сейчас информации море! Почему ученик должен подчиняться авторитарной МарьВанне, если всё то, о чём она расскажет, он в Интернете прочитать может?

      Удалить
    3. Мария, у меня действительно сложилось представление о том, что педагог ведет исключительно интернет-уроки и немного далек от школы. Не обижайтесь, я поясню. Вы говорите о том, что информация, которую несет учитель быстро устаревает. Возможно вы имеете в виду гуманитарные предметы, ту же историю, например. Докажите мне, что устарела теорема Пифагора и её доказательство и я с вами целиком соглашусь.
      Ключевые слова моего комментария - "золотая середина"! Совсем недавно, готовясь к защите диплома о втором высшем образовании и ещё ближе, по времени, к аттестации педагога, искала в интернете много разнопланового материала. Может быть я не умею искать, но то, что "находилось" не выдерживало никакой критики. Представляю, что же найдет ученик (я говорю об обычных 7-9-классниках), не имея представления о том, что же икать-то надо.
      Не соглашусь и по поводу некорректности сравнения с дореволюционным образованием (исторические сравнения в принципе не могут быть некорректными...). Систему дореволюционного преподавания, дисциплину и итоговую аттестацию можно немного сравнить с той, что была в СССР. Пока ВСЕ её вспоминают только в положительном контексте. А вот нынешние дети, поступившие в этом году в мед.училища, сдав профильный предмет с перевесом всего в один балл после двойки (готовились по интернету самостоятельно) заставляют меня задуматься о том, что придется жить вечно и быть всегда здоровой, ведь не дай Бог обратиться к этим кибер-фельдшерицам.
      Кант, конечно молодец. А мне мой профессор как-то говорил, что он нас учит УЧИТЬСЯ! А вот как учиться в современном мире и должен подсказать грамотный педагог и хорошо, если это будет МарьВанна, ведущая традиционные уроки и попутно умеющая подсказать ученику возможность дополнительного интернет-общения с целью получения знаний. Собственно этим и занимаются наши педагоги-блогеры Краснодара.
      С уважением, Галина.

      Удалить
    4. Маша, мне кажется, закралась неточность в фразу: "никто здесь и не отрицает, что киберпространство полностью вытеснит реальное общение и заменит учителя.". Наверное, всё-таки: "никто здесь и не декларирует, что киберпространство полностью вытеснит реальное общение и заменит учителя"?

      Удалить
    5. Галина Солоденкова, у вас в Краснодарском крае, на удивление, мощный блогерский отряд педагогов и библиотекарей. Сообщество единомышленников - важное слагаемое успеха любого дела. "Золотая середина", "золотое сечение" - философские понятия вне времени и пространства. Мне кажется, нужно не пренебрегать внутренними ощущениями, интуицией, когда делаешь любое дело, тем паче - образовываешь детей.

      Удалить
    6. у меня действительно сложилось представление о том, что педагог ведет исключительно интернет-уроки и немного далек от школы. Не обижайтесь, я поясню.
      +++Обижаться не буду, не дождётесь:) Сложилось такое впечатление — Ваше право. Хотя, по-моему, даже фотографии явно говорят, что я обычный очный учитель. Но дистантно тоже работаю. С детьми с особыми образовательными возможностями. В ситуации когда инвалидность получена по соматическому заболеванию, а интеллект сохранный, и есть высокая мотивация к обучению, желание продолжать образование и после школы. Для таких детей зачастую дистант — это вообще чуть ли не единственная возможность. Да, и для моих очных учеников возможность получить консультацию учителя по интернету оперативно удовлетворяет их образовательные потребности.

      >Докажите мне, что устарела теорема Пифагора и её доказательство и я с вами целиком соглашусь.
      +++Узнаю знакомых мне коллег-математиков:))) И —вспоминаю выступление А. Каспржака на мартовской конференции в Питере (запись можно посмотреть здесь: часть 1 и часть 2. Я даже твитнула его фразу: "Докажем, что сумма углов треугольника равно 180 градусам. Зачем?"
      Теорема Пифагора, может, и не устарела. Но сейчас у школьников, кроме линейки и циркуля, есть ещё и, к примеру WolframAlpha: что, нам и дальше делать вид, что этого не существует? И что не существует GeoGebra? И что на YouTube нет огромного количества материалов Академии Хана на русском языке >>> по алгебре, тригонометрии и пр.?

      И то, что систему образования, которая была в СССР, хвалят все — это перебор. Да, я даже сейчас (хотя математику закончила изучать в 1989 году не изучала) решу не менее 10 заданий в части В (минимальный порог преодолею). Но я вижу в этом факте не преимущества советского образования, а его инженерно-техническую направленность. Потому, что стране нужны были специалисты для военно-промышленного комплекса. Когда я смотрю, как моя 11-летняя дочь, имея только обычные уроки английского в школе, ведёт твиттер на английском языке и сочиняет песни (тоже на английском), а я в её текстах не могу понять и половины, то чувствую себя ущербной. Хотя с математикой у неё, кстати, тоже всё в порядке пока (есть призовые места в олимпиадах). И мне на самом деле пришлось подбирать аргументы для своих 10-классников, которые округлили глаза, видя, как, маясь от безделья, сидя ассистентом на итоговой контрольной по математике, я меньше чем за урок решила часть В в 2 вариантах почти целиком и спросили: "Вы нас, конечно, извините, но Вам как это в жизни пригодилось?"

      И свою личную трагедию, когда дав идеальный ответ на вступительном экзамене по новейшей истории я получила отметку "4" (на 4 курсе преподаватель, принимавший экзамен, рассказал мне, что это была вынужденная мера, потому, что у меня за 2 предыдущих экзамена уже были "пятёрки", в т. ч., и за сочинение (вспомните, как оценивались сочинения при поступлении в вуз, и Вы поймёте, что я имею в виду), а 15 баллов могли набрать только "позвоночные", а я в списках не значилась) — это я тоже не могу отнести к преимуществам советского образования. Хотя понять могу. Всё хорошо для своего времени.

      Что в Сети много мусора — это ни для кого не секрет. Но они, ученики, уже там, в Сети. И это объективная реальность. Так вот нам и надо показать им тот путь, и научить среди этого мусора жемчужину находить.

      Удалить
    7. Ира, да...про киберпространство я, конечно, завернула так, что сама не понимаю, с чего бы это:))) У еня вчера просто очень тяжёелый день был. Начала занятия в 8-30, закончила в 17-00. С перерывами, конечно, но всё равно тяжеловато. А ты всё верно исправила: именно это я и хотела сказать. Только blogger — увы и ах! — не даёт возможность исправлять свои комментарии даже сразу после их отправки. Поэтому так и буду висеть противоречивая вся.

      Удалить
    8. Маша, из комментариев к твоему посту можно составлять путеводитель с дорожными знаками для тех, кто решил вместе со своими детьми идти в цифровое будущее.

      Удалить
    9. Мария, опять вернусь в интернет. Да простят меня учителя не гуманитарии, но 2+2=4 - это точно любой интернет (и машинка счётная) скажет, а вот трактовка исторических событий... Можно так всё вывернуть, американцы вот в школах преподают, что они победили во 2 мировой войне и спасли мир от фашизма. О, как! И дети их в этом уверены (теория уникальности американцев, которую сейчас так активно несёт в массы Обама). Т.е. во всемирной паутине можно найти всё (альтернативную историю в частности), потому как пишут в сети сейчас все кому не лень, а подтвердить документально, фактами свои слова могут единицы. Учитель должен это уметь! И пока дети не начнут читать книги сами, а не будут ползать по инт. и искать там ответ, до истины они вряд ли дойдут. Ура библиотекарям!

      Удалить
    10. to Лёлик
      Был этот мир сплошною тьмой опутан...
      Да будет свет! И вот явился Ньютон!
      Но Сатана недолго ждал реванша:
      Пришёл Эйнштейн, и стало всё, как раньше.

      Простите, не помню автора. А искать пока некогда, между уроками "в окнах" читаю и пишу. Это я к тому, что не только в гуманитарных науках возможна альтернативность, динамизм и незавершённость развития. И, если в истории есть Никон, а есть Аввакум, то в математике есть Евклид, а есть Лобачевский.

      А своё восхищение библиотекарями я уже выше написала.

      Удалить
    11. Лёлик Чупрова, то, что 2+2=4=5 докажу легко. У меня в прошлом учебном году восьмиклассники, увидев это "доказательство", весьма стройное и логичное, просто потеряли почву под ногами. Если интересно, то вот ссылка.
      Мария, хорошо, что напомнили про инженерно-техническую направленность советского образования. Вы просто молодец. Ругаю себя, инженера, что мне не пришло в голову такое сравнение. А, ведь, это факт! И если мы в ближайшее время не изменим нашу "ориентацию" с экономически-юридической на инженерную, то, как уже делают вывод специалисты, страна может откатиться на уровень 13 года, только 1913-го...
      Давайте же работать в этом направлении. Мне вчера, при аттестации, предложили возрождать на уроках преподавание в рамках геометрии элементарного черчения, которое было каким-то умным дядей вычеркнуто из списка преподаваемых школьных дисциплин.
      Я только ЗА продвинутых учителей! Жаль, если мои комментарии не были поняты...

      Удалить
    12. Ссылка почему-то не работает, тогда тем , кому интересно, что 4=5 зайдите в мой блог на страницу "Занимательная математика и техника", пост "Дважды два-пять?"

      Удалить
    13. Галина, ну, это же специфика интернет-общения, и его недостаток, кстати: когда не видишь человека, не смотришь ему в глаза во время диалога, не заражаешься его эмоциями...в общем, не всегда можно правильно понять друг друга. Вот ведь и Вы меня не вполне верно поняли, и, как оказалось, и я Вас тоже... Но в любом случае, я Вам очень благодарна за такой вот поворот в дискуссии! На самом деле Вы озвучили не только свои мысли: думаю, найдётся немало учителей, кто согласится с Вами на все 100%. А потому это же здорово — когда такое многоголосье в комментариях получилось!

      А про 2х2=5 ещё в детстве читала:) И тоже вспомнила этот пример, когда писала предыдущий комментарий в этой ветке. так что, не всегда мы с Вами по-разному думаем!

      Удалить
    14. Галина, в неработающей ссылке, по-видимому был лишним закрывающий слеш. А вот эта работает:Дважды два - пять?

      Удалить
  12. Замечательный пост!!! И очень нужный сейчас, в нынешнее время.
    Прочитала комментарии и почувствовала себя участником учительской конференции. Столько интересных мнений и высказываний. Есть над чем задуматься. Спасибо Вам, Мария! Взбудоражили нас, учителей.
    Два года подряд посещала республиканские конференции по Инфотехнологии в школе. Приезжала вся одухотворённая, бросалась в работу, изучала Смарт-доски, сервисы, "будоражила" учеников и спустя какое-то время поняла: во всем нужна середина! согласна на все 100 с Галиной Станиславовной.
    Я ЗА!, чтоб учитель развивался и был на "Ты" с компьютером, и в тоже время считаю, что уроки должны быть разнообразными и включать как новшества, так и доску с мелом, и бумажными тетрадками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jelena, и Вам спасибо за участие в обсуждении. Но к доске с мелом и бумажным тетрадкам возвращаться не хочу. По крайней мере, в старших классах.

      А ещё я считаю, что у нас здесь выбор не между чёрным и белым стоит. Потому, что в этом случае "золотая середина" — это серый. А мы ведь не хотим быть серыми.

      Выбор вообще стоит не между, а в пользу тех средств организации учебной деятельности, которые позволяют решать стоящие перед школой и учителем задачи более эффективно.

      Удалить
    2. Jelena, недавно читала в блоге у Галины Солоденковой рассказ об образовании в Эстонии Отметила для себя,что вы давно уже с электронными дневниками и журналами. А ведь вначале тоже, вероятно, было много копий сломано?

      Удалить
    3. Ирина, насчёт сломанных копий не помню уже. Эстония давно входит в десятку стран, где компьютеризация на высоте. И конференции и курсы по ИКТ постоянно проходят, но в школе осталось по прежнему - кто-то "впереди" и стремится дальше, а кого-то устраивают и старые методы. Это было и будет - я считаю, что всё зависит от самого учителя, хочет он учиться-развиваться или его и так устраивает.

      Удалить
    4. Jelena, и ты абсолютно права насчёт лидерства Эстонии в плане информатизации образования. Кстати, Людмила Рождественская, новатор из новаторов, один из моих учителей на курсах по блогостроению и освоению сервисов веб 2.0, как раз из Эстонии:-)

      Удалить
    5. Как мир тесен.....меня на республиканскую конференцию выступать тоже "вытащила" Людмила Рождественская. Узнала про меня и "привезла" в столицу. Потом мы с ней не раз встречались на курсах.
      Это не человек, а двигатель школьного Интернет-прогресса!
      Кто с ней в следующий раз встретится, тот привет друг другу и передаст :)) а можно и колбасу......

      Удалить
    6. Jelena, а ты что, думаешь, Людмила не охвачена нашей колбасищей?! мы с ней пересеклись на конференции РЕЛАРН на теплоходе Георгий Жуков". Там мы её приняли в юные друзья НАО, взяли клятву не путать НАО с ЯНАО и наградили олениной. Загляни в пост Верным курсом идём, товарищи! Хей-я!

      Удалить
  13. Маша — лучшая! Но исправьте все же «Дестервега» на «Дистервега». Адольф расстроится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, исправь, пожалуйста, Дистервега. Как это я так окарала и не заметила даже... Но Великий и Ужасный видит всё! Юра, не устаю благодарить тебя за всё.

      Удалить
    2. Без паники! Я наконец-то в эфире. Щас фсё будет!:-))

      Удалить
    3. Yuri Eelmaa, Дистервега исправила, поэтому надеюсь на более развёрнутый комментарий. И ещё: пора уже пересечься в Питере!:-)

      Удалить
    4. А кто ж спорит? Либо конференция в марте, куда все приличные Люди который год ездят, либо приват-дэнс:)
      А что комментировать? Что Машу люблю и говорю на этом на каждом углу. Подтверждаю, что все написанное — правда.

      Удалить
    5. Yuri Eelmaa, ой, вряд ли я к приличным...Видимо, придётся второй вариант:-))
      Ну а признаться публично в любви женщине - это ли не самый лучший комментарий?:-)

      Удалить
  14. Да, очень оживлённый пост получился!)))
    Парадокс ситуации в том, что чем сильнее мы сопротивляемся новшествам - тем быстрее они развиваются. При этом я - из числа сопротивленцев:)) Я - консерватор. Но с законами природы не поспоришь. К сожалению.
    Мария, а Вы - молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Бохонько, если честно, никак я не ожидала такого активного педсовета. Тема мне близка необыкновенно,как и те, кто ею занимается вплотную и не жалея компа своего:-)
      Кстати, не так и плохо быть консерватором, ведь консерватизм, в том числе, устои и стабильность, необходимость которых в нашем меняющемся мире никто не отменял:-)

      Удалить
    2. Светлана, я вспоминаю, как в 1997 году на своем первом "Учителе года" показывала модульную технологию. Какое неприятие шло со всех сторон! Как? Разве можно отдавать такой процент времени на самостоятельную деятельность учащихся? Разве они смогут самостоятельно изучить учебный материал? И разве можно доверять результатам само- и взаимооценивания?
      Второй раз "УГ" случился в моей жизни два с половиной года назад. Одна из участниц выступала с той же темой, что и я в 1997 году. На ура шло, между прочим. Прошло "каких-то" 14 лет. А вот мой опыт по использованию сетевых сервисов в деятельности педагога, вызывал столько споров, вопросов и неприятия. Видано ли, чтобы учитель-НЕинформатик этим занимался? Но ничего. Как там у Шиллера: Истина ничуть не страдает от того, что кто-то её не признает. Пройдёт время (не 14 лет, конечно, а гораздо меньше), и это станет таким же привычным.

      Удалить
    3. ЧУМработница, Мария! Подведу итог: УРА нам всем - и консерваторам, и новаторам, главное - не равнодушным! как там у диалектиков? Единство и борьба противоположностей - источник самодвижения и развития...))

      Удалить
    4. Светлана Бохонько, а что, мы уже закончили обсуждение? Пишу всего-то сотый комментарий!:-))

      Удалить
  15. Невероятно люблю минуты, когда пионеры после звонка толпятся вокруг: не наговорились. Уверена, что в далёком Челябинске то же самое творится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, в далёком Челябинске это постоянно творится. На этой неделе один класс вообще после звонка дружно загудел: "Продолжаем!" Повторительно-обобщающий урок был. Сделала подборку разных штучек с помощью Лёни Габса:))) (причём, не сама, а позаимствовала из аккаунтов их старших товарищей), так столько восторга было у восьмёрки...Выйти к доске, понажимать на кнопочки. И обсуждать-обсуждать-обсуждать...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails