ЧУМработница иногда воображает, что знает НАО как свои пять пальцев, а каждого из сорока двух тысяч его жителей - в лицо. Наивная! Какие там пять? Какие сорок две? Ну разве могла она, к примеру, предположить, что в НАО обитают не только песцы и олени, но и такие экзотические звери как споттеры.
В минувшее воскресенье она имела счастье с ними познакомиться, а сегодня представляет одного из них. Прошу любить и жаловать: Петру Горбунов, споттер с 15-летним стажем, причём не местечкового масштаба, а всероссийского! В своём письме Пётр просил сделать упор не на его текст, а на фотографии, потому что для него снимать самолёты - всё равно что есть и спать, а описывать то, что не поддаётся объяснению - та ещё задачка.
ЧУМработнице же показалось, что Пётр зря на себя наговаривает. Рассказ его она прочитала на одном дыхании, ни одной буквы не редактировала и для себя поняла, что лучше она будет болеть блогингом, чем споттингом.
Диагноз - споттинг
Тысячи людей во всём мире, и, что не может не радовать, в
России увлечены фотографированием самолётов,
более коротко - споттингом. Изначально это было просто наблюдение за
самолётами и отслеживание их перемещений и бортовых номеров, снимать стали
несколько позднее. В годы Холодной войны на Западе особенно ценились фотографии
самолётов из СССР, так как они были редкостью за «железным занавесом», а в самом Советском Союзе за это могли пришить шпионаж.
В России осталось ещё
много персон старой закалки, с пеной у рта доказывающих, что фотографировать
НЕЛЬЗЯ. Это неправда: ни в одной стране мира сие хобби юридически не
урегулировано. Легче всего снимать в Европе – там в людях с фотоаппаратом не
видят угрозы. Но не будем о
грустном: в последнее время в России аэропорты и авиакомпании начинают
поворачиваться лицом к любителям авиации.
22 мая 2007 г. в Домодедово прошёл
первый официальный споттинг: любителей пускали на перрон, на взлётные полосы и
рулёжные дорожки. С тех пор, особенно благодаря Интернету, данное хобби стало
распространяться по стране лавинообразно. Кто-то стал этим заниматься, потому
что это «модно» и «креативно», порой нелегально проникая на территории
аэропортов, хотя современная длиннофокусная фототехника позволяет снимать
крупно издали, не раздражая службы безопасности.
Некоторым нравятся
пассажирские самолёты, очень многим – военные. Кто-то гонится за интересной
композицией кадра, а кто-то снимает для коллекционирования бортовых номеров
(т.е. более «чистый» споттинг). Кто-то вообще любит только маленькие
легкомоторные самолётики. Вкусы у всех разные. Я, например, не пошёл бы на
военную авиабазу, а кто-то на дух не переносит Аэробусы.
Авиакомпании
понимают, что это хорошая реклама и активно содействуют мероприятиям, не
отменяя, правда, идиотского запрета на фотосъёмку из самолёта в полёте. Надеюсь,
что и этот советский атавизм будет изжит. Авиакомпаниям – PR, споттерам же –
отличная возможность поснимать с необычных точек.
В Нарьян-Маре, конечно, есть свои особенности:
- скучный и вялый трафик,
- очень маленькое разнообразие авиакомпаний и типов самолётов,
- погода практически всегда норовит испортить фотографию – даже на ясном небе найдётся маленькая тучка, в самый ответственный момент закроющая солнце. С ноября по февраль съёмки нет вообще: полярная ночь, я называю это «мёртвым сезоном».
Но есть у нас и огромный плюс – аэропорт очень близко, в пешей
доступности. Не надо ехать за 15-20 километров, можно приехать просто во время
обеда, а летом по пути набрать грибов. Полярную же ночь можно использовать для
обработки отснятого за год материала и выгрузки в Интернет.
Существует множество специализированных ресурсов, куда люди
со всего мира выкладывают свои уловы с приаэродрормных полей. Вообще, их очень много, поэтому я акцентирую ваше внимание на наиболее
посещаемых:
Лучшее время для съёмки в НАО – февраль-март. Появляется
солнце, после трёх месяцев темноты оно вызывает особую радость. К тому же идёт
интенсивная подсветка отраженным светом – летом всё брюхо выходит черным. Нет
струящегося горячего воздуха, нет насекомых. Мороз, солнце, и ты ждёшь, когда
появится ОН – ютэйровский 737, не летающий никогда летом.
А кто стонет зимой,
что, мол, холодно – отвечаю одно: "Переезжайте в Сочи!"
Также зимой бывает интересная возможность сфотографировать
Ан-2 на лыжном шасси, когда они работают с грунтовых полос:
Когда бываю в сёлах НАО, стараюсь всегда попасть в местный
аэропорт. Ан-2 можно снять вблизи, там нет никаких запретов и ограждений – всё
просто и естественно.
С большими городами смысл тот же: в Москве и в Питере я
не пойду по магазинам и заведениям – я пойду в аэропорт. Многие споттеры
специально ездят по миру в поисках интересных, редких или красивых мест и
авиакомпаний, например, не так давно был споттинг-тур по КНДР (!) – редкие
нынче самолёты производства СССР вызывают бурный интерес любителей, к тому же
там можно было слетать на Ил-18. В Нарьян-Маре интерес скорее вызовет боинг или
аэробус – техника в основной массе у нас работает отечественная.
Зачем нам это надо? Никто не даст ответа. Это потребность,
необходимость, где-то и смысл жизни. Это как дышать. И просто красивые
фотографии.
В конце своего поста хочу проинформировать наших авиапассажиров о введении с 10.07.2013 г. рейса Сыктывкар – Усть-Цильма – Нарьян-Мар и обратно. Население, возможно, не в курсе – прилетело
три пассажира, улетел один. Не хотелось бы, чтобы рейс закрыли из-за низкого
спроса. Летать будет раз в неделю по понедельникам на Л-410.
Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
Всего 42 тысячи населения во всем НАО?! Один вопрос автору: вы специальными наушниками пользуетесь на взлетных полосах или уже привыкли к грохоту? Вас бы к нам - на севере в аэропорту самолеты прямо над головами пролетают. Есть там одно местечко в горах -стоишь на горе, вдруг гул, самолет из -за другой горы появляется и прямо в лоб идет. Но их никто не фотографирует, нет здесь споттеров, здесь на взлетную полосу и мышь не проскочит-))
ОтветитьУдалитьНикаких наушников от шума, разве что если специально музыку слушаю. Звук самолётов нисколько не напрягает меня. К вам - это куда? И совсем не нужно проскакивать аки мышь на взлётную полосу - съёмка ведётся за территорией.
ОтветитьУдалитьПётр, "туда" - это в Испанию, на Тенерифе.
УдалитьВаши мощные приспособления к фотоаппаратам я видела. Особо почему-то впечатлил какой-то ватный чехол для объектива у Алёны. всё продумано до мелочей. Мне как-то даже неудобно было рядом с вами без таких кракозябр:-)
К нам, это на Тенерифе. На севере самолеты так низко летают, что крестьяне грозятся им вслед своими мотыгами и вилами-)) Особенно когда интернациональный рейс - здоровенный Боинг может оглушить кого угодно-)) Когда такая махина идет на посадку, стекла дрожат и ничего не слышно-))
Удалитьolga vanouito, прошла по ссылке Петра и увидела, в какой красоте ты живёшь!:-)
Удалитьolga vanouito, теперь понятно. И у вас самолёты фотографируют тоже, места действительно красивые: http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/2/0/7/2279702.jpg
ОтветитьУдалитьИрина, а ватный чехол - это ещё с зимы, чтобы объективы не мёрзли и не запотевали. Зимой, когда очень холодно, носим фототехнику под одеждой и чтобы она не покрывались конденсатом чехлы как раз и нужны.
Пётр, да я уже поняла, что вы последнюю рубашку не пожалеете ради своих любимых фотоаппаратов, которые позволяют вам снимать ваши любимые самолёты:-)
УдалитьПоказала Ваши красивые фото своей питерской дочери, выяснилось вдруг, что её приятель - тоже "болеющий" споттингом, узнала я ещё кое-какие штучки интересные ( специальное оборудование, например, чтобы близко подползать не надо было), поняла, что это так всё увлекательно! Одним словом, ЧУМотека - перекрёсток многих дорог:)
ОтветитьУдалитьСветлана Бохонько, а я иногда уже начинаю бояться всяческих совпадений. Бывает, только подумаю - сбывается. а если уж напишу - то 200 процентов, что звёзды сойдётся в нужном месте:-)
УдалитьЗато Вы теперь знаете, что приятель Вашей дочери - достойный во всех отношениях человек:-)
Здорово, в смысле прекрасно. Аннушки такие милые, яркие, только у нас такие. А запрет про съёмку в полёте не понимаю, если захочу, я и так всё, что нужно сфотографирую. Ещё бесит, когда стоишь на посадке и ребёнка своего на фоне лайнера захотел сфоткать, то обязательно прибежит тело и наорёт на тебя, ещё и аппарат грозится отобрать. Дурак, промеж очков заеду фотиком и потом выкупить заставлю никаких денег не хватит. Что я террорист, я сам лечу на этом самолёте. А когда ты в шоке стоишь у АН-24, а думал, что летишь на Тушке никто почему-то не подбегает и под руки тебя не затаскивает в самолёт и не утешает, простите, мол, другого борта не было.
ОтветитьУдалитьВсё верно Петр и Алёна написали. Такое вот у нас хобби)
УдалитьА еще добавлю к словам Алены, что обработка фотографий - тоже искусство. Ведь на просто снимок посмотришь и забудешь... Поэтому каждая фотография рассматривается индивидуально, обязательно доводится до технического совершенства и только после этого выдается "в массы".
Ирина, ссылочка неправильная "Нарьян-Мар» на авиафоруме", авиафорум здесь: http://aviaforum.ru/showthread.php?t=16234&page=130
Андрей, недавно, в День фотографа, на многих вокзалах появились таблички со значками фотоаппарата. Дескать, можно снимать, ребята. Нет в правилах ж/д никаких запретов на съёмку. Это всё извращённая фантазия бдительных сотрудников.
УдалитьОчень много условностей в нашей жизни, которые люди придумывают сами, чтобы оправдать своё бессилие перед обстоятельствами.
viktoriuz, я проверила. Это тоже Нарьян-Мар, но на другом авиафоруме. Ссылку дал Пётр. А Вашу добавила. Нарьян-Мара много не бывает!:-)
УдалитьЗапрет на съемку на территории есть, он узаконен – и его надо соблюдать. Заехав фотоаппаратом, вы огребете себе проблем минимум на 15 суток.
УдалитьЗаконодательный запрет на съемку в полете на пассажиров, можно сказать, не распространяется. Так что все от правил авиакомпании зависит.
Дмитрий, так значит, мы Вас долдны поблагодарить, что не сидим сейчас в каталажке,)
УдалитьПочему мы там должны сидеть? У нас же все согласовано было.
УдалитьДмитрий, так я и говорю спасибо, что согласовали)
УдалитьХочу попробовать расписать в продолжении темы Петра "Зачем нам это надо?"
ОтветитьУдалить"Это потребность, необходимость" Авиафотография всё равно что фотоистория авиапредприятия, авиакомпании, которая в тоже время показывает и общую картину в отдельно взятом регионе. Потребность и необходимость здесь проявляется в эдаком динамичном ритме жизни, словно чётком расписании: имеет место контроль и отслеживание наиболее интересных воздушных судов, цели и задачи их пребывания, выполнения социальных работ.
"Смысл жизни: Это как дышать" Данное хобби захватывает отдельных людей, делает их оригинальными, невероятно творческими. Для них образ взлетающего самолёта есть символ мощности и одновременно изящность аэродинамической формы.
"И просто красивые фотографии" Не только красивые, но и качественные. Обработка, как и редакция, позволяет расширить границы восприятия объекта съёмки. На мой взгляд, во всём процессе, снимок необходимо сделать как можно больше ощутимым, передающим окружающую атмосферу, здесь так же должна иметь место привязка к внутреннему миру и вдохновение от близлежащей природы и города Нарьян-Мар.
Алёна, спасибо тебе за такой развёрнутый комментарий. Понятно, что споттинг - удел избранных, и мы с уважением и восхищением смотрим на вас, реальных небожителей:-)
УдалитьХочу в связи с твоим отзывом напомнить читателям, что ты у нас в ЧУМотеке человек не случайный. ты стала героиней самого первого гостевого поста, который написала твоя мама аж 11 сентября 2011 года: Как рождаются фотохудожники
Понятно, что за эти два года ты вросла в профессиональном и творческом плане, но, думаю, многим будет интересно узнать, что ты не простой споттер, а золотой:-)
Ой, даже не 2011, а 2010 года! Значит, уже три года прошло. Гостевой пост Петра - 66-й по счёту, и это замечательно. Когда начинала серию гостевых, даже не мечтала,что в блог придут такие интересные люди с такими интересными эксклюзивными темами!:-)
УдалитьС детства люблю самолеты, много раз бывала на работе у отца, в аэропорту Краснодара. А сейчас, наверно, и не пустят поснимать... А жаль. Сейчас самолетики такие разноцветные, они у меня над дачей так и носятся...
ОтветитьУдалитьP.S. Ирина, пост написала, все готово. Ответьте "чайнику" на электронку, как этот код переправить, он же километровый...
Галина Солодекнова, если папа был связан с авиацией, то Вы генетически должны любить всё, с ней связанное:-)
УдалитьPS: Написала в личку.
Для начала – всем спасибо за то, что нашли время посетить наше мероприятие. Прошло все великолепно. Жаль, что не успели подняться на борт. Жаль, что не успели к полосе. Ничего, в следующий раз:)
ОтветитьУдалитьnordavia,предлагаю в следующий раз организовать фотографирование стюардесс, ведь эти нимфы еще покрасивее будут боингов и тушек))
Удалитьпопробуем:)
Удалитья тоже обожаю снимать самолеты, мой муж в шутку называет меня агентов иностранной разведки. в Нарьян - Маре у нас есть горка, которую мы даже называем шпионской горкой, с которой очень хорошо снимать идущие на посадку и на взлет самолеты.а началось с фотографии которую я сделала недалеко от аэропорта. сидели с друзьями на пикничке и вдруг увидели самолет идущий на посадку прямо над нами. успела снять своей мыльницей, получился супер кадр с тушкой. самолет и голубое небо.есть кадры с аэропорта Ниццы. очень хорошие кадры можно было сделать в аэропорту Ираклиона, но фотоаппарат очень тяжелый, не стала доставать из сумки. наверное я еще не очень хороший фотограф, если поленилась в данном случае.
ОтветитьУдалитьЮлия Александровна, не перестаю Вам удивляться) На следующий споттинг обязательно надо будет и Вас пригласить!
Удалить