Чтобы попасть в этот детский сад и встретиться со своими будущими воспитанниками, ей пришлось садиться на оленью упряжку и не один десяток километров добираться до стойбища оленеводов, а потом вместе с ними два месяца кочевать по Канинской тундре.
Учитель с доставкой на дом
Кочевые школы для страны не новость - ещё в конце 20-х годов прошлого столетия в тундре работали так называемые Красные чумы, а учителя выезжали в прямо на места стоянок оленеводческих бригад, чтобы обучать грамоте взрослых и детей. О прошлом и настоящем таких передвижных культурных островков ЧУМработница уже рассказывала в ЧУМотеке.
На дворе 21 век, но кочевники всё так же пасут своих оленей и передвигаются с ними по веками определённым маршрутам. Дети, как водится, живут с родителями, а по достижении школьного возраста уезжают в школы-интернаты, навещая родной чум только в каникулы. Много копий было сломано по поводу минусов интернатного воспитания и отрыва от корней, но в законе об образовании до сих пор нет такой формы обучения как кочевая школа.
А вот кочевой сад - почему бы не попробовать?
Малышей из хозяйства «Канин» в 1-й класс увозят в ближайшее от кочевья село Несь. Живут они в пришкольном интернате вместе с другими ребятами из общины и ближайших микроскопических деревень - Чижа, Мгла и Снопа, где нет школ. Представьте, как непросто новичкам из тундры в новой для себя обстановке - без мамы, папы и ручного оленёнка Авки?
А вот кочевой сад - почему бы не попробовать?
Малышей из хозяйства «Канин» в 1-й класс увозят в ближайшее от кочевья село Несь. Живут они в пришкольном интернате вместе с другими ребятами из общины и ближайших микроскопических деревень - Чижа, Мгла и Снопа, где нет школ. Представьте, как непросто новичкам из тундры в новой для себя обстановке - без мамы, папы и ручного оленёнка Авки?
Недавно ЧУМработнице попал в руки отчёт воспитателя детского сада из Неси, уроженки Канинской тундры Галины Шубиной, которая по призыву родины выехала в далёкое стойбище, чтобы подготовить малышей к школе. Перед вами отрывки из этого документа эпохи, дорогие друзья. Страна должна знать своих героев, которые тихо и незаметно делают большое красивое дело - Родину обучают.
Отчёт о работе кочевого детского сада
Ненецкий автономный округ, Канинская тундра,
июнь - июль 2016 г.
воспитатель д/с с. Несь Галина Шубина
В Канинской тундре, в июне-июле 2016 г., был организован
кочевой детский сад для разновозрастной группы детей 4-6 лет.
Детский сад начал работу 9 июня в 4-й бригаде, а с
12 июля - в 6-й бригаде. В 4 бригаду прибыла с п. Шойны на оленьей упряжке.
Для проведения занятий была выделена палатка, складные
стулья, стол. Для организации занятий на вертолёте доставили методические
пособия, настольные игры.
В 4-й бригаде было 2 ребенка, в 6-й - 5 детей. Совместно с
дошкольниками занимались и ученики 2-4-х классов - они помогали в организации игр
и занятий.
Занятия проводились в
палатке, прогулки и игры - на природе по заранее разработанной программе.
Дети занимались с интересом, больше всего им понравились творческие
задания.
С охотой играли в настольные игры и национальные ненецкие. Во время игр приучала детей соблюдать правила, играть дружно, уступать друг другу.
Во время прогулок наблюдали за окружающим миром - за
птицами, за их гнёздами и птенцами, учила не разорять гнёзда.
Ухаживали за
маленьким оленёнком, собирали для него корм.
Ходили на рыбалку, когда бригада
стояла недалеко от рек.
Занимались сбором дикорастущих (дикий лук, морошка,
ягоды), запоминали названия растений.
Одной из задач было сохранение и развитие родного ненецкого
языка. К сожалению, детей говорящих на родном языке, практически нет. Родители
говорят, а дети уже нет, хотя понимают речь. Возможно, причиной тому смешанные браки, где один из родителей коми, другой ненец.
Поэтому общаться с детьми только на ненецком языке не удалось, для решения этой
задачи применяла элементы ненецкого языка в совместных играх, на занятиях и в общении.
Радует то, что дети очень привязаны к своей семье и родной
земле. Уважают труд родителей , с детства приучаются к труду, ездят вместе со
взрослыми в стадо, ловят оленей.
В Канинской тундре дети не уступают в своем развитии своим сверстникам,
которые проживают в деревне. Практически все дети знают цвета, формы, счёт. В 6-й
бригаде дети 6 лет уже знают буквы, совместно с воспитателем пытаются читать. У
многих из них есть старшие братья и сестры, которые с ними занимаются.
Работать с детьми в тундре интересно – занимаются они с удовольствием,
очень послушны и доброжелательны. Благодаря тому, что лето в этом году было
теплое, было комфортно проживать в палатке. Трудности, конечно, были. Когда бригада ямдает
(Ч.: передвигается на новое место стоянки), в это время не провести занятия, поэтому их приходилось переносить на
другой день (суббота, воскресенье). Для работы необходимо больше познавательных,
развивающих игр, художественной литературы.
Продолжать работу по
кочевому образованию или нет, я думаю, надо спросить у родителей детей,
проживающих в бригадах. Удобное для работы время - это период июнь-июль-август,
когда бригады идут на летние стойбища в Канинскую тундру.
С поставленными задачами справилась, план работы по кочевому
детскому саду полностью выполнен. По результатам диагностики детей зафиксирована положительная динамика
в их социальном развитии.
Галина Шубина
Фото Галины Шубиной и Антона Тайбарея
*****
PS: «Кочевой детский сад» - совместный проект окружного Департамента образования, культуры и спорта, Департамента региональной политики, Союза оленеводов НАО и Ненецкой общины «Канин».
Читай ещё в ЧУМотеке:
Какие героические женщины! Труд учителя и так нелегок, а тут - перемещаться со своей палаткой-школой следом за своими подопечными. И свой временный быт обустраивать при этом...
ОтветитьУдалитьИра, спасибо, что рассказала. Даже не знала, что так бывает.
Kitanko, лично знаю учителей, которые участвовали в проекте летней кочевой школы в начале 2000-х годов - учили детей и взрослых общины Ямб то (Длинное озеро).
УдалитьНашла стаейку Ирины Ханзеровой 2002 г.:
"25 августа закончился “учебный год ” в летней кочевой школе общины “Ямб то ” – На длинном озере . Пятый год подряд эта своеобразная школа ликвидирует безграмотность среди кочевого населения единоличников Карской тундры. Учениками учителей-энтузиастов являются взрослые люди: пастухи-оленеводы и члены их семей, самому старшему из них - около семидесяти, а самому младшему едва стукнуло шесть лет.
Этим летом учителя кочевой школы работали в восьми дальних стойбищах единоличников: вспоминали пройденное, учили писать и читать, изучали со своими подопечными премудрости русского счета и, главное, большое место уделяли практическому закреплению материала, как то выезд в Амдерму за покупками и самостоятельный подсчет затрачиваемых на товары денег. Примечательно, что денежные знаки в руках единоличников дело не совсем привычное, еще лет пять назад основным способом приобретения товаров для них был бартер. За мясо покупались как чай и сахар, так и дрова. Причем цену “недоступных” для единоличников товаров диктовал сам продавец. Например, нам с вами не понять, как за два сухих бревна можно отдать тушу молодого оленя, а ведь такая такса существует в Амдерминской тундре и по сей день. Но сейчас после практических занятий, в этом учителя уверены на сто процентов, зная истинную цену оленьего мяса, единоличники вряд ли пойдут на подобный обмен.
«Учебный год» в общине “Ямб то” завершен, учителя Матрена Талеева, Павел Вылка, Серафима Дуркина и Людмила Талеева вернулись на этой неделе в Нарьян-Мар, попрощавшись со своими учениками до следующего лета. А добросовестные и любознательные ученики, спрятав в свои хозяйственные лари ручки, буквари и тетрадки по чистописанию, вернулись к своей нелегкой тундровой жизни."
2002 год, а читаешь как-будто про времена Емельяна Пугачева (про бартер и единоличников). Тем более важен труд таких "выездных" учителей.
УдалитьKitanko, Ямб то - целая история. Сегодня это, наверное, единственная община, где по-настоящему живут по обычаям предков и говорят на родном языке.
УдалитьВечер добрый, Ирина! Читала этот пост, и как-то не верилось, что такое может быть в 21 веке. И, наверное, отнеслась бы с долей неверия, но по жизни в ЯНАО знаю и об интернатах, и о кочевниках.
ОтветитьУдалитьИ легко все написано вроде, и романтика тоже присутствует. Но уж точно знаю, сколько труда стоит за этой кажущейся легкостью... Да если к морошке прибавить мошкару...
Кочевой детский сад... Педагог - большая умница!
А Вы знаете, я бы на время отпуска поработала бы вот в таком кочевом детском саду... Или в кочевой школе... Наверняка, там все немного по-другому. В любом случае - ты там, где ты нужен. Ты там - где тебя ждут. А не в этом ли радость жизни?
