На современной карте России этот небольшой остров почти не заметен – крошечный довесок земли на границе Европы и Азии. Как замок запирает он вход в «ледяной мешок» Карского моря, замкнутый с севера архипелагом Новая Земля, а с юга - Югорским полуостровом. Поморы называли Новую Землю красиво и поэтично – «Камень в море пояс».
Остров Вайгач в этом случае можно сравнить с массивной медной пряжкой широкого пояса оленевода, стягивающего воедино Уральский хребет («Большой Камень») и громадный арктический архипелаг. Подернутый туманами, таинственный Вайгач неохотно раскрывает свои тайны.
Более тысячи лет Вайгач был священным местом для ненецкого народа и племен, населявших Европейский Север до них – легендарного народа «сихиртя». Скандинавские поэты (скальды) называли остров Вайгач и Югорию одним именем – Иотунгейма и считали населенным магами и чародеями. «Хэбидя» Я называли его самоеды, а поморы упрощенно – Хабидея.
Ненецкая легенда гласит, что до пришествия самоедов на нем ничего не было, «но что вскоре потом явился на берег моря утес, который всё более и более рос и, наконец, образовался наподобие человека. С тех пор пораженные таким чудом они стали веровать в его содействие при болезнях и промыслах, и приносить ему в жертву целых оленей».
Самоеды
Ненцы считали, что главные боги живут на концах Земли. Острова у ненцев считались настолько священными, что женщинам нельзя было ступать на их землю без железной пластины в обуви, а бытовой мусор вывозился ими на материк.
Священные острова (среди которых главную роль играл именно Вайгач) являлись пограничными культовыми объектами, отмечавшими родовую территорию ненцев. На Вайгаче находились особо почитаемые святилища – Вэсако (Старик) и Пахуця (Старуха). Последнее святилище находилось на северной оконечности Вайгача.
Вот как описал его один из православных миссионеров:
«Предметом почитания здесь служил громадных размеров камень, укрепленный на верхушке скалы. По своей форме камень этот с редкой наглядностью изображает голову самоедки с задумчиво устремленным вдаль взором».
Согласно преданию, их четверо сыновей разошлись в разные стороны, обозначив границы проживания ненецкого народа – это небольшой утес Нюхег на Вайгаче; гора Минисей на Полярном Урале; полуостров Ямал и Козьмин перелесок в Канинской тундре.
Место жертвоприношений
Несколько столетий все путешественники описывали древнейшее святилище на Болванском Носе (или как его назвали голландцы Мыс Идолов) достаточно идентично – сотни (триста-четыреста-пятьсот) идолов, около которых высятся горы костей и рогов принесенных в жертву оленей.
Одним из последних видел в первозданном виде это сакральное место штурман Иванов в 1824 году:
«На пути приставали мы к Болванскому Носу, куда с самых древних времен самоеды собираются для жертвоприношений по два раза в год, т.е. перед началом промыслов и по окончании их. Они приносят в жертву оленей и других животных, которых мясо съедают сами, оставляя божеству одни только рога и головы.Они жертвуют ему также разные металлические и деревянные вещи, топоры, обрывки цепей, гвозди, петли и рулевые крючья, сани, но только те, которые им самими не годны. Жертв этих накопилась годами великая груда, в которой идолы, которым все эти жертвы приносимы.Идолы эти – деревянные, разной величины обрубки, с обоих концов заостренные, с несколькими насечками, изображающими ребра. Некоторые болваны были металлические, другие деревянные, одетые в малицы (шубы), иные, наконец, со сквозными дырами, и эти оказывают им особенные услуги во время промыслов».
Интересным моментом является упоминание о металлических идолах – обычно путешественники рассказывали лишь о деревянных и каменных «болванах».
Святилища на мысе Болванский, остров Вайгач. Голландская гравюра 16 в.
В 1825 г. в европейские тундры была отправлена миссия для обращения самоедов в православие архимандрита Вениамина (Смирнова). Блестяще образованный настоятель древнего Антониево-Сийского монастыря очень ответственно отнесся к поручению – изучил язык, обычаи самоедов, составил словарик и грамматику ненецкого языка и даже перевел на него книги Нового Завета.
Кроме него, в состав миссии вошли священники Федор Истомин, Михаил Леонтьевский, Александр Спирихин, титулярный советник Федоров, причетник Яков Истомин. Переводчиком и причетником стал крещеный канинский самоед Василий Двойников. Одной из целей этой миссионерской экспедиции было полное уничтожение языческих святилищ в европейских тундрах.
В 1825-1830 гг. миссия архимандрита Вениамина окрестила 3303 человека – т.е. основную массу ненцев-язычников. Уже в марте 1826 г. были уничтожены культовые сооружения и места жертвоприношений в Канинской тундре – таинственный Козьмин перелесок, где были сожжены 100 деревянных «болванов».
Летом 1827 г. миссионеры высадились на Вайгаче. Увидев огромное количество деревянных и каменных идолов – историю целого народа в дереве и камне, пораженный сийский настоятель взялся за перо. Отчетливо понимая ценность для будущих исследователей уникального языческого пантеона богов, Вениамин составил его подробное описание.
Затем все идолы были уничтожены ненцами под руководством ретивого архимандрита: каменные разбиты, а деревянные - сожжены. Не очень понятна судьба металлических идолов, о которых упомянул штурман Иванов – всего через несколько лет Вениамин их уже не наблюдает.
Возможно, что ненцы, предупрежденные о появлении миссионеров и угрозе, нависшей над идолами, успели спрятать наиболее ценные святыни. На память о миссионерской экспедиции архимандрит взял одного из самоедских идолов и хранил его у себя до самой смерти, наступившей в 1848 г. в далекой Черниговской губернии.
По воспоминаниям же художника Борисова, ненцы, спустя много десятилетий свято верили, что архимандрит, который сжег их «сядэев», «не отъехал и десяти верст – умер». После этого погрома ненцы быстро восстановили древнее святилище. Биолог Александр Шренк, побывавший на острове в 1837 году, обнаружил рядом с миссионерским крестом новых идолов.
На этот раз это были обычные колья 30-100 см длины с примитивно вырезанными на верхних концах лицами. По древней традиции лица их были обращены на восток, а на губах запеклась кровь жертвенных оленей. На наиболее длинных кольях висели оленьи черепа, а на земле лежали копыта животных.
Кстати, Шренк подтвердил, что ненцы не захотели везти Вениамина и его товарищей в глубь острова: «Самоеды же, до сих пор добровольно принимавшие христианскую веру, стали бояться, чтобы миссионеры не проникли дальше, а потому отказывали им в оленях» .
Через сорок один год, в 1878 году знаменитое вайгачское святилище посетили шведские моряки на парусно-винтовом судне «Вега» во главе со знаменитым путешественником Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом.
Он описал его так:
«На месте этом, расположенном у величественного грота, в котором во время прилива можно ездить на лодке. Лежала теперь масса разбросанных по земле костей, и возвышался крест, воздвигнутый тут миссионером. Но самоеды не унывали и основали новое место жертвоприношений на ЮЗ оконечности острова Вайгач. Здесь они воздвигли кучу камней, на которой лежали различные железные вещи, множество оленьих черепов с рогами, медвежьих черепов и т.д. Один из медвежьих черепов был еще покрыт кровью и, стало быть, недавно положен туда».
Барон и академик Норденшельд со товарищи буквально разграбили древнее святилище – из более чем 100 «деревяшек» 60 были разобраны на сувениры и в коллекции. Шведский ученый, возможно, символически «выкупил» их, оставив на святилище серебряные полкопейки чеканки 1840 года.
Это был, вероятно, последний удар. Вскоре после этого ненцы перенесли основные святилища вглубь острова, не желая, чтобы их богов трогали чужие руки.
Читай еще о Вайгаче:
PS от ЧУМработницы:
Юрий Викторович Канев в округе человек известный. Историк по образованию, свою карьеру он начал в школе. Был и простым учителем, и директором, причем в родной для ЧУМработницы Ненецкой школе-интернате. Нынче Юрий Викторович - заместитель начальника Управления соцзащиты и здравоохранения населения НАО.
Независимо от занимаемых должностей Юрий Канев вдохновенно занимается исследовательской краеведческой работой и делает это весьма успешно. Сразу две его книги - об оленной армии и Антоне Пырерке - стали победителями в IX областном конкурсе "лучшая книга года-2010". А "Вайгачский транзит" сразу стала библиографической редкостью".
Юрий Викторович на просьбу ЧУМработницы снабдить свой гостевой пост личной фотографией, ответил, что он себе на фото очень не нравится. Поэтому ЧУМработница порылась в архивах и нашла фото десятилетней давности, когда Юрий Викторович директорствовал в НШИ и выводил своих коллег дружными пионерскими рядами на прорыв национального образования.
Он и сейчас, как пионер-первопроходец, открывает все новые и новые страницы родного округа и дарит нам возможность познавать эти страницы вместе с ним.
Как раз сейчас много читаю о язычестве. Спасибо за интересный материал о ненецких идолах.
ОтветитьУдалитьСветлана,спасибо Юрию Викторовичу,что предложил именно эту тему.У него ведь целая книга написана про Вайгач. Я вообще не представляю,как это-книгу писать,тем более,на темы,касаемые изучения края. Нужно быть предельно точным,нужно рыть в глубь и не грешить против истины.Это огромная ответственность.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, не могли бы вы подсказать, что за книга, как называется и где её можно найти/купить?
Удалитьизбушка, книга называется "Вайгачский транзит", автор Юрий Викторович Канев.
УдалитьНе знаю, есть ли она в продаже. Можно позвонить в Ненецкий краеведческий музей 8(81853)42060
Спасибо за быструю реакцию! Постараюсь найти эту книгу, потому что тема, на мой взгляд, очень интересная
УдалитьАх, кабы знать, как все было на самом деле и почему! Откуда идолы, почему, зачем, на кого похожи?.. И всего каких-то несколько сот лет назад, а уже все утеряно-забыто, одни догадки...
ОтветитьУдалитьС какими интересными людьми тебе приходится общаться, ЧУМработница! Счастливая!...
Rubric,живу в округе,страшно сказать,сколько лет,а все открываю для себя новое. Конечно,невозможно объять необъятное,как говаривал Козьма Прутков,но хочется же!Неделю назад была на заседании общества краеведов в нашем краеведческом музее,слушала рассказ Сергея Козлова об экспедиции по поиску упавших в тундре во время Великой отечественной войны самолетов.Причем,упали они,не сбитые немцами,а по какой-то другой причине,утверждают,что аномальность места. Все это,на самом деле,страшно интересно.Земля,на которйо живем,полна тайн.
ОтветитьУдалитьЮрий Викторович,с большим вниманием прочитал Вашу статью,потом еще раз перечитал.Удивительно,как не боялись пришлые люди уничтожать чужие святыни?! Насколько мне известно,это чревато,ведь идолы- не просто кусок дерева,камня или железа. Это-средоточие веры народа,это космический сгусток энергии.
ОтветитьУдалитьЧУМработница, Юрий Викторович замечательный руководитель и очень хороший добрый человек! Его до сих пор вспоминают добрым словом у нас в школе. Мне лично пришлось обратиться к нему за помощью по нынешнему месту работы, и он мне очень помог в решении моего вопроса. Такие люди и должны работать в Управлении соцзащиты.Жаль утраченные памятники культуры, но хорошо что не утрачена память о них, благодаря Юрию Викторовичу.
ОтветитьУдалитьПрочитала с удовльствием :)
ОтветитьУдалитьЛюди,все ваши комментарии зачитала по телефону Юрию Викторовичу.Он вам всем передает большой привет и благодарность за такие теплые отзывы.Извиняется,что в Интернет никак не может выйти. На работе,понятное дело,не до этого,а дома,кроме первоклассницы Саши, его ждетт десятимесячный десятикилограммовый Марк и уставшая за день от десятимесячного десятикилограммового Марка жена Оля:-)
ОтветитьУдалить...да,замечательно и очень интересно...мы всё стремимся уехать и путешествовать по дальним странам...а то,что рядом,мало кого интересует...я бы хотела побывать на острове Вайгач....но,предполагаю,что это сложно...как хорошо, что у нас есть такие замечательные люди...Юрий Викторович-респект!
ОтветитьУдалитьRINA,согласна на все 100,что в округе у нас есть что посмотреть и чем удивить.То,что наконец-то начинают телодвижения по поводу туризма, радует. Я вот очень бы хотела попасть на реку Белая. Знаю,что каждый год в разные концы тундры едут экспедиции Ненецкого краеведческого музея. Наверное,надо очень захотеть и напроситься к ним в подсобные рабочие или повара:-)Единственное меня пугает в этих летних походах-комары и гнус:-( Наверное,я еще недостаточно сильно люблю НАО:-)))
ОтветитьУдалитьИнтересно... Но очень не хватает времени, чтобы внимательно вчитаться... Ох, цейтнот проклятый, столько дел, всё на бегу, увы... Кладу в закладки...
ОтветитьУдалитьА пластинки женщинам в обувь зачем?
Люба,завтра спрошу у Ю.В.,ладно? Если пофантазировать,может,пластинки как-то охраняют землю от тлетворного женского влияния?:-)
ОтветитьУдалить..мне в тундре не прожить и дня...я - ненка, родилась и живу в округе...но к комарам за всю жизнь,так и не привыкла...сбегаю от них...кстати,Люба,если Вы не читали... в книге Л.В.Хомич "Ненцы" очень интересно и доступно, для чтения описаны жизнь и обычаи ненецкого народа...кто не читал-почитайте...я для своих коллег по работе...иногда готовлю по книге мини-лекции о жизни ненецких женщин..всем нравится...это вызывает живейший интерес к ненецкой культуре...и на Белую поехала бы...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,уважаемые читатели! Про вопросу разграбления святилищ. Во всех случаях путешественники символически выкупали взятых идолов - монетками, а например, художник Борисов оставил флаконы из-под красок. Археолог Илья Барышев говорил мне, что при раскопках ненецких святилищ всегда молится Господу Богу. Говорит, очень помогает.
ОтветитьУдалитьЮрий Викторович! Рада Вас видеть!
ОтветитьУдалитьСтолько интересных фактов! И о самоедах, и о жертвоприношениях! Да...
Ну, ЧУМработница, нас пионеров не забыла выставить! У меня даже напечатанная фотография эта есть! Вот)
ИрЭн,это ведь был юбилей школы.Помню кусочек нашего выступления:
ОтветитьУдалитьЕсли вам нужны подарки от знакомых и друзей,
Приглашенья рассылайте,объявляйте юбилей.
В этом году тоже юбилей. Праздновать будем?
Конечно, помню от куда)))
ОтветитьУдалитьБудем праздновать! Куда денемся?
Прочитала с удовольствием, тем более, что я родилась на острове Вайгач.
ОтветитьУдалитьЖиву в НАО. Интересуюсь бытом древних самоедов. Находил древние стоянки, находил каменные предметы, наконечники стрел, оставленую ими бытовую утварь и т.д.
ОтветитьУдалитьИ вот мне интересно: Юрий Канев, если бы я пришёл к Вам домой, взял бы у Вас самое дорогое и положил бы Вам в сейф пробки от пива, флаконы из под красок, пустую зажигалку и потом сказал что мы поменялись, это нормально ваще?
Анонимный, жаль, что анонимный. Мы тут под именами ходим и за каждое слово отвечаем. Поскольку Юрий Викторович сейчас Вам ответить не может, отвечу я.
УдалитьНе поняла Вашей иронии. Дай Бог нам таких исследователей края как Канев, который не искажает истину, бережно относится к артефактам и деталям истории. Если вы интересуетесь, то он серьёзно изучает и очень давно, и очень профессионально.
Извините уважаемые. Не хотел никого обидеть. Честно. Простите за иронию. Просто не понимаю, зачем люди осознано уничтожают исторю своего народа, свою историю?.. Забывают её и т.д.. Понимаю! Смена власти, "вместе построим камунизм" и т.п.. А потом какие-то монголы рассказывают нам, что Великая Русь 300лет была под гнётом у татар и все в это верят. Или в то что динозавры и люди не могли жить в одно время :)) ..Просто поищите в интернете сведения о Пустозерске. Их просто нет:) Да, был пустозерск. И Авакума там сожгли, а больше ничего и нет.. Дети рожденные в 90ые и нынешнее поколение даже не знают кто такой Авакум и то, что этот человек згарел за свою веру тут, совсем рядом от НМ. Нам им даже показать нечего от Пустозерска. Да ладно с Авкумом!.. Молодёж низнает даже бональных вещей, потому что в школе их кормят лже-историей.
ОтветитьУдалитьНаверно эти слова не пусты, но как достучаться до остальных? Когда уже историю будут менять?.. Кому писать, как доказывать если следы становятся с каждым днём всё мутнее и размывчитей, а тот кто стоит у власти не позволяет разрывать правду..?
Никого не хочу обидеть.
Уважаемый аноним, Ваш крик услышен:-) Не думаю,что так все печально. В сентябре будет конференция "Пустозерск и северные города", куда приедут, в том числе, гости из других регионов. Приходите, информацию я дам в анонсе. И, если Вы не в курсе, каждый год проводятся Аввакумовские чтения, участниками которых становятся десятки старшеклассников. пишут замечательные работы.
УдалитьА Пустозерск, вернее, программа по созданию там культурно-исторического комплекса, будет поддержан из федеральных средств.
И зря вы, что сведений в Интернете нет. Чего далеко ходить, зайдите здесб же, в ЧУМотеке, на страницу "ЧУМофонды". Там выложен учебник "Наш край", откройте Урок 3 "Наш край в 11-16 веке" - вот вам и Пустозерск. Плюс к тексту ниже есть презентация к уроку. По этому учебнику наших детей учат на факультативах по историческому краеведению.
Я Вас немножко успокоила?:-)
И представьтесь уже, неудобно с анонимом разговаривать. Рядом с окошком комментария есть простая инструкция.