"Надо работать над собой", - думала ЧУМработница, удаляясь от живописной группы из камня и бронзы, вольготно раскинувшейся у подножия культурно-делового центра "Арктика". Сложные отношения с высоким искусством в очередной раз не позволили ей сполна насладиться, проникнуться и войти в экстаз от увиденного.
Ещё за три дня до открытия выставки скульптуры "Аллея Победы", которую привезли в Нарьян-Мар питерские художники, в соцсетях появились фотографии уличных творений с бурным обсуждением на тему "что бы это значило". ЧУМработница посчитала своим долгом увидеть всё своими глазами и убедиться в истинности высказывания Владимира Ильича Ленина про искусство, которое принадлежит народу. Причём она хотела не просто обозреть фигуры, но и лично познакомиться с их создателями. В час Х она пересекла площадь Марад' Сей (нен., Сердце города) и двинулась на встречу с прекрасным.
Война и мир
На площади перед КДЦ "Арктика" толпился народ вперемешку со скульптурными композициями.
Директор окружного Выставочного зала, умница и затейница Алёна Одегова, открыла выставку и подробнейшим образом поведала, кто из художников почтил своим присутствием Нарьян-Мар лично, а кто - заочно, делегировав вместо себя свои работы.
Как было заявлено организаторами выставки, посвящена она грядущей 70-летней годовщине со Дня Победы. Параллельно прослеживается тема мира.
Материалы, из которых памятники были изготовлены, - бронза, медь, камень, известняк, дерево, стеклопластик, сталь, гранит - внушали уважение. Не менее впечатляли методы их обработки - ковка, рубка, газовая резка.
ЧУМработница умолкнет на какое-то время и даст вам оглядеть беспристрастным взором питерские шедевры.
Евгений Ротанов. Память детства |
Наталья Карпова. Реквием |
Сергей Борисов. Слушающий камень |
Избыткин Валерий. Письмо дедушки с фронта |
Избыткин Валерий. Похоронка |
Антонина Фатхуллина. Золотой воин. |
Виктор Сиренко. Опалённые войной. Фёдор Крушельницкий. Голубь мира. |
Возле некоторых фигур народ застывал в глубоком молчании, пытаясь осознать и переварить идею произведения.
Сергей Борисов. Окаменелость |
Фёдор Крушельницкий. Фигуристы
|
Искусство с доставкой на дом
Первое, что пришло на ум ЧУМработнице при виде новых сооружений в центре Нарьян-Мара, - как это большое искусство доставили на место?!
Станислав Прокуроров, директор питерской компании "Thoth art" (перевозка выставок), никому не доверил столь серьёзный груз и самолично отправился в ненецкий край по воде и по суху. Этот путь "из варяг в греки и обратно" известен многим НАО-автолюбителям, но вот новичкам надо обладать изрядной долей авантюризма для такого путешествия.
По большому счёту, всё не так сложно, как кажется: от Санкт-Петербурга до Коми Республики по трассе, а там на пароме по Печоре до Нарьян-Мара. Если бы только не скульптуры весом в 1700 килограммов и специальный лифт для их установки в кузове автофургона.
Арифметика простая - трое суток, и ты из края белых ночей попадаешь в край ночей солнечных. Станислав похвастался фотографиями, которые сделал в пути и обещал скинуть их ЧУМработнице по возвращению в Санкт-Петербург. Буквально с минуты на минуту он собирался отчалить по проторенной дорожке в родной город на Неве.
- А скульптуры? Дарите? - нескромно спросила ЧУМработница.
- Заберу в сентябре, - ответил Станислав.
"Скульптуры по осени считают", - подумала ЧУМработница. - "Пока 11".
Ах, эта девушка с отбойным молотком
Наибольшее внимание зрителей, вероятно, по причине понятности форм и замыслов, привлекала зеленоватая фигура мужчины с копьём. Мужчина олицетворял собой "идеалы зари человечества, застывший в вечности" и почему-то напомнил ЧУМработнице оленевода, ловко бросающего не копьё, но тынзей на шею оленя. Та же выверенность движений, та же суровая грация.
Автор воина - Антонина Фатхуллина - показалась ЧУМработнице совсем-совсем молоденькой.
Но та поспешила её разубедить, рассказав про взрослого сына и регалии, которые успела заработать в своём Отечестве после выхода из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица:
Но та поспешила её разубедить, рассказав про взрослого сына и регалии, которые успела заработать в своём Отечестве после выхода из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица:
- член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России,
- лауреат президентской стипендии,
- лауреат молодёжной премии правительства Санкт-Петербурга в области изобразительного искусства,
- победитель городских конкурсов
- на проект памятника И.И. Сикорскому 2011 год,
- «Посвящение Санкт-Петербургу. 1703-2013 годы»,
- автор трёх скульптур в Санкт-Петербурге.
По поводу последнего пункта ЧУМработница хочет доложить отдельно. Так просто в цитадели мирового искусства свои творения по улицам расставлять не дадут, поэтому она сильно зауважала Антонину в связи с этим. Из трёх заявленных она разыскала лишь один, но какой!
Если будете в Финском переулке, обратите внимание на металлическую конструкцию под названием "Поцелуй". Если вам покажется, что это не поцелуй, а голубь (он же Петербург), пьющий воду из лужи и целующий своё отражение, то вы разгадали затею автора.
Если же и голубя не увидели, и лужи не разглядели, значит, вам тоже надо работать над собой, как и ЧУМработнице.
Она, кстати, спросила, а как же Антонина дошла до жизни такой? Как хрупкая девушка умудряется создавать такие мощные сооружения? На что та ответила - сварочный аппарат ну очень лёгкий, а конструкции она не поднимает на весу, а просто обрабатывает.
Раньше ЧУМработница знала лишь одну "монументальную" женщину - Веру Мухину с её памятником рабочему и колхознице. Теперь её личный список пополнился ироничной и талантливой Антониной Фатхуллиной.
Больше жизни!
Как гласит Википедия, "Жанровая городская скульптура - вид уличной скульптуры, характерной особенностью которого является
демонстративно подчёркнутые отсутствие монументальности и демократизм. С целью
органического вхождения в городскую среду и её оживления объекты жанровой
городской скульптуры, как правило, устанавливаются без постамента и даже подиума, что в наибольшей степени
приближает их к зрителю.
Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда. Скульптуры скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем. Далеко не все подобные скульптуры имеют название, предоставляя зрителю возможность самому придумать его".
Именно таких неформальных и демократичных новообразований не хватает Нарьян-Мару. Может быть, лишь оленевод с лайкой и оленем из оленетранспортных батальонов? Но уж больно тема серьёзна и не располагает к шуткам, да это и не скульптура, а памятник.
Антонина метким взглядом профессионала оглядела пешеходную улицу Смидовича, в простонародье Арбат, и заметила, что там есть как будто специально созданные для скульптур ниши. ЧУМработница сто раз по Арбату ходила, но не замечала. Решила проверить и убедилась в правоте профессионала. М-да... Грустновато.
Выставка питерских скульпторов вновь пробудила в ЧУМработнице горячее желание максимально украсить суровое пространство заполярной столицы. И раз есть в ней Сердце ( площадь Марад' Сей), то жизненно необходимо обрести и своё лицо - симпатичное, ни на кого не похожее, солнечное.
Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда. Скульптуры скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем. Далеко не все подобные скульптуры имеют название, предоставляя зрителю возможность самому придумать его".
Именно таких неформальных и демократичных новообразований не хватает Нарьян-Мару. Может быть, лишь оленевод с лайкой и оленем из оленетранспортных батальонов? Но уж больно тема серьёзна и не располагает к шуткам, да это и не скульптура, а памятник.
Антонина метким взглядом профессионала оглядела пешеходную улицу Смидовича, в простонародье Арбат, и заметила, что там есть как будто специально созданные для скульптур ниши. ЧУМработница сто раз по Арбату ходила, но не замечала. Решила проверить и убедилась в правоте профессионала. М-да... Грустновато.
