пятница, 18 января 2013 г.

О нас пишут. Прекрасное место под названием Несь

ЧУМработница уже не раз знакомила вас, дорогие друзья, с материалами об округе, которые создали люди, волею случая побывавшие в НАО. Ей очень хочется, чтобы её эмоциональные ЧУМовые этюды были разбавлены рассказами иного толка: более реалистичными, возможно, критичными, но всегда разными.
И это всё для того, чтобы вы смогли увидеть Ненецкий округ со всех сторон: и в фас, и в профиль.
Сегодня вы увидите НАО, вернее его кусочек, село Несь, которое вам уже известно по недавнему посту ЧУМработницы "Донеси ты меня до Неси", глазами профессионального метеоролога Александра Обоимова.
Прежде чем появиться в газете "Правда Севера" ( как раз на эту публикацию ЧУМработница и клюнула), статья Александра вышла на сайте Северного Управления гидромета. А там и текста побольше, и фотографии есть. Читайте, смотрите, на здоровье.

Если кому-то доведется побывать на Европейском Крайнем Севере, то он обязательно услышит о таком селе с необычным названием Несь. И живут там несяне. Слово-то какое, нежное.
Получив задание на командировку от нашего родного Управления, я первым делом позвонил в аэропорт, чтобы узнать – когда ближайший рейс. Девушка по телефону спросила мои паспортные данные и попросила перезвонить через два дня. Объяснила, рейс будет, но обязательно мне нужно уточнить - во сколько вылет.
И вот я в аэропорту Васьково. Цена билета меня неприятно поразила… Лететь меньше 500 км, а цена туда и обратно, как горящая путевка в Турцию. Ну, да ладно.
Ожидая регистрацию, встретил знакомого пилота Сокарева Василия, с ним мы вместе в прошлом году вместе работали на борту легендарного НЭС «Михаил Сомов», я был тогда начальником экспедиции, а он вторым пилотом.
Разговорились, и я узнал, что он, как раз и будет за штурвалом Ми-8, который доставит нас до места назначения… Наконец-то, закончились томительные минуты ожидания, мы прошли контроль и сели в вертолет.

НЭС «Михаил Сомов» у причала в порту Бакарица (фото с вертолета МИ-8)

Наш винтокрылый друг поднял нас в воздух, я смотрел в иллюминатор, внизу показался порт Бакарица, упустить возможность сфотографировать  наше судно НЭС «Михаил Сомов», стоящее у причала, которое за долгие месяцы экспедиции стало для меня родным, я, конечно, не мог. Кадр получился неплохим, жаль через стекло.
«С почином Вас, Александр Петрович!»,- отметил я про себя.  Позади, остался  Архангельск, через час приземлились на лугу рядом с какой-то деревней, к нам подсели еще два человека – взмыли ввысь, полетели.
Вот и Мезень, еще полчаса полета и люди на борту вертолета заметно оживились, это явная примета, что подлетаем. И точно, посмотрев в иллюминатор, увидел как вертолет начал снижение.
Приземлившись на летном поле, больше напоминавшее,  большой луг, мы вышли из вертолета. Начали подходить встречающие и просто зеваки. Прилет вертолета в эти места всегда большое событие.
-Вы на метео?- спросил меня мужчина, безошибочно угадав во мне инспектора.
-Не ошиблись,- утвердительно ответил я, улыбнувшись.
-Начальник метеостанции Лочехин Павел Брониславович,- представился мне встречающий.
Я также назвал себя, и поинтересовался насчет гостиницы. Брониславович засмеялся: «Дом большой, остановитесь у меня, а гостиницы у нас нет, хотя село немаленькое - около двух тысяч населения».
Мы зашли в здание местного аэропорта, маленькое деревянное строение, узнали расписание, я записался на ближайший рейс и Брониславович, несмотря на мои протесты, взял мою сумку, повел меня к своему дому.
Начальник метеостанции с усмешкой посмотрел на мои кроссовки, покачал головой: «Здесь-то дорог нет, Вы это сейчас увидите. Поэтому обувь не для нашего села. Хотя по мосткам пройти можно, но чуть в сторону по щиколотку, а, то и по колено в грязи. Ничего, подберем вам обувку». Говорил он «окая», немного похоже на вологодский говор, но оттенок был другой, как-то нежнее и певучее, растягивая слова.

Церковь Благовещенья в с. Несь

Неподалеку от аэродрома была видна церковь. Я спросил начальника станции: «В церкви служба есть?»  Павел Брониславович с сожалением ответил, что хоть и церковь отреставрировали, но нет батюшки, поэтому она и закрыта. А желающих священнослужителей ехать сюда в глубинку наверное нет.
Я решил поговорить об этой проблеме со знакомым мне отцом Дмитрием, который уже раз бывал с нами в экспедиции на НЭС «Михаил Сомов», может быть, он чего подскажет.
Позднее из различных источников я узнал, историю этого храма. В 1831 г. на основании Указа Священного синода "О правилах обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру" в Неси, на пути кочевья, была заложена деревянная церковь Благовещения.
8 апреля 1857 г. Несская церковь сгорела. Проект новой церкви подготовил протоиерей Мезенского собора Василий Фирсов, доработал инженер Архангельской палаты государственного имущества Г. Шварц. Сначала в Мезени сработали срубы, затем их перевезли в Несь по морю. Освящение церкви состоялось 16 апреля 1868 г.
В начале 30-х годов 20 века церковь закрыли, а священник Александр Ивановский выслан. Позднее здание использовалось под склады колхоза и рыбкоопа. Единственный сохранившийся колокол Несской церкви, отлитый в Ярославле в 1913 году на пожертвования прихожан, в конце 80-х  установлен на обелиске в память землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В 1995-м вновь появилась православная община. В 2003 году церковь получила второе «рождение». Была проведена полная реставрация здания, создано благолепие и внутренне убранство храма, восстановлена колокольня и построена воскресная школа, а также отремонтирован дом священника.
На средства частного жертвователя была приобретена в Соловецком монастыре старинная храмовая икона – Благовещения пресвятой Богородицы.
Такая вот, полностью отреставрированная и при этом пустующая церковь. Двери храма опечатаны, и стоит храм как символ Неси, купола его видны издалека…
По дороге Павел Брониславович рассказал о себе. Родился здесь же, в с. Несь. На станции он уже работает 27 лет, после армии бывший начальник Судзиловский Владимир Петрович, позвал к себе на станцию, через год поехал на учебу в Ростовскую гидрометеорологическую школу, еще через год вернулся с багажом знаний, которые стал применять на практике в должности техника-метеоролога.
Два с половиной года назад Судзиловский трагически погиб и Павел Брониславович принял станцию. В этом году отмечает полувековой юбилей, воспитал сына и дочь, есть уже внук и внучка. Заядлый рыбак и охотник. Услышав эти слова, я оживился, времени на инспекцию станции до следующего рейса вертолета, у меня было предостаточно. Поинтересовался, будет ли у нас возможность порыбачить в этих краях. На что начальник станции ответил: «С этим проблем не будет!»
Жена Павла Брониславовича – Лена (просила называть ее по имени) потчевала нас каждый день деревенскими блюдами и разносолами. Меню за неделю не повторилось ни разу. Тетерев тушеный, суп из куропаток, оленина отварная, оленина тушеная, грибы с картошкой, «губы» соленые (по-нашему волнушки), различные яства из дикого гуся, окуни запеченные, хариус жареный, салаты из моркови и дикого лука, морсы и варенье из северных ягод – морошки, черники, клюквы и брусники…
Сейчас вспоминаю это с легким сожалением, что не все успел попробовать. Лена сказала, что в магазине мало чего покупают, сын и муж все добывают сами. Рядом лес, река, болото, тундра – они кормят.
С раннего утра и до позднего вечера пропадал я на метеорологической станции. Сама работа несложная, но скурпулезная, нельзя было упустить ни одной мелочи. Все замечания и предложения были внесены мною в акт.
Незаметно пробежали напряженные дни работы на станции, с раннего утра до позднего вечера. Наступил долгожданный день, когда Павел Брониславович объявил, что завтра едем на рыбалку вчетвером. С нами еще поедут сын Игорь и брат Петр. Предупредил, что вставать придется в 4 утра. Меня это нисколько не пугало.
Вечер прошел в сборах и подготовке, проверен был лодочный мотор. Накопали «шуров», так местные жители называют дождевых червей, настроили удочки и спиннинги. В рюкзаки уложен провиант и все необходимое, что может понадобиться нам.
Я спросил у Лены пшена и репчатого лука, люблю пшенную кашу, приготовленную в котелке на костре. И мне очень хотелось угостить ее моих новых знакомых.
Вроде бы приготовлено, осталось лечь пораньше и выспаться, потому, как нам завтра силы будут нужны.
Утром, услышав скрип половиц, мгновенно проснулся. Брониславович с одобрением посмотрел на меня: «Молодец, даже будить не пришлось!»
Мотор почихав, с неохотой завелся и наш «Прогресс» понес нас вверх по течению. Я поинтересовался,  сколько по времени плыть по реке. Игорь снисходительно посмотрел на меня и с видом знатока оценил уровень реки: «Вода большая, доберемся быстро. Часа через полтора будем у цели. Тем более за рулем профессионал» (это он про себя). Я достал свою безотказную «Лейку» и сделал свои первые снимки на реке Несь.

Отплытие в верховья реки Несь

«Дышать полной грудью» - эти слова я в полной мере оценил именно здесь. На многие сотни километров нет заводов и других предприятий. Воздух чистейший, с нежной примесью запаха цветущей черемухи (а в Архангельске она уже давно отцвела). Кругом стояла первозданная тишина, и только звук нашего двадцатипятисильного «Вихря» нарушал гармонию природы.
- Сейчас будет Гамидовский остров, а от него еще чуть-чуть и мы на месте,- сказал Игорь.
Я приготовился снять остров, но увидев его, разочарованно переспросил: «Это и есть ваш знаменитый остров?» Игорь утвердительно кивнул.
«Остров» представлял собой клочок суши посредине реки размером 2 на 4 м весь заросший осокой.
«У местных жителей свое представление о достопримечательностях»,- иронично отметил я про себя. Зато песчаные двадцатиметровые обрывы с елями и соснами наверху никого не оставят равнодушным. Поэтому я сосредоточился на них.

Красивые берега на реке, здесь их называют «щелями»

И вот мы прибыли в конечную точку нашего плавания. Ручей Ёлгуй, который впадает в реку Несь. Местные названия мелких речушек и ручьев с ненецким колоритом. По-другому местные жители называют их «виски» (не путать с крепким алкогольным напитком, а вообще, может местным аборигенам еще нужно брать деньги с иностранцев за это, надо предложить). Местами лежал снег, а ведь уже середина июня.
Речная гладь, как зеркало. Комары еще не проснулись, поэтому защита от них пока нам не понадобилась.

Рыба на реке уже «играет»

- Сейчас чайку сообразим, и будем сплавляться потихоньку, только успевай смотреть, где хариус играет. Заметили, быстренько пристаем к берегу и облавливаем это место. Хариус любит тень, чтобы ручьи рядом были. Поклевка у него резкая, только успевай подсекать, слабину не давай,- учил меня Брониславович. Сплавляться будем с тобой на «Прогрессе», а сын с братом на резиновой лодке.
Я решил сварить кашу на костре, тем более время у нас в запасе было.
В трехлитровый котелок кроме пшена добавил репчатый лук и пару банок тушенки. Воду брали из ручья. Кстати, ее пьют все здесь сырую, кипятить не обязательно, такая вот чистая. Через пятнадцать минут к костру на запах подтянулись все, кроме Петра, который уже забросил удочку и, не дожидаясь завтрака, принялся за дело. По всему видно, что ему очень хотелось открыть счет первому. В чем он и очень скоро преуспел.

Буквально через минуту мы услышали его торжествующий возглас, и через мгновение он показался из-за кустов с хариусом в руке. Граммов триста, не больше. Но ведь первый!
Быстро покончив с кашей, попили чаю, схватили удочки и вперед облавливать реку и ручей. Увы, полчаса и ни одной поклевки. Даже щука не польстилась на блесну.
- Будем сплавляться вниз по реке, Петрович, (это касалось меня) ты на веслах и смотри по сторонам, увидишь всплеск, сразу к берегу, - давал мне наставления Брониславович.
 - Вода большая, клев будет слабый, -  резюмировал Игорь.
Но для меня-то самое главное – процесс. Хотя поймать своего первого хариуса на реке Несь мне очень хотелось. Вот уже «обрыбился» Брониславович, вытащил двух  приличных хариусков из под куста, Игорь тоже не заставил себя ждать, Петр достал еще двух, а у меня ни одной поклевки. Обидно, честное слово.
Но вот мы заметили сильный всплеск, пристали к берегу в пяти метрах и стали забрасывать удочки. Сильный удар сотряс мое удилище. Леска натянулась как струна. «Не давать слабину!», - вспомнил наставления и осторожно дрожащими руками я подтягивал к берегу сильную рыбину.
И вот он мой первый трофей. С гордостью я посмотрел на заядлых рыболовов. Мой-то экземпляр был не меньше их. Задача минимум была выполнена.

А потом дело пошло у всех. Решили пристать к берегу пообедать, тем более Игорь сделал «скоросолку» из хариуса.

Игорь чистит хариуса

После обеда мы порыбачили еще немного на реке, но клев, как отрезало, и было принято решение дойти до озера Листвиги, благо идти нужно было от берега метров триста. Я поинтересовался, какая рыба там водится. Оказалось только окунь, но черный, как уголь.
Пока шли до озера, я с удивлением обнаружил пионы. Как на Крайний Север они попали? Это же цветы Средней полосы. Надо будет задать этот вопрос нашим агрометеорологам, может быть они дадут мне ответ.
На озере я понял, что такое клев! Окунь брал непрерывно и действительно почти черный, полоски еле просматривались. Стандартного размера чуть больше ладони. Комаров было тут просто тучи, спасали противомоскитные сетки и репеленты. Через час клев, как отрубило, но рыбы уже поймано предостаточно.

Закат на реке Несь

- Лена опять будет ругаться, что окуней привезли. Придется мне их чистить, - горестно усмехнулся Брониславович.
А я был доволен, хороший клев, неплохой улов, масса впечатлений и в теле была приятная усталость, проблемы, с которыми сталкиваемся мы, городские жители, чужды жителям таких сел и деревень.
Поужинали у костра на берегу, потравили рыбацкие и охотничьи байки, наш смех то и дело раздавался над рекой. Я слушал их - этих, ставших мне за короткий срок близких людей и понимал, что если будет возможность, то обязательно еще напрошусь сюда в командировку. Чтобы еще раз ощутить всю прелесть этого края, подышать этим чистым воздухом,  услышать неповторимый говор местных жителей, неиспорченных цивилизацией, увидеть великолепные закаты над рекой и просто отдохнуть от городской суеты…
Винтокрылая машина, сделав прощальный круг над селом, взмыла вверх, унося меня все дальше и дальше от этого прекрасного места под названием Несь. И частичка этого прекрасного была со мной. Я ее сберегу.

Александр Обоимов,   Несь, НАО, июнь 2012

***********

О НАС ПИШУТ:
  1. НАО в глянце (журнал "Северные просторы" о НАО)
  2. НАО-картина датчанки Карины
  3. Ненецкий порядок по-московски
  4. Олени, люди и собаки живут дружно
  5. По зимней тундре: дневник Nobody
  6. Поморы и ненцы: дружба сквозь столетия
  7. Сбрендим по-ненецки?
  8. Своими глазами
  9. Север - это круто! Север - это НАО! НАО - это мы!
  10. Стены и люди: гостевой пост от Штефана Дудека

29 комментариев:

1. Оочень интересно, спасибо !! Но я надеюсь это летние воспоминания ??? :))))
    Конечно не романтично, но там наверно туча комаров :)))) июнь их любимый месяц :)))

Ответы
    1. sava dama, откуда такие глубокие познания?! На самом деле, в ненецком календаре комариный месяц - июль, но и июне этих товарищей хватает. особенно их много в лесу и у реки.
      Но, видимо, автор был под наркозом от блюд, которые готовила Лена и в эйфории от происходящего,так что комаров не заметил:-)

Удалить
  2. Слов нет, только междометия:"ОЙ-ЁЙ-ЁЙ". Как красиво там! Репортаж такой исключительно захватывающий.

Ответы
    1. Dodo, неудивительно,что захватывающий репортаж. Для мужчины рыбалка - это ведь священнодействие, это удовольствие выше среднего, это любовь:-)

Удалить
  3. Хороший человек писал. Искренне.

Впечатлил перечень блюд и разносолов Лениного приготовления! :) ЧУМработница, ты из этого меню чего пробовала?

Ответы
    1. Волнушка, еще раз пошла перечитать. Оглашу весь список.
      Тетерев тушеный-нет,
      -суп из куропаток - да,
      -оленина отварная, оленина тушеная-да
      -грибы с -картошкой-да,
      -«губы» соленые (по-нашему волнушки)-да,
      - различные яства из дикого гуся (тушеный и вареный только)-да,
      -окуни запеченные-да,
      -хариус жареный-да,
      -салаты из моркови и дикого лука, морсы и варенье из северных ягод – морошки, черники, клюквы и брусники… -Да!!!!
      Всё не часто, но имело место быть, кроме первого.

Удалить
    2. Ничего себе, сколько всего вместилось в одну хрупкую женщину! :)

3. Elena Rubric, скажу тебя по секрету, я давно уже не хрупкая. А то,что вы видите в ЧУМотеке - обман зрения:-))

4. Да лааааадно! (Сделаем вид, что мы тебе поверили! :) )

Удалить
  4. Инспектора подвергли удовольствиям - акт составил правильный. )))))

Ответы
    1. Mix, если ты приедешь с инспекцией, мы тебе тоже организуем программу, не переживай:-)

Удалить
  5. А зелень-то какая, и вода чистейшая. Просто мечта! У нас такой воды уже днем с огнем не сыскать. Да и зелень такая яркая-яркая только ранней весной бывает, пока солнце по ней не вдарит как следует.
    Можно мне тоже к вам с инспекцией приехать? :) Проверить на предмет нарушения безобразий - достаточно ли нарушаете, или надо помочь? :)

Ответы
    1. Ирина Delenn,насмешила:-)) Надо цитатку запомнить, на всякий случай.
      Когда-то была на Волге. Угостили меня рыбкой вяленой... А потом показали,как эту рыбку,плывущую брюхом кверху, вылавливают и коптят. Ужос!!!

Удалить
    2. Так вяленая рыба и копченая - это две большие разницы :) Уже жду твоего мальчика, вручу ему для тебя рыбки, пожалуй :)

3. Ирина Delenn, ну, не так выразилась:-)) Хотя для меня что вяленая,что копченая - не очень я понимаю прелести. Так что мальчику вручишь лучше орехи и сухофрукты южные:-))

6. ЧУМработница, спасибо огромное, что познакомила с таким интересным человеком. Так красиво описал он свое путешествие в Несь, да еще с живописнейшими фотографиями! Впечатление такое, как будто я тоже побывала на рыбалке. Два года назад я впервые в своей жизни побывала на рыбалке и первой поймала небольшого карасика, а эмоций было ого-го сколько!

Ответы
    1. Хлопотунья, я уже писала,что сначала наткнулась на статью в "Правде Севера", потом стала искать к ней фотографии. Сначала в группе "Несь" ВКонтакте нашла много красивых фото, начала вставлять в пост. А нашла статью полностью на сайте Гидромета, да ещё с фотографиями автора. Конечно, эффект присутствия обеспечен, когда живые снимки.
      Не рыбачка я, поэтому азарт сей неведом. Может, кто когда и затянет в эти сети, а пока могу только радоваться людям, которые этим болеют:-)

Удалить
  7. Очень душевная история, а пейзажи умопомрачительные!!!

Ответы
    1. Женя, а вот представила: если бы тебе нашу рыбу, ты бы таких кренделей напридумывала!!! амая удобная рыба для готовки, конечно, не окунь, и не хариус. Сиг и чир. Костей практически нет, мясо белое. Вкусно запекать, жарить,варить, а еще лучше - сырком:-)
      А из морошки ты бы ватрушечек напекла.. М-м-м:-))

Удалить
  8. Очень хороший репортаж,такой спокойный и трогательный! как хорошо,что можно узнавать о том,чего никогда не знал! природа-замечательная,красавица,одним словом!Разносолов таких никогда мне не попробовать,а запах почувствовала..:)
    Очень жаль,что Храм стоит опечатанным,может ещё откроют?
    Спасибо за такое великолепное путешествие-открытие!

Ответы
    1. Allochka,ну, положим, ты там в своей Хранции и покруче разносолы пробуешь:-)
      О Храме. да, грустно. Когда были в Неси на общем собрании с жителями, владыко Иаков сказал, что может рукоположить того, кто захочет нести бремя церковной службы. Но это ведь не каждому под силу! Люди веры - отдельная категория. Чтобы пригласить в Несь священника, нужно ему жилье, но пока вопрос так и не решен. думаю, здесь должна быть обоюдная заинтересованность и жителей, и администрации поселка,и церкви.

Удалить
  9. Рассматривала фотографии...и с удивлением увидела, что у нас у сада, на пруду, такие же островки, ну очень похоже. Так же обрывистые, заросшие местами травой, а сверху поросшие берёзами и соснами.И рыбаки тоже на этих островках иногда имеются.Интересно...наши "Щелями" могут считаться? Прекрасный рассказ у инспектора! Ощущение присутствия сразу появилось.Не люблю рыбачить, правда...совсем не понимаю этого.Но понимаю мужиков одержимых рыбалкой.Второй муж был рыбак.Места какие красивые! Охотно верю, что воду пьют из реки ...и даже представляю,какая она вкусная! Прям по фоткам видно!

Ответы
    1. Галина,у меня есть знакомая, которой, в связи со спецификой службы, нельзя выезжать за рубеж. Так вот, ей можно позавидовать. Она объездила всю Россию вдоль и поперек и видела немало мест, достойных восхищения. Мы свою страну просто плохо знаем. Уверена, в каждом регионе есть уголки, о которых вот так же можно, с придыханием и восторгом.

Удалить
  10. Ирина, я вас сегодня прям потеряла, не открывался ваш блог и все!Причем в разных браузерах! Мысли были самые мрачные! Слава Богу, что вы нашлись!)))))

ОтветитьУдалить
  11. Да? Очень интересно, значит хмель и в блог как-то впитывается,и чумотека тоже делается неадекват.

12. Александр Обоимов3 июля 2013 г. в 10:33

Я являюсь автором этой статьи. Огромное спасибо за отзывы. Места в НАО красивейшие, не написать о них, невозможно. Часто бываю в командировках, побывал в различных уголках Арктики. Если кого-то заинтересуют мои статьи, они есть на нашем сайте http://www.sevmeteo.ru/. В разделе НОВОСТИ. Публикуюсь там постоянно. Еще раз спасибо за теплые слова. С уважением, Александр Обоимов.

Ответы
    1. Александр, рада, что заглянули к нам на огонёк и спасибо за приглашение. Сигнализируйте, если что-то ещё будете писать о НАО, все публикации собираю и рекламирую в ЧУМотеке, особенно такие, написанные с любовью:-)

Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;