среда, 13 июня 2012 г.

Кто на Печоре не бывал, тот России не видал: гостевой пост от Михаила Летуева

"Что-то много кругом Михаилов развелось...", - подумала ЧУМработница. Только что успешно развиртуализировалась с Михаилом из Архангельска, ан тут - два тверских Михаила объявились! Не прошло и месяца, как два Миши-путешественника начали свой путь на лодочке в Нарьян-Мар.
О том, кто они такие и зачем тратят своё время на экстремальные вояжи, писал один из них - Михаил Летуев -   в гостевом посте "Хождения к Белому морю".
Сегодня же, дорогие друзья, у вас есть прекрасная возможность услышать из уст опять того же Михаила Летуева всю правду-матку о хождениях теперь уже по Печоре. На момент, когда Михаилы причалили к Нарьян-Мару, ЧУМработница была в командировке, поэтому когда она вернулась в родные пенаты, её дождался лишь один Михаил. Правильно! Летуев:-)

На подмогу ЧУМработница позвала блогоподругу ИрЭн.

Решили гостя покормить. , но в Нарьян-Маре с общепитом - напряжёнка, особенно, что удивительно, - в выходные и праздничные дни. Тут закрыто, тут перерыв. Порадовала "Кофемания". Из всего разнообразного пирожно-мороженого меню выбрали солидные блинчики с ветчиной и сыром. А, что вы думаете, едят отважные моряки-путешественники?!

Михаил сначала коротенько рассказал о перипетиях долгого пути "из варягов в греки", а на следующий день выдал ЧУМработнице готовый пост с картинками. Читайте и быстренько вопросы задавайте, пока Михаил еще в Нарьян-Маре. Кроме этого, сегодня у него прямой эфир в передаче Ненецкой ТРК "Актуальные встречи", так что жители НАО смогут его увидеть живьём.
****

Кто на Печоре не бывал, тот России не видал

«Неужели вам не страшно?» – спрашивали в пути рыбаки и представители местного населения. «Неужели такое возможно?» –  удивлялись  жители Нарьян-Мара, когда я рассказывал о себе и о том, каким образом прибыл в столицу НАО. Начну по порядку. Страшно, конечно, было, и не только потому, что совсем ничего не боятся только глупцы. Что касается второго, то здесь ответ, как говорится, налицо: мы живы, здоровы и чувствуем  себя прекрасно. Кто с нами пообщался, может подтвердить (ЧУМработница подтверждает - здоровы, прекрасно).
А для тех, кто еще не в курсе, по какому поводу ваш покорный слуга пишет эти строки,  поясняю. Я и еще один Михаил из Твери – Шуликов – прибыли в Нарьян-Мар на деревянной весельной лодке, пройдя на ней почти 800 километров по рекам Ижме и Печоре. Повторю: на весельной, без всякого  мотора, преодолевая милю за милей исключительно мускульной силой рук(ЧУМработница подтверждает - мускулы в наличии). Если кто скажет, что эта затея – не более чем попытка добавить адреналина в кровь, оспаривать не буду. Со стороны, конечно, виднее, хотя мы, отправляясь в данный поход, преследовали одну лишь цель – путешествие по великой реке. Считается, что тот, кто на Печоре не бывал, и России не видал.
Ну а теперь, как говорил Мопассан, а вслед за ним Остап Бендер, - ближе к телу. По оценке тележурналистки Ненецкой ТРК Екатерины Гончаровой, лодка напоминает детский кораблик. Сравнение более чем удачное, даже рядом со встречавшимися нам в пути «казанками» и «крымушками» наше, сделанное из фанеры и бруса, плавсредство походило на слегка раздувшийся спичечный коробок.

Ты помнишь, как всё начиналось? Михаил Шуликов
Идея сделать лодку, чтоб пройти на ней по маршруту, а затем оставить хорошим людям принадлежит Михаилу Шуликову, мастеру Золотые Руки, заядлому рыбаку, охотнику и путешественнику. Строили ее в Твери, затем в разобранном виде на машине привезли в Сосногорск, что в Коми, где под покровом ночи собрали и рано утром отправились в поход. К слову сказать, этот первый этап нашего путешествия и определил название лодки – «Сестричка», так как именно родная сестра Михаила Наталья на своем внедорожнике отвезла нас и наш провиант к месту старта.

Сестра Михаила Шуликова Наталья
Сосногорск
В момент старта погода была прекрасная, солнечная, быстрая Ижма несла нас вперед по водной глади. Но уже к полудню небо затянулось облаками и подул встречный ветер. Грести стало тяжело, поэтому решено было остановиться и переждать непогоду. Как оказалось, хотя мы это предполагали с самого начала, ветер на Ижме был, можно сказать, легким бризом по сравнению с тем, что ждало нас впереди.

Река Ижма

К вечеру ветер утих, мы отправились дальше. Позже, адаптировавшись к гребле и частой смене погоды, мы уже не останавливались, чтоб переждать ветер. Так, напевая для бодрости духа песни Высоцкого, Городницкого, Митяева, километр за километром мы проходили деревни и села Аким, Порожск, Поронес, Кедавом, Койю…

Ижемские берега
В том, что такой источник и носитель информации как «сарафанное радио» не теряет своей атуальности даже в наш век высоких технологий, мало кто сомневается. Да и вряд ли когда потеряет, особенно в глухих местах. Мы с Михаилом в этом убедились сами, правда, молва, полетевшая впереди нас, принесла нам только хорошее. Немного не доходя села Мощьюга, поравнялись с ребятами, сплавлявшими вниз лес для строительства промысловой избушки. Одного звали Игорь, второго, как и нас, Михаилом (Ну что, права была ЧУМработница?Опять Михаил!!). Как позже оказалось, это они сообщили таким же охотникам-рыбакам о том, что на весельной лодке идут два чудака из Твери. Сначала об этом поведал житель Мощьюги Виктор Антипин, проводив меня до магазина, а затем накормивший нас с Михаилом домашним обедом, по которому, надо признаться, мы за несколько дней плавания уже успели соскучиться.  Говоря о Мощьюге, нельзя не упомянуть деревянную колокольню при соборе Пресвятой Богородице, занявшую 1 место  в номинации «Культурный и исторический объект» конкурса «7 чудес Ижемского района». По словам местных жителей, это единственная деревянная колокольня во всей республике Коми.

Деревня Мощьюг
Колокольня в Мощьюге

Михаил Шуликов с Виктором Антипиным и его матерью Тамарой гурьевной
Позже нас как старых знакомых поприветствовали местные охотники. Шел предпоследний день охоты на птицу, ребята отмечали его отменной похлебкой на утином бульоне. Наши непродолжительные совместные посиделки у охотничьего костра чем-то напоминали всем известную картину.

Глыбы нерастаявшего льда
На привале
А вот в райцентре Ижма нас ждало первое препятствие. Ровно за сутки до нашего там появления (вот он, закон подлости, повлиять на который не может даже северное гостеприимство) через  реку протянули понтонный мост. Пройти под ним можно лишь с одной стороны, и то, даже моторки с ветровым стеклом там с трудом проползают. Чего уж говорить о нашей лодке с каютой. Разбирать, а потом снова ее собирать – сколько времени и сил уйдет? Выход был один – перетаскивать «Сестричку» через узкий перешеек дороги. Набросали бревен, и по ним впятером (спасибо, опять же, местному люду) как бурлаки проволокли суденышко.

Город Ижма
Понтонный мост
Бурлаки на Ижме
День за днем, час за часом - вот  мы и подошли к устью Ижмы. По пути нас угощали рыбой, предупреждали, что «если на Печоре волна разыграется, то это все», советовали держаться правого берега. После частых дождей и ветра на Ижме Печора встретила безоблачным небом и неподвижной гладью. Можно было даже не браться за весла – нас и так хорошо несло течением. Бескрайние Печорские просторы вызвали у нас эйфорию, сравнимую, наверное, с той, какую испытывает курсант летного училища, впервые после подготовки на тренажерах поднявшийся самостоятельно в небо. Впрочем, широкая северная река очень скоро дала понять, что она не любит тех, кто расслабляется хотя бы на минуту. Вечером третьего или четвертого дня плавания по Печоре мы попали в такой шквал, что в считанные секунды лодку захлестнуло волной и едва не перевернуло. Да и налетел шквал также в течение каких-то двух или трех минут. У каждого туриста случаются ситуации, когда он обращается к Богу. Как иначе объяснить то, что волна налетела в тот момент, когда мы шли не среди затопленного кустарника, а вдоль широкого пологого и полного дров берега? Разведя огромный костер, мы отогрелись и просушились. А сколько воды из лодки вычерпали?.. Литров десять, наверное, не меньше.

Печора бывает спокойной
А бывает и суровой...
Село Усть-Цильма
Церковь в Усть-Цильме
Кто-то отмечает переход экватора, а для нас событием стало пересечение северного полярного круга. На этот случай у нас заранее была припасена бутылка шампанского. Впрочем, долго пройти нам все равно не пришлось. Красный вечерний закат ясно говорил, что в течение дня погода испортится, поэтому стали искать место для стоянки. Нашли его быстро – в устье речки Сэдзьма. Немного отдохнули, половили рыбу, но третьи сутки ожидания у Печоры погоды нас стали уже утомлять. Решили выходить, во что бы то ни стало. Следующие три дня стали для нашей небольшой команды периодом испытания, если не на прочность, то на физическую выносливость - точно. Встречный ветер, волны, возникающее у песчаных отмелей обратное течение заставляли нас усиленно грести. Один - на основных веслах, второй подгребает и корректирует направление рулевым веслом.  В таком темпе мы за сутки проходили едва ли не вдвое больше, чем было запланировано, компенсировав даже вынужденное «стояние на Сэдзьме».

Печорские берега
Речка Сэдьзма
Сэдьзминский улов
Озеро Городецкое, Пустозерск, место ссылки и последующего сожжения протопопа Аввакума и троих его сподвижников. Побывать здесь, наверное, мечтает каждый человек, кто знает и любит историю нашей страны. Бродя среди столбов с табличками «на этом месте стоял дом…», кажется, будто время здесь замерло еще с середины прошлого века, когда переселяли жителей Пустозерска в другие места. Только свежие цветы на кладбище возвращают нас в сегодняшний день. В августе здесь должно состояться открытие часовни, которую на собственные средства построил предприниматель из Усть-Цильмы.

Городецкое озеро
Предполагаемое место казни протопопа Аввакума
Часовня в Пустозерске
Городище Пустозерск
Хэбидя Тэн. Идолы на мысу Виселичный
Крест экспедиции "Ушкуйники"
Этот крест на берегу озера поставил в память об экспедиции «Ушкуйники» в 1991-1993 годах по маршруту Великий Новгород – Пинега – Усть-Цильма – Нарьян-Мар – Ходовариха ее участник, житель деревни Устье, а ранее Пустозерска, Иван Кожевин. Одна из лодок сохранилась и сейчас находится во дворе строящейся базы отдыха в Устье.

Городецкий шар
Деревня Устье

Перенесённая из Пустозерска Преображенская церковь
Чем ближе Нарья-Мар, тем становится грустнее, что окончен поход. Поэтому и на озере постояли подольше, в удовольствие, и на последней стоянке недалеко от села Тельвиска. Нужно было подготовиться, себя в порядок привести, барахло перетряхнуть да сжечь лишнее. Надо сказать, что с собой мы даже не брали такие бессменные походные атрибуты как коврики и спальные мешки. Вместо них – старые пальто и шубы, которые хоть и валялись без пользы в кладовках, занимая место и кормя моль, выбрасывать было жалко. А тут сослужили последнюю праведную службу, и в костер. Еще и местные рыбаки помогли. Пристав к нам, подарили трех хороших щук, которых хватило и на уху, и закоптить.

Всю последнюю ночь похода нас поливал дождь, очевидно, чтоб воспоминания ярче были. Зато утром и весь следующий день – жара. Течение ближе к Красному городу тоже как-то стихло, заставляя сделать на последок рывок веслами. И вот – ань дорова, Нарьяна-Мар, мы на причале, где речные трамвайчики «Пустозерск», «Ясавэй» и «Ю. Россихзин» выпускают и запускают пассажиров, а «казанки» ждут своих хозяев. Огромное спасибо Светлане Безумовой за то, что встретила и помогла устроиться на ночлег, где наконец-то, после почти трехнедельного плавания, можно было поспать не в палатке на старых шубах, а на чистой постели.

Пробуем дары Печоры
Утром следующего дня дядя Миша сухогрузом ушел в Архангельск, куда уже вчера благополучно добрался. А я на несколько дней остался в Нарьян-Маре. Погостить, посмотреть здешние места, пристроить лодку в хорошие руки, да этот пост написать.
***********
PS от ЧУМработницы: Ну вот, дорогие друзья, теперь вам известен альтернативный путь с Большой Земли до Красного города. И незачем тратить целое состояние на авиабилеты - вёсла вам в руки!

37 комментариев:

1. Ответы
    1. Валерий, мне нравится стиль изложения Михаила. Читаешь,как сказку:-) Надеюсь,он сегодня сможет вам лично ответить.

2. Yes, interesting :)

2. Ох. Если честно, даже завидно чуток. Живут же люди! А тут сидишь себе сиднем и фик куда сдвинешься...
    А если серьезно, то я горжусь даже косвенным знакомством с такими людьми. Остались еще среди нашего странного и смутно-безумного мира такие вот настоящие люди, которые совершают настоящие поступки.

Ответы
    1. Ира,и это правильное определение: "среди странного смутно-безумного мира - настоящие люди". А кто-то ведь наоборот считает, и чудиками их называет:-)

2. "Все мы тут немного не в своем уме" (с) Льюис Кэрролл

"Осталось разобраться, кто из нас двоих сошел с ума: весь мир или я" (с) песня

3. Да, путешествие что надо... Хорошо, что все в дороге помогали, интересовались! Опять же прихожу еще раз к тому, что позитивного больше, хороших людей больше))))
    А в начале поста Михаил, наверное, для меня два раза повторил: "на весельной, без всякого мотора", а то я вчера при встрече несколько раз переспрашивала, как это без мотора такое расстояние!
    Молодцы, Михаилы!!!
    Да, ЧУМработница, альтернативный путь замечательный, но как-то не по силам...

Ответы
    1. ИрЭн, а вот прибедняться не надо. Вспомни-ка, как в прошлом году на президентских соревнованиях отжимались мощно? Наш ответ Президенту
      Везде нужна сноровка, закалка, тренировка. Какие наши годы?!:-))

Удалить
    2. Да, помню-помню... А канат?))))
      Может на веслах сможем))))))))

3. ИрЭн, точно! Канат! так что мы и бурлаками могём:-))

Удалить
  4. Какие молодцы, Михаилы!!!Настоящие мореплаватели1 И написано очень интересно, но страшно все-таки на такой маленькой лодке по Печере.

Ответы
    1. Надежда, если честно, вы из той же породы,что и Михаилы. Видели мы Вас с огромадным рюкзаком:-))

Удалить
  5. Клаааааааасс!!! Получаю удовольствие от созерцания и чтения, но сама... Радуюсь тому, что от подъезда дома до школы 240 шагов:)))

Ответы
    1. Валентина Викторовна, всяк по своему с ума сходит:-) Уверена, у вас есть своя изюминка,которая Михаилу будет не по плечу. Есть ведь?:-)

Удалить
    2. Да я вся - сплошной изюм:)))
      Ирочка, можно на "ты" и по имени. Аккаунт создавала для образовательного блога, поэтому - все было очень официально:)

3. Валя, да запросто! Я иногда осторожничаю "тыкать". Вдруг человек не готов, а я по-свойски:-)
      Про изюм - видишь, как угадала!

Удалить
  6. Очень интересно и красиво!!!

Ответы
    1. Света, заметила, какие фото? Учусь выбирать ракурсы, строить сюжет, ловить момент у таких вот опытных фотоохотников:-)

Удалить
  7. Придётся мне отвечать за Михаила, хотя наобещала,что он сам с вами поговорит. Чего-то ему не нравится наш Интернет:-)) Сегодня он был на прямом эфире в НТРК. Держался молодцом, был непринуждён и разговорчив. Все огромный привет и благодарность за теплые слова.
    Кстати,он позавчера успел побывать в Тельвиске в качестве корреспондента нашей Няръянки. Сегодня уже статью им сдал. О как надо работать!:-)
    Завтра его обещал Матвей забрать в свой чум с шаманом Колей и олененком, которому мы имя выбирали.

ОтветитьУдалить
  8. Ирина, спасибо! Очень интересно и легко читать статьи Михаила.

Ответы
    1. a-l-t-i,Михаил все-таки журналист со стажем - ему и карты-вёсла в руки:-)

Удалить
  9. Всё понимаю...зачем, почему.Но на вёслах...мощно! Настоящие мужики! Мы Печору хоть на фотках увидели.Хороший репортаж.Мир прекрасен чудаками!

Ответы
    1. Галина, скажи, сердце радуется,да? Не перевелись еще на Руси богатыри:-)

10. Юлия Александровна14 июня 2012 г. в 13:42

прочитала рассказ с большим удовольствием, замечательные фотографии. мы с семьей тоже очень любим путешествовать по матушке России, правда на автобусах, машинах, летать самолетами. замечательные слова "Тот, кто на Печоре не бывал, и России не видал". года 2 назад были в городе Старице Тверской области, так там свой есть подобного рода афоризм "Если Старица не город, то и Волга не река. городок старинный, вотчина Ивана Грозного, но по нынешним меркам большая деревня, может даже меньше нашего Нарьян - Мара. по улицам ходят куры и петухи, по ночам лают собаки. гостиница одна на весь город и напоминает нашу старую деревянную гостиницу Печору, но город очень интересный. есть даже каменеломни.

Ответы
    1. Юлия Александровна, пора придумывать поговорку про Нарьян-Мар.
      Кто в Нарьян-Маре не бывал, тот счастья в жизни не видал:-))

Удалить
  11. Ой, сколько всего интересного! Читала и смотрела с открытым ртом! Спасибо, Ирочка!!!

Ответы
    1. Таня Белович, ужасно интересно все то,что неизвестно:-)
      Мне в данной ситуации нравится отход от стереотипов.

Удалить
  12. Красота-а-а-а! Сила-а-а-а! Восхищение!

Ответы
    1. Люба,да-а-а-а! Уж (как сказал бы Киса Воробьянинов)

Удалить
  13. Дорогая Ирина, с Днём блогера тебя. Рада тому, что через блогосферу познакомилась со столь оптимистичным, светлым и умным человеком.

Ответы
    1. Dodo, и тебя с нашим праздником. Спасибо за добрые слова. Мне особенно нравится последний эпитет:-))

Удалить
  14. Замечательный рассказ! Михаил, честь вам и хвала!
    Ну что, ЧУМработница, в отпуск в этом году - водным путем?! :)

Ответы
    1. Elena Rubric, я настолько неоригинальна,что в отпуск опять воздушно-капельным путем:-)Опять на ЯК-42. Но ым сегодня были сообразительны и пересели на свободные места, там где запасной выход и ноги можно вытянуть. Если ты не знаешь,то в ЯК-42 сиденья так близко друг к другу,что ты думаешь: Не гномы ли конструировали этот самолетик?:-))

Удалить
  15. Знатное путешествие. "кажется, будто время здесь замерло еще с середины прошлого века, "
    Вот такими людьми и жива Россия.

ОтветитьУдалить
  16. Сэрра, ура! Рада тебя видеть и слышать! Тебя не хватало:-)
    То,что Россия прирастать будет провинцией,не я сказала, но так оно и есть. Наверное там, где люди близки к земле,происходит самое важное, самое верное, самое нужное действо.

17. Ира, признаться, в свое время я провела немало часов именно в ЯК-42, который летал между Минском и Ригой всего за 15 рублей в один конец. У меня от него остались самые теплые воспоминания, но это, видимо, потому, что была в молодости намного компактнее! :)))
    Или это был ЯК-40?...

ОтветитьУдалить
  18. Elena Rubric,да,может,и ЯК-42,но только новенький и молодой:-) В молодости мы все рысаки:-))

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;