А если так?
Когда-то в Усинске ЧУМработница до слёз умилилась увековеченному в бронзе Комару. Долго возле него стояла, фотографировала, а позже, при одном воспоминании о нём, невольно расплывалась в широкой улыбке.Выставка питерских скульпторов вновь пробудила в ЧУМработнице горячее желание максимально украсить суровое пространство заполярной столицы. И раз есть в ней Сердце ( площадь Марад' Сей), то жизненно необходимо обрести и своё лицо - симпатичное, ни на кого не похожее, солнечное.
Ещё о выставке:
- видеосюжет НТРК "Аллея Победы под открытым небом"
- статья "Аллея Победы" в стиле модерн
- об участниках выставки - на сайте Выставочного зала
Организаторы выставки "Аллея Победы": Управление культуры НАО, Комитет по
культуре Санкт-Петербурга и Выставочный центр Санкт-Петербургского отделения Союзахудожников России.
PS: А есть ли в ваших городах и весях, дорогие друзья, памятники или скульптуры, украшающие, вдохновляющие, радующие глаз и поднимающие настроение? Если есть, то не жадничайте - похвастайтесь, поделитесь опытом и идеями на заданную тему.
Ух...ты... Хорошо вам! Мне "Золотой воин" понравился!:)
ОтветитьУдалитьПровансАллочка, чувствую я, в твоём городе любимая живая скульптура - товй кошара Мишка)))
УдалитьА мне Поцелй. Голубей я сразу рассмотрела : ) Уличная скульптура- это здорово.
ОтветитьУдалитьАлёна Березина, зашла к Вам в гости, поняла,что жара не даёт мыслить и жить в полную силу, решила помочь) нашла в сети Скульптурные композиции Кемерово
УдалитьЧто понравилось:
- "От улыбки" - слон с улиткой, как в детской песенке про "Улыбку",
-Собака - от тех, кому небезразлична судьба бездомных животных,
-Коногон - в память о тяжёлом труде в шахтах Кузбасса,
- В шесть часов вечера после войны,
-Колыбель.
Вот так)
У нас в Красноярске есть памятник алкоголику. Мне бы возмутиться, почему именно в моем родном городе, если вся Россия-матушка пьет. Но милый такой алкологик, только несовременный, в шляпе, с бантиком на рубашке. Собачка рядом тоже милая, думает, что это столб)))
ОтветитьУдалитьvictor_k, порадовалась за Красноярск, у которого отличное чувство юмора.
УдалитьНашла ещё одну достопримечательность вашего города - скульптурную группу "Дядя Яша и его стажёр" - Здесь смотреть и читать историю
У нас подобный парк есть недалеко от завода Абрау-Дюрсо, прямо на берегу озера Абрау. Что изображено - часто сложно понять, но люди фотографируются, радуются. Пусть так, чем просто скучные, или не очень, клумбы.
ОтветитьУдалитьИмела ввиду парк скульптур...
УдалитьГалина Солоденкова, набрала в поиске "парк скульптур Абрау-Дюрсо", выдало:
УдалитьАрт-Парк Абрау-Дюрсо
И ведь я была в Абрау, но такого чуда не заметила! Видимо, посещение объекта надо начинать не с винных подвалов)))
Голуби целующиеся очень впечатлили. Я, кстати, сначала не могла понять, почему голуби называются "Поцелуй"))) Потом разглядела) У нас в Краснодаре на ум сразу приходят гуляющие собачки http://www.etovidel.net/appended_files/big/4b71143c03d0d.jpg
ОтветитьУдалитьОчень милые)
Эльвира, зашла по ссылке, полюбоваласьсобачками (по-моему бульдожки?) Почитала цитату из Маяковского о Краснодаре (ей богу, не слышала никогда!) :
УдалитьЭто ж не собачья глушь,
А собачкина столица!
:-)
Поняла, что мне нужно развивать в себе восприятие современного искусства, как-то я не в экстазе
ОтветитьУдалитьОльга Николаевна, записываю в группу по самосовершенствованию. Тема первого занятия: "Экстаз как одна из форм восприятия непознанного и непонятого"))
УдалитьБудьте добры! И меня запишите. Чет я пока въехала.
УдалитьПриедем-гляну, могЕт пойму лучше))))
ИрЭн, а я уже понимаю, почему мы "не въехали". Когда эти фигуры стоят вместе, у меня лично создаётся ощущение некой дисгармонии.
УдалитьВот если бы они стояли на улице поодиночке, причём органично вписываясь в городскую среду - было бы совсем другое впечатление.
А ты успевай до конца августа вернуться. Мы тут за ними присмотрим)
Очень приятно, что появилась такая большая и подробная статья по поводу нашей выставки.
ОтветитьУдалитьВедь это было довольно трудная и странная затея, которую сложно воплотить в жизнь. И только благодаря пассионарности Александра Васильевича Сайкова проект реализовался в жизнь.
Интересны все комментарии и реакции на эту выставку.
К сожалению до авторов чаще всего доходят негативные отзывы т.к. они по природе своей обладают большей энергией. Само существование положительного восприятия вдохновляет.
Спасибо огромное!!!
Антонина Д-Ф, "большая и подробная статья" - потому что больная мозоль)
Удалитьну очень хочется жить в красивом городе - с цветниками, детскими парками, велодорожками, весёлыми памятниками, ровными дорогами и удобными тротуарами (размечталась)))
Честно призналась в самом начале пост по поводу сложности восприятия искусства в его нестандартных формах.
"Трудная и странная затея" - да уж... Думаю, Станислав, как только доберётся до дома, поделится своими дорожными снимками. Сложно представить, как ваши воины и окаменелости ехали на новое место жительства)
И могу поспорить насчёт бОльшей энергии негатива. Уверена на все сто, что позитив даёт намного более мощный заряд, который даёт силы продолжать начатое.
Так что мы тут стараемся дать вам положительное ускорение)))
22 июля пошла в "Арктику" по делам. Подхожу. Вижу чудеса. Зашла, спрашиваю, кто это сделал. Отвечают:" Да кто-то приехал... Мудрят"...
ОтветитьУдалитьВышла. Ни души, но НЕОБЫКНОВЕННОЕ явление. Дома стала искать информацию в своем искусанном планшете. В ТРК " Север"- очень кратко.
Сегодня вспомнила дорогую Чумработницу. Все узнала. Получила огромнейшее наслаждение и радость. Радость за то, что некоторые фигуры напомнили мне о жизни моих предков ( при мне они перешли на оседлый образ жизни).
Какая чудесная выставка доставлена в наш за полярный край.
Ведь камень не только слышит, но дает информацию. Наши предки играли в камни и камушки. Даже мы играли в "Тыськотва". Множество камушек-олени, а один по крупнее- оленевод. Мы по очереди ловили оленей по одному, по два, по три' и так далее. Кто сможет выловить в один прихват больше других, становится победителем. В2002г. Видела у ямбтовцев около чума конусное сооружение и камушки в определенном порядке, словно на работе одного из художников-ленинградцев.
Фигура с голубем напоминает сядэя. В работе Антонины увидела мальчика, метающего копье. По воспоминаниям моего дедушки Тита Ионыча мальчики брали удобную ветвь ивы, подравнивали ее, заостряли и метали. У ловких победителей "копье" легко пролетало через снежный сугроб. Великий Коми певец Валерий Леонтьев в воспоминаниях вспоминает эту игру. Его отец,ветврач, брал сына в тундру.
А глядя на работу Натальи, слышишь музыкальный реквием.
СПАСИБО, дорогие художники Северной столицы( она была таковой и в годы моей учебы в 53-64г.г.).
СПАСИБО за ВОЛШЕБСТВА и за АЛЛЕЮ ПОБЕДЫ!!!!!!!
Роза Ивановна, под впечатлением Вашего комментария - Вы редко, но метко)
УдалитьНеожиданные ассоциации, тёплые воспоминания, живые чувства - наверное, именно ради этого и творят художники.
Выше я писала Антонине о силе позитивного посыла. Ваш отзыв тому подтверждение)
Люблю я таких людей, как Антонина, у которых «всё просто». И уверена, что с чувством юмора у хрупкой барышни со сварочным аппаратом всё в порядке. Антонина, спасибо за «Поцелуй»! Он невероятно петербургский.
ОтветитьУдалитьИра, меня, конечно, «Блокадный хлеб» и «Похоронка» зацепили. Я не знаю, что это. Память города, где живу? Ответственность? Стремление сохранить внутри себя слова Ольги Берггольц:
Нам от тебя теперь не оторваться.
Одною небывалою борьбой,
Одной неповторимою судьбой
Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.
Понимаешь, почему-то я тоже ленинградка. Блокада — часть моей жизни. Хотя исторически всё не совпадает. «Только б не было войны».
Лена Воронина, вот об авторе "Похоронки" и "Письма дедушки с фронта" Валерии Избыткине:
Удалить"Среди них замечательные работы Валерия Избыткина, чьи произведения находятся в разных коллекциях в России и за рубежом, а 4 работы пополняют собрание Русского Музея. Основной материал, с которым работает скульптор - петербургский известняк, спрессованный из разноцветных песков и глин, что позволяет делать разноцветную скульптуру и живописные рельефы. В жанре рельефа Валерий Избыткин создает книги в камне; пишет тексты и иллюстрирует их камнями. Им созданы повести «Диалоги с Богом», «Вино Победы», а также «Дворовые рассказы». На выставке в Нарьян-Маре представлены две работы из повести «Вино Победы». Этот цикл из 12 работ автобиографический и посвящен его дедушке, Георгию Изманэ, виноделу из Молдавии, который пропал без вести в боях при освобождении Ленинграда. Строчки его письма, как и похоронку о его гибели, он увековечил в камне."
Об Игоре Андрюхине нашла много интересного. Это очень известный мастер по металлу. В 1999 году он выиграл (пройдя все 3 тура) в международном конкурсе дизайна «Проект Тысячелетия» (Millennium project) — крупнейшем соревновании такого плана в Европе — проходившем в Великобритании.
В небольшом городке под Лондоном теперь стоит грандиозная по замыслу и размеру (6,5 метров высотой) скульптура — «Рог изобилия»,
исполненная по старой английской технологии с применением гранитных валунов и кованого железа (проект этой скульптуры был закуплен у художника английской королевской семьей).
Словом, люди в гости приехали именитые.
Твой пост о бабушке каждый раз перечитываю с душевным трепетом. Думаю, каждому из нас периодически показаны такие инъекции истинности как рассказы о блокаде.
А мне понравились фигуристы. От души улыбаюсь. ))))
ОтветитьУдалитьMix, открою тебе страшную тайну - они многим понравились и те многие так же от души улыбались)))
УдалитьДоброй ночи! Только вошел домой. Завтра отправлю фото с дороги. До встречи!
ОтветитьУдалитьСтанислав, рада,что добрались хорошо. Жду с рассказами и фото) Можете,кстати написать гостевой пост с картинками и методическими рекомендациями по автопробегу из Питера в Нарьян-Мар и обратно)
УдалитьПоследние новости. Привет от Игоря Андрюхина. Он собирается "сделать скульптуру из нержавеющей стали для нашего сквер". Наверное, сквер -это Арбат.
ОтветитьУдалитьУже интересно, Что это будет)
Впечатляющая выставка, ничего не скажешь!
ОтветитьУдалитьФигуристы порадовали)))
А вот "Поцелуй" не видела((( Переулок где-то не в моем ареале обитания
Leg Ko epohi tak, вчера проходила мимо - стоят фигуры, народу никого (как обычно, лето, когда народ на выезде), пасмурно, грустно. Такими они мне показались неприкаянными (кроме Фигуристов:-)), что подошла, поговорила, успокоила, пообещала тепло и внимание).