Надежда Александровна, я недаром отметила, что Галина - родом из тундры, она там своя. Её работа не ограничивалась занятиями с детьми. Она ведь наравне с другими женщинами готовила еду, собирала разбирала чумы и палатки. Хорошо,что лето у нас было просто чудесным, а если бы традиционный холод и промозглость? А комаров и гнуса никто не отменял. Вглядитесь внимательно в фото)
Удалитьну и одна из самых важных задач - сохранить язык и традиции народа. Галина знает и говорит на ненецком)
Ирина, спасибо за знакомство с настоящими героями в женском обличье!
ОтветитьУдалитьЖенщине в таких условиях очень непросто не то что работать - жить. Мало вообще представляю себя в кочевой школе. Наверное, интересно, но невероятно сложно. Разновозрастные дети, разноуровневое обучение. Тут и подготовка должна быть своеобразной в кочевом-то саду. Но меня изумил следующий факт: Галина трепетно относится к языку.
Передавайте от меня Галине пожелания здоровья! Я восхищена её работой.
Ольга Голубева, завтра обязательно позвоню в Несь и позову Галину к нам в гости. Нынче в Неси быстрый Интернет, так что можно не только по тундре на оленьих упряжках летать, но и по сети)
УдалитьКочевой детский сад - удивительно!И при этом - насколько органично, без отрыва от семьи и природы. Только в НАО такое может быть:) Наблюдения за окружающим миром - прямо посреди тундры, а не на экране интерактивной доски. Понимаю все трудности (с учетом и комментариев выше), труд Галины достоин большого уважения, и при этом - это невероятно здОрово!)
ОтветитьУдалитьОля Бакулевич,а ты обратила внимание, что аппликации и рисунки очень аккуратные, симпатичные, при том, что раньше этим дети не занимались (а если и да, то нерегулярно, как в детском саду)?
УдалитьДа, Ира, детские работы привлекли мое внимание - они такие же, как и у наших ребятишек:) Надеюсь, что все же родители предоставляют детям возможность свободного творчества, в таком возрасте рисование одно из любимых занятий малышей.
УдалитьИра, мне твои истории сейчас еще более интересны. В Канаде общаюсь с коллегами, которые жили и работали на канадском севере. Похожие проблемы.
ОтветитьУдалитьТаnia in Delhi, мир тесен. Если погуглить, можно найти море информации об аналогичных проектах в Якутии, на Ямале, Эвенкии, северных странах, где есть предстаивтели коренных малочисленных народов.
УдалитьПроблемы одни - решения везде индивидуальны.
Ирина, я смотрела передачу про Ямал накануне нового учебного года. Там похожие проблемы. Ребятишек собирают в Интернат на вертолете, который разыскивает стойбища их родителей. Дети плачут, особенно маленькие. Это их на целый год отрывают от родителей. И даже на каникулах нельзя вернуться домой. Т.к. неизвестно, где сейчас находятся их родители. Да и кто их будет развозить и опять через неделю собирать. И дорого на вертолете.
ОтветитьУдалитьИрина Полещенко, фильм "Белый ягель" как раз начинается со сцены, когда детей собирают на школьный вертолёт.
УдалитьЧтобы Вас как-то успокоить, скажу, что в интернатах в НАО работают очень хорошие педагоги и воспитатели, которые для ребят становятся буквально вторыми родителями. Можете мне поверить, я больше 20 лет отработала в таком интернате)
Ну не знаю... Все-таки, когда мама и папа рядом, это лучше для малышей, никакой второй родитель не заменит биологического. Ну, хотя, везде разный уклад жизни.
УдалитьИрина, это другой мир! Вместе со сложностями он такой яркий и насыщенный. Понравилось, как дети проводят день в детском саду. Где можно еще так привить любовь к природе...только у вас. Столько эмоций, но оставлю при себе:)
ОтветитьУдалитьa.l.ti,когда-то давно были в Подмосковье в лагере с ребятами из школы-интерната. Поехали в Москву на экскурсию, зашли в метро, поехали. По факту не досчитались Егора - ему не понравилось под землей, он взял и вышел. До сих пор не понимаю,как мы его тогда, без мобильников-то, нашли?
УдалитьЭто я к тому,что для тех, кто в тундре родился, везде места мало)
Ирина, это потрясающе!!! Просто нет слов, только восхищения! А знаете, если бы не мое здоровье, я бы месяц-другой провела бы в таком кочевом ДС, но очень уж тяжелые условия!!!
ОтветитьУдалитьСветлана Кирсанова, судя по комментариям, мы можем уже целый отряд педагогов на следующий год собрать)
УдалитьСрочно всем учить ненецкий и тренироваться в разборке и сборке чума)
Вот каждый раз смотрю, читаю про тундру, про оленеводов, про этих северных людей и каждый раз думаю: иной мир! По-моему, даже пишу об этом каждый раз. И пытаюсь представить, как после прочтения какой-нибудь хорошей художественной книги себя на месте героев.
ОтветитьУдалитьLexx Black,надолго бы меня не хватило. Как же я без утреннего кое и душа?)
УдалитьТолько ПЕДАГОГ сможет реализовать такой проект!
ОтветитьУдалитьПомочь детям подготовиться к школе.
Виктория Александровна, справедливости ради надо отметить, что проект готовили на уровне Администрации НАО. Очень уж много всяческих проблем надо было решить - обеспечить жилье, доставить наглядности, да и самого учителя привезти и увезти)
УдалитьОчень толково придумано - кочевой детский сад - и для ребятишек, и для родителей очень удобно! А педагог - просто молодец! Не каждый бы так смог...
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, срочно буду звонить - надо,чтобы Галина увидела слова поддержки и одобрения коллег из других регионов)
УдалитьДа, учитель, как и воспитатель - это служение и призвание, а вовсе не профессия.
ОтветитьУдалитьЕлена Sh,надо побольше этим ребятишкам книжек красивых привозить - таких, как в твою школьную библиотеку подарили)
УдалитьИра,
ОтветитьУдалитьУ меня тоже одни восторги и эмоции!
Иной мир - это точно! И детишки совсем по-другому его воспринимают. Мне кажется, что они очень самостоятельные и с богатым внутренним миром.
А Галине - большое спасибо за её труд!
Замечательно! Мне кажется этот опыт кочевого детского сада нужно распространять и внедрять у всех кочевых народов. По моему здесь одни плюсы. Думаю, что и начальные школы можно было бы продумать в таком ключе. Конечно здесь нужна поддержка государства.
ОтветитьУдалитьПрочитала, восхитилась очередной сподвижницей. Ириша, непременно позвони-напиши Галине, расскажи, что снимаем коллективно шляпу перед учительским подвигом. Знаешь, поймала себя на мысли, что не смогла бы так: и чум собирать-разбирать, и еду готовить, и детишкам не просто улыбаться на фотографиях, а осмысленную радость давать.
ОтветитьУдалитьДа, сохранение родного языка — невероятно важно. Если малыши сейчас не говорят, а лишь понимают, то на каком языке они будут общаться со своими детьми?
Лена Воронина, тестовые упражнения в чуме мы с тобой уже проводили, так что некоторый опыт у тебя уже есть)
УдалитьПонятно, что о романтике здесь речь не идет, особенно, когда в свои права вступают комары и отсутствие твоего любимого Интернета. Хотя лукавлю - даже в чумах нынче Интернет, пусть неторопливый, но зачастую имеется)
Работать с детьми большое удовольствие, несмотря на все трудности работать было в радость. Ребята в тундре самостоятельные, подвижные, занимались с интересом. Люди, проживающие в бригаде, относились доброжелательно, не отказывали в помощи. Кочевой образ жизни мне знаком, поэтому мне было не трудно справляться с переездом. Всем большое спасибо за поддержку и за добрые пожелания!
ОтветитьУдалитьГалина, а Вам спасибо, что взбудоражили педагогическую общественность и непедагогическую тоже своим восхитительным учительским приключением)
УдалитьИрина, спасибо за рассказ, нахожусь под впечатлением... Эта история из серии, которые шокируют. Благодарю еще раз!
ОтветитьУдалитьВ третий раз перечитала статью и пересмотрела фотографии. Все-таки, некоторое состояние "как же так!?" присутствует до сих пор. Непривычно читать и знать про такие вещи, которые городским жителям кажутся сложными. Хотя не раз была с детьми на обучении в природе, но одно дело - выезжать на пару часиков или дней, а другое дело - жить так. Мда.. Воспитателю-учителю Галине Шубиной огромный привет, слова благодарности и низкий поклон!
ОтветитьУдалитьИрина Никитенко,мы живём на каком-то своем промежутке времени,месте, обстоятельствах и даже предположить не можем, что происходит там, за этим нашим кругом.
УдалитьА там живут такие же люди, рождаются, женятся,создают семьи, работают, отдыхают, любят - но немножко по-другому)
Посмотрите фильм "Белый ягель" - вот где потрясение.
Ирина, я думаю что в статье стоило упомянуть Союз оленеводов НАО как вдохновителя, организатора и несущего основные финансовые затраты.
ОтветитьУдалить"«Кочевой детский сад» - совместный проект окружного Департамента образования, культуры и спорта, Департамента региональной политики, Союза оленеводов НАО и Ненецкой общины «Канин»."
http://doks.adm-nao.ru/press-centr/news/11735/
Владислав,и это так! Обнови страницу)
УдалитьПомимо твоих уточнений добавила в конце поста ссылку на фильм о лагере "Вы' ту - огни тундры", который вы проводили для детей в Малоземелськой тундре)