Пока выпускники школ борются со страшными словами на три буквы, ЕГЭ и ОГЭ, счастливчики из других классов уже вкушают прелестей школьных каникул. Возможно, вы не в курсе, дорогие друзья, но некоторым их сверстникам из Ненецкого округа, чтобы "вкусить", недостаточно прибежать домой и забросить портфель на антресоли - им надо сесть на вертолёт и преодолеть не одну сотню километров до родного чума.
По информации Управления образования Администрации Заполярного района, в пришкольных интернатах Ненецкого автономного округа проживают более 500
воспитанников из оленеводческих бригад и населённых пунктов, где нет основной или
средней школы.
- с. Великовисочное - дети из деревень Тошвиска, Щелино, Лабожское и Пылемец;
- п. Индига - дети из посёлка Выучейский;
- п. Красное - дети из деревни Куя и оленеводческих бригад;
- с. Несь - дети из Чижи и оленеводческих бригад;
- с. Нижняя Пёша - дети из деревень Волоковая, Верхняя Пёша, Белушье и Волонга;
- с. Оксино - дети из Хонгурея и Каменки;
- с. Ома - дети из Снопы, Вижаса и оленеводческих бригад;
- с. Тельвиска - дети из Макарово и Нельмина Носа;
- п. Усть-Кара, п. Хорей-Вер, п. Каратайка - дети из оленеводческих бригад;
- п. Шойна - дети из деревни Кия и оленеводческих бригад;
- Ненецкая школа-интернат им. А.П. Пырерки - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из п. Бугрино, п. Амдерма, п. Усть-Кара;
- коррекционная школа VIII вида - дети из школ Заполярного района по предписанию психолого медико-педагогической комиссии и на основании заявления родителей.
Ежегодная кампания по
доставке детей домой на
летние каникулы - дело привычное. По традиции в двадцатых числах мая первый борт Нарьян-Марского авиаотряда
совершает рейсы на запад, в районы Хорей-Вера и Харуты. Затем «школьный»
вертолёт направляется в район поселка Красное, на места базирования общин «Ерв» и «Харп». Далее - Нельмин Нос, Бугрино (остров Колгуев), Амдерма,
Усть-Кара и Варнек. Самый длительный воздушный маршрут - на запад
Заполярного района: Хонгурей, Коткино, районы Пешского куста и Омы с посадками в населенных пунктах до самой крайней точки
маршрута – поселка Шойна.
В качестве иллюстрации к сухим цифрам и фактам ЧУМработница предлагает вам, дорогие друзья, два ярких тематических репортажа.
В школу
Автор первого очерка - киевский блогер Александр Чебан, с которым ЧУМработница подробно знакомила вас в посте "НАО глазами блогеров". Среди многочисленных постов блога Александра есть интереснейшая "Школьная серия", объединяющая рассказы о школах разных стран и народов.
Итак, все сюда:
В конце августа в тундру прилетает вертолет, долго ищет чум
кочующих оленеводов и забирает оттуда детей в школу-интернат... в следующий раз
ребенок увидится с родителями только перед Новым годом. Это и есть самая
распространенная модель школьного образования детей кочующих общин оленеводов.
Мы с вами отвозим детей в школу на машине, забираем после уроков… На севере у
коренных народов школьное образование имеет совсем другие правила. Об этом моя
статья сегодня, я расскажу о замечательных педагогах, с которыми познакомился в
Нарьян-Маре. Читай и смотри дальше.
Домой!
С автором второго очерка вас знакомить не имеет смысла. Матвея Чупрова теперь и в тундре, и в степи, и в сети каждый знает. Перед вами - очередная серия его тундрового сериала.
Школьный вертолет завтра. Какого числа он будет, стойбище
узнало за неделю от прилетевших с нами из Каратайки оленеводов. И обычно
стихийное из-за отсутствия связи с поселком мероприятие по встрече превратилось в подготовленную операцию.
По детям соскучились. Веселее с ними
всегда. Да и дети в бригаде все школьного возраста. С вечера все готовят
посылки в посёлок, в основном оленину и гусей. Гостинцы из тундры. И ждут…
Утро, юркуем. Никто далеко не поехал, все нашли себе дела около чума. В
ожидании вертолета. И вот он летит.
«Школьный борт». Встречи, слезы, радость! И стойбище как
будто просыпается и расцветает в очередной раз за эту весну, наполняясь детским
смехом, играми и безмятежными лицами. Кажется, даже собакам и оленям стало
веселее. Значит, конец зиме!
Впереди лето, три месяца каникул. Мальчики будут работать
наравне со взрослыми, ловить рыбу, охотится, пастушить. Девчонки будут помогать
по хозяйству, пробовать себя в роли хозяек. Наконец-то все вместе: люди, олени
и собаки и их дети. Вместе на своей земле. Так, как было всегда. Значит будет
жизнь в тундре!
PS: Вы можете не верить, дорогие друзья, но для большинства маленьких тундровиков милее их комариной летней тундры на свете ничего нет. "Не нужен им берег турецкий и Африка им не нужна" - это про них. Пожелаем им радостных каникул в кругу родных и друзей. До школьного вертолёта, который вновь увезёт их надолго от дома, ещё так много времени...
)))))) спаааааасибо !!!
ОтветитьУдалитьС трудом верится )) это особенная жизнь !!
Было интересно ))
sava dama, в Италии чуть-чуть по-другому, но дети точно такие же: любят свой дом и своих родных)
УдалитьМамы. Я всё время думаю про мам. Дитя родное отправила далеко... Еды вкусной на дорогу собрала. А дальше-то как? Хорошо, если встретит добрая учительница.
ОтветитьУдалитьА потом возвращаются дети, поврослевшие, немножко непривычные в первый миг, но свои! Широко распахнуто материнское сердце, и не видят дети на нём рубцов.
Лена Воронина, отрыв от семьи и традиционного образа жизни - издержки интернатной системы. Это вообще отдельная тема для разговора. На заре Советской власти интернаты были созданы для того,чтобы воспитать ядро интеллигенции из представителей коренных малочисленных народов Севера. В посте Александра Чебана речь идёт о Ненецкой школе-интернате имени первого учёного-лингвиста из ненцев Антона Пырерки. Из её стен вышли очень многие известные в округе люди.
УдалитьИМХО - человек всегда должен иметь возможность выбора. Нельзя ставить жителя чума в заведомо неравные условия с жителем мегаполиса. А вдруг в чуме живёт второй Антон Пырерка?)
Ну а мама - на то она и мама, чтобы её сердце болело за своего ребёнка, сколько бы ему лет ни было)
это хорошо, что детей развозят по домам. мы помню сами добирались. как купим билет, там и летим. могли лететь и месяц и полтора. никто особенно нашим вылетом не занимался. это было нашим делом. поэтому и летали домой только на летние каникулы.остальное время года жили в интернате, который был нашим вторым домом зато мы и чувствовали себя в нем хозяевами.
ОтветитьУдалитьЮлия Александровна, в связи с Вашим комментарием вспомнились мне наш уроки ненецкого. На одном из них Вы очень интересно рассказали нам,
Удалитькак вас в сетке над морем на "школьный корабль" грузили.