УдалитьСкульптура Евгения Ротанова "Память детства" стоит также у нас в Петербурге во всеми любимом сквере "Серебка", который находится между ул. Орбели и пр. Институтский. Детки эту скульптуру очень любят))
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Нашла фото вЭнциклопедии СПб
УдалитьКак этому мальчику хорошо в таком зелёном сквере)
Кстати, нарьянмарцы принесли гвоздички к каждой скульптурной композиции.
По поручению Игоря Андрюхина добавляю его привет НАО (так и было - заглавными буквами):
ОтветитьУдалить"КРАЙ С ТАКОЙ СИЛЬНО ИСТОРИЕЙ ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ НА СВОИХ ПЛОЩАДЯХ И УЛИЦАХ ЕЁ ОТОБРАЖЕНИЕ . ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ ТАМ."
Игорь, и мы не возражаем!)
Я очень люблю именно уличные скульптуры. Когда мы были в Красноярске,специально посетили знаменитого "Дядю Яшу и стажёра" и после этого появился пост о подобных скульптурах в других городах. У нас в городе этого нет, но в Екатеринбурге наблюдаются. В нашем городе к дню металлурга появился памятник-скульптура бронзового рудокопа. Но это всё-таки памятник. Из уличных есть попроще:композиция "Любовь"-два сердца на небольшом постаменте и горожанами он любим. Скульптура скорбящей матери на Вечном огне из металла тоже очень трогает за душу. Но надеюсь, что будет больше таких вот незамысловатых, но которые " скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем.", цитируя ЧумРаботницу. А на вашей выставке понравилась скульптура "Жернова"...очень глубокий смысл. И "Слушающий камень"-какое-то мистический, глубинное прикосновение к природе. Хочется пожелать всем авторам творческих удач и новых выставок!!! А вашему городу новых скульптур. И нашему.
ОтветитьУдалитьГаля Исаева, задала ты задачку с постом про скульпутуры в твоём блоге. Еле нашла, а разыскав, порадовалась чудесной подборке скульптур. Особенно улыбнули сантехники из разных городов России)Вот здесь все они, голубчики)
УдалитьНу не знаю..я попробовала забить в поиск "Дядя Яша и стажёр" и сразу показало нужный пост. Я как то не ставила целью озадачить тебя, ЧУМработница, когда писала коммент...извини! И спасибо за ссылку...Свою коллекцию пополняю активно.
Удалитьочень жаль мне, что не успеваю я посмотреть эту выставку. уж очень я люблю все такое. знаете, вот по поводу непонятных форм или сюжетов, так это надо в испанию съездить: там в городах отдельных по всему городу такие скульптуры, что невольно начинаешь жалеть их творцов: то ли у них материалов для изготовления целостного образа не хватило, то ли просто не знают они как должны выглядеть недостающие части их скульптур. потому как мне, русскому человеку, целостному с физиологической точки зрения, совершенно не ясно как в центре города можно выставлять фигуры порубленных людей : то спину кто-то сгрыз, то руки с ногами как-то частично присутствуют, про головы вообще молчу - там с ними вообще чудеса какие-то....
ОтветитьУдалитьвспоминая те самые образы, радуюсь, что в скульптурах представленной выставки мне, слава Богу, все понятно :-)
Валентина Б., Валя, ты наверняка нам из Испании пишешь?) В Барслеоне меня впечатлили творения Гауди. Наша экскурсовод, милая хохлушечка, рассказывала, "хэкая" по-украински: "Хауди в детстве очень часто болел, поэтому мама давала ему разные лекарство, от которых у него случались галлюцинации. Под влиянием этих галлюцинаций он и сделал многие свои сооружения"))
УдалитьДа, меня очень впечатлил огромный конь в аэропорту Барселоны или. вот такие три грации 56 размера))