суббота, 19 января 2013 г.

Субботний кинозал. Тюнтава (Ненецкая свадьба)

ЧУМработница предвкушает, насколько интересно вам, дорогие друзья, будет смотреть этот фильм, если даже ей он показался экзотикой. Все 25 минут, пока на экране разворачивалось действо тундровой свадьбы, она не переставала улыбаться и не только потому, что всех актёров знала в лицо.
Такой радостный запал подарила эта лента, что ЧУМработница не стала откладывать дело в долгий ящик и решила этим запалом с вами поделиться.

В пятницу вечером в этнокультурном центре НАО (ЭКЦ) было многолюдно. Народ собрался на презентацию короткометражного фильма «Ненецкая свадьба», созданного совместными усилиями Ненецкой телерадиовещательной компании и ЭКЦ, в рамках долгосрочной целевой программы «Сохранение культуры Ненецкого автономного округа на 2011-2015 гг.». 



Режиссёром картины выступила уже известная вам Мария Кравченко. Сюжет фильма создан на основе пьесы ненецкого поэта и писателя Прокопия Явтысого.

Третий звонок, как в самом настоящем театре, подал Александр Ледков, известный в округе народный умелец.


ЧУМработница попросила Александра показать, как такой колокольчик вешается на шею оленя. Вот, смотрите:


Без долгих вступлений стали смотреть фильм. В зале - не просто зрители. Актёры и все те, кто помогал в съёмках: участники народного самодеятельного театра «Илебц» (нен., Жизнь) из Нарьян-Мара, ансамбля «Неней Сё» из посёлка Красное, местные жители.


Вы уже поняли, дорогие друзья, что ни Олег Меньшиков, ни Чулпан Хаматова в картине не снимались, но этот факт ни в коей мере не повлиял на качество продукта. Как уже упоминала ранее ЧУМработница, на протяжении всего фильма,  улыбки не сходили с лиц пришедших на просмотр людей.





Титры. В зале - бурные аплодисменты.


А потом – не менее интересный, чем сам фильм, рассказ о его создании, об актёрской кухне, казусах и забавных случаях на съёмках.


Автор идеи, директор ЭКЦ Валентина Зганич, до сих пор не верит, что задуманное удалось воплотить в жизнь. Часть фильма снимали в чуме, который поставили прямо на территории музейно-выставочного центра посреди Нарьян-Мара.

Самая большая же сложность была в том, что необходимо было провести также и натурные съёмки, то есть выехать в тундру. На просьбу о помощи откликнулась оленеводческая бригада № 2 СПК «Харп».

Предоставили чумы и оленей, но предупредили, что времени мало - всего один день. Как успели? Сами не понимают...

Одежду и утварь тоже «по людям» собирали. Низкий поклон тем, кто пожертвовал для съёмок колокольчики для оленей, красивую упряжь, паницы и малицы, бурочки и тучейки. Такая красота получилась – глаз не отвести!




Александра Ледкова, исполнившего роль жениха в фильме, сотрудники этнокультурного центра называют палочкой-выручалочкой. И швец, и жнец, и на дуде игрец.


Ольга Латышева всех своих коллег благодарила, что работали тогда, когда нужно: и в выходные, и в праздники. А в последнее время так же коллективно не спали по ночам - переживали за исход этого рискового предприятия. Не каждый день приходится фильмы снимать!


У невесты, Александры Фоминой, есть опыт работы перед камерой, но артисты "из народа" справились с поставленными задачами ничуть не хуже.



Дворник ЭКЦ Павел Талеев (справа) никак не соглашался ступить на путь актёрства, убеждая коллег, что не сможет слова сказать в кадре. Он так и не сказал ни слова: незачем оленеводу болтать – делать надо!

Павел Вылко (слева) напомнил о том, что главными героями фильма были всё-таки олени. Если вы думаете, дорогие друзья, что их легко дрессировать и заставлять делать то, что необходимо по сценарию, – вы глубоко заблуждаетесь.

ЧУМработница сама видела, как на оленьих гонках упряжка вдруг поворачивала в каком-то своём направлении и никак не хотела бежать по размеченной трассе к финишу. Павел с малолетства в тундре, с оленями дружит, но знает, что характер у каждого из них разный. 

Есть покладистые, а есть очень норовистые, быстрые - не успеешь на нарты прыгнуть, без тебя улетят. Так вот, оленеводы «Харпа» для фильма самых послушных оленей дали. В фильме они такие и есть: спокойные и покладистые.

Среди артистов вы увидите Серафиму Дуркину, художественного руководителя «Илебц», ту самую,  с французским маникюром, что на обложке журнала «Северные просторы» о Ненецком округе. 


Питерский гость, что случайно оказался на презентации фильма, высказал своё восхищение Ненецким округом. «Чистота поступков и помыслов» – вот то главное, что отличает его жителей.


Старожилы тоже порадовались выходу фильма, ведь корни свои забывать нельзя. Посетовали  что в картине мало молодёжи и мужчин, а ведь в тундре всё наоборот: женщина-чумработница – на вес золота. За невестой оленеводы иногда даже за Урал ездят, большой выкуп предлагают.


Как бы там ни было, фильм – первый блин, и он «не комом». Сотрудники ЭКЦ приглашают вас, дорогие друзья, стать почётными гостями ненецкой свадьбы. Заходите, люди добрые! Без вас и праздник – не праздник.


Ненецкий язык, ЧУМработница в этом свято уверена, люди добрые прекрасно знают, поэтому проблем с пониманием у них не возникнет и в гостях им будет весело и комфортно. 


PS: ЧУМработница не назвала поимённо всех тех, кто к фильму причастен, поэтому хочет выразить им свою личную признательность за то большое дело, которое они сделали для нынешних и будущих поколений жителей Ненецкого округа. А ещё она надеется, что этот фильм станет первым в серии картин о самобытной культуре и традициях ненецкого народа.

133 комментария:

  1. Ничего себе - приедем в гости через год.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena Roscoe, а чего друг другу надоедать?:-)
      мне почему-то в память врезался эпизод, когда невесту усаживают на нарты и закрывают пологом, чтобы не видела дороги. Дескать, давай, доча, живи, терпи, у тебя муж нынче есть. А у нас как? При первой же ссоре - к маме!:-)

      Удалить
    2. Мне тоже не пришлось к маме убегать. Далековато было.

      Удалить
    3. Elena Roscoe, поскольку у меня мамы на момент первого замужества уже не было, сбежала к старшей сестре в Нарьян-Мар:-))

      Удалить
  2. Александра Фомина19 января 2013 г. в 22:06

    Жители тундры во все времена жили по законам природы и традиционных календарей у них не было). Ориентировались по наиболее значимым и постоянным событиям связанных с явлениями природы. Например, комаринный месяц - это, когда в тундре комары появляются. Есть месяц, когда олени сбрасывают рога, ведь рога они каждый год сбрасывают в одно и тоже время:-). Поэтому, если по традиционному календарю год - это 12 месяцев, то у ненцев понятие год означало, либо зимний период, либо - летний. Отсюда можно сделать вывод, что ждали они свою дочь в гости примерно через 6-7 месяцев! :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, вот спасибо тебе. Ты уж, пожалуйста, поработай в этом посте консультантом, а-то я не всё знаю.
      Но, даже если 6-7 месяцев, это, по нашим меркам, долго. мы ведь привыкли детей, даже оперившихся, держать в поле зрения. Это, наверное, не есть хорошо, ведь мы не даём возможность им иногда на ноги встать, угнетаем своей чрезмерной опекой.

      Удалить
    2. Александра Фомина19 января 2013 г. в 22:39

      Постараюсь). Всё узнать я думаю невозможно, многое кануло в бытие. Мне вчера тётя рассказала, как в пятилетнем возрасте участвовала в охоте на песцов. Она с бабушкой и с лежащим на нартах, в люльке, дядей Васей, которому даже года не было, охотились на песцов. Несколько упряжек кружились по кругу, делая круг всё уже и уже, так они их загоняли. И хотя я читала об этом, но когда рассказ идёт из первых уст, эффект сильнее).

      Удалить
    3. Вероника Талеева19 января 2013 г. в 22:56

      Саша, интересно, а как ты вживалась в роль невесты? Во время показа фильма я слышала такой комментарий: "У невесты-то смотри как глаза блестят! И лицо довольное! Видно, они с женихом из одного стойбища и друг друга хорошо знают!". Совпало ли это мнение с тем образом ненецкой невесты, который ты старалась донести до зрителей?

      Удалить
    4. Александра Фомина19 января 2013 г. в 23:26

      Точь в точь :-) Сначала я решила быть грустной невестой. Мне казалось, так правильнее, ведь в большинстве случаев, невеста жениха видела впервые только в день свадьбы, поэтому она конечно печалилась + предстояло уехать из родного стойбища к новым людям. Но Мария Алексеевна сказала, что "невеста какая-то кислая", поэтому я решила сделать исключение, ведь бывали и браки по любви, когда невеста была знакома с женихом чуть ли не с детства. Поэтому, я придумала для себя историю, что моя невеста встретила жениха в прошлом году на свадьбе и влюбилась в него!!!

      Удалить
    5. Я тоже обратила внимание на то, что невеста была довольна. От этого смотреть было интереснее.

      А молодые живут всегда вместе с родителями?

      Удалить
    6. Александра Фомина20 января 2013 г. в 14:12

      Зависит от количества оленей :-) Если достаточно, чтобы прокормиться, чум обустроить и есть все необходимые предметы быта, то могли жить и отдельно.

      Удалить
    7. Marina Kurvits, рада видеть Вас на страницах ЧУМотеки и вдвойне рада,что повод, который заставил Вас написать комментарий, очень достойный:-)

      Удалить
    8. Александра, "зависит от количества оленей" - это просто перл! Замечательная невеста получилась. Мой двухлетний сын просмотрел с удовольствием, периодически воскликая: "Вот он, Дед Мороз!" (при виде невесты и свата).

      Удалить
    9. Александра Фомина21 января 2013 г. в 20:07

      Спасибо:-) жизнь всего ненецкого народа зависела от оленей, так бы не выжили в вечной мерзлоте)

      Удалить
  3. Вероника Талеева19 января 2013 г. в 22:32

    Ирина! Сегодня мы целый день вспоминаем вчерашнюю премьеру и находимся в хорошем настроении. Особый доброжелательный дух объединил всех зрителей этого фильма. Огромное удовольствие мы получили от комментариев, которые делали зрители во время демонстрации: шептали-высказывали свои мнения по поводу тех или иных кадров, охали, ахали, смеялись или одобрительно поддакивали героям фильма! Это так по-ненецки! А в конце фильма весь зал просто выдохнул: "Надо женить Сашу Ледкова по настоящему!" Вот так понравился всем жених - Александр Ледков - настоящий ненец!
    А остальные актеры - такие все знакомые и родные, что без улыбки просто нельзя смотреть!
    Спасибо, что разместила фото наших девочек. Интересно, что их тоже впечатлила сцена, где невесту увозят и укрывают покрывалом. Они меня спрашивают, может, невесту украли? А я объясняю, что это ненецкий обычай такой,чтобы жена никогда не бросила своего мужа и всегда была вместе с ним. Это очень важная деталь и примета. Ненецкие невесты, укрытые покрывалом, выходили замуж один раз и навсегда. Оказывается и меня укрывали большим шелковым платком, когда везли из ЗАГСА в квартиру мужа. Сделали это моя свекровь Надежда Петровна Талеева и ее сестра Анастасия Федоровна Михайлова. Я об этом почти забыла, а теперь благодаря этому фильму вспомнила. Так вот почему у нас такая долгая семейная жизнь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра Фомина19 января 2013 г. в 22:52

      Вероника привет!)Этнографы предполагают, что в давние времена невест действительно выкрадывали и для этого её укрывали + чтоб она не видела дороги домой и не сбежала, ведь почти всегда решали родители, за кого выйдет их дочь. А затем это действие переросло в обряд. А вот то, что ненецкие девушки, если любят, то долго и одного - это точно подмечено:-).

      Удалить
    2. Вероника, ваших красоток-двойняшек снимать - одно удовольствие:-)
      Реакцию зала пыталась снимать, но, конечно, упустила несколько самых "говорящих" кадров. Смеялись, когда сват договаривался о выкупе. Сначала одну цифру отцу жениха передал - тот согласился. Потом говорит: "Просят ещё 10 оленей добавить" - и оленевод, минутку подумав, ставит нужную зарубку. Всё спокойно, без эмоций.
      Удивительная история с твоим замужеством. Каждый раз удивляюсь тебе и Фёдору. Вашим девятерым детям хорошо с такими родителями:-)

      Удалить
    3. Вероника Талеева20 января 2013 г. в 09:39

      Да-да, реакция зала на момент сватовства была интересная. Когда отец невесты назначил свою цену, зрители стали роптать: "Ой, мало просит! Совсем за просто так отдает!" И словно услышав недовольство зала, отец невесты накидывает еще 10 оленей! Тут уж засмеялись все! Переживали так, будто свою дочь замуж отдавали.

      Удалить
    4. А мне вот кажется, что обычай накрывать невесту схож с обычаем невесту оплакивать. Т.е. ее как бы переводят из одного существования в другое, она ушла из жизни в одной семье и пришла в жизнь в другой, это своего рода перерождение. Во многих местностях до сих пор сохранился обычай плакать по невесте как по покойнице. Была у нас соседка-грузинка, родом из отдаленной горной местности. И когда она выдавала замуж дочь, с ее родины приехали ее родственницы и целый день перед свадьбой сидели около ворот (частный дом) все в черном и пели траурные песни. У них так положено, потому что невеста, отданная в чужой дом считается символически умершей.
      А иудеи-ортодоксы оплакивают дочь, вышедшую замуж за иноверца и справляют по ней поминки по полной программе с поминальной службой.

      На самом деле, тема свадебных обрядов очень сложная и невероятно интересная.
      Например, я живу на юге, но углядела у вас точную копию нашего обряда - выкуп двери. Прямо один в один.

      Удалить
    5. Ирина Delenn,когда обсуждали фильм и сетовали на малое количество там мужчин, рассказала, что вход в чум выкупали и по-другому. Юноши становились на плечи друг другу, чтобы жених мог залезть в чум через верхнее отверстие:-)

      Удалить
    6. Вероника, нашла преинтерсенейший материал: урок ямальской учительницы Натальи Кравченко Брак и семья у северных народов
      Так вот, так о калыме:
      Размеры калыма в начале ХХв. также колебались в зависимости от состояния жениха. У богатых – 70-150 оленей и до 70 песцов, у бедных – 30-40 оленей и 10 песцов, в отдельных районах 10-15 оленей, у лиц среднего достатка – 50 оленей и от 10 до 20 песцов.

      В устье Енисея среди бедняцкого населения размер выкупа часто достигал всего пяти оленей (Костиков, 1930, сс.25,26). Основную часть оленей, как правило, составляли важенки.

      По материалам Вербова Г.Д., относящимся к азиатским ненцам (Вербов, Архив МАЭ, ф.2,оп.1,№70,с.13), при калыме в 50 голов, олени по половомцу и возрастному составу распределялись следующим образом: важенки – 43, взрослых хоров (быков) – 4, телят-самцов – 3.

      Прежде полагалось при 50 оленях еще два-три хэхэ ты (священных оленей). Клейма на них, после нанесения, мазали кровью жертвенного оленя. Этих оленей запрягали только в “чистые” нарты (мужские или священные) или держали как менаруев.

      Для многих ненцев уплата калыма была чрезвычайно тяжела. Отсюда, невозможность жениться для многих бедняков.

      Отработка за невесту, которая существовала у некоторых народов Сибири – чукчей и других, у ненцев не имела широкого распространения. Однако в некоторых редких случаях бедный ненец шел работать в дом будущего тестя.

      Удалить
    7. Да, у нас тоже жениху полагается дружок или даже несколько, которые должны отвлечь охраняющих дверь, либо просто удержать, а жених попытаться прорваться внутрь.
      Говорю ж, столько тысяч километров, а обычаи видимо на столько древние, что общие.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Александра Фомина19 января 2013 г. в 22:58

      Почему? Я, конечно, предполагаю, но мне интересен ваш ответ.

      Удалить
    2. Надежда,так у каждого народа свои обычаи. Хочу вас всех отослать к ещё одному фильму:
      Хозяйка чума Там очень хорошо показана жизнь после свадьбы. Будни чумработницы. Сколько всего должна уметь женщина в тундре! И девочек заранее готовили к такой судьбе.
      В фильме невеста такая красотка, и, как мне показалось, очень даже не против покинуть родительский чум. С таким женихом знатным - рай в чуме:-)

      Удалить
    3. Спасибо за ссылку. Смотрим с дочерью: она заинтересовалась. Спрашивает: а бывает ли жарко в ваших краях :)?

      Удалить
    4. Вероника Талеева20 января 2013 г. в 09:10

      Погода у нас, как и везде, год на год не приходится. Но по настоящему жарких дней в летний период не много- недели две или три наберется. Плюс пять градусов, ветер северо-восточный - обычное дело для нашего северного лета.Такой погоде мы тоже радуемся, потому что когда холодно - комаров меньше!

      Удалить
    5. Marina Kurvits, я как-то живописала наше лето в посте:Вот оно какое, наше лето
      "Бородатый" анекдот в тему:
      Вот и закончилось короткое нарьянмарское лето... В этот день я был на работе.

      Удалить
    6. Ну, а если совсем невыносимо ей будет с мужем, бывает ведь...всю жизнь терпеть, если даже дорогу в родной чум не должна знать. Как будто продали её за оленей и песцов.

      Удалить
    7. Надежда, пусть тебе ответят более знающие люди. Но "продавать" невесту - обычай не только ненцев. А наше русское приданое? А Кавказ?
      И про то,что "невыносимо". Но ты представь сама: тундра голая на много километров. Куда сбежишь-то? Родителя вряд ли будут рады принять дочь обратно.

      Удалить
    8. Александра Фомина21 января 2013 г. в 20:37

      Мне кажется жизнь была настолько сложная,что не так много оставалось времени думать. Надо было постоянно искать дрова, а ведь в тундре нет дров, один ивняк, а им много не натопишь + суровые условия жизни на севере. Мужчины также всё время заняты выпасом оленей и охотой.

      Удалить
    9. Уважаемая, Александра!
      Я так полагаю, что Вы в тундре не живали и все представляете только со слов. Так вот ивняк отлично топиться, тем более его заготовляли не по одноя вязанке и не на одну топку. Ваше выражение "Надо было постоянно искать дрова" звучит очень странно. стойбища старались ставить там, где есть возможность нарубить и заготовить побольше ивняка. Вот когда работаешь, пасешь оленей вот тогда все и думается. А невыносимо с мужем может быть в любой семье, любого народа. Я знала одну старую женщину, которая уехала просто от первого мужа, её выдали второй женой в 15 лет, а по сути она была там работницей. Через год уехала с матерью, которая её приехала навестить. Когда я её спросила "А как ты уехала?", она просто ответила "Да маму провожала, села к ней на сани и уехала". Все люди разные, не надо все воспринмать трагически (драматически).

      Удалить
    10. ненка,спасибо за такой развёрнутый комментарий. Ответы на множество вопросов в этом посте могут дать только те, кто жизнь тундровую знает не понаслышке.
      А ещё Вы меня как-то успокоили. Вот так взяла и с мамой уехала:-) Определённо,люди везде остаются людьми, и проблемы у нас очень схожие: что в тундре, что в мегаполисе.

      Удалить
    11. Александра Фомина22 января 2013 г. в 19:09

      Уважаемая "ненка"! В тундре я не жила, но очень люблю тундру и каждое лето хожу за ягодами и грибами и имею представление, что такое ивняк и как быстро он прогорает, в отличие от дров, и бабушка рассказывала, что жизнь действительно была тяжелая и не только она рассказывала, а еще с десяток людей. Еще вчера Серафима Петровна вспоминала, как в детстве всё время дрова собирали и искали. Если вы знаете лучше о ненцах,пожалуйста отвечайте на вопросы людей, а то у нас привыкли только критиковать, и при этом ничего не делать... мы все ненцы, ятоже могла подписаться, что я "ненка", но отвечаю за свои слова и не прячусь.

      Удалить
    12. Саша,как там ни крути, - у каждого своя правда. Думаю, нам надо более терпимо относиться друг к другу, беречь и, как раньше на Руси говаривали, жалеть. жизнь и так сложна, так зачем же её усложнять искусственно?
      Спасибо всем за интересные вопросы и подробные на них ответы. Я не помню более активного обсуждения фильма в нашем "Субботнем кинозале".
      560 просмотров за 3 дня в ЧУМотеке плюс 92 - на Ютьюбе!

      Удалить
    13. Александра Фомина22 января 2013 г. в 19:47

      И это здорово!!!! Весь Этно-культурный центр радуется:-)

      Удалить
  5. Николай Матафанов19 января 2013 г. в 23:51

    С большим вниманием и интересом посмотрел фильм. Несомненно молодцы все кто принимал участие в его создании!Спасибо!!! Особенно мне понравилось как играла свою роль Серафима Дуркина. Молодчина!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра Фомина20 января 2013 г. в 00:43

      Спасибо) я передам Серафиме Петровне ваш комплимент!

      Удалить
    2. Николай Николаевич,согласна с Вами. Серафима Петровна - человек опытный. С театром "Илебц" они и в России, и за рубежом выступали. А как вам девочка, которой она рассказывала эту историю? Я не знала,что это дочка Марины Тайбарей из УКМНС НАО. Марина Мартыновна сказала,что Тамаре предложили эту роль, а слова нужно было за вечер выучить. Желание было настолько сильным,что все выучила и сыграла. Хотя кто из девчонок отказался бы от актёрской славы?:-)

      Удалить
  6. Очень интересно, спасибо.
    Возник вопрос: а на каком расстоянии чумы друг от друга расположены? 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра Фомина20 января 2013 г. в 00:55

      Вы интересуетесь расположением чумов в стойбище, или расстоянием между двумя разными стойбищами? В стойбище, чумы стояли недалеко друг от друга, а расстояние от одного стойбища к другому было каким угодно, это зависело от родовых земель, в которых традиционно кочевали семьями. Могли и из-за Урала приехать, либо с Канинской, Тиманской, Большеземельской и Малоземельской тундр.

      Удалить
    2. Спасибо.

      Дочь моя (8 лет) интересуется: вкусно ли сырое оленье мясо?

      Удалить
    3. человек обычно ест ту пищу к которой он привык. знаю многих не привыкших к сырому мясу воротит даже от вида, как едят такую пищу. лично я привыкла к сырому мясу с детства, поэтому когда долго не ем его мне все время кажется что чего то не хватает моему организму. правда в сыром виде могу есть только наше оленье мясо. лично для меня это самое вкусное мясо, особенно в мороженом виде, строганина. ведь едят же многие строганину - рыбу, а я не ем рыбу.могу немного семги, а так если нет рыбы так и даром не надо. а без мяса не могу.

      Удалить
    4. Вероника Талеева20 января 2013 г. в 09:20

      Все дело в привычке. Те кто с детства кушает сырое мясо, знают что это источник витаминов, энергии и иммунитета.А кроме того, оленье мясо ценится во всем мире как самое диетическое и самое чистое мясо. Очень многие люди, попробовав свежее замороженное оленье мясо, нарезанное тонкими ломтиками, становятся поклонниками этого национального лакомства. Я думаю кусочек мяса ни в коем случае не повредит Вашей дочери, а может даже понравится. Приезжайте, попробуйте.

      Удалить
    5. У нас на Дону считается "высшим пилотажем", когда хозяйка, а особенно хозяин, пробует мясо в процессе приготовления. Сырое мясо. Многим нравится, даже детям дают. Пока никто не отравился :)
      А уж когда свинью забивают, обычно всем наливают крови, а иногда и мясо едят, печенку, сердце. Особенно в селах. Это нормально. Хотя сама я не пробовала, думаю, что если доведется - запросто съем.

      Удалить
    6. а уж мясо с кровью - это самый смак, уже много лет не ела мясо с кровью. раньше когда была мама, нам с Колгуева отправляли кровь в замороженном виде, как ее не стало так не пробовала больше. а очень хотелось бы. значит не только у нас пьют кровь животных.

      Удалить
    7. Строганина из мяса очень вкусная. Тает во рту. Макаешь мёрзлое мясо в соль и специи - красота!
      Не знаю, почему многих так шокирует эта традиция? Разве карпаччо, которое подают в самых изысканных ресторанах мира, это не есть сырое мясо?:-)

      Удалить
    8. Юлия Ледкова, нет, не только у вас. У нас на Дону, да и во всей Украине тоже, при забое пьют кровь, а из остальной делают колбасу-кровянку. Всё же наш климат не располагает к длительному хранению столь деликатного продукта.

      Ириш, карпаччо - скорее быстро-маринованное, его режут тонко-тонко и поливают маслом и уксусом, поливают специями.
      Я тоже не понимаю, почему многих так шокирует забой скотины или поедание сырого мяса. Это нормальный процесс, это жизнь. У нас до сих пор даже в городе многие держат и птицу, и свиней, и коз. И все это идет в пищу и никто не падает в обмороки от процесса. Я полагаю, что шокируются жители мегаполисов, которые уже на столько оторвались от природы, что напрочь забыли, откуда берутся продукты и как они должны получаться.

      Удалить
  7. Я уже и не знаю,то писать здесь...Я в полном трансе от увиденного...Традиции,конечно,серьезные,но какая жизнь ждёт эту девочку? После "Хозяйки чума",тоже долго отходила...Мне,вообще,тяжело представить жизнь и судьбу этого малочисленного народа.А,на женщине держался весь дом,т.е. Чум...Во сколько лет их замуж выдавали? Потом на сани садили и говорили:"Ты нам больше не дочь,у тебя теперь есть муж"...Покрывалом накрывали,чтобы дорогу назад не нашла...Да где её там найдёшь,в тунде-то? Всё вокруг белым-бело...
    Ой,девочки,мне надо всё это переварить,я такая внушительная,как будто сама замуж только что вышла в чужой Чум...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Allochka,у каждой традиции есть материальная подоплёка, простое объяснение. Мне кажется, наши комментаторы уже многое озвучили.
      А я хочу сказать,что у каждого народа есть обычаи, котоыре другим народам ни понять, ни принять невозможно по причине своего менталитета. Недавно прочитала в блоге у Татьяны из Дели про добровольное самосожжение женщин
      Вот где шок! даже если выслушать все объяснение и почитать исторические справки.

      Удалить
    2. Ты права,Ирина. Вообще, испокон веков,все обычаи на Руси и не только были жестокими и кровожадными...А,уж,что дочку отдать за выкуп,так это везде было...возможно и сегодня в арабских странах есть..есть,конечно...

      Удалить
    3. Александра Фомина21 января 2013 г. в 20:42

      Могу вас обрадовать, в наше время, почти все выходят замуж по любви, даже в тундре:-)

      Удалить
  8. Была на презентации фильма, действительно обстановка была теплая. В ходе фильма люди комментировали события, происходящие на экране, смеялись по доброму. Комментирование чисто ненецкая черта. Если люди в чуме пели, рассказывали сказки, то в ходе действия шло комментирование. Я помню как часто в ходе рассказывания ненецких сказок, пения хынабц (песен) моя мама обязательно останавливалась и комментировала происходящее. Нина Ивановна была права в том, что на свадьбах обязательными были ненецкие игры. в давние времена ненцы много не пили на свадьбах, зато много проводили игр во время свадебного обряда. Играли не только во время свадеб, но и во время кратковременных пауз отдыха. Мама очень любила вспоминать про эти игры.
    Мой муж тоже провел полностью ненецкий обряд сватовства ко мне. С нужными словами, по всем правилам, с подарками. Моя мама была этому очень рада и подыграла ему.
    Где- то в фондах должен быть фильм, снятый в округе о ненецкой свадьбе. Вот там полностью показан ход свадьбы, по всем правилам, между прочим, свадьба была настоящей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника Талеева20 января 2013 г. в 09:26

      Юлия Александровна, ань дорова! Я помню этот фильм про ненецкую свадьбу я смотрела его в детстве. Насколько я помню, это была свадьба Аристарха Талеева из Нельмин-Носа. Наверняка, где-то в фондах нашего местного телевидения сохранился этот фильм. Вот бы посмотреть!

      Удалить
    2. Валентина Зганич По поводу оплакивания невесты. Вся родня невесты, подруги и сама невеста понимали, что уходит в другую семью, что её там ждёт?, как примут родственники жениха?. Она принимала другой статус девушки в жену. Прощание с дорогими ей людьми, с родным стойбищем, с привычной жизнью девушки "Свободной". По моему сегодня это также актуально. Только сегодня девушки самодостаточные, а в старые времена статус "женщины" был бесправным. Всё решал мужчина, содержал семью. Также браки во все времена есть по любви, есть по расчёту. Всё зависело от обстоятельств. Молодцы артисты, не каждый имел бы смелость снятся в фильме, чтоб все тебя оценивали. Тем более для ненецкого народа свойственны скромность, сдержанность.

      Удалить
  9. Заглянули на ваш праздник! Порадовались за невесту,раз по-любви уехала к мужу.Основные гуляния, видно,в доме, ой, в чуме,стойбище мужа проходят? А родители невесты не едут туда? Вот так, приехали, забрали, увезли...и через годик-полгода увидите,узнаете?А в какой момент ЗАГС?Или не было никакой записи? Слова и подарки закрепляли родство и всё? Публике вашей, конечно,понятней многое было при просмотре фильма.Артисты все МОЛОДЦЫ! А главное, конечно, наследие обычаев и культуры передаёте, память сохраняете современными средствами. Смотрела с удовольствием фильм!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так раньше так и везде было. Приехали сваты "У вас товар, у нас купец!", и прости-прощай, часто родители вообще больше не видели дочь. А даже если это происходило в городе, то невеста все равно ничего не решала, брак по любви - почти нонсенс. Совсем недавно у нас на городском форуме обсуждалась статья 1840-х годов о том, что в Таганроге в те годы кредиторы заставляли должников из числа военных жениться на своих дочерях. Не можешь расплатиться - женись и вали с глаз долой.
      У нас вот в семье вообще только моя прабабушка самостоятельно себе мужа в революцию выбрала, за что ее из дома выгнали и не поддерживали отношений много лет. Да я, за что меня родня вот только начала прощать, хотя мы почти 10 лет живем. Ни бабушка, ни мама сами не решали, за них родня решила - это будет твой муж. И никаких гвоздей. И моя мама которой, между прочим, всего 55 лет, считает, что это совершенно нормальная ситуация. Они с папой и за меня все решили, но я оказалась совершенно неправильная и пошла наперекор.

      Свадебный обряд понравился - на юбку сел - все, женат. Отличная идея :)
      И сват очень понравился. Колоритный такой, настоящий сват.

      Удалить
    2. Ирина Delenn,говорила мне мама, - не дружи с неправильными девочками...:-))

      Удалить
    3. Галина, раньше, конечно,никакой официальной записи о регистрации брака не было. Даже свидетельств о рождении не было и паспортов.
      В общине "Ямб то", к примеру, такие документы появились только в 80- х гг. Поправьте меня,если не точно указала дату. Причем, суеверные тундровики в паспортах указывали другие имена, нежели на самом деле.

      Удалить
  10. Вот бы такой цикл короткометражек сделать: обряды народов, населяющих округ. У коми тоже очень интересный и своеобразный свадебный обряд. На уроках краеведения было бы здорово эти фильмы показывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, ты у меня идею с языка сняла:-) В нашем ЭКЦ есть отделы не только ненецкой, но и коми-культуры, и русской. есть у нас и землячества, которые ЭКЦ курирует. Программа, в рамках которой фильм был сделан, называется "Сохранение культуры НАО", а культура НАО - это культура народов, там проживающих.
      отличная серия получится!

      Удалить
  11. Огромное спасибо и низкий поклон всем создателям фильма. Смотрела на одном дыхании. Сердце дрогнуло, когда олени-красавцы трижды объезжали чум.

    Для нас такие фильмы не просто экзотика, а возможность познакомиться с иной культурой, с традициями и обычаями другого народа. Действительно, все мы разные, но, думаю, в слова Дом, Семья, Верность, Добро, Любовь вкладываем одинаковый смысл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Воронина, у меня невеста на выданье, поэтому не только этот, но и другие эпизоды, задели за живое:-)
      А белые олени и правда - красавцы:-)

      Удалить
    2. Подписываюсь под каждым словом Елены. Проект полезный, нужный, интересный. Вон сколько эмоций вызвал, даже у людей, которые никогда на севере не были.
      Очень интересно, познавательно! И спасибо всем, кто комментировал, прояснял тонкости. Я, что называется, "под впечатлением"!
      Люди, вы молодцы!

      Удалить
    3. Волнушка, ты права в том, что ни один фильм в нашем "Субботнем кинозале" не собирал ещё столько заинтересованных комментариев, как этот:-)
      Значит, всё верно. Значит, ухватили самую суть.

      Удалить
    4. Александра Фомина21 января 2013 г. в 20:45

      Спасибо вам, что находите время интересоваться жизнью других народов!!!

      Удалить
  12. Отлично! Первый раз посмотрел ненецкую свадьбу, теперь смогу на выездах рассказать как всё происходит :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олег,здесь упоминали старый фильм о ненецкой свадьбе Уверена, что фильм этот лежит в архивах, что права авторские на него свято хранят, и картину показывают только за деньги.
      Наверное, это правильно, с точки зрения закона. Но я очень рада,что этноцентр разместил вой фильм на Ютьюбе, и его может посмотреть любой пользователь Интернета.

      Удалить
  13. Не ЧУМработница - а кладезь интересностей!
    Как я хотела именно такой фильм посмотреть, спасибо! Делаю себе чашечку индийского чая и бегу смотреть и всем рассказывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таnia in Delhi, ну скажи мне, это не мистика ли,а? Буквально секунду назад , отвечая на комментарий Аллы из Прованса, привела пример индийской традиции самосожжения женщин, о котором у тебя прочитала.
      Это все к тому,что мы все настолько разные,что понять друг друга бывает очень сложно.

      Удалить
  14. Ирина, ОГРОМНОЕ спасибо за этот пост. Вчера поздно вечером посмотрела фильм /настоящий субботний кинозал получился/ но писать комментарии не стала, была под впечатлением. Фильм очень понравился. Молодцы, что сохраняете традиции и обычаи. А свадьба - это всегда интересно. Очень понравилась мысль в комментариях, что хорошо бы заснять свадьбы разных народов. И для сохранения традиций, и для уроков, и для общего развития.
    Все артисты молодцы, но особенно понравился сват.
    Всем хочется сказать - огромное спасибо за фильм.
    Отдельное спасибо за музыку и песни. Впечатлило.

    Почитала комментарии и хочется только отметить: У каждого народа свои обычаи, сложенные веками и абсолютно не нужно на себя это примерять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jelena Trubina,я для себя делаю заметочку: почаще устраивать такие просмотры. А то субботние кинозалы у меня очень нерегулярны. Показать есть что, в загашнике лежит парочку хороших фильмов.
      А эту картину с особым удовольствием демонстрирую, потому что она наша:-)
      Обязательно сделаю показ серии документальных фильмов "Аргиш" Ненецкой ТРК, ведущей которых была Саша Фомина, а режиссером Мария Кравченко. Там столько всего! Ненецкий бубен, чум, люлька, шаманы и прочая и прочая.
      Ну вот, замотивировала себя. Ждите теперь:-)

      И согласна с тобой по поводу "примерки" традиций. Как нет единого рецепта счастья, так нет единого подхода к одному и тому же явлению, происходящему в разных концах Земли с разными участниками.

      Удалить
    2. Примерять нет, сравнивать - да. Большинство традиций, связанных с основными событиями в жизни: рождением, свадьбой и смертью, на столько древние, что и представить трудно. Потому и пересекаются они у разных народов, потому что берут свое начало в невероятной многотысячелетней древности.
      Я по одному из образований филолог и мне всегда нравится лексикология, наука о происхождении слов. Там можно проследить, как видоизменялось слово, каким оно было в древнейшие времена и как выглядит в разных языках. Это невероятно интересный процесс, который наглядно демонстрирует наличие в прошлом всего нескольких пра-языков, на которых говорили наши предки. Наверняка тоже самое можно сделать и с традициями, отследить их в разных культурах до каких-то общих основ.
      Лично я это воспринимаю именно так, мне интересны культурные параллели и их причины.

      Удалить
  15. Смотрели вчера с Кайлом. Очень-очень понравилось, спасибо!


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Kyle and Svet Keeton, мне интересно, как Кайл воспринял картинум. У меня представление об американских свадьбах сложилось тоже из фильмов. Интересно, на самом ли деле так, как там показывают?

      Удалить
  16. Мне ОЧЕНЬ понравился сват! Ну красавец! А в шубках таких они действительно ходят или это праздничная одежда, для фильма?

    А где живут молодые после свадьбы? Александра уже писала, что "смотря, сколько оленей", но хочется поподробней узнать. Чум, он ведь малюсенький такой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таnia in Delhi, глядишь, так мальчонку-то и выучим совместными усилиями:-)) Чум - вовсе не маленький. Смотри подробно с картинками и видео:
      О ЧУМЕ

      Удалить
  17. Ольга Латышева21 января 2013 г. в 10:04

    Хочу выразить огромную благодарность тем, кто проявил интерес к нашей культуре. Наша культуры богата и разнообразна. Самым красочным обрядом является свадебный обряд. Еще в детские годы мне удалось присутствовать на свадьбе в тундре на полуострове Канин. До сих пор на Канине играют такие свадьбы. Свадьба, которую вы увидели в фильме, сегодняшних дней с использованием традиционных ненецких обрядов.
    Все артисты в фильме в настоящих ненецких одеждах/ в малицах - это мужская одежда, в паницах - это женская одежда. Одежда, как вы заметили меховая, сшита из олеьих шкур - няблюев (шкура летнего оленя. Многие артисты были в своей одежде или в одежде родственников. После свадьбы молодые люди живут в стойбище родителей жениха. Надо заметить, что подобную свадьбу играли и в том стойбище. Бывало, что ненецкие свадьбы длились в течение трех дней. Вот так-то! Будем ждать, что после нашего фильма в тундре вновь зазвучит свадебный колокольчик!

    ОтветитьУдалить
  18. Увезу тебя я в тундру увезу к седым снегам
    Белой шкурою медвежьей брошу их к твоим ногам
    По хрустящему морозу поспешим на край земли
    И среди сугробов дымных затеряемся вдали
    Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним
    И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю
    Ты узнаешь что напрасно называют Север крайним
    Ты увидишь он бескрайний
    Я тебе его дарю…

    Хороший фильм.
    Я свою тоже выкупал, но по итогу пришлось своровать, сваты по хорошему не захотели. :)
    Традиции - есть традиции - на них цивилизации держаться...
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима,представляю, какая у вас была свадьба... В моём жизненном архиве тоже есть опыт выхода замуж в Белоруссии. Там столько всяких заморочек, что я до сих пор вспоминаю с некоторым ужасом:-))
      Например, помню, что гости дарили подарки, оглашая, кто что дарит: сколько денег в конверте или что за вещь. И еще целовались все, когда подарки дарили. Вышла со свадьбы вусмерть зацелованная не только женихом, но и гостями:-))

      Удалить
  19. Ир, так получилось. я играл свадьбу в Литве, мои еще тогда жили там. Там традиции на традициях. Самое сложное было для меня. хотя в начале я и не предполагал. что это так трудно. Нужно было перенести невесту на вытянутых руках через мост, и закрепить замок на перилах. Блин. Мост - не кончался, метров 120, еле одолел...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, скажи спасибо, что жена у тебя миниатюрная и тогда, и сейчас)) Такие женщины созданы для того, чтобы их всю жизнь на руках носили)

      Удалить
  20. Мария Кравченко21 января 2013 г. в 13:30

    Я - Мария Кравченко. Как режиссер фильма хочу сказать всем - огромное спасибо! Всем сотрудникам Этно-культурного центра и всем кто работал над фильмом, оленеводам и красавцам оленям бригады Харп. Вы подарили огромную радость мне и нашим замечательным операторам - Антону Выдрякову, Сергею Качегову, Вадиму Носкин, Вадиму Стасюку. Для них - это первый опыт постановочной съемки на незнакомом языке. Мне было проще, я работала над сценарием и практически весь текст на ненецком языке выучила наизусть, чтобы полностью контролировать съемочный процесс.Наши монтажеры Дима Марков и Илья Сахаров признаются, что сборка фильма была просто подарком судьбы - уж очень красивые кадры. Я честно скажу - в успехе не сомневалась ни на секунду. Это не творческое предчувствие - просто трезвое понимание: мы сделали все, чтобы фильм состоялся. Чтобы уложиться в один световой день (это световой режим. сегодня он один - завтра может быть другим. поэтому ничего нельзя было откладывать на завтра.) мы несколько недель каждый вечер проводили репетиции по эпизодам. И когда мы приехали в стойбище - актеры и операторы (снимали с трех камер) точно знали, что делать, что говорить, где стоит камера, какой план по размеру, где входная-выходная точки. В результате действие фильма на экране разворачивается неперывно и никто не видит, когда был перерыв, когда переставляли камеры, когда использовали первый дубль, а когда третий. И никто из зрителей не догадывается, что эпизод, в котором невесту укладывают в сани снят в центре Нарьян-Мара. Конечно, работа над фильмом была сложная, непростая. Мало было профессионально работать, важнее было создать атмосферу доверия и радости между съемочной группой и актерами. В какой-то момент мы стали одной семьей и это было прекрасно.
    Оленям отдельное спасибо! Умницы такие! Вот меня лично можно уговорить сделать то, что мне не нравится или не хочется. убедить, заставить... Олень - это пример законопослушности. Оказывается ни один олень не подойдет ближе чем на 6 метров к чуму. Нельзя! К человеку близко - нельзя! Мое предложение - проехать между чумом и оператором, (как это я режиссерски видела этот эпизод)осталось без внимания, пока не сместили камеру еще на три метра. Только тогда олени согласились проехать мимо. Но им это не понравилось - с ходу взяли крейсерскую скорость. Зато видно было, как им нравилось бегать по тундре и сниматься. А когда упряжки украшали - было впечатление, что олени довольны: так гордо крутили головами... Для меня было очень важно показать, напомнить - в каком красивом краю мы живем, что нас окружают прекрасные люди. Они чтут традиции - и в этом происходит единение, дающее мир и уверенность, радость и творчество. Еще раз - всем большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария Алексеевна,спасибо, что Вы описали "кухню" режиссерскую, актерскую и операторскую. Это ведь тоже очень интересно и познавательно. У Вас в последнее время - не фильмы, а сплошные удачи! Хочу сообщить нашим читателям, что совсем недавно Вы стали обладателем премии "Золотое перо НАО" за картину о малой авиации.
      А ещё, пользуясь случаем, хочу поздравить Вас, дорогой наш человек, с юбилеем! Дату не называю, потому что это не Ваша дата, это какая-то "левая" дата:-) Вы юны душой и телом, потому что делаете очень доброе и светлое дело. Дай Вам Бог всего самого наилучшего.

      Удалить
    2. мария кравченко21 января 2013 г. в 15:49

      Спасибо за добрые слова! Открою секрет - в этом волшебном краю все легко: писать,снимать, творить...

      Удалить
    3. И Вам огромное спасибо за ваш труд, за красоту и волшебство, которое вы подарили нам, зрителям. И с юбилеем, с очередным 18-летием! Желаю Вам много-много волшебства и красоты в жизни!

      Удалить
    4. Александра Фомина21 января 2013 г. в 21:05

      Спасибо Мария Алексеевна за теплые слова, я когда смотрю этот фильм вспоминаю только хорошее!!!

      Удалить
  21. Прекрасный Фильм, смотраела его два раза ещё до презентации. Поздравляю всех актёров и организаторов с благополучным окончанием этого труда! Молодцы, справились)))
    Приглашаю на ПРОЗУ.РУ, где я тоже пишу о ненецкой культуре -
    http://www.proza.ru/2012/03/31/39

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Северина,дам активную ссылку на Ваше эссе о творчестве Прокопия Явтысого, по пьесе которого снят фильм:
      Я рождён под стук копыт
      думаю, читателям будет интересно поподробнее узнать о творчестве этого народного, во всех смыслах слова, поэта.
      Послушайте:
      СТАРЫЙ ОЛЕНЬ
      И припомнился он круторогим,
      крепконогим и легким, как луч.
      Повелитель снегов и дороги,
      и в любви, и в движенье могуч.
      Нас и ливень, и стужа ломали,
      нас и ветер и гнус стерегли.
      Мы осилили все, что смогли
      И усвоили все, что познали.

      Удалить
    2. С удовольствием прочла эссе. Не устаю повторять: потрясающие вы люди! С такой любовью писать о тундре, так любить свой край...
      А я вот всё ищу местечко потеплее ;) Буду брать с вас пример.

      Удалить
  22. А как же внуки? Дочка поехала и все, дорогу домой забыла, а как же старикам внуков повидать?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena Rubric, вы такие вопросы нынче задаёте, что я без помощников и ответить не могу:-)
      Буду Сашу ждать.
      Саша-а-а-! Как там с внуками в тундре?:-)

      Удалить
    2. И вообще - как эти эти внуки рождаются? Там же ХОЛОДНО!!! Я своих родила на жаре +45С. Тут мне все понятно - родил, на солнышке посушил ;) А как в чумах? Где рожают?
      Извините за такие наивные вопросы. Никогда не была на Севера и знаю об этих краях очень мало. Очень интересно!

      Удалить
    3. Добрый день!
      Закутали это, понятно, что все условно, обрядовое действо. Скорее всего, это отзвуки тех времен, когда жену воровали, добыча жены сопровождалась военными действами, увозили силой, связывали, прятали. Почитайте, если у кого есть возможность, "Эпические песни ненцев". Внуки, конечно, общались со своими бабушками, дедушками, др. родственниками, всегда выезжали в гости. Так как в тундре увидеться из-за расстояний было сложнее, чем в др. местах, естественно, приезд гостей или в гости всегда был большим событием с подарками, встречами, угощениями, совместными охотой, рыбалкой и т.д.
      А за фильм большое спасибо!

      Удалить
    4. Так и рожали. И в чумах, и в дороге. Моя мама родилась в ноябре в тундре, обтерли снежком и положили в ненецкую люльку "ебц". Для нас, северян, + 45 нонсенс. У меня подружка с Ямала тоже родилась в конце ноября во время ямданки (перекочевывали с одного места на другое). Рассказывала, что даже чум не успели поставить, по-моему она у своиз родителей была 7-м ребенком. Так вот, чтобы её не уронить в сугроб, отец выкопал ямку прямо до земли, туда она благополучно и выпала. У нас, правда, уже редко так рожают, все больше едут в Нарьян-Мар. Так что для Севера это нормально. Но смертность среди детей раньше была, конечно, большая.

      Удалить
    5. А почему жену нужно было "добывать"? Было мало женщин? Или не хотели выплачивать выкуп?

      В Индии наоборот - отцы девочек ищут женихов, приносят фотографии и резюме невест, предлагают приданное. (Кому интересно, как это происходит до сих пор, у меня в дневнике есть рассказ о том, как самой довелось участвовать в таком выборе невесты в течение года http://tanich.blogspot.in/p/blog-page_12.html) Сейчас в Индии такая тенденция: все родители хотят сыновей. Узнавать пол нерожденного ребенка запрещено законом, но многие обходят этот закон с целью родить именно мальчика (грустная правда индийской жизни). В некоторых штатах уже наблюдается дисбаланс. В результате начинают менятся и свадебные традиции - там уже отцы невест выставляют "цену".

      Удалить
    6. Про роды в сугроб.. это мне нужно будет осмыслить... Получается, что я совсем не приспособленный к жизни человек. Люди вон как научились выживать, и еще и стихи при этом пишут.

      А кто принимает роды? Тот, кто оказался рядом или есть специально обученные люди?

      И можно еще один глупый вопрос (меня ЧУМработница скоро выгонит из ЧУМотеки ;).
      А как на таком холоде без памперсов? Ведь оленьи шкуры часто не поменяешь. Да и как их стирать, сушить? Как было раньше и как сейчас?
      И еще: какая температура внутри чума?

      Удалить
    7. Попробую ответить из того, что знаю сама. Условия, сами понимаете, экстрмальные. Поэтому женщины нужны были крепкие, здоровые и плодовитые для продолжения потомства, а также, имеющие приданое, умеющие хорошо шить (ведь надо было обшивать все семейство, шить покрышки для чума), хорошие хозяйки и что не маловажно из хорошей семьи. Молодые женщины, уже имеющие детей, пользовались тоже спросом. Девушек, обладающих такими полезными качествами, специально выискивали, выспрашивали у знакомых, родственников. Ни секрет, что чем дальше живут друг от друга жених с невестой, тем крепче у них будет потомство. О таких девушках было известно далеко. Поэтому за невестами ездили на огромные расстояния. Выкуп, конечно, был, если родители не возражали против женитьбы. Если возражали, невесту можно было украсть.

      Роди принимали женщины, обладающие таки опытом или т, кто находился поблтзости. Если уж совсем никого, то женщина рожала сама. Но это по-моему у каждого народа.

      А по поводу памперсов,говорят их придумали северяне, чтобы не заморозить своих детей. в люльку клали специально заготовленный высушенный мох, который, кстати, обладает бактерицидными свойствами. Мох впитывает, просушивается, проветривается. Детки растут быстро и когда выходят из люльки им шили специальные штанишки с дырочкой, вокруг которой длинный густой мех (около шеи оленя есть такой мех). Просто меняли штанишки, сушили, чистили по необзодимости. Сейчас в тундре пользуют некоторые такие штанишки, пользуют и памперсы, а мои городские уже выросли в памперсах. В чуме прохладно с утра пока не затопят печку. У меня брат оленевод, говорит, что спит в чуме в одних трусах под одеялом и все нормально. Кто к чему привык. Для меня +25 уже нехорошо. Езжу на юг к свекрови, сижу в доме за закрытыми окнами, не могу от жары.

      Удалить
    8. Спасибо большое за подробные ответы - потрясающе интересный мир, в котором живут очень сильные люди. Правильно ли я поняла, что жен могла быть несколько и что женщина с детьми тоже годилась за невесту?

      По "натуральные" памперсы читала, но пока не могу все это представить. Вот бы современные фотографии увидеть.

      Я в Индии сейчас сплю в теплом спортивном костюме (слоя три-четыре натягиваю) - уже начинаю подумывать, а не поехать ли в чум погреться? ;)

      Брату-оленеводу привет - пусть присылает фотографии и рассказы о современной жизни в тундре.

      Удалить
    9. Таnia in Delhi,не смеши народ! В Индии она замёрзла:-) шутишь что ли? В костюме спит!

      Удалить
    10. Я так и знала, что в вашем лице мне не найти поддержки и сочувствия! ;) А ведь у меня дома очень холодно, и я даже собираюсь - с вашего ненейского разрешения - переименовать его в индочум.

      Удалить
    11. Раньше действительно жён могло быть несколько, на сколько хватало материальных возможностей у мужчины. Сейчас соблюдают Семейный кодекс РФ. Хотя тетя недавно рассказывала, что один оденевод с Ямала сватал её третей женой это было в начале 80-х годов, обещал любить и холить. Она не согласилась. На Ямале ненцев на много больше, чем у нас в округе, поэтому там традиции сохраняются лучше. А женщины с ребенком это гарантия, что она может иметь детей, а детям в тундре придавали огрмное значение. Кто-то должен продлить род, содержать оленей и кормить в старости. Брату привет передам, но фотографии и рассказы от него вряд ли можно ожидать. Говорит, что ему легче хорей в руке держать, чем на кнопочки компьютера нажимать.

      Удалить
    12. Таnia in Delhi,если тебе будет теплее от переименования твоего индусского жилища в индочум - переименовывай, сколько угодно!
      Кстати, а чего я удивляюсь, что ты замерзаешь в Индии? У нас ведь во многих юных регионах зимой тоже плохо топят или вообще не топят. Вроде как зимы нет, так и нечего тратиться на обогрев:-)

      Удалить
    13. юных регионах читай южных регионах:-)

      Удалить
  23. Ненка, Ваши комментарии натолкнули на поиски в сети электронных вариантов "Эпических песен ненцев" и книги Людмилы Хомич "Ненцы". Нет! буду рада, если я ошибаюсь.
    У меня в текстовом варианте, конечно,есть эти раритеты, но как их могут посмотреть пользователи Интернета из разных концов земли?
    очень надеюсь,что с открытием у нас филиала Президентской библиотеки будут оцифрованы редкие издания, в том числе те, что касаются фольклора КМНС.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, к сожалению, эти книги в электронном варианте я не встречала. Будем надеяться, что с появлением филиала они будут оцифрованы.

      Удалить
  24. спасибо Ненке, которая дала простые и развернутые комментарии.действительно памперсы это потомки наших моховых подкладок. их собирали и сушили в летнее время. потом подкладывали в люльку к ребенку. их можно было по мере надобности быстро поменять. использованные выкидывали. новорожденным детям использовали вместо распошонок кафтанчики сшитые из хорошо выделанных шкурок пыжиков. когда мой Степа был грудничком у него тоже была такая распашонка из пыжика. правда мохом уже не пользовались, хотя и спал в люльке. в детстве у меня тоже были меховаые штанишки, с дыркой сзади (тар' пимя"). можно было присесть и сделать свои дела по нужде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, дополню Ваш ответ. Вот программа "Ненецкая люлька", где можно подробно послушать и посмотреть и о люльке, и о моховых подгузниках, и о многом другом.

      Удалить
  25. Александра Фомина22 января 2013 г. в 19:42

    Действительно спасибо "ненке" за то, что поделилась своими знаниями и воспоминаниями!!!

    ОтветитьУдалить
  26. Ах, как «Ненецкая люлька» порадовала! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, думаю, срочно надо делать отдельный пост в "Субботнем кинозале" о программе "Аргиш". Там, кроме люльки, целая серия программ, достойных внимания. Не знаю,чего я так долго собираюсь?:-)

      Удалить
    2. Ира, не думай, а делай скорее. Такое богатство пропадает в закромах!

      Удалить
    3. Лена Воронина, таки да, как сказали бы в Одессе. Прям в эту субботу сделаю, клянусь мамой!:-)

      Удалить
  27. По поводу несогласия между Александрой и Ненкой. Меня лично абсолютно не смущают такого рода расхождения в описании жизни в тундре. Ведь каждый увидел, прожил и прочувствовал это по-своему. У каждого свой опыт - и это бесценно. Если бы нам нужны были научные сведения, мы бы читали энциклопедии. Но нам интересен опыт людей - и тех, кто "живал", и тех, кто захаживал. Я когда сыну говорю: "Сегодня разговарила с тётей, так её мама родилась в тундре, прямо в сугробах!" - вот здесь возникает неподдельный интерес!!! Тут можно заинтересовать ребёнка историей разных народов.
    Вообщем, спасибо вам всем, что находите время с такой любовью и я бы даже сказала рвением, рассказывать нам о своем народе!!!

    ОтветитьУдалить
  28. Красивые люди,красивая природа... Интересный,познавательный фильм

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Раиса,думаю, авторам и актёрам невероятно приятно читать все эти отзывы. Знаю, что они очень волновались, захотят ли Интернет-пользователи посвятить аж 25 минут своего драгоценного времени просмотру фильма:-)

      Удалить
  29. Александра Фомина24 января 2013 г. в 21:29

    Чумработница думает правильно!!!! Спасибо вам, что дали другим людям возможность посмотреть фильм!!!!

    ОтветитьУдалить
  30. Спасибо за фильм!!!!Очень интересно и познавательно!и спасибо за уточняющие комментарии!!!А как было бы здорово увидеть настоящую свадьбу с ненецкими обрядами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Ж., я уже отмечала выше, что из комментариев к этому фильму можно отдельную книгу сделать:-) Что самое ценное - это свидетельства людей, которые все видели воочию, становились участниками описанных событий.
      Сама я не видела свадьбу. Конечно же,если бы довелось,обязательно поделилась бы с вами:-)

      Удалить
  31. Здравствуйте!
    Интересный фильм!
    Познавательные коменты!
    ...
    Право мне очень неудобно... Простите, если что... Если вопрос будет очень неприятен, лучше удалите его... Но у вас тут так откровенно обо всём говорят, что... ещё раз прошу прощения... очень хочется узнать... правду ли говорят, что у многих народов севера и ненцев в том числе, гостям из других племён предлагалось переночевать с женой хозяина? Мол этот обычай, вроде как обоснован тем, что необходимо было "обновлять кровь", так как, ввиду малочисленности, все женятся хоть и на дальних, но родственниках...
    Ещё раз извините за неудобный вопрос...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктор, раз уж Вы несколько раз извинились, придётся отвечать:-)
      Позвонила для верности нашему знатоку ненецкой жизни Юлии Александровне Ледковой. Вот что она ответила:
      Такой обычай у северных народов она знает. Распространён был у эскимосов и чукчей. У ненцев, возможно, но она не слышала.
      От себя добавлю, что был такой реальный случай, когда на остров Колгуев была направлена воинская часть "для укрепления обороноспособности" страны и, в том числе, обновления крови. Случай этот был описан в книге Тихона Сядейского (сейчас не вспомню, как название, пусть наши подскажут).
      Вот как-то так:-)

      Удалить
    2. Спасибо большое за ответ!
      Особое спасибо, что он был столь развёрнутым!

      Удалить
    3. Виктор,а я всегда радуюсь новым читателям, особенно таким вежливым, как Вы:-)
      Заходите, высказывайте своё мнение к любому посту, а мы тут всем миром постараемся, ежели что, на любой, даже самый неудобный вопрос, Вам ответить:-)

      Удалить
  32. Всем здравствуйте! Фильм потрясающий! Комментарии изумительные! Я хочу задать другой вопрос-олени ведь как члены ваших семей,а вам не жалко их убивать? Я вот вегетарианка,потому что мне жалко животных есть.Но я правда с Юга...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюшка, у людей тундры другая философия, нежели у жителей мегаполисов. Да, они любят и берегут своих оленей, но не расценивают как убийство употребление их мяса в пищу, шкур - для шитья одежды и обуви, строительства чумов. А сырое мясо и кровь восполняют недостаток витаминов. Раньше это была практически единственная профилактика цинги.
      Это вопрос выживания, вот и все. В тундре ведь нет магазинов с разнообразием выбора продуктов, а иначе, не исключено, кто-то прсиоединился бы к армии вегетарианцев)

      Удалить
    2. Вот спасибо за ответ! Честно говоря не ожидала,ведь 5 лет прошло) Очень приятно) Я не в мегаполисе живу,в маленьком городе,на будущее хотим в сельскую местность перебраться ,жить на природе.Я почему спросила,просто вижу какой у вас хороший народ.А олени у них такие добрые глаза,они ведь все понимают.НЕ обижайтесь пожалуйста) Просто животные тоже чувствуют боль и понимают все,в том числе когда их хотят убить.У нас на юге ведь тоже философия от вашей не сильно отличаеться-в основном все люди жить без мяса не могут и на нас вегетарианцев косо смотрят.Только у нас не оленей едят конечно,а коров ,свиней,овец.Хотя у нас очень богатый край и просто изобилие растительной пищи.Я вот 17 лет не ем мяса и голодной еще ни разу не была.Я с детства сделала свой выбор,мне жалко животных.Вы меня простите.Я не хочу Вас обидеть)Я сейчас в декрете и на досуге стала передачи в интернете смотреть всякие .И вот одну-другую посмотрела про Вас,очень меня задело в хорошем смысле)Стала про культуру ненцев изучать,именно Ваш народ заинтересовал.Много фильмов просмотрела,на Ваш сайт попала) А вот сказка Кукушка это взаправду было или вымысел? Еще мне очень интересно о жизни в тундре-вот мне кажеться у кочевых ненцев ,кто всю жизнь в тундре на природе живет наверное таких болезней как онкология,диабет,инфаркт и нет вовсе? А какая у них продолжительность жизни средняя? Наверное умирают только от старости,а не от болезней?Стрессов точно нет.Конечно меня вопрос гигиены смущает ,отсутствия душа.А в тундре нельзя какие то овощи выращивать,картошку например сажать? Неужели только оленей едят? Ну и рыбу ловят.И почему же кочевники не хотят поближе к цивилизации ,например в села хотя бы? А еще- вы настоящая ЧУмработница или это псевдоним? И платит ли Чумработницам зарплату государство? Мне так интересно в Вашем краю побывать...

      Удалить
    3. Катюшка, я в курсе всего,что происходит в моем ЧУМовом хозяйстве,так что не удивляйтесь оперативности ответа на пост пятилетней давности)
      На многие вопросы уже есть ответы в блоге. Открывайте вложенные страницы "О НАО", "Ненэця вада" и другие.
      Интимные подробности моей жизни - на странице "О ЧУМработнице". За 8 с хвостиком лет ведения ЧУМотеки могу считать себя самой настоящей ЧУМработницей) Представляете, сколько хлопот по моему большому дому?!)
      В перечне профессий есть и такая - чумработница. А в Ненецком округе даже почётное звание присуждается лучшим хозяйкам чумов- Почетная чумработница НАО.

      Катюшка, заходите в свежие посты, тогда Вас увижу не только я, а мои читатели. Уверена, Вам будет интересно с ними пообщаться)

      Удалить
    4. СПасибо) А можно тоже стать вашем читателем?

      Удалить
    5. Катюшка, а Вы уже мой читатель) Не надо никакой регистрации. Просто читайте, комментируйте, а если захотите,можете и сами на любую тему написать гостевой пост, а я опубликую.
      Вижу,что завели профиль Блоггер,это очень правильно. Ставьте галочку "оповещение о новых комментариях" под окошком комментария у постов, Вам на почту будут идти оповещения.
      Справа вверху -форма для подписки по эл.почте на новые посты.
      Словом, будьте как дома)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails