суббота, 12 июня 2010 г.

Дышите - не дышите

Перед вами аудитория "Кара-Даг", в которой проходила бурная дискуссия "Фильтрация информации: за и против". Кондиционер изображал свежий морской ветер, а шторки были закрыты специально, чтобы дискутирующие не отвлекались на провокационное солнце и сосредоточились на главном: "Пущать или не пущать? Запретить или разрешить? А судьи кто?"
Что характерно для секции № 12 "Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества", все его постоянные члены отличаются ответственностью и активностью. Вот пришли, сели паровозиком, ручки наготове, ушки на макушке - как-будто за окном снежный Нарьян-Мар, а не манящие пляжи Судака.

Ведущая дискуссии Людмила Сухова, зам. гл. редактора газеты "Библиотека в школе" пояснила, что такое подиум-дискуссия и как правильно надо дискутировать.
Самое важное, что усвоила ЧУМработница, подиум-дискуссия похожа на бои "стенка на стенку". Один нападающий говорит одно, другой - другое. Оба убедительны, оба взывают за помощью к независимым экспертам. Народ выбирает, к какой стенке прислониться. Запрещается бить руками и ногами, исключительно - словом. На одной стороне (которая против фильтрации) - Марина Ивашина
Почему "нет" фильтрации:
  1. Неразработанность критериев оценки информации (все очень субъективно) и неясность того, Кто возьмет на на себя роль третейского судьи.
  2. Детям вреден оранжерейный климат, они должны узнать жизнь "во всей красе" сами, научиться работать с любой, в том числе, с недостоверной и вредной информацией.
  3. Государтсвенной машине выгоден человек, живущий по указке, у которого проведена "операция на мозги". Это хороший послушный винтик для выполнения любой работы, но это не "человек играющий" (Йохан Хёйзинг), который создает вокруг себя игру, творчество.
Ей возражает Ирина Деткина из РГБ им. Гайдара. Она утверждает, что даже при комплектовании фонда библиотекари выступают в роли социальных фильтров, не допуская в фонд изданий, противоречащих нормам морали или другим общечеловеческим принципам. В читальных залах с доступом в Интернет в РГБ не разрешено заходить на сайты, перечень которых составляют сами библиотекари. На фото Ирина - справа.
В качестве независимых экспертов выступают известные люди, такие как профессор Уральского университета Александр  Гейн.
Он приводит пример того, как в одном из Екатеринбургских лицеев каждый ученик получает свой личный пароль для входа в сеть; весь контент, им просмотренный, фиксируется, что, само по себе, вызывает у подростков чувство ответственности за то,что они делают в сети.Фильтров в лицее нет, и пока необходимости в них тоже нет. Самый главный фильтр - внутренняя дисциплина пользователей.
Еще один эксперт, Игорь Торлин из Национальной библиотеки Украины для детей, предлагает вариант, когда вся ответственность за просмотр информации в Интернете возлагается на родителей. Ребенку предлагают заполнить соглашение, в котором родители должны отметить, информацию какой степени откровенности они готовы разрешить просматривать своему ребенку. (Интересное, конечно, предложение, но тогда получается, что библиотекарь должен согласиться со всем, что взбредет в голову юному искателю Интернет-сокровищ?)
Владимир Смородин из компании "Март" как человек, давно и тесно связанный с технологиями, обращает внимание на то,что разговор дискуссия плавно перешла от разговора о самом факте фильтрации или отсутствие таковой к обсуждению, как фильтровать эту информацию и упомянул о централизованной фильтрации контента в школах.
ЧУМработница тоже выступила как практик, на своей шкуре испытавший разные варианты этой фильтрации, которая иногда не позволяет выйти на  самые безобидные сайты, а иногда открывает неискушенному детскому взору Такие вещи, о которых даже искушенные взрослые и не догадывались. А потом было много слов, примеров из практики работы, предложений, предположений, размышлений... Вобщем, все, что положено при настоящей дискуссии. А ЧУМработница качала ногой и думала, что рассуждай не рассуждай, а кто-то там сверху невидимый глазу, следит за ней недремлющим оком, фиксирует все адреса, явки и пароли, закрывает Ю-Тьюб и Фликр, Одноклассники и Вконтакте, блоги на Mail и что-то еще и не очень-то ее спрашивает, хочет ли она этого.


Итогов ЧУМработница никаких не подводила - итоги будут оглашены в номерах "Библиотеки в школе", . А вообще-то, не очень ей нравится, когда кто-то диктует ей, как жить и что делать, как, наверное, и каждому из вас. Слава Богу, ей еще можно дышать, ходить, радоваться жизни и любоваться розами. Пока на это фильтров не придумали.

9 комментариев:

  1. Нас военных библиотекарей тоже "фильтруют", и тоже сверху. Но это вполне видимые и осязаемые товарищи. Вот недавно приезжал один проверяющий с очень большими звёздами на погонах, зашёл в библиотеку одной из воинских частей и (о, ужас!)обнаружил там книжку с эротической сценой. Мало никому не показалось!!!
    Мне тоже намекали, что хорошо бы на время проверки подальше "неправильные" книги попрятать. Но я - "шмелая" - отказалась! Да и куда я большую часть фонда попрячу?

    ОтветитьУдалить
  2. Юль,специально загорала отдельно эту ногу и педикюр сделала, прежде чем фотосессию для нее(ноги) устроила. Рада,что модель понравилась:-)

    ОтветитьУдалить
  3. Да... Интересно, что за книга попалась на глаза вашему высокому фильтру? Еще раз приходим к тому,что у каждого свое субъективное мнение на информацию. Марка Твена тоже в Америке когда-то запрещали.

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина! Благодаря Вашей очень серьезной работе:подготовка и проведение доклада, Ваши необыкновенно интересные посты и ссылки, узнали очень много интересного о конференции. Спасибо!
    Теперь "школьники" в курсе, а как другие -не знаю...

    ОтветитьУдалить
  5. Алла, спасибо! Действительно,готовилась серьезно,т.к. трибуна обязывает. Собираются профессионалы, интеллектуалы, вобщем, ерунду или отчеты о работе слушать и публиковать не будут. Рада,что смогла хоть частично показать ту атмосферу,которая царит на конференции. На меня в Интернет-центре администраторы уже косо смотрели, но потом стали читать:-)))

    ОтветитьУдалить
  6. На одной ноге что ли педикюр сделала?

    ОтветитьУдалить
  7. Как в рекламе - на одной ноге сделала, а на другой - нет,чтобы была видна разница:-))) Загорела тоже ассиметрично (не расскажу, где)Вот так и информация:поставят фильтры - попробуй загореть:-)

    ОтветитьУдалить
  8. Пока мы тут рассуждаем, фильтровать или не фильтровать,за нас уже все решили:-) Надо отвечать на письмо Министерства Архангельской области,в котором рекомендуется ужесточить системы фильтрации контента в связи с фактами захода пользователей широкополосного Интернета на сайты, "несовместимые с задачами образования". Вот так-то. Кроме централизованных фильтров РТКОММ, нас обязывают устанавливать дополнительные локальные на каждый компьютер. Отчитаться до начала учебного года.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails