Огненную бороду Андрея Николаева, известного в округе краеведа, туриста, исследователя, инициатора многих экспедиций, авантюриста в хорошем смысле слова, видел практически каждый заповедный уголок ненецкой тундры. Сегодня одержимый путешественник, "безнадёжно влюблённый в Север", расскажет вам, дорогие друзья, про то, зачем делать пластическую операцию на Болванском Носе.
Центр экологических
исследований и туризма
на мысе Болванский Нос, остров
Вайгач
Расположенный в Северном
Ледовитом океане на границе Баренцева и Карского морей, остров Вайгач с незапамятных времён привлекает к
себе внимание профессиональных исследователей и любителей дикой природы –
путешественников, художников, фотографов, натуралистов.
Остров Вайгач – уникальное место
Европейского Севера. На протяжении почти тысячи лет остров был «священной
землёй» северных народов и считался заповедным местом обитания богов «сотворивших
мир». Сегодня на Вайгаче зафиксировано более двухсот объектов культурного
наследия и 150 уникальных природных объектов.
На площади более трёх тысяч
квадратных километров вы можете наблюдать равнинные
и горные тундры, приморские луга и грядовые возвышенности. Особый
интерес вызывают многочисленные заливы и группы мелких островов, в большинстве
своём, сконцентрированные в труднодоступной северо-западной части Вайгача. Большую
привлекательность данный район представляет для атлантического моржа, который
появляется здесь сразу после очищения акватории острова ото льда.
Благодаря промежуточному
положению между материком и архипелагом Новая Земля, Вайгач является
своеобразным мостом, по которому происходит миграция животных. Представителем
коренной фауны острова, из числа наземных млекопитающих, является самый крупный
хищник планеты, хозяин Арктики – белый медведь. Остров Вайгач является одним из
мест максимально концентрации белого медведя в весенний
период. Часто большие ледовые поля приносят с собой значительное количество
белых медведей, которые затем остаются на острове и бродят по нему в поисках
пищи, нередко останавливаясь «на постой» рядом с жилищем человека.
В мае 2007 г . на территории
острова Вайгач и прилегающих к нему островах учреждён Государственныйрегиональный комплексный природный заказник «Вайгач».
Самой северной частью острова
является мыс Болванский Нос или Ямалсаля. Впервые живописное описание этого
района острова демонстрирует выдающийся русский художник и путешественник,
уроженец Архангельской губернии Александр Алексеевич Борисов, побывавший здесь
весной 1898 года в ходе подготовительной экспедиции на Новую Землю. В своих
путевых очерках художник восторженно описывает своё пребывание на севере
Вайгача.
Сегодня мыс, который Борисов в
1898 году называет Болванским, на некоторых картах именуется мысом Фёдорова,
здесь расположена действующая полярная станция им. Е.К. Федорова.
Полярная станция им. Е.К. Фёдорова
Закрытые от
пронизывающего северо-западного ветра каменистые пляжи привлекают сюда
множество моржей и другого морского зверя. Именно для промысла морзверя, и, в
первую очередь, «рыбьего зуба» (моржовый клык) приходили сюда промышленники из
Пустозерска, а причудливые заливы служили укрытием для утлых зверобойных
судёнышек.
Мыс Ямалсаля можно назвать одним
из самых удобных районов для проведения наблюдений за многочисленными птицами,
отдыхающими в озёрах талой воды во время весеннего перелёта.
Птенцы лебедя
По словам
полярников, в мае, в озере возле станции так много водоплавающей птицы, что
вода становится зеленой, и они вынуждены добывать питьевую воду в реке, далеко
от бухты. Даже в летний период, стоя на высоких скалистых берегах можно подолгу
любоваться бескрайними льдами, кочующими по проливу из холодного Карского в
более тёплое Баренцево море.
Льды в проливе Карские Ворота
Как было сказано выше, мыс на
протяжении долгого времени использовался как удобная полярная база, но самый
глубокий шрам на его теле оставили последние десятилетия. В настоящее время вся
территория вокруг Болванского усеяна металлическим мусором, это бочки, трубы,
цистерны и многое другое оставленное метеорологами, полярниками и военными.
Свалка металлолома
Как
ни странно, но именно пребывание на севере Вайгача военных делает это место
наиболее привлекательным для создания здесь станции мониторинга и центра
экологического туризма – самой северной туристической базы Ненецкого округа. Пограничная
застава с казармой квартирного типа, столовой, кинотеатром, многими
хозяйственными помещениями, включая теплицу и баню, расположенными в трёх
корпусах, соединенных одним коридором, закрытым смотровым балконом на крыше и
высокой обзорной вышкой, может стать уникальной площадкой для исследований,
местом паломничества фотографов и художников, любителей острых ощущений и
экстремального отдыха, да и всех тех, кто решит побывать в роли полярника.
Пограничная застава на мысе Болванский Нос
Хозяйственные постройки и склады
Одновременно
на базе сможет находиться кордон, на котором разместится служба охраны
заказника "Вайгач", представители пограничной службы или других
контролирующих органов. Работа обслуживающего персонала может быть построена
вахтовым методом, смена вахт может быть приурочена к сезонам наибольшей
туристической активности.
Для создания данного объекта
необходимо решить ряд задач, из которых наиболее сложными являются:
- проведение реконструкции и капитального ремонта заставы,
- очистка территории от антропогенного мусора.
Две эти проблемы могут быть решены одновременно, при
этом для их решения могут быть привлечены средства федерального бюджета, направляемые под программы по очистке Арктики. Мало того, для участия в
подобном проекте могут быть привлечены и силы волонтёров, как из Ненецкого
автономного округа, так и из других регионов. Опыт подобной работы существует и
в стране, и в соседней Архангельской области.
Блочные корпуса имеют очень
хорошую сохранность, в связи с чем, существенно сократятся затраты на проведение
ремонта и реконструкции. В принципе, при грамотном подходе завоз всех
материалов можно осуществить одним рейсом по морю, а сам ремонт провести в
период одного полярного лета. Этим же судном необходимо вывезти метал, который,
впоследствии, пойдёт на переплавку.
Проживание рабочих и волонтёров на первом
этапе может быть осуществлено на корабле. После ремонта и переоборудования под
общежитие отдельно стоящего здания склада стройотряд может переместиться туда, а позже в здании может проживать обслуживающий персонал базы. Для решения
вопросов энергообеспечения могут быть использованы ветроэнергетические
установки, которые обеспечат базу светом и теплом.
Модульные конструкции строений
Запасы муки на складе
Теплица
Бойлерная
Столовая
Мини-кинотеатр
Следующий важный вопрос, требующий
неотлагательного решения – это транспортное сообщение базы с "большой
землёй", и в первую очередь, доставка на неё туристов – основной источник
дохода и окупаемости объекта.
1) Самым простым, но затратным является доставка
людей из Нарьян-Мара при помощи вертолёта. Учитывая время на взлёт, посадку и заход
на дозаправку в Варандее, время полёта в одну сторону составит 3 часа 10 минут,
при ориентировочной стоимости 680 000 рублей. Поскольку на борт можно будет
взять только 14 человек, стоимость одного билета туда и обратно будет равна
почти 49 тысяч рублей.
2) Другой вариант предполагает
прилёт организованных групп в п. Амдерма и далее на судне соответствующей
мореходности до северной оконечности Вайгача (судно может базироваться как в
посёлке, так и в бухте Болванская). Данный путь по Карскому морю составит 134 км ., по Баренцеву морю с
переходом через пролив Югорский Шар – 245 км . (по пути могут быть проведены экскурсии
с высадкой на берег в п. Варнек, на мыс Раздельный мыс. Гребень, остров Большой
Цинковый и т.д.).
Данный вариант позволит развивать в Амдерме туристскую
инфраструктуру: гостиничный бизнес, объекты питания, экскурсионные маршруты,
транспортные услуги, аэропорт и многое другое, что, в свою очередь, послужит
занятости населения и возрождению посёлка. Приезд на Вайгач через Амдерму
наиболее привлекателен для уже сложившейся зарубежной туриндустрии и
состоятельных туристов, использующих для дальних перелётов собственный или
зафрактованный авиатранспорт.
Амдерма
3) Не менее привлекательным станет и
вариант приезда из Нарьян-Мара до п. Варнек рейсовым вертолётом стоимость
билета, на который составляет 7 тысяч рублей. Из Варнека группа туристов на
внедорожной технике самостоятельно в сопровождении гида-проводника или на
"общественном транспорте" пересекают остров с юга на север, что, само
по себе, уже уникальное приключение с посещением интересных мест, культурных
объектов, оленеводческих хозяйств. Данная схема, так же как и предыдущая, будет благотворно влиять на улучшение жизни коренных обитателей посёлка и
развитие туристской инфраструктуры в Варнеке.
п. Варнек
4) Для жителей скандинавских стран
посещение "священной земли" станет возможным при помощи ледокольного
транспорта с отправкой из г. Мурманска. Подобная практика не нова и
активно используется туроператорами. При организации ледокольных экскурсий
Вайгач может стать промежуточной точкой на пути более глобальных маршрутов
через острова Новой Земля на Землю Франца Иосифа и далее по Северному морскому
пути.
В заключение хочется заметить, что
аналогичный туристический объект не только благополучно существует, но и приносит
доход в Норвегии. Это мыс Нордкап, куда стремятся приехать туристы со всего
света. Чем хуже северный Вайгач, расположенный на границе между Европой и
Азией, омываемый водами двух морей, испокон веков почитаемый и
посещаемый?
Что даст Ненецкому округу создание центра на мысе
Болванский Нос?
- позволит популяризировать территорию арктических островов Ненецкого округа,
- принесёт доход в бюджет региона,
- решит проблему трудоустройства жителей посёлков Амдерма и Варнек,
- положительно повлияет на решение вопросов изучения, сохранения и восстановления животного и растительного мира Заполярья, уникальных арктических ландшафтов и историко-культурного наследия народов Крайнего Севера для будующих поколений.
************
Готовый бизнес-план! Найти бы инвестора и дело было бы сделано! Бомбите олигархов, напишите письмо Прохорову! Удачи!!!!
ОтветитьУдалитьElena Rubric, Прохоров - в последнюю очередь. В этом проекте должны быть заинтересованы:
Удалить1)Администрация округа
2)Северное морское пароходство
3)Природоохранные организации
4)Нефтянка и тд.
С миру по нитке можно соткать очень даже неплохую рубаху.
Если Прохоров возьмется, то и все по списку сами подтянутся! :)
УдалитьElena Rubric, вот ведь заладила: "Таити, Таити."
УдалитьНас и здесь неплохо кормят:-))
Да, шикарные фотографии, так бы хотелось побывать за полярным кругом!
ОтветитьУдалитьElena Rubric, фото, что в посте - репортажные и не самые удачные. Вообще, фотография - первое мое увлечение. Те снимки, что для души, надо отдельно показывать. У меня их очень много. Как-нибудь соберусь и сделаю фотовыставку в ЧУМотеке.
УдалитьВсячески будем ждать. Меня вообще завораживают тундровые просторы, на столько похожие и одновременно совсем не похожие на родные степи.
УдалитьЕсли это не самые удачные, было бы здорово, чтобы все увидели фотовыставку тех, что для души! Можно представить, ЧТО ЭТО будут за фотографии!
УдалитьДа, да. У Андрея реально НЕРЕАЛЬНЫЕ фотографии. У птиц не то что каждое пёрышко, коготочки видны. Ландшафты, живность! Моя улыбка на аватарке - его рук (фотоаппарата) дело!
УдалитьТак надо ж поделиться этими чудесами со всеми!
УдалитьКстати, нам (живущим ЗА Полярным кругом) тоже хотелось бы побывать и на Вайгаче, в том числе. Я согласна, толковых инвесторов тут не хватает!
ОтветитьУдалитьЛёлик, с тобой - хоть на край света. Собирайся. В эту субботу отбываем!
УдалитьКак в субботу, а у меня парадно-выходные платья (комбез) не глажены. А ты опять в ссылку? Один или со своим спутником-завсегдатаем?
УдалитьНас трое, но из Нарьян-Мара я один. Если быть более точным ссылка за свой счет, вышестоящие и власть придербащие счмтают, что Вайгач и Пустозерск это разные направления, а что этот остров являлся территорией традиционного природопользования пустозёров они не в курсе.
УдалитьУдачи тебе, друг! Андрей, пусть всё сложится благоприятно. Возвращайся, зови в гости: на чай, на фотки, на эмоции!
УдалитьПлан продуман до мелочей и конкретики, сразу чувствуется настоящий мужской хозяйский подход к делу. Дай Б-г, чтобы вам удалось его реализовать.
ОтветитьУдалитьВот стану я старая и богатая и приеду к вам на белых мишек поглядеть. И помру на месте от простуды :) У нас еще и морозы не успели состояться, еще хризантемы цветут, а я уже "готова"...
Ирина, как мне пояснила ЧУМработница, Вы специалист в ИКТ. В любом проекте информационная составляющая - одно из важных частей. Вы нам пригодитесь. Если что, и деньги найдём Вас привезти. Так что подождите стареть.
УдалитьДа я всегда за :) У меня еще и муж вэб-мастер есть :) Так что высылайте лошадь! :) За-ради такого дела буду питаться одной эхинацеей, но как-нибудь так в вашем климате продержусь.
УдалитьОчень приятно познакомиться, между прочим. Ирина про вас уже не раз писала и я искренне восхищаюсь вашей работой.
Ирина,вряд ли вам удалось бы хоть раз чихнуть находясь на Вайгаче,это природная барокамера,там нет вирусов и микробов. В далеком 92 м я как раз служил на этой заставе и за время службы никто у нас не болел. Что касается проекта,то я только за,хотелось бы чтобы родная застава служила людям,а не умирала "брошенной".
УдалитьЯ знаю, что в начале 21 века Валерий Шишлов в группе яхт ходил и на Вайгач и до Маточкиного Шара. Унего осталось много информации, хороший был человек, . Я с ним в 1979 году гнал яхту с Петрозаводска в Н-Мар, до сих пор руки помнят шкоты.
ОтветитьУдалитьМне довелось в 2010 году ходить вокруг Вайгачав на яхте Апостол Андрей, скажу честно, ТЯЖКО. Мне легче в надувной лодке, пусть весь сырой, но, по крайней мере меньше укачивает. И ходить "вокруг" (вокруг Вайгача, вокруг Новой Земля, вокруг света) это не по мне. Мне нужно на берег периодически выходить. Берег - это книга которую читаешь взахлёб.
УдалитьВолодя, я, неграмотная, решила узнать, кого помнят твои руки (это я про шкоты). Ещё больше запуталась. Шкот-снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику.
УдалитьПро "гик" мне неясно вовсе:-))
Если крикнут: "Гик летит" лучше голову не поднимать,а то гиком по голове достанется :)) На яхте тоже есть крыло - парус, их несколько. Ну в ообщем Ирина, вам надо срочно на яхту :))
УдалитьВолодя, мне почему-то при слове "гик" вспоминается переложение гоголевского "Чуден Днепр" на жаргон. Помнишь, в "Ералаше"?
Удалить"Классный Днепр при клевой погоде, когда выпендриваясь и кочевряжась пилит он клевые волны свои. Вылупишь зенки, разинешь варежку и не знаешь: пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, то гикнется и копыта откинет".
Так вот, не гикнусь ли я, если ещё и на яхту?:-))
Гик многим башню снёс.
УдалитьЯ ЗА, за пластическую операцию Болванского Носа! Такие места, природа, скрыты от туристов!Фотографии классные, птенцы лебедя такие миленькие. Очень хочется посмотреть фотографии для души.
ОтветитьУдалитьСтыдно. Очень стыдно! Иногда так прижмёт, столько хочется показать, а как времени нет, ресурсов и т.д. Открытки давно не выпускал, выставок не делал, даже, в контакте ничего давно не выкладывал. Стылно. Буду стремиться исправиться. Сейчас вернусь с Вайгача и буду думать как...
УдалитьАндрей,прилюдно заявил, так что спросим, ты так и знай. Только я не готова опять полгода ждать твои фото, как ждала твой гостевой пост:-))
УдалитьДаю наводку, у Андрея есть ШИКарная разработка (виртуальная экскурсия) по Борисову (художнику вечных льдов). И выставка такая была в музее-заповеднике Пустозерск.
УдалитьЗабыла, забыла! На этой виртуальной экскурсии можно увидеть и картины Борисова и эти же места на фото Андрея Николаева. Класс!!!!!!
УдалитьИриш, даю совет: пойти в гости, зажать в самый дальний угол и заставить выдать все фотки :) Вон Лёлю возьми в компанию, она явно в курсе того, что он там заныкал и широкой публике не показывает :) Опять же, вдвоем оно сподручнее :)
УдалитьА то так, прячась от широкой публики, Андрей еще дооолго будет искать спонсоров для своего проекта... Оно ж все завязано - чтобы было финансирование, надо, чтобы были потенциальные посетители. А чтобы они были, надо чтобы как можно больше народу узнало и увидело красоты Вайгача винтуально и захотело там побывать. Простая причинно-следственная связь.
Ой, виртуально. Пора стричь когти, однако :)
УдалитьИра,щас и прижму. Должен подойти, потому как Уже заинтересовались проектом. А вдруг все получится? (тьфу-тьфу)
УдалитьИра, держи в курсе. Я лицо заинтересованное. В смысле - интересующееся этой темой. А Андрею с его замыслами есть где развернуться (инвесторов, спонсоров, как хотите называйте, но дайте!) Он же на голом энтузазизме многое делает! Пора бы этот самый энтузазизм-бы и приодеть (финансово)Тьфу-тьфу!
УдалитьДавай-давай, не стесняйся, Андрей, как видно на фотках, мужчина крупный, так что задавить его вряд ли удастся, а фотки вытребовать и нам показать - оченно нужное дело :)
УдалитьИра, кроме того, что Андрей крупный, он Очень подвижный. Сию секунду он здесь, а, не успеешь оглянуться, он уже в другом месте, к примеру на Болванском Носе:-)))
УдалитьРасставляй сети :) Ну или приманивай на вкусняшки :)
УдалитьГоворите,говорите, а ещё вещи не собрал. Обычно берёшь рюрзак, а там уже все есть. Но теперь всё нужно поменять на зимнее, а погода, ни зима и не лето.
УдалитьГоворим! :) А вы не хотите фотками делиться.
УдалитьУ вас там тоже в этом году атипичная погода, да?
Ира, я так понимаю, у нас не только атипичная погода, у нас атипичное время:-) Меняются приоритеты, пересматриваются взгляды на жизнь. Дай Бог, сохранить себя во всей этой круговерти.
УдалитьКакие ужасы ты рассказываешь на ночь глядя.
УдалитьКакие интересные люди у вас в гостях! Про фотки для души присоединяюсь к общему "Просим!Просим!" Пусть всё получится! Может и правда увидят ещё люди эти просторы...А сказка-то как нас обманула! Гадкий утёнок...там ведь тоже про птенца лебедей.А они просто прелесть!!!
ОтветитьУдалитьГалина,я думаю, Андрей уже понял, что ему не отвертеться. Приедет, прижму его, как Ира учила, призову к совести, как вы просите - сделаем виртуальную выставку его работ. Зуб даю (Андрея, своего жалко)!
УдалитьИрина, спасибо огромное, что знакомите нас с такими уголками земли ::)) ООООчень понравилось !!!
ОтветитьУдалитьsava dama,ты будешь смеяться, но я до сих пор округ плохо знаю и с не меньшим интересом знакомлюсь с ним, благодаря вот таким сумасшедшим энтузиастам, как Андрей:-)
УдалитьАндрей, была свидетелем сбора вас с ребятами школы в экспедицию на речку Белая, кажется в 1999 году. В то время было проблемой достать длиннофокусный объектив. Помню, какие классные фотографии вы привезли!!! Природа Тиманья с чудным микроклиматом и живописными пейзажами и каньонами для меня было целым открытием.После этого был Сульский водопад. Представляю сколько шедевров лежит в ваших запасниках... Пора показать их миру. Андрей,удачи вам в новом проекте!
ОтветитьУдалитьХлопотунья, а я помню, когда Андрей пришел работать в Ненецкую школу-интернат, было создано общество "Истоки". Стандартные турпоходы приобрели научно-исследовательскую окраску. Андрей вывел работу с подростками (и особенно трудными) на новый уровень. результат был налицо.
УдалитьИстоки это был сильный проект. Уже в 2000 году мы заняли первое место в России по организации детского отдыха детей в номинации сельская школа. Были десятки экспедиций, поиски самолётов и погибших лётчиков, была создана школа туризма. В 2010 году весь проект удалось ввести в бюджет округа под крышей Пустозерского музея: в течение года мы начинали с большого марафона по всем школам округа (на снегоходах), потом дети из села приезжали к нам для полевых работ в рамках экологического практикума, летом, те кто "исследователи" уходили в экспедицию Истоки, кто мененее обучен, шди в трудовой волонтёрский лагерь и работали на территории музея-заповедника, осенью опять все встречались на слёте туристов. В 2011 году новое руководство заявило о нецелесообразности такой работы и всё "убили". В 2012 году вспомнили про детей и сегодня в школах города можно наблюдать урезанный по самое основание марафон, попытки изобрести велосипед до сих пор ни к чему не привели. Мложно писать долго, но на этот вопрос лучше отдельно.
УдалитьДа, а видели бы вы какие они (участники марафона) вещи для фондов музея привезли (я как раз тогда главным хранителем там работала). Сказка! Они уникальны (даже в краеведческом музее таких нет)! Очень жаль, ведь такие марафоны (на которых сегодня поставили ЖИРНУЮ точку) - это источники пополнения музея, а значит способ сохранить, показать свою историю (выходит - никому она на деле не нужна) 8(((
УдалитьДа.ЧУМработница, сейчас в школе таких людей просто нет,которые бы могли увлечь трудных подростков и повести за собой. Ребята даже в Пустозерск по выходным не ходят, не говоря уже о длительных походах.И изба наверное пришла в негодность, котрую своими силами приводили в порядок. После Андрея ушел Илья Николаевич, Илья Евгеньевич.Неравнодушных людей к судьбам детей-единицы.Обидно, когда утрачивается то,что было уже кем-то наработано.
ОтветитьУдалитьИ тут Астапа понесло. К сказанному добавлю. В Пустозерском музее сегодня есть всё для организации туристско-краеведческой работы. Мы создавали такую систему, когда школу под руководством педагога приходили к нам в музей и мы обеспечивали группы снаряжением, безопасным маршрутом, сопровождением, экскурсионной программой. Группы оформляли необходимые документы, получали у себя питание и медицину. Всем было хорошо. Музей получал огромный поток в осенний и весенний периода, школы получали профессиональную организацию маленького путешествия. С нами не боялись ходить, даже только закончившие университет "зелёные" педагоги.Теперь этого нет. Снаряжение бьрошено в гаражах в кучи и "ждёт" когда построится туристический центр. Школы перестали обращаться после постоянных отказов.
УдалитьАндрей,понимаю твою боль. Когда дело, тобой рожденное и поднятое на достойный уровень хиреет по причинам, от тебя не зависящим, грустно. Систему трудно создать, но легко её разрушить, вынув хотя бы один пазл из общей картины.
УдалитьИра, да тут не один пазл вынули, а как в операции Ы (один горшок, но из самого низа)
УдалитьНичего себе путешествие на "Священную Землю"...Вот были бы впечатления на всю оставшуюся жизнь!!!Это вам не в Прованс съездить...Надеюсь,что всё у вас получится!
ОтветитьУдалитьAllochka, ну, конечно, ваш Прованс - такая скука! Чего там смотреть-то? Ни тебе моржей, ни медведЕй... И как там люди живут, в такой глуши, а?
УдалитьКстати про святилища и идолов. После нескеольких путешетсвий на этот остров появляется ощущение, что ты идёшь туда для того, чтобы навестить своих старых знакомых. Так семиликий идол стал для меня болльше чем деревянная фигурка. Идол разрушается и становиться грусно, когда ты сидишь рядом и как бкдто старый друг медленно умирает, а ты не можешь помоч. Где вы хранители ненецкой культуры, эжто ваш Бог умирает без внимания, никаму не нужный. Я думаю, что после своего возвращения обязательно напишу про Истоки и про семиликого.
УдалитьАндрей,мне всегда немножко тревожно, когда прикасаюсь, даже косвенно, к чужим святыням. Представляю, какая у них энергетика, заряженная временем и историей народа. Если созреешь для репортажа, тебя на части разорвут наши СМИ. Но помни, что кусочек тебя мы забронировали для ЧУМотеки:-)
УдалитьПроект заманчивый, впечатляющий но и сказочный. Прибылью здесь и не пахнет. Финансирование возможно - от меценатов, федерального бюджета, или целевых программ. Другой вопрос? а нужен ли он, проект. Север - такая экосистема (шаткая), толпы народа только погубят всё - "вытаптут" нещадно.
ОтветитьУдалитьА фото действительно замечательные, задушевные.
Дима, до толп туристов нам еще шагать и шагать. Пока это лишь единичные группки. Делать надо все по уму. Дай Бог, у Андрея получится продвинуть этот проект,тогда всю "кухню" можно досконально проработать, в том числе - экологическую составляющую.
УдалитьМного у нас понатоптали, сейчас взялись чистить. Может, Болванский Нос как раз станет той отправной точкой, с которой начнется возрождение Вайгача?
Вот интересно - во всем мире экологический туризм процветает, приносит огромные прибыли и не только ничего не "вытоптут", а наоборот помогает сохранить природу благодаря небезразличным людям и солидным финансовым вливаниям.
УдалитьИ только у нас такие проекты считаются фантастическими, безприбыльными и даже вредными... Почему, а?
Ира, не я сказала: "Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить":-)
УдалитьПрожил на Вайгаче полтора года,как раз служил на этой самой заставе в 91-92 м .Сказать что Вайгач к себе тянет-слишком мало.Там каждый из нас оставил часть себя,своего сердца...Вайгач никогда не отпустит.Хотелось бы верить,что когда-нибудь вернусь,хотя-бы на день.
ОтветитьУдалитьАндрей,так хорошо, что именно Вы прочитали этот пост. Вы все воочию видели, причем в то время, когда часть функционировала. Наверное, больно понимать, что всё ушло в прошлое. Но, мне кажется, идея Андрея настолько проста и хороша, что найдёт-таки своё воплощение.
УдалитьВот тогда и при едете, и не на день:-)
Большое спасибо за теплые слова. До посещения вашего сайта читал на форумах,что наша застава "законсервирована"до лучших времен...Но сейчас вижу что это не так. Все брошено второпях. Служил связистом,наши автографы есть в комнате связи под шторой над дверями. А то, что кто то сказал,что здесь служилось легко,не верьте... Во первых нас было 13 вместо 25, выходной раз в месяц, чтобы получить воду,пилили снег, летом возили воду с реки. При всем этом построили баню и стрельбище у моря. А еще застава была образцово-показательной,то есть все московские проверки- наши. Выручало то что был дружный коллектив,да и ссориться особо времени не было. А еще шум моря успокаивал нервы. Мы часто задавали вопрос нач.заставы зачем мы здесь? На что он отвечал,что еслине мы, здесь будут норвежцы или финны,а сейчас такое ощущение,что все наши труды пропали зря... Очень хочется чтобы застава вновь ожила и преобразилась,служила людям в мирных целях, природа на острове неповторимая,очистить остров от мусора-благое дело,и здесь не должно быть вопроса выгодно это или нет-это просто наш долг. Желаю всего доброго!
ОтветитьУдалитьАндрей,легко служить и легко жить на Севере вряд ли получится, это мы не понаслышке знаем. Братство, которое у вас сложилось за время службы - святое понятие. Интересно, поддерживаете ли вы друг с другом отношения, переписываетесь, встречаетесь?
УдалитьК сожалению на данный момент связь с сослуживцами потеряна.Ведь призывались то мы из СССР,а вернулись каждый в свое государство. Я например живу в Тюмени,а были у нас и таджики и якуты,а также хохлы ну и Москва конечно,куда без нее. Да еще вскоре после увольнения в запас у нас дом сгорел,вместе со всеми адресами друзей. Нужно было решать свои проблемы, поднимать детей.... Сейчас все хорошо,есть свой угол,дети выросли,старший женился,живут отдельно,младший "на выданье",вобщем все хорошо. Если вы не против, дам ссылку на ваш сайт на форуме "Погранец". Там наши часто бывают,только почему-то не "светятся". Быть может увидев на фото родные места у них тоже оттает сердце, как у меня... Я верю что Вайгач нас опять соберет вместе,при помощи вашего сайта,ведь не зря его считают священным островом... Спасибо вам за вашу работу,за то что вы есть...
ОтветитьУдалитьАндрей,думаю, всё исправимо. Соцсети - это ведь прекрасная возможность отыскать потерянных людей.
УдалитьЧто такое пожары, знаю не понаслышке. Мне можно звание "почётная пожарница" присваивать. Сейчас могу спокойно об этом говорить, но когда-то также горевала по сгоревшему родительскому дому. Горела наша квартира, но тогда мы успели все вынести. В доме родителей больше всего жаль фотоальбомов. Собирали потом по знакомым фотографии,у кого были дублетные.
Ссылку на ЧУМотеку, конечно, давайте. И ещё у меня к Вам предложение. Напишите гостевой пост, по аналогии с этим. Про свою службу, дружбу, про ваш патриотичный настрой, про то,как рубежи Родины защищали, про то,о чем Вы никогда не забудете. Фотографии, думаю, хоть какие-нибудь найдёте. Может, на вашем форуме пограничном? Да и в Интернете наверняка что-то есть. Пишите на адрес koshkanao@gmail.com
опять поздно вклиниваюсь * -но ЯЯЯЯЯЯ!!!! двумя руками за!!!!!!!!! хочу!!!!!!!!! на вайгач!!!!!!! А если серьезно -мой прадед Афанасий Савватеевич Вануйто там сложил свои кости, когда его раскулачили после революции и на шахты цинка отправили. Прабабка Татьяна выбросилась в Обь, когда ее к 10 годам работ в местном гулаге приговорили. Мой дед всю войну прошел снайпером. Что-то зовет меня на Вайгач, что-то мне дущу бередит. Может поэтому начала я мою книгу писать?
ОтветитьУдалитьolga vanouito, книгу напишешь - прзентацию здесь проведём:-)
Удалитья ее на испанском пишу -хотя многие люди мне говорят, что на русском должна тоже ее писать. я уже сижу за переводом +на английский перевожу -голливуд у меня мою книжку с руками оторвет-))))
ОтветитьУдалитьво какая у меня мания величия-)))как говорят испанцы, мечтать -не стоит денег
а где мне еще презентации проводить? не к кому мне ехать, только к вам -я в ваш чум прибилась, как щенок потерянный
Андрей, большое спасибо за Ваш репортаж и Ваши правильные рассуждения. Очень рад, что есть люди, не равнодушные к проблемам Нашего Севера!!!!! Рад повстречать на страницах ЧУМработницы единомышленников!!!! Через месяц уезжаю в Амдерму на сезон. Пробуду там до октября практически. В планах - пройти ещё одну реку Югорского - Табъю. В этом году в планах познакомить порядка 70 туристов с реками и природой Югорского полуострова. Вся беда развития туризма в регионе - транспортная проблема.Можно долго рассуждать и прикидывать как развить туризм, но все идеи терпят фиаско, как только сталкиваешься с логистикой.... И с этим пока ни чего не поделать....
ОтветитьУдалитьНо выход из создавшейся ситуации мы искать будем и, думаю, если присоединятся заинтересованные и неравнодушные люди, да государство маленько подмогнёт, то обязательно найдём.
Виталий,дело движется, хотя не так быстро, как этого хотелось бы. Но вода камень точит. Главное - знать, куда идти, а мы ведь знаем?:-)
УдалитьКонечно Ирин знаем и главное хотим... я даже мечтаю не о том, что бы помогали от государства, главное что бы не мешали.....
ОтветитьУдалитьНыне наконец-то выходной от дел насущных. Покопался в блоге - нашел вот это про Вайгач. Накатило.... Ребята, все это хорошо, но может не с того конца копаем? Да ведь не все дело в туризме! Это капля в море проблем. Как сказал классик - "смотреть надо ширше, а копать глыбже". Пока не будет государственной программы или не придет какой-нибудь "лукойл" со страшно большими бабками нихрена ничего координально не изменить. Хотя про государство я наверное погорячился - как всегда бабло распилят и нихрена ничего не сбудется. Я всю жизнь в Амдерме прожил и знаю что и сколько стоит. Проблемы и задачи у нас с тем Варнеком одинаковые. Проблема - занятость населения, задача - присутствие государства на этой самой территории. В силу специфики местоположения скрасить свое пребывание здесь большую часть года кроме как охотой и рыбалкой более нечем. Но беда в том, что продукция этих направлений деятельности не востребована. Рыба, дичь, мясо и мех никому не нужны. То что делает колхоз конечно хорошо, но объемы мизерные и себестоимость космическая. В совдеповские времена и пушной вертолет летал(облетал охотников, товары возил, пушнину собирал в конце сезона), и жироварня на Варнеке работала (раз в неделю-две АН-2 прилетал за нерпичьим салом), с топливом проблем небыло - бензин был всегда и не по драконовским ценам, комбикорм собакам возили, когда-то почту возили на собаках из Амдермы 2 раза в неделю (с почтой ситуёвина слава богу исправляется)..., да и много еще чего хорошего было. Про это все только вспоминать теперь.... Вот с этого всего и начать бы, а все остальное приложится. А вообще не надо считать, что все на острове плохо и замерло. Проблемы-то как и в любой другой деревне, но народ-то живет и живет вполне нормально (кто хочет). И то что вполне нормально для острова приезжих как правило шокирует. Жизнь у всех разная и ненадо мерить по своему "болоту". В отличие от материковского народа первая отличительная черта нашего населения - самодостаточность. Только не надо принимать это за лень и нежелание работать. К примеру нахрена чистить снег вокруг дома, если достаточно тропинку проторить. Весь его не перекидаешь, а весной он и сам растает. Вот такая у народа психология. Касаемо заставы на болванском - рентабельным там турбизнес не будет никогда. Затратно это все чрезвычайно. Примеры есть. К примеру построили на южной оконечности острова Белый типа факторию с прицелом на туристов. 60 лямов все это стоило. Теперь туда раз в год бухие орлы в баньку с девушками летают и не более того. Нефтянка однако. А у нас литр соляры с дотациями 42 рубля стоит.... Вот и протопите этот комплекс если даже на той же полярной станции (дом около 100 квадратов) уходит в сутки 50...70 литров топлива, т.е. примерно миллион в год только на соляру для котла и плюс еще дизеля (и это на 100 метров, а на заставе где-то пара тысяч). Нетрудно посчитать сколько надо привезти народа и по какой таксе, чтоб хотя бы топливо отбить. Опять же привезти.... Все не так просто. Тут, знаете ли, погода может испортиться. И попробуйте объяснить заплатившему денег клиенту, что вы не можете вылететь (выехать) в это самое место. А погода тут как и двести лет назад - не балует особо. А в зимнее время бывает метет неделями. Вкладываться на длительное время, по крайней мере в обозримом будушем, никто не будет. Но однако всем заинтересованым удачи и сбычи мечт. Согласен в одном - делать что-то надо. Под сидячий камень вода не просачивается....
ОтветитьУдалитьПо мне бы разобрать эту заставу, вывезти все это железо и засеять это место травкой (вы не про ту травку подумали)))..., сколько можно гадить в собственном доме!
Serge|UA1PAO, спасибо за развёрнутый аргументированный комментарий. По мне, так надо при разработке любой программы, будь то туризм или строительство, прорабатывать все мелочи и не гнушаться посоветоваться с теми, кто проблему знает изнутри.
УдалитьА никто не подскажет - действительно в период с 1912 по 1914 на Вайгаче была построена полярная станция с радиостанцией (меня больше интересует радиостанция) и сколько она просуществовала?
ОтветитьУдалитьАндрей.
Андрей, нашла лишь маленькую фразу "Незадолго до Октябрьской революции на острове была построена Полярная станция и радиостанция “Вайгач” в статье Боярского и Глазова "Священный остров ненецкого народа
УдалитьТо есть вполне возможно этот факт. Более подробно не знаю, попробуйте порыться в сети.
Я уже всё перелопатил. Дело в том что в одних документах пишут что полярка с радиостанцией была, а в других ни слова. А может тогда кто подскажет - рядом с действующей (совсем недавно) станцией стоят пару домиков старой. Вот эту старую когда организовали? Дело в том что информация по Вайгачу в связи с известной экспедицией ОГПУ была засекречена. Может из-за этого путаница...
УдалитьАндрей, во-первых, прошу Вас при написании комментария пользоваться инструкцией:
Удалить- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария или Ответить как.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Во-вторых, может быть, есть резон обратиться в наш окружной архив с запросом?
И ещё: посмотрела по статистике. Вы из Тимашевска? если да, то удивительно, в скольких частях света проживают люди, для которых НАО стал частью жизни!:-)
УдалитьУ меня уже крыша едет от этой информации :-)))
УдалитьГидрометеорологическая станция на острове Вайгач в районе мыса Костяного была открыта в 1914 году одной из первых в Арктике. По ряду причин в сентябре 1950 года станция была перенесена на мыс Болванский Нос на 13 км к востоку от первоначального местоположения под названием «Мыс Болванский Нос». В январе 1983 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 18 станции присвоено имя известного полярника, участника дрейфа на полярной станции «Северный полюс-1», академика Евгения Константиновича Федорова. Станцию неоднократно посещали известные люди страны: академик Е.К. Федоров, космонавт Г.Т. Береговой, профессор П.В. Боярский, путешественник В.С. Чуков и др.
В разное время станция входила в состав Главного управления Северного морского пути, Амдерминского Радиометцентра и УГМС. С 2001 года станция входит в состав ГУ «Архангельский ЦГМС-Р» Северного УГМС.
Болванский Нос, мыс о. Вайгач 1914
С 1983 года это МГ-2 (станция) им.Е.К. Федорова (не путать с ОГМС им. Е.К. Федорова, которой с 1983 года стала ГМО Мыс Челюскина). Станция Мыс Болванский находилась севернее Нарьян-Мара примерно в 100 км в устье р. Печора. Она закрыта в 1997-98 гг.
Андрей. подписывайтесь, плиз ( см. инструкцию)! Я Ваши комментарии из спама вытаскиваю!
УдалитьЯ умираю со смеху:
УдалитьВ центре станции находился бетонный жилой дом для сотрудников. Сооружения ставились на грунт. В качестве фундамента использовался асфальт. В первый же год фундаменты заметно просели, стены покрылись паутиной крупных и мелких трещин. Не помогли даже кирпичные контрфорсы, установленные по углам всех построек на острове Вайгач. Уже в 1914 году пришлось командировать сюда бригаду ремонтников.
Я из Приморско-Ахтарска - статистика почти угадала (80 км). 15 лет в Нарьян-Маре это ни хухры-мухры... :-)))
УдалитьО Старом Вайгаче можно посмотреть здесь http://www.polarpost.ru/forum/search.php дальше придётся поковыряться
УдалитьВторая станция, которую Вы указываете находилась прямо на выходе Печоры в Болванскую Губу, по правому берегу. Дальше в 4х км. было поселение рыбацкое Крестовое, и ещё дальше Носовая. Крестовой давно нет, а Носовая стала похожа на дачный поселок, здесь промышляют рыбаки и охотники. Станцию закрыли, но ещё долго она стояла и ею пользовались экспедиции СевПИНРО. Мы в своё время даже хотели организовать там базу для детей с целью проведения всякого рода вылазок, наблюдения в природе и т.п.
УдалитьХорошо
ОтветитьУдалитьrasplata-s, заглянула в Ваш блог. А Вы Пинкертон, однако:-)
Удалить:-))) приходиться быть...
УдалитьИзвиняюсь, что я тут смеялся про бетонные сооружения старой полярки - интересно сколько она протянула? Я все-таки думал что ее не существует - настолько тяжело что-то найти. А никто не подскажет, на каком расстоянии от современной станции она находится?
Она находится в 10 км на берегу Баренцева моря. Не понял смеха про бетонные конструкции. Станция уникальная и, на мой взгляд, должна быть сохранена как объект культурного наследия (или что-то в этом роде). http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/05/blog-post_22.html#more
УдалитьА может тогда кто подскажет - рядом с действующей (совсем недавно) станцией стоят пару домиков старой.
УдалитьРядом с поляркой на Болванском Носу (о. Вайгач) стоят промысловые домики, позже они использовались как склады, есть там и баня, но она уже не используется, полярники пару тройку лет моются в новой (стоит между электростанцией и зданием полярки. Можно ещё посмотреть пару коротких фильмов, там тоже что-то есть http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/06/blog-post_14.html
Спасибо большее Андрей! Сколько все-таки лет действовала старая полярка?
УдалитьПод строительство Вайгачской радиостанция выбрали бухту Воронова. Летом 1912 года судно "Нимрод" доставило сюда экипаж почтово-телеграфной экспедиции и радиотелеграфное оборудование. Правда, вскоре выяснилось, что место выбрано неудачное, так как отсюда было трудно наблюдать ледовую обстановку в проливе Карские Ворота. Поэтому позже здесь установили на высоте 208 метров над уровнем моря одиннадцатиметровую деревянную вышку для наблюдений за состоянием льдов, так как у Вайгачской радиостанции не было открытых морских пространств, она распологалась в широкой бухте, прикрытой с моря островами.
УдалитьСтроительство радиостанции на Вайгаче продолжалось и летом 1913 года. Руководил техниками и рабочими главный механик Архангельского почтово-телеграфного округа инженер-электрик Михаил Цемлонский. Работы велись одновременно и на Вайгаче, и в Югорском Шаре. Пароход "Дан", нагруженный оборудованием и строительными материалами, обойдя западным берегом остров Вайгач, вынужден был бросить якорь вдали от берега, так как вблизи станции море оказалось забито густым льдом. Работы на Вайгаче начались так же спешно, как на Югорской станции. Техники принялись за внутренние работы на станции и за установку мачты, каменщики продолжали начатый в прошлом году жилой дом; грузчики работали по разгрузке материалов и складированию их на берегу.
В июне 1913 года с острова Вайгач в Архангельск была успешно отправлена первая радиодепеша. Правда питерские газетчики отмечали, что обслуживание полярных радиостанций "требует больших затрат труда и средств со стороны ведомств, в распоряжении которых они находятся".
19 июня 1914 года на радиостанцию "Вайгач" от Архангельской пристани отправились два парохода "Василий Великий" и "Николай II". Они везли рабочих и техников, которым предстояла проверка состояния станции и ремонтные работы. На борту находилось оборудование, кухонный инвентарь, продовольствие и все необходимое. За период ремонта на станции были поставлены новые кирпичные печи, которые "тепло держали хорошо". Техники тогда отметили непригодность в этих широтах бетонных зданий. "Бетон, -- писали они в отчетах, -- материал очень хрупкий, а почва, меняющаяся в зависимости от температуры воздуха, глубины оттаивания, является фундаментом подвижным... На Вайгаче почва плотная, сухая глина с крупной галькой. Здесь оттаивание неглубокое, и здания дают сравнительно незначительные трещины, но все же стены одного из зданий пришлось укрепить кирпичной кладкой. Но они, как и следовало ожидать, оказались совершенно бесполезными, и на следующее лето между домами и контрфорсами образовалась щель до сантиметра шириной, т.к. солнце, нагревая выступ контрфорсов, оттаяло под ними почву, и они отклонились от почвы".
В августа на радиостанции "Вайгач" начались гидрометеорологические наблюдения. Из оборудования здесь были: чашечный барометр, английский, малого образца, будка с флюгером Вильда с двумя досками и дождемеры с защитой... Метеостанцию отнесли во 2-й разряд.
В механических мастерских п/ст. им.Е.К.Федорова на о.Вайгач до сих пор работают американские станки, о которых может только мечтать любой краеведческий музей. Они попали туда в начале 50-х годов, когда была открыта Морская гидрометеорологическая (полярная) станция Болванский Нос (15 сентября 1950 г.). До этого они стояли на полярной станции "Вайгач", которая находилась на мысе Костяном, в 13 км к западу. Открыта она была в 1913-14 годах, одновременно со станциями "Югорский Шар" и "Маре Сале"(западный берег п-ова Ямал). Строения этих станций однотипны и поражают своей необычностью. Это мощные кирпичные здания с высокими, под 4 метра потолками, печами оригинальной конструкции, дымоходы которых были проложены внутри толстых стен, что обеспечивало их прогрев. Топились эти печи каменным углем, скорее всего местного происхождения. (Возможно, со Шпицбергена. Горы этого угля до сих пор можно найти на о.Ушакова, где до конца 80-х была полярка). Позже, в 50-60-е годы, стало проще завозить солярку, поэтому пришлось печи переделывать. Но сделать это хорошо очень не просто. Все эти переделки под солярку сразу бросаются в глаза неумелой кирпичной кладкой. Можно только представить себе, как приходилось мучиться полярникам тех лет, чтобы обогреть толстостенные каменные строения с такими высокими потолками. Видно, что пробовали делать и водяное отопление, но, похоже, и оно просуществовало недолго. В 50-е годы эти здания пришлось оставить, а рядом строить новые, деревянные, которые и по сей день издали можно принять за жилые. Только подойдя ближе видишь выбитые окна и двери, провалившиеся крыши, занесенные снегом комнаты...
УдалитьБолее подробно смотрите http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=5051
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=1020
Ещё про полярные станции http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=830
Ваш блог мне показался интересным, ещё зайду посмотреть, думаю, не один раз...
И вот это что сфотографировано?
Удалитьhttp://sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/abandoned-facilities/213-bolvanskiy.html
Спасибо Андрей - я нашел (в инфо от Вас) что мне надо.
УдалитьЭто метеостанция Болванский нос в устье реки Печора. На карте сам нос виден очень хорошо, вваливаешся в Губу и сразу справа станция, лестница 72 ступени, обуть они неладны. Когда я впервые побывал здесь, с детьми мы шли на байдарках по реке Нерута и выходили в Губу (2002), здесь ещё можно было жить, топили баню...
Удалить:-))) Вот путаница с этими Болванскими носами - наконец разобрался - спасибо!!!
УдалитьНу слава богу, Андреи друг с другом разобрались насчёт Болванского носа:-))
УдалитьБолван ский Нос по тому что здесь находились идолы. Место находится на пути перехода с нынешней Фар их и на печорский берег, в таких местах всегда ставили святилища, т.е. идолов -болванов, Болванских сорок на Севере пруд пруди.
ОтветитьУдалитьСлужил на Вайгаче 86-88года,Принимал участие в строительстве заставы, жили еще во временных балках. Первая застава сгорела полностью за 15 минут, почти готовая к сдаче!! Это уже вторая, построенная заново. Говорят, что проклятие на этом месте, нельзя было строить заставу на святом месте Ненцев, вот и сгорела, теперь и эту бросили....Впрочем, если будет организатор, готов присоединиться к группе, поработать на знакомых местах и помочь оживить это место. Природа там супер, и рыбалка и корень золотой, который кстати только там растет... моя почта 103@kontiss.ru Пишите, отвечу.
ОтветитьУдалить103@kontiss.ru (лучше так к Вам обращусь, а не к анониму), спасибо за отзыв. Думаю, Вам, если что, лучше самому связаться с Андреем.
УдалитьБыла на Вайгаче лет 15 назад в командировке. Сказка! Думала, ну, на следующий год обязательно в отпуске всю семью привезу на Вайгач полюбоваться красотами, но увы, как? Какие там маки полярные!!! Сказочные пейзажи!
ОтветитьУдалитьМы прошли тропой заключенных на мыс Раздельный. Следы ГУЛАГА еще были. Трактор "Коммунар" стоял
Татьяна, иногда какие-то места на планете мы воспринимаем через призму своих воспоминаний и внутренних переживаний, а другие же при встрече с тем же самым местом ничего такого не испытывают.
УдалитьУверена, у вас ещё получится побывать на Вайгаче со своими родными и заразить их своей любовью к нему)
Служил на Вайгаче 93-95,хлама там конечно много,недалеко от заставы,бочки(многие были с солярой,маслом и бензином),Много железа,различный мусор,сколько техники брошено в тундре.Помимо заставы и полярки.рядом(около 2км от заставы) находились остатки от сгоревших помещений РТБ (Радио-технический ботальон),и так называемые нами шарики(где внутри каждого шара стояла антенна РЛС)...Маяк возле заставы был не рабочим.Но природа там конечно сказочная,а как летом за считанные дни все зацветает и оживает когда сходит снег.Только совсем недавно узнал,что ОАПО расформировали и заставы законсервировали.С удовольствием бы вернулся на Вайгач и родную заставу,где я провел 15 месяцев и которые не забуду ни когда!
ОтветитьУдалитьАнтон, и всё же удивительно, что в сердце остаётся место, где было нелегко, где совсем не рай, где требуется напряжение сил душевных и физических)
Удалить