пятница, 23 января 2015 г.

Ребята с улицы Тундра: гостевой пост от Марии Амелиной

Прежде чем опубликовать этот пост, ЧУМработница прочитала его трижды, наслаждаясь содержанием, находя всё новые и новые смыслы, удивляясь и восхищаясь его героями. Да и постом-то его язык не поворачивается назвать - это монография, роман в картинках, сказка жизни, пособие по тундровой педагогике.
Автор сего труда - Мария Амелина, лингвист-исследователь, путешественница и фотограф, учитель и журналист, знаток ненецкого и многих прочих языков и невероятно талантливый человек. 

Мария принимала непосредственное участие в создании тематического журнала "Северные просторы", посвящённого Ненецкому округу. Кроме всего прочего, она дружит с нашим общим знакомым Хадри Окотэтто, о семье которого вы услышите в этом посте. 
Всё, больше ни слова. Читайте, смотрите, мотайте на ус!


Ребята с улицы Тундра
Записки нябако о том, как стать дедушкой в 25, сколько оленей скрывается в чайной пачке и какой масти камушки запрячь в нарту.



Улица Тундра, д. , кор. , кв. . Адрес прост, как никакой другой. И дорога теперь известна: двое суток на поезде, четыре часа на Ми-8, пару деньков на «Буране»… и вот над твоей головой шесты и копченые шкуры, перед глазами свет керосинки и желтизна старой тумбочки с выдвижным ящиком, в ушах треск огня и беспокойство пурги, по телу тепло от железной печки и лежащих в ногах собак.
1) Небо над тундрой.
Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра близ р. Нядэй-Яха.
2) Апрель, и солнце перестало садиться. На стойбище оленеводов пришла весна. Наступил Полярный день: солнце зайдет только в августе. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, стойбище братьев Окотэтто.
На север Ямала мне довелось попасть неожиданно: случайная встреча в Салехарде в июне 2008-го обернулась тем, что я уехала в Сё-Яху, одно из самых удаленных сел этого района, стоящее при месте впадения одноименной реки (что в переводе с ненецкого значит «река из проток») в Обскую губу. Там, работая в школе, я провела девять месяцев: от ветреного сентября до зимних месяцев полярной ночи и от первого появления солнца в конце января до начала июня, когда оно уже четвертую неделю ходит по кругу.

3) Вниз по улице Вануйто, с. Сё-Яха Ямальского района ЯНАО.
4) Школа-интернат в с. Сё-Яха Ямальского района ЯНАО.
Сёяхинская школа не просто школа, это школа-интернат, где учатся не только поселковые ребята, но и дети ненцев-оленеводов, кочующих в тундре. «Тундровых детей», как называют их тамошние учителя, «собирают» в конце августа, летая по тундре на вертолете и делая посадки на тех стойбищах, куда тундровики специально за несколько дней до этого привозят своих сыновей и дочек, подстриженных, чисто вымытых, одетых во все новое.

5) Ульяна и Серафима в сёяхинской школе.
6) Молодые оленеводы в очереди за учебниками в школьной библиотеке.
7) Появилось солнце после долгой полярной ночи.
В интернате школьники, приехавшие из тундры, живут и учатся до конца апреля, то есть до того радостного момента, когда на День оленевода из далеких завьюженных краев, где в поисках ягеля ходят на белом просторе олени, приедут на снегоходах их родители, пахнущие дымом, шкурами и свободой. Они заберут детей в тундру, где наступит другая жизнь жизнь без оценок, без доски и без мела, без дневника и тетрадок, без интернатских курток, халатиков, шапок-ушанок. Жизнь с хорканьем оленей, лык-лыканьем диких гусей и лаем собак, жизнь с ружьем и неводом, с хореем и аргишами, жизнь в малице и кисах, жизнь, которая начинается утром со слов ты” то” («олени пришли»). Та жизнь, которую они ждали с сентября по апрель…

8) Перед дальней дорогой. Аркадий из рода Окотэтто ждет, когда отец заберет его на снегоходе в тундру.
9) На снегоходе. Девочка из рода Окотэтто на санях от снегохода во время привала в пути. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра (конец апреля).
И только девяти- и одиннадцатиклассники останутся в школьных стенах до июня, когда после выпускных экзаменов их «на вертушке забросят в тундру».

10) Оленевод Анисий. Анисий, самый младший сын в семье Окотэтто, еще не ходит в школу. Сейчас он рассматривает старших братьев, которые прилетели на вертолете из школы. Анисий не видел их весь учебный год. Север полуострова Ямал, район р. Сармик-Яха, стойбище семьи Окотэтто (середина июня).
11) Встреча братьев. Старшие братья только что прилетели на вертолете из школы на родное стойбище и здороваются с самым младшим братом, который еще не ходит в школу. Север полуострова Ямал, район р. Сармик-Яха, стойбище семьи Окотэтто (середина июня).
В 2009 году на таком «школьном борту» для девятиклассников мы с одним моим товарищем и попали из Сё-Яхи в тундру, которая русскими называется Тамбейской (по маленькому поселку Тамбей на севере полуострова), а ненцами Ямальской, то есть «тундрой Края Земли» (Я’ мал' хой), тундру, самую далекую, самую северную, где мы и прожили три последующих месяца.

12) Олени у чума. Мужчины пригнали стадо оленей на стойбище. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, два чума братьев Окотэтто (начало мая).
13) Река животных Сармик’ Яха. У реки Сармик-Яха водится много диких зверей, гнездятся птицы и растут цветы. Берега ее высокие, снег на них быстро тает. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра (конец июня).
14) Ягельная река Нядэй Яха. Берега реки Нядэй-Яха славятся обилием белого мха – ягеля, служащего пищей для оленей. Июнь – разгар тундровой весны. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра.
В сентябре я вернулась в Москву, и мысль, что теперь дети Ямальской тундры зовут меня не луцей’ не («женщина русского»), а нябако («старшая сестра»), не давала мне покоя. У ненцев не принято звать человека, старше себя, по имени, это считается знаком неуважения, грубостью. Старшего можно назвать только словом, обозначающим степень вашего с ним родства, причем родства не только близкого, но и дальнего, о котором говорит лишь одинаковая фамилия или даже другая фамилия, если род, носящий ее, относится к той же фратрии, что и твой. 
Так, со словом нека можно обратиться к своему старшему брату, или к младшему брату отца, или к мужчине с той же фамилией, что у тебя, если он моложе твоего отца, ири, ирикэ («дедушка») к пожилому мужчине (старше отца), хада («бабушка») к женщине (старше твоих родителей). 
15) Кто на видео? Люба-нябако («старшая сестра», то есть женщина старше «меня» в роду «моего» отца) показывает девочке Неко видеозапись, на которой резвится ее щенок. Север полуострова Ямал, район р. Яхады-Яха, стойбище семьи Окотэтто.
«Это уважение у нас. А по именам это уже неуважение. Вот, например, в поселке: “тетя Соня”, “тетя Надя”. А если вот так малыши тебе говорят “Соня”, не будет нравиться, мы же не одного возраста. Кому будет нравиться, если будут так звать?! рассказывает мне Софья Яхочевна, женщина сорока с небольшим лет, выросшая в тундре, но последние годы живущая в поселке и не теряющая надежды вернуться в тундру, как можно скорее. Раньше вообще имена не говорили, и они еще, старые люди, они на свои фотографии тоже не могли смотреть. А с именами тем более. У нас соседи есть, маленькая девочка говорит, она в чум заглянула и говорит моей Машке [дочери]: “Машка, оказывается, твоя Соня здесь”». 
16) Бабушка и внучка из рода Вануйто. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра.
Для мужчины-ненца быть некой или ири значит многое. Так, молодой тундровик Артур (33-х лет отроду), которого зовут «нека» шесть его младших братьев, сказал мне как-то шутливо: «У меня седые волосы есть. Я старый. Дедушка я». 
Я засмеялась, а он мне с затаенной радостью: «Ну как же? У Женьки сыну-то уже три года, да и второй вот родился. А Женька тоже Окотэтто, а я на два месяца его старше. Так вот!» Да, так вот. Своих детей нет, зато уже три года как дедушка, хотя Женя ему родственник дальний, однофамилец просто. Да в тундре все друг другу родственники, неки и ири… 
17) Артур-нека (справа), который в свои 25 лет уже считался ири («дедушкой»), за работой в стаде.
И вот я снова еду в Ямальскую тундру, туда, где опять стану нябако. В этот раз поездка моя с самого начала сложилась иначе: многое было уже известно и понятно, люди хорошо знакомы, одежда для меня нашлась, а в тундре уже ждали, так что из Сё-Яхи уехать туда удалось на «Буране» вместе с родителями, забирающими своих детей из школы на летние каникулы. Двое суток на снегоходе в северное лето… 
18) В пути. Родители-оленеводы забирают детей из школы в конце апреля и везут их на снегоходах на свои стойбища. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра.
С апреля по сентябрь я снова нябако старшая сестра для шестерых мальчишек. Шесть младших братьев и Артур некаСемь сыновей большое счастье для тундровички (и вслух считать детей, конечно, нельзя!). 
Родив ребенка, ненэй не, что в переводе значит «настоящая женщина» (слово «ненка» они не признают), теряет имя. Она больше не Таня, не Валя, и даже не Маране, теперь ее зовут словом небя («мать»), прибавляя к нему имя сына или дочери. 
Так, хозяйку чума, в котором я прожила уже два лета, можно звать семью разными способами (по количеству ее сыновей): 
  1. Артур’ небя;
  2. Артем’ (Хадри’) небя;
  3. Алик’ небя; 
  4. Арсений’ небя; 
  5. Гена’ небя; 
  6. Аркадий’ (Ӈаркамбой’) небя;
  7. Анисий’ (Ӈанихасава’) небя 
19) Многодетная мать с самым младшим из своих сыновей.
20) Людмила из рода Окотэтто с младшим сыном на прогулке в поселке.
21) Гости. Молодая мать Майя приехала с сыном в гости на стойбище семьи Окотэтто (середина мая).
22) Юный оленевод перед дальней дорогой на оленьей упряжке. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра.
С рождением потомка мужчина тоже теряет свое имя: его будут звать «отец такого-то или такой-то» Пашка’ нися, Галя’ нися, Денис’ нися… 
Человека, у которого уже есть дети, назовут в тундре по имени только в том случае, если не испытывают к нему уважения: быть «Мишкой» или «Петей» для семейного оленевода постыдно. Не детей называют по родителям, а родителей по детям. 
23) Оленные люди. Отец со своими сыновьями за работой в стаде. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, близ р. Яхады-Яха.
Отношение оленеводов к детям особенное. В кочевой семье детей, как правило, много, и их очень ждут. Их даже не просто ждут, а «ловят». 
Если в чуме есть беременная женщина, скажут: «Ӈăцекы’ яд”ма” тăня”» («Ребенка следы есть»). 
А когда ребенок родится: «Сюрмбăда ӈăцекэм’ ня”мăва”» («Бегущего ребенка мы поймали»). Мол, бегало дите возле чума, наследило везде, да мы его все же схватили… 
24) Девочка, которую «поймали» в роду Окотэтто.
И много запретов существует для матери, чтобы в целости сохранить то, что «поймали». 
  • Постригла детские волосы в овраг не неси, разбросай в том месте, куда бегут важенки и необученные олени-самцы, когда упряжных загоняют в кораль; тогда оленьи копыта растащат волосы по чистой земле, и не смешаются они с мусором. 
  • Старые детские вещи целиком не выбрасывай, порви на мелкие кусочки тогда ребенок твой болеть не будет. 
  • За чаепитием дедушкину или бабушкину чашку ребенку не ставь, чтоб не вошла в него старость и болезнь раньше времени.
  • Впервые использованные тундровые «памперсы» мох нярцо и впервые отрезанные детские волосы при кочевке оставь на том месте, где чум стоял, никуда не относи их: все, что впервые после ребенка остается, должно рядом с жилым местом быть. 
  • Свою женскую обувь рядом с детской не клади, через детские вещи не перешагивай, не наступай на них, а то «осквернишь». И старшие братья и сестры на вещи младших наступать не должны, чтобы кости малышам не переломать.
25) Девочка Неко за чаепитием в родном чуме.
26) Правда, похожи?
В тундре маленьким детям приписывается способность предсказывать, предвидеть будущее. 
  • Так, если ребенок стоит, наклонившись и широко расставив ноги, и через промежуток между ними смотрит назад или вдруг начинает умываться в чашке с чаем скоро приедут гости. 
  • Если он вышел на улицу и колотушкой яӈгăць’ начал стряхивать снег с нюков (сшитых между собой шкур, которыми покрыты шесты чума) быть пурге. 
  • Если ребенок показывает гостю «фигу» у того вскоре родится дочь, а если складывает перед ним пальцы один на другой то сын. 
  • У маленьких детей можно спрашивать о времени приезда того, кто уже давно отсутствует и должен приехать со дня на день.
27) Мама и дочка
28) Тундровичка и лайка
29) Друзья
30) Друг за друга горой
Чем больше ребятишек в кочевой семье тем лучше. Если Нум’ не дает кому-то детей, то родственники мужа или жены могут отпустить свою дочку пожить в бездетном чуме. Часто дети подолгу гостят на стойбищах родственников: у ири, неки, в чуме у тидя (младшего брата матери). Ребенок в гостях это всегда радость для тундровика.
31) На нарте у дяди (младшего брата матери – тидя), у которого часто гостят.
Родители же переносят расставание спокойно видно, школьное обучение, на восемь месяцев в году отрывающее от них детей, и кочевая жизнь, заставляющая мужчину подолгу ездить вдали от чума, учит женщину, мать и жену, терпеливо переносить разлуку. Я много раз видела, как встречаются родители и дети в интернате в конце учебного года, видела, как тундровые мамы и папы встречают только что прилетевших на вертолете школьников, возвращающихся в родной чум. Сдержанность, спокойствие, радость внутренняя, непоказная… Они не обнимут, не расцелуют своих сыновей и дочек, чтобы не обидеть их «сюсюканьем». Встреча на равных: отец жмет руку сыну, тундровик тундровику.
32) Встреча с родителями. Школьники только что прилетели в родной чум после учебного года в поселке.
«Настоящие люди», ненэй ненэця” (ненцы), спокойны не только при встрече со своими детьми. Я никогда не слышала, чтобы оленеводы кричали на ребят, но много раз видела их неподдельное удивление, когда какого-нибудь тундрового мальчишку называли при них отъявленным школьным хулиганом, которому «хоть кол на голове теши». 
В тундре дети послушны, наверное, потому что там они учатся у взрослых тому, что им интересно и нужно, наверное, потому что на них не повышают голос, им не ставят двойки и не пишут замечания в дневник. 
33) Делай как я


34) Перетягивание палки – излюбленная ненецкая забава.
35) Юные боксеры.
36) На берегу р. Сармик-Яха.
У каждого запрета в тундре есть свое объяснение, простое, понятное, краткое,  занудство чуждо кочевникам.
  • Землю не бей будет драчливый муж (или драчливая жена). 
  • Нож и топор в нее не втыкай проткнешь червяка, а он тебе за это в ухо залезет. 
  • Ноги выше стола на задирай твой передовой олень умрет. 
  • Ӈыера’ неро («тальник канюка») не собирай штаны порвутся. 
  • Бумагой огонь не растапливай будет пурга. 
  • В воду ничего не бросай поранишь глаз хозяину воды Ид’ ерв
  • Цветы не рви это пища оленей: олень съест цветок, а ты оленя съешь. 
  • Хуряв’ нярцо («мох поморника») не рви его птица в гнездо к себе унесет. 
  • Полную чашку не оставляй ведьма пăрнэ будет пить чай из твоей чашки. 
  • Игрушки на улице на ночь не бросай пăрнэ ими будет играть. 
  • В меховом чулке-тобаке (либте), надетом на одну ногу, не ходи вором будешь.
37) Добытчики
38) Пурга в начале июля. Анисий, самый младший сын в семье Окотэтто, смотрит из чума на падающий снег. Север полуострова Ямал, район р. Сармик-Яха, стойбище семьи Окотэтто (начало июля).
39) В чуме никакая пурга не страшна
40) Когда в тундру прилетают птицы. Саване из семьи Вэнго смотрит на кулика. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, район р. Нядэй-Яха.
А еще есть слово хывы, оно само и объяснение, и запрет. Скажешь в тундре хывы и ни вопроса, ни прекословия. Хывы это и «плохо», и «грех», и «нельзя». Хывы это хывы
  • Вечером нельзя громко смеяться и кричать хывы
  • Спички нельзя зажигать без надобности хывы
  • Мяд’ пухуця («хозяйку чума» в виде куклы в одежде из оленьих шкур) нельзя просто так трогать тоже хывы
Хывы и все понятно, кто же спорить-то будет?!
41) Покуда сушатся верхние нюки – покрышки на чум.
42) Оленеводы и компас.
Это то, что нельзя, а можно многое: и дров наколоть, и оленя заарканить, и на охоту пойти, и с отцом в стадо поехать. Это все и по-настоящему можно, и играть в это тоже можно. Лучше всего играть в оленей…
43) Тынзей - продолжение руки оленевода
44) Заарканил!
45) Денис без дела не сидит – плетет веревку.
46) Улов. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, близ р. Яхады-Яха.
47) Помощники. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра.
48) За сушкой хлеба. Аркадий из рода Окотэтто помогает матери сушить хлеб на осень и зиму. Север полуострова Ямал, район р. Сармик-Яха, стойбище семьи Окотэтто (конец июня).
49) Славно поработал
Главное богатство каждого кочевого ребенка его каменные олени. Камней в тундре немного, но они встречаются, и всякий раз такая находка становится целым событием для «счастливчика». Особенно у тундровых детей ценятся однотонные камушки белого цвета это сэрăко (олень белой масти) и с черными ровными пятнами это самород
Со своими каменными оленями дети делают все то же самое, что их родители с настоящими: их отпускают пастись (по чуму или на улице), собирают в загон и запрягают в игрушечные деревянные нарты, звуками хэ-хэй подгоняют, а звуками кэхэй-кэхэй подзывают к себе. 
К ним так же внимательны, как к настоящим: каждого оленя в стаде хозяин знает «в лицо», и каждый камушек отличит ребенок, ведь у каждого своя масть. Здесь есть и падвы (пестрый), и хăлэв (серый), и тэ”муй (красно-бурый), и сэври (светло-серый), и пăриде (темный, черный). Однажды один из моих тундровых братьев попросил передать ему его каменного хăлэвко и ругался, когда я подала ему тэ”муя
50) Анисий и его каменное стадо. Север полуострова Ямал, район р. Яхады-Яха, чум семьи Окотэтто.
51) Женщине в тундре тоже нужны свои олени
52) Мальчишки пасут своих оленей.
53) Без лайки все олени разбегутся
54) Олени на горизонте. Арсений залез на чум, чтобы можно было разглядеть, далеко ли стадо оленей, которых мужчины гонят к стойбищу. А его младшие братья тем временем собирают свои каменные стада. Север полуострова Ямал, район р. Яхады-Яха, стойбище семьи Окотэтто (конец июля).
Олени бывают не только каменные… Вначале меня удивляло, почему мальчишки всякий раз норовили пересыпать заварку из картонной чайной коробочки в пустую кружку, почему всегда так радостно бежали вместе с матерью к нартам с продуктами, чтобы достать оттуда побольше чайных пачек. Но это удивляло меня лишь вначале стоит хотя бы раз увидеть картонного оленя, чтобы навсегда перестать растапливать огонь упаковками от чая. 
Чайная пачка ценность большая. Ее надо порвать на полоски так, чтобы длина значительно превышала ширину, затем сделать два надрыва с одной из узких сторон полоски, чтобы получилось нечто вроде картонной вилки, у которой останется только загнуть боковые «зубчики» (это будут рога) и «разветвить» их на мелкие «рожки», чтобы сделать из нее настоящего картонного оленя. 
Когда таких оленей в чуме становится много, ребята перестают их «собирать» (им значительно больше нравится сам процесс «производства», чем игра с ними), так что вскоре все «стадо» сметается веником и выносится в овраг, ведь сжигать изображения оленей нельзя ни в коем случае.
55) Олени из чайных пачек. Да-да, тот самый чай! Индийский.
56) Модели в реале
57) В думах о судьбе тундры
И вот третий способ: также оленей можно сделать из старших братьев, если они сами еще школьники и бегают достаточно быстро. Для этого их надо просто запрячь в настоящие нарты и подгонять настоящим хореем…
58) Запрягли старших братьев. Кэхэй-кэхэй!
59) Не ленитесь, Хэй-хэй!
60) В упряжке должен быть передовой. Выбирайте!
61) Чум в миниатюре
Но знай, что каких бы оленей ни делал себе твой тундровый младший брат, он всегда зорко следит за каждым твоим движением, за каждым твоим шагом и поворотом головы через глаза кочевник постигает мир, вернее всасывает его глазами так, как никогда бы не смог ни один московский отличник. 
Он учится этому с детства, различая между собой оленей и узнавая каждого из двухсот: «У каждого оленя свое лицо», скажет он.
Он учится этому, всматриваясь вдаль туда, где тундра от края до края, пытаясь разглядеть, не идет ли к чуму стадо. 
Он учится этому, глядя, как отец мастерит упряжь, а мать выделывает скребком шкуру, как старший брат плетет аркан, а сестра скручивает нити из оленьих жил. 
На все это он смотрит, все это повторяет. И непременно задаст тебе вопрос: «Ӈăмгэ пэрӈан?» («Что делаешь?»). Вопрос, с которого начинается день в сотнях чумов на Ямале… 
62) Сладко спится в родном чуме
63) Утро на стойбище. Дети из семьи Вэнго чистят зубы у самодельного умывальника. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра близ р. Нядэй-Яха, стойбище Вануйто и братьев Вэнго (конец июня).
64) У очага. Дети жарят на огне панты (молодые оленьи рога) – свое любимое июньское лакомство. Север полуострова Ямал, Тамбейская тундра, чум семьи Окотэтто (конец июня).
65) Обед разделю с друзьями
66) Мне сверху видно всё, ты так и знай
67) Верхом. Мальчик Аркадий из семьи Окотэтто забрался на грузовую нарту-вандако. Север полуострова Ямал, район р. Сармик-Яха (август).
68) Хозяйки чума

Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:

70 комментариев:

  1. Нагостилась я сегодня у родственников Хадри от души. Спасибо большое, Мария. А Арсений и Хадри так сильно похожи друг на друга. Красивое семейство! Чудо как все хороши! Так и хочется передать от меня и моих детей всем приветы, и подписаться под написаным: Зина небя, Гена небя, Валя небя, Лена небя, Таня небя, Люба небя, Слава небя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мальва! Зина’ небя! Да, Арсений внешне похож на Хадри, это правда! Мне кажется, что из всех братьев они больше всего похожи (еще Аркадий похож на них, только волосы у него светлее). А Арсений сейчас учится на ветеринара в Салехарде, и ветеринар он прирожденный! А, кстати, если Вас называть Гена’ небя, то вы будете тезкой мамы Хадри (она же мама Гены). Приветы передадим!))

      Удалить
    2. Замечательно! Радостно читать хорошие вести! Ещё раз спасибо Вам, Мария!

      Удалить
    3. Мальва, когда получила пост Марии, сначала посмотрела фотографии и опознала там Хадри, а затем начала читать.
      Конечно же, я сразу задала вопрос о том, где ещё публиковался это шикарный по содержанию и подаче материал. Оказалось, в журнале "Северные просторы" и бортовом журнале "Ямальские авиалинии". К тому же, вы сами понимаете, количество фотографий в печатном издании ограничено - не то что у нас в ЧУмотеке - стопиццот и более) да и сами журналы вряд ли где сейчас можно найти, в сети я их тоже не видела.
      Словом, хорошее дело мы сделали - выложили в открытый доступ большую и важную работу!

      Удалить
    4. Да, ЧУМработница, спасибо Вам огромное за это!

      Удалить
    5. У меня на жёстком диске и в печатном варианте хратятся "Северные посторы". Я поделилась ими с сыктывкарским ЛитО "Светоч". Всем нравится очень. Много-много благодарных слов авторам. Спасибо, Мария! Хорошо, что есть у нас такая замечательная возможность непосредственно авторам передать добрые слова благодарности от читателей и почитателей через Чумотеку.

      Удалить
    6. Мальва, это прекрасно, что Вы делаете, сохраняете и передаете архив "Северных просторов"! Бывает довольно сложно найти какой-нибудь конкретный номер этого издания. Да, журнал замечательный! Спасибо его бессменному главному редактору - Валентине Давыдовне.

      Удалить
  2. С удовольствием и интересом прочитала статью. Сразу столько мыслей в голове... Начиная от элементарной "а я бы так, пожалуй, не смогла" и заканчивая "какие простые радости у людей, мы уже разучились такому радоваться". А тундра какая красивая летом... Даже при всей моей любви к высоким полноценным горам, должна признаться, что фото тундры мне очень понравились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lexx, мне когда-то давно, еще до того, как впервые посчастливилось побывать в тундре, казалось, что прекраснее высоких гор и густых лесов ничего быть не может, а теперь понимаю: тундра прекрасна по-своему, и без гор, и без деревьев. Тундра – это простор и свобода! Поэтому тунровики, когда приезжают в наши лесные края, говорят, что у нас тут дышать тяжело – «воздуха не видно». И «тесно» им в лесах наших и городах – «будто на клочке земли», – ведь горизонта не видать.

      Удалить
    2. Lexx Black, то есть следующее твоё путешествие - в тундру!)

      Удалить
    3. Мария, я про тесноту городов и леса слышала от человека, который бОльшую часть жизни прожил в самом высотном районе Кавказа - центральном. Он говорит, пробовал жить в городе, но когда не видит скал и ледников, задыхаться начинает. Так и работает спасателем и инструктором. Видимо, простор и свобода, для всех разный:)
      ЧУМработница, тундра - это если чисто случайно когда-нибудь, вряд ли специально:) У меня выработался стойкий принцип: жалко тратить в два, а то и три раза больше денег на путешествие по России, если можно гораздо более бюджетно обследовать мир. Почему-то перелет из Москвы в сторону Алтая стоит в 2 раза дороже, чем в Гималаи.
      Как бы не патриотично это не звучало, но так я путешествую:) По России я путешествую только в рамках выходного дня и на Кавказе это было удобно, мы как раз укладывались. В средней полосе мне скучно, тут, кроме Карельских озер за тысячу километров от меня, ничего привлекательного, на мой взгляд, нет. Вот и сижу, рассматриваю Мертвое море на карте... Туда слетать на выходные дешевле, чем в Карелию на машине съездить. И виза тоже не нужна:)

      Удалить
    4. Lexx Black, даже спорить с тобой не буду. У нас самая главная проблема для туристов - дороговизна перелётов-переездов. если бы ещё железная дорога была, а так - зимой зимник, летом Печора и круглый год самолёт-вертолёт.
      Авиакомпании нас не любят. Когда в очередной раз нас кидают, то приговаривают "Маловато... Маловато, понимаешь, будет". Это они о количестве пассажиров на квадратный сантиметр самолёта.
      Так что нам хоть на Мёртвое, хоть на живое море - всё дорого. На первый этап пути "Нарьян-Мар - Большая земля и обратно" купил билеты - и можно больше никуда не ехать - деньги кончились))

      Удалить
    5. Мне очень интересно было бы съездить на Северные моря. А то только фотографии видела и они мне суровостью понравились. Есть мысли попасть на полуостров Рыбачий, туда как раз летом на машине можно прорваться. Но опять все упирается во время. Отпуск, обычно, расписан на перелеты, а до Рыбачьего 3500 км. Я даже (не поверите) буквально на днях смотрела перелеты до Нарьян-Мара) - море посмотреть. Но билеты.. И всего 1 авиакомпания.

      Удалить
    6. Lexx, очень интересно Вы написали про спасателя, который живет на Кавказе, и не может без ледников! Да, к определенной природе очень привыкаешь, это верно. А про Карелию мы с Вами согласны: туда и дешево, и близко. Вот как раз недавно вернулись с Онежского озера: https://vk.com/album136007644_209857354. Там тоже простор! А на Крайний Север, конечно, лучше всего летать в длительные командировки, оно получается удобнее всего. И по России - ловить акции: мы как-то улетели очень дешево на Дальний Восток по акции от ДальАвиа. Да, а Рыбачий - красота, конечно!

      Удалить
  3. Какой замечательный , повествовательный и настолько полный рассказ о тундре и её жителях. С таким удовольствием и интересом прочитала. Вот уж и правда, где родился там и пригодился. Как чтут традиции ,любят свою землю.свой очаг, устои. Детки просто чудо и самое главное они ощущают себя хозяевами своего родного края. Наследниками. Спасибо большое за пост. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, я уже благодарила Марию за эту работу лично, но хочу публично поклониться в ноги за такую масштабную подвижническую работу. Знаешь, что мне ещё импонирует в этом человеке? Она сумела выучить ненецкий язык настолько, что может на нём общаться и быть понятной самим ненцами. Помню, когда она была у нас в гостях, её решили проверить и стали разговаривать с ней на ненецком. Маша не стушевалась и ответила достойно, и ведь надо учесть, что диалект ямальских ненцев и наших отличается друг от друга. Вот какой знаток!)

      Удалить
    2. Виктория, спасибо Вам большое за Ваш теплый отзыв! Конечно, дети, выросшие в тундре, чувствуют себя ее хозяевами, чувствуют себя оленеводами и охотниками, а, вернее сказать, «настоящими людьми», как говорят о себе сами – ненэй ненэця”. По мнению ненца-кочевника, только такая кочевая жизнь, жизнь оленевода – настоящая, поэтому и других представителей своего народа, которые живут не в тундре, а в поселке, оленевод-кочевник называет не ненэй ненэць’ («настоящим человеком»), а луца, что в переводе значит «русский». Получается, что настоящий ненец – только тот, кто пасет свое оленье стадо на бескрайних просторах тундры. Он-то и есть ее настоящий хозяин!

      Удалить
    3. Ох, ЧУМработница, опять Вы меня зря хвалите! Говорю-то я худо-бедно-пополам, но понимать ненецкую речь - это да, могу! Ну, будем надеяться, что уроки ненецкого языка под руководством Хадри в его подмосковном чуме пойдут мне на пользу))

      Удалить
  4. Какая жизнь у этих детей в тундре нелёгкая и такая естественная! Родители учат только тому, что в жизни им пригодится. Как это мудро. Ведь так Творцом и задумано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, да, кочевая жизнь, конечно, непроста, но для того, кто там родился, несказанно сладостна. Родители-кочевники учат детей родному языку и родному делу – быть настоящим оленеводом и тундровиком и уметь справляться со всеми работами, которые нужны в тундре (от заготовки дров – до выделки шкур и шитья, от изготовления нарт и шестов для чума – до охоты и рыбалки). Остальному – научит школа, что ж!

      Удалить
    2. Люда Ханыкова, да ты т твоё семейство как раз сейчас, пусть не такой сложной, но правильной, от истоков, жизнью живёте в своей деревне.
      Наверное, близость к земле даёт человеку силы, которые не обретёшь в каменных коробках мегаполисов)

      Удалить
  5. Очень интересный рассказ! Читала, всматривалась в лица людей на фотографиях и думала: "Надо же! Такое еще есть на земле - фактически жизнь в природных условиях!" Фотографии замечательные - этот свет, простор и сюжеты непривычные, экзотические для нас, жителей больших городов. Дети спят в верхней одежде и, наверное, никто не болеет. Спасибо большое и за знакомство с обычаями, приметами. Очень понравилось насчет запрета разведения огня бумагой - "пурга будет" Просто кладезь поэзии! Понимаю, что в силу упомянутых в комментариях причин, я наверное никогда не побываю на этой земле, но все же...здорово, что она существует в такой почти первозданной красоте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо большое за Ваш отзыв! Да, фотосюжеты экзотичны только для городского жителя, для тундровика они – самые обычные. Вы верно говорите, что в тундре никто не болеет: никаких тебе простуд и инфекций. Правда, когда детей привозят в школу-интернат, там они начинают болеть: и простужаться, и инфекции ловить. Про бумагу – так, да, ведь ее в тундре найти сложно. Огонь обычно разводят, делая тонкую стружку из сухой палочки. И будем надеяться, что «первозданная красота» еще будет держаться, несмотря на все прогрессивное и стремительное промышленное развитие Севера!

      Удалить
    2. Ольга Бакулевич, добро пожаловать в наш чум) Зашла по вашему профилю и увидела аж три блога! Подписалась на самый мне симпатичный, тёплый и радостный - "Солнышко в сердце". Ой как нам в полярную ночь солнышка не хватает - буду ходить к вам греться и получать ультрафиолетовые ванны)
      теперь насчёт причин, мест и обстоятельств.
      Поскольку Вы новичок, я Вас не успела замучить рассказами, что НАО - не ЯНАО. Мария рассказывает об ЯНАО, Ямале, а мы соседствуем с Ямалом и живём в НАО)
      До них можно не только долететь, но и доехать на поезде или на машине. Но туда ли, к нам ли - всё равно вам из Краснодара далековато. Но если вдруг (всякое в жизни бывает) надумаете хлебнуть экстрима - сообщайте, чтобы мы вас морально подготовили и реально помогли)

      Удалить
  6. Материал Марии я ждал - хозяйка ЧУМА секретно его анонсировала (Спасибо, Ира!). Ждал, чтобы позаимствовать у Марии фото с ненецкими лаечками для того, чтобы показать их любителям этой породы, не имеющим возможности посещать далёкую тундру. Пробежался сверху вниз и зацепился. Кинологический интерес, конечно же есть - отрадно, что Мария показала весьма породных ненецких лаек. Но интересно очень всё - прочитал каждое слово, детально рассмотрел увеличенные фото.Прочитал дважды и буду не раз возвращаться.Это не поверхностное впечатление кого-то, далеко не отходящего от вертолёта.Мария НАСТОЯЩИЙ исследователь, точный и скрупулёзный. И подала материал интересно, увлекательно и художественно. Поучительно для "бледнолицых" показаны родственные и, вообще, людские отношения,и общение с домашним зверьём . Очень становится понятным то, что дети тундры (особенно мальчики) предпочитают её интернату (где не всё хорошо - разные глаза у детей, что на фото "...в очереди за учебниками...", и у тех, которые сфотографированы в тундре). Как же! - в тундре они мужчины! Впрочем и взрослые тундровики где-то снисходительны к горожанам, которые не способны жить по-настоящему (было, что я сам это ощущал). Но обо всём не напишешь здесь... Лучше ещё раз вернусь в тундру Марии.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Мария, за почти реальное посещение любимой мною тундры. Очень информативно, интересно и мне - полевому геологу и камнесамоцветчику. Каждый видит, то что ему интересно. И вспоминаю, как замечал на стойбищах оленеводов собранные камни, в т. ч. и самоцветные. Но не вник как Вы, Мария... Интерес был геологический, недосуг было разобраться, поспрашивать. А тут внимательно рассматриваю каменных оленей, понял, что не только ради разнообразия и красоты собирают их дети. Да и с чайной упаковкой так понятно - для людей, что живут не рядом с магазином, и консервная банка - материал для поделок (например, ножен, как у коряков). А "тынзей - продолжение руки оленевода"... Ведь и я никогда не жаловался на тяжесть оружия, которого не снимал с плеча по полгода; говорил себе: "Это продолжение моей руки, руки охотника".
    Хотел было, только фото особо лЮбых мне ненецких лаечек показать их любителям. Но нужен весь Ваш материал. Так и эти собачки им понятнее будут. Жаль только, что интересуются ими преимущественно англоязычные люди. На английском бы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Борис, получала истинное удовольствие, когда работала с Марией в связи с публикацией её поста. Мало того. что написано, как Вы верно отметили, художественно и информативно, так ведь каждая фотография с подписью, и даже из этих подписей можно составить впечатление о происходящем, сколько конкретики, сколько имён, новых слов, понятий. И опять Вы верно подметили, что человек не просто прогулялся, не просто сливки снял, а погрузился по самую макушку в тему, причём сделал это с любовью и уважением к людям, животным и тундре)
      У Марии, я знаю, море ещё неопубликованного материала, котоырй она готова размещать здесь. Я пятью руками За таких авторов в ЧУмотеке.
      Такого качества посты на порядок повышают уровень нашей ЧУМкомпании)
      Кстати, напомню всем и Марии в частности о Вашем посте, который тоже когда-то сразил меня наповал знанием дела и тела ненецкой лайки):
      "Здравствуй, лайка!"

      Удалить
  8. Алла Окотэтто23 января 2015 г., 22:10

    Маша, статья отличная! Спасибо!
    Очень познавательная и фото нереально красивые.
    Мама Хадри как раз сейчас гостит у нас, в этнопарке "Кочевник". Сегодня мы кочевали из монгольской юрты в свой чум, который недавно обновляли.
    Передаем привет ЧУМработнице и всем ее читателям).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, торова! Рада, что вы вернулись в свою чумовую жизнь из юрты! На фотографиях вся твоя семья, кажется, почти никого не упустили.

      Удалить
    2. Алла, рада слышать! Знаю, что и Хадри рядом. Труженики вы наши)
      Когда прочитала Машину статью, больше поняла Хадри. Вот откуда у него все эти умения, эта уверенность в себе, настоящий мужской характер и ясный взгляд на жизнь.
      Мир вашему чуму!)

      Удалить
    3. Алла, приветствую тебя и Хадри! Скоро мы опять увидимся. После "Бурандея" ( в 20-х числах февраля) я буду в командировке дня четыре в стольном граде Москва. Помнишь, я тебе говорила? Созвонимся обязательно и встретимся!

      Удалить
    4. Мальва, как прекрасно, что Вы приедете! Вот все и повидаемся, и поговорим о жизни чумовой и тундровой))

      Удалить
    5. Непременно! Я же обещала попеть в Кочевье песни на коми!

      Удалить
  9. Прочитал, Ира, Ваш комментарий, что несколько выше последнего. Да, ЧУМотека - грозный конкурент бумажных журналов. Когда-то выписывал все "Северные просторы", но как-то это закончилось... А тут - журналы "могут отдыхать"... А тайга после тундры, действительно, становится тесноватой, особенно без лайки, которая в лесу - твои глаза и уши. Но я что-то разошёлся с писаниной - неприлично помещать чуть ли не пост в чужом посте. Всё же, скажу ещё - нравится мне Мария ещё тем, что позитивна, не выпячивает, как некоторые, что-то экзотически неприглядное для непонимающего тундру горожанина (читал, например, журналиста, не пробовавшего, но воротившего нос от действительно вкусного моржового копальхена на Чукотке - а люди верят написанному). И очень верно заметила Мария, что настоящие ненцы (и другие северяне) - в тундре, а не в посёлках, в чём, конечно же не их вина, а наша - колонистов.
    Разместил ЧУМотеку в "Ненецкой лайке" - смотрят преимущественно иностранцы. Даёшь англо! Чтобы в мире была правда о нашей тундре...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Борис, хорошо, что ещё раз про английский язык напомнили, а то я забыла ответить сразу. Проблем с переводом в ЧУМотеке нет. Справа вверху есть гугл-переводчик, который при выборе нужного языка переводит автоматически всю страницу. Конечно. это машинный перевод, но в принципе всё понятно)
      Попробуйте сами. Я вот сейчас по-японски читала - красота!))

      Удалить
    2. Борис, как я рада получить от Вас такой добрый и теплый отзыв о статье! Спасибо Вам огромное за душевные и проникнутые любовью к тундре и своему делу слова! С удовольствием пришлю Вам и другие фотографии ямальских оленегонных лаек, которые у меня есть (там собаки сфотографированы крупнее и лучше). Да, Борис, Вы очень точно и верно подметили, что взрослые тундровики снисходительны к горожанам и всегда готовы научить и дать совет «неумелому». Это самая настоящая «толерантность», о которой у нас так много сейчас говорят, но мало показывают на деле. В свою очередь мне было очень интересно узнать о том, что Вы геолог. В каких районах Крайнего Севера Вам доводилось бывать? С представителями каких народностей жить «под одной крышей» в ходе Ваших экспедиций? По поводу перевода на английский Вы правы, конечно, надо будет перевести обязательно.

      Удалить
    3. А я, Мария, больше Вашего рад надежде увидеть и использовать (авторство занудно везде блюду) обещанные изображения лаечек Ямала. Мои основные теперешние занятия, забота, любовь и боль - наши северные собаки (лайки - собаки аборигенов Севера нашей с Вами Евразии). А они ещё обитают там, где сохранилась традиционная жизнь коренных северян. И являются там неотъемлемой составляющей домашнего населения (например, кочевая ненецкая троица: олени, оленные люди, оленные собаки). Хорошо видно по почти исчезнувшим народам - там уже практически нет своей собаки. Аборигенная (местная) порода лаек - индикатор здоровья, национального самосознания народа, её владельца. Исчезает лайка - плохи дела её человеческого населения. Геологию и не только, вертолётные и другие возможности (были в достаточной мере) как мог использовал для близкого общения с лайками и их хозяевами, береговыми, тундровыми, таёжными: коряками, чукчами, эвенами, эвенками и другими (Восточная Сибирь, Дальний Восток, весь Северо-Восток). Тех из них, что живут не в посёлках, понял, зауважал, многому от них научился. До ненцев добраться не удалось. Зато их собачки завоевали весь Север, вплоть до Камчатки - там мы и встретились (теперь они мне лЮбы особо).

      Удалить
    4. Борис, до чего же точно и ёмко Вы выразили эту мысль: «Аборигенная (местная) порода лаек – индикатор здоровья, национального самосознания народа, её владельца. Исчезает лайка – плохи дела её человеческого населения». Здесь с Вами просто нельзя не согласиться, и, конечно, это верно не только про лаек, но и относительно других аборигенных пород животных и не только собак. Ведь если исчезают необходимые породные свойства, оттачиваемые веками, а с ним и умение выполнять функции, ради которых эти свойства отбирались в течение десятков лет, то, следовательно, уходит и необходимость в них, то есть необходимость в традиционной хозяйственной деятельности, которая и является стержнем национального самосознания и этнической самобытности.

      Удалить
    5. Именно так, Мария! Не только лаек... Это актуальная проблема сокращения, упрощения биоразнообразия той или иной территории. Когда ускоренно выпадают из неё любые составляющие (от растения до коренных жителей), начинаются разного рода безобразия (от оскудения пастбищ до сведения народов в абсурдный единый советский или российский народ).

      Удалить
    6. Борис, такая вот история произошла у нас не так давно на острове Колгуев, где из-за резкого повышения количества оленей и их свободного выпаса пастбища оскудели, и начался олений падёж. Это было страшно.
      Меры принимаются, но надо было думать об этом раньше.

      Удалить
    7. Да, Ира. Не сумели уберечь безобидные растения и всё остальное порушилось... Жалко олешек - не они виноваты...

      Удалить
  10. Второй день читаю-перечитываю, наслаждаюсь слогом и фотографиями. Мария, спасибо сердечное! Ваш рассказ сильнее, чем «Белый ягель» (пусть не обижаются создатели фильма).
    И зачем барышне из СПб всем этим интересоваться? Тянет невероятно. Всерьёз задумываюсь о нашем школьном образовании. Чему учим? Как это потом в жизни применить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо Вам на добром слове! «Белый ягель», конечно, фильм неплохой, но уж больно много там так снято, как ненец смотреть не захочет. Пожалуй, сцены с собаками и оленями там для ненецкого человека самые правдивые и радующие глаз. Тем более, что собаки и олени там говорят без акцента, в отличие от актеров. Жаль, что ненцам не дали в этом фильме играть самих себя. Елена, если я правильно понимаю, Вы в школе работаете, да?

      Удалить
    2. Да, Мария. Русский язык и литература. Всё, как у Нади из фильма «Ирония судьбы». Но покоя не даёт вопрос учим городских детей чему?

      Удалить
    3. Маша, с Еленой Ворониной и её "пионерами" мы дружим давно, а в конце прошлого года встретились в представительстве НАО в СПб и дружно посмотрели "Белый ягель"
      Для городских ребят фильм стал, конечно же, эмоциональным потрясением.
      По поводу ""как ненец смотреть не захочет". Хадри ведь тоже был приглашён в качестве консультанта на фильм, но не сложилось - слишком много "не хотел видеть". Но фильм всё равно большое событие в российском кинематографе.

      Удалить
    4. ЧУМработница, если я правильно помню, Хадри там в консультантах указан в титрах фильма два раза: как Хадри и как Артем)) Да, событие большое в кинематографе, конечно, все равно.

      Удалить
  11. Роза Канюкова25 января 2015 г., 15:18

    Лицо Марии мне знакомо, видела как она ловко выполняет действия тундровой хозяйки в "Кочевнике". А оказывается, она побывала, и при чем продолжительное время, в тундре конца XIX и начала XXвеков, когда не было у большинства лат и печек. Теперь это единичное явление.
    Молодец Мария, оказалась очень стойкой, выдержала самые суровые испытания Арктики, так что может и на Северном полюсе сможет выдержать природные условия. Удивительно героическая женщина.
    Вместе с Марией я кочевала, видела сочный ягель (не то что у нас в районе Амдермы), пространство без единого дерева, даже без единого кустика. Это влияет на восприятие и состояние человека. Я сама была в таком состоянии. Работа моя была связана с командировками. Находясь в деревне Волоковой чувствовали какую-то неловкость, что-то мешало мне. И дошло до меня. Это кроны больших высоких деревьев закрывали небо (школа и интернат, где меня поселили, были рядом).
    В Нельмином Носе, где я выросла, -тундра с ивняковыми кустами, да и Нарьян-Мар -в лесотундре.
    Обычаи "древнего времени для современной молодежи" мне почти знакомы. Мужчина не скажет "моя жена- мань нев", вы услышите .
    Многое из поста Марии я наблюдала в общине "Ямб то", в общине бывших единоличников.
    Обращение к родственникам по ненецким обычаям помогает запомнить родословную, а у нас не видят не только дальних родственников, но двоюродных.
    Считаю, благодаря "вето" в тундре сохраняется экология.
    Про главный праздник в тундре, посвященный оленю. У нас в советское время тоже называли "День оленевода", но вернули старое традиционное название "День оленя". Он у нас отмечается в начале августа, когда олени сытно поедают ягель, траву, грибы и набирают хороший вес . Как и все работники сельского хозяйства подводят итоги работы.
    По поводу перешагивания и перепрыгивания. Один случай. В Нельмином Носе городские самодеятельные артисты выступали (давненько), и главный герой в борьбе с недругом перепрыгнул его. Я громко ойкнула. Как же герой эпоса, "убитый", уничтоженный, будет действовать дальше.
    И последнее, о диалогах и говорах в языке. На каком бы говоре ни общались бы ненцы, друг друга они понимают, только письменную речь некоторым воспринимать трудно.
    Я восхищаюсь Марией! Таких единицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роза Ивановна, читаю Ваш комментарий, а сама думаю - давненько Вы не писали гостевых постов в ЧУМотеку)
      Представляю, сколько у Вас всего интересного и познавательного есть в закромах! Пишите, с удовольствием опубликую.

      Удалить
    2. Роза Ивановна, сердечно благодарю Вас за теплые слова и ценные комментарии! А мы с Вами встречались в «Кочевнике»? Это во время фестиваля «Дыхание Севера» и Недели коренных малочисленных народов было?
      На севере Ямальской тундры, где мне посчастливилось побывать, без лата” и печки живут только с конца мая – начала июня до сентября, в зимнее время – с лата” и печкой.
      Да, Вы правы: ненецкому глазу, конечно, нужен простор и даль горизонта со всех сторон! Как раз вчера обсуждали это с Хадри в очередной раз, когда они заглянули к нам на чай.
      И вы очень точно сказали про родословную: как важно и нужно ее знать и помнить!
      Что касается праздников, то День оленя, который празднуется в августе, и День оленевода и охотника, который празднуется на Ямале в середине-конце апреля, – это два разных праздника. Насколько я понимаю, в НАО большее значение придается первому, в ЯНАО – второму.
      И я тоже, как ЧУМРаботница и многие читатели ЧУМотеки, с нетерпением жду Вашего рассказа о ненецких обычаях и традициях!

      Удалить
    3. Роза Канюкова29 января 2015 г., 10:02

      Мария,просто я видела Вас на фотографиях с Хадри, Аллой и множеством гостей парка " Кочевник". Видела, как Вы ловко держите шест при сборке чума. Не у каждого так получится.
      Мария, я только приводила примеры на Ваше открытие мира тундры и его обитателей.
      Об обычаях и традициях. Я обычная деревенская женщина. О наших предках заинтересовалась в студенческие годы. Узнала о жизни, обычаях и традициях наших предков по литературе, просмотренных в библиотеке на Невском рядом с драмтеатром, памятником Екатерине и напротив Елисеевского магазина. В публичной библиотеке тоже была, там могла читать учебник по научному коммунизму(редкость в те годы).
      Богатейший материал получила из произведений таких авторов дореволюционной литературы как:
      1. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов, В.Ф.Зуев.
      2. Полуостров Ямал. Б.М.Житков.1913г.
      ( с картой распределения самоедских родов на территории Ямала. Полезно знать ямальским студентам).
      3. Самоеды в домашнем и общественном быту, вл. Вл.Иславин, худ. Г.Васильев.1846-47г.
      4. Записки о Московии, Герберштейн, перевод Ананимова.
      1865г.
      5. Русская историческая библиотека, т. 11, 1875г.
      6. Морской сборник (М.С. 1874, номер1.).
      Д.н.анучинъ, Lehrberg Unter, Кастрен,Лехтисало... В основном я интересова-лась развитием словарного состава ненецкого языка.
      Надеюсь, Мария и студенты дополнят мой список.
      Спасибо Марии Амелиной и всем участникам полилога.

      Удалить
  12. Надо же, как куролесит блоггер - у меня этот пост только пару часов назад в ленте новостей появился. А тут, оказывается, столько удивительного! Мария, спасибо огромное за такой интересный рассказ и показ настоящей жизни! Настоящей в своём смысле, в предназначении каждого человека, предмета и действия. В её простоте и сложности одновременно. Мне, рождённой в городе, трудно представить даже в обычной деревне жизнь. А, оказывается, люди живут в гораздо более суровых условиях - и счастливы при этом! И не задаются нелепыми вопросами о "развитии настоящей женственности" и "истинной мужественности", о "жизненной миссии" и прочих странностях, волнующих современных людей. Жизнь этого народа осмыслена и наполнена и без того. Она, мне кажется, довольно тяжёлая - но при этом она же сама и силы даёт для преодолений, для достижений и результатов. Спасибо ещё раз и Марии, и ЧУМработнице за возможность прикоснуться к пониманию возможностей человека, не ограниченных ничем, кроме предвзятостей и ложных убеждений. Я прямо напиталась энергией, пока читала и рассматривала фотографии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Helga-Cat, а я и не знала, что вы подписаны на ЧУМотеку) Пошла по профилю к вам в гости, а там два блога с интригующими названиями)

      "не задаются нелепыми вопросами о "развитии настоящей женственности" и "истинной мужественности", о "жизненной миссии" и прочих странностях, волнующих современных людей." - в точку!)

      Удалить
    2. Давно подписана!))) Наташа меня уже давно сюда "послала"))) Читаю с удовольствием и интересом, но чегой-то скромничала комментировать. )) А в этом посте не смогла удержаться - настолько душу затронул...

      И ко мне, если удобно, лучше на "ты"))))

      Удалить
    3. Helga-Cat, ты настоящая подпольщица))

      Удалить
    4. Helga-Cat, большое спасибо тебе за теплый отзыв о статье! Ты права: тундровая жизнь осмыслена и наполнена, и в ней сразу уходят все лишние вопросы, всё встает на свои места, а на душе становится спокойно и тихо. И очень трудно всегда возвращаться из тундры в город, и тянет опять туда.

      Удалить
  13. Прямо как другая реальность! Не представляю, как так живут. Я бы не смогла.
    А виды завораживают!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lapupundr, да, виды там такие, что дух захватывает, особенно в действительности, фотография, конечно, не в силах передать все очарование удивительной северной природы, такой хрупкой, пастельной и очень быстрой: не успеешь оглянуться - уже цветы из-под снега показались, а раз - метель и сугробы.

      Удалить
    2. Lapupundr, ты думаешь, я бы смогла? Не-а)))

      Удалить
    3. Я в детстве много рассказов от папы слышала про север, где он служил. Про полярный день и полярную ночь. Про то, как наметало столько снега, что только стрела крана видна была. Про северное сияние, про полет на Новую землю. И даже несколько фото у него есть, с похожими видами.

      Удалить
    4. Lapupundr, а где конкретно папа служил, помнишь? Может, это совсем рядом или даже у нас?)

      Удалить
    5. Не помню((( уточню и напишу!
      Еще рассказы про мороз -40 меня сильно впечатляли )))

      Удалить
    6. Далековато от вас папа служил - Тикси.

      Удалить
    7. Lapupundr, в масштабах Вселенной это практически рядом))

      Удалить
  14. Не мог оторваться! Спасибо автору! В такой ненавязчивой форме рассказывает о традициях ненцев, что любо-дорого читать.

    Есть вопрос: неужели у всех ненцев так сильны языческие суеверия? Ведь есть же среди них (если верить Википедии)) и христиане?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аркадий, благодарю Вас за отклик и теплые слова! Большинство ненцев, конечно, не являются христианами и следуют своим анималистическим верованиям. Однако у ненцев есть представление об одном верховном Боге (Нуме), все остальные божества считаются духами, так что можно говорить о ненецком единобожии (при этом верховному Богу противопоставлен Нга, Ӈа – его антипод, злое существо, исполняющее функции дьявола). Христиане среди ненцев, Вы правы, конечно, есть, но это в основном ненцы, проживающие на юге Ямала (в зоне контактов с хантами), в Приуральском районе, а также в западных тундрах (НАО). Ненцы, живущие на самом севере Ямала, где посчастливилось побывать мне, в абсолютном большинстве не являются христианами. Хотя мне известно несколько баптистских семей и в той, самой северной, тундре.

      Удалить
  15. Ответы
    1. ГАУК ОЦНК, вместе с вами в который раз пересмотрела - да, шикарная работа)

      Удалить
  16. Потрясающе..кругОм один горизонт, как понять куда идти??!!! Удивительно, что несмотря на трудные условия, у всех взрослых и детей улыбки искренние, глаза очень добрые! А спокойствием от них каким веет! Для меня это какой-то героический народ. Спасибо, я теперь ваш постоянный читатель, ибо ощущаю себя после чтения уже не первой статьи, как после холодного дУша. Как вспомню глазенки детей с фото, и задумаюсь надолго. И кажется мне, что они богаты и счастливы в своем мире традиций.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Никитина, это ямальская тундра, не наша, но совпадений и параллелей масса.
      Рада,что ЧУМотека помогает Вам расширять горизонты)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails