вторник, 10 июня 2014 г.

Особенности национального образования


Пока выпускники школ борются со страшными словами на три буквы, ЕГЭ и ОГЭ, счастливчики из других классов уже вкушают прелестей школьных каникул. Возможно, вы не в курсе, дорогие друзья, но некоторым их сверстникам из Ненецкого округа, чтобы "вкусить", недостаточно прибежать домой и забросить портфель на антресоли - им надо сесть на вертолёт и преодолеть не одну сотню километров до родного чума.

По информации Управления образования Администрации Заполярного района, в пришкольных интернатах Ненецкого автономного округа проживают более 500 воспитанников из оленеводческих бригад и населённых пунктов, где нет основной или средней школы. 
  • с. Великовисочное -  дети из деревень Тошвиска,  Щелино,  Лабожское и Пылемец;
  • п. Индига - дети из посёлка Выучейский;
  • п. Красное - дети из деревни Куя и оленеводческих бригад;
  • с. Несь - дети из  Чижи и  оленеводческих бригад; 
  • с. Нижняя Пёша - дети из деревень Волоковая,  Верхняя Пёша,  Белушье и Волонга;
  • с. Оксино - дети из  Хонгурея и Каменки;
  • с. Ома - дети из  Снопы,  Вижаса и оленеводческих бригад; 
  • с. Тельвиска - дети из  Макарово и Нельмина Носа;
  • п. Усть-Кара, п. Хорей-Вер, п. Каратайка - дети из оленеводческих бригад;
  • п. Шойна - дети из деревни Кия и оленеводческих бригад;
  • Ненецкая школа-интернат  им. А.П. Пырерки - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из п. Бугрино, п. Амдерма, п. Усть-Кара;
  • коррекционная школа  VIII вида  - дети из школ Заполярного района по предписанию психолого медико-педагогической комиссии и на основании заявления родителей.

Ежегодная кампания по доставке детей домой на летние  каникулы - дело привычное. По традиции в двадцатых числах мая первый борт Нарьян-Марского авиаотряда совершает рейсы на запад, в районы Хорей-Вера и Харуты. Затем  «школьный» вертолёт  направляется в район поселка Красное, на места базирования общин «Ерв» и «Харп». Далее - Нельмин Нос, Бугрино (остров Колгуев), Амдерма, Усть-Кара и Варнек. Самый длительный воздушный маршрут - на запад Заполярного района: Хонгурей, Коткино, районы Пешского куста и Омы с посадками в населенных пунктах до самой крайней точки маршрута – поселка Шойна. 

В качестве иллюстрации к сухим цифрам и фактам ЧУМработница предлагает вам, дорогие друзья, два ярких тематических репортажа.

В школу

Автор первого очерка - киевский блогер Александр Чебан, с которым ЧУМработница подробно знакомила вас в посте "НАО глазами блогеров". Среди многочисленных постов блога Александра есть интереснейшая "Школьная серия", объединяющая рассказы о школах разных стран и народов. 
Итак, все сюда:



В конце августа в тундру прилетает вертолет, долго ищет чум кочующих оленеводов и забирает оттуда детей в школу-интернат... в следующий раз ребенок увидится с родителями только перед Новым годом. Это и есть самая распространенная модель школьного образования детей кочующих общин оленеводов. Мы с вами отвозим детей в школу на машине, забираем после уроков… На севере у коренных народов школьное образование имеет совсем другие правила. Об этом моя статья сегодня, я расскажу о замечательных педагогах, с которыми познакомился в Нарьян-Маре. Читай и смотри дальше.

Домой!

С автором второго очерка вас знакомить не имеет смысла. Матвея Чупрова теперь и в тундре, и в степи, и в сети каждый знает. Перед вами - очередная серия его тундрового сериала. 




Школьный вертолет завтра. Какого числа он будет, стойбище узнало за неделю от прилетевших с нами из Каратайки оленеводов. И обычно стихийное из-за отсутствия связи с поселком мероприятие по встрече превратилось в подготовленную операцию.
По детям соскучились. Веселее с ними всегда. Да и дети в бригаде все школьного возраста. С вечера все готовят посылки в посёлок, в основном оленину и гусей. Гостинцы из тундры. И ждут… 
Утро, юркуем. Никто далеко не поехал, все нашли себе дела около чума. В ожидании вертолета. И вот он летит.


«Школьный борт». Встречи, слезы, радость! И стойбище как будто просыпается и расцветает в очередной раз за эту весну, наполняясь детским смехом, играми и безмятежными лицами. Кажется, даже собакам и оленям стало веселее. Значит, конец зиме!

Впереди лето, три месяца каникул. Мальчики будут работать наравне со взрослыми, ловить рыбу, охотится, пастушить. Девчонки будут помогать по хозяйству, пробовать себя в роли хозяек. Наконец-то все вместе: люди, олени и собаки и их дети. Вместе на своей земле. Так, как было всегда. Значит будет жизнь в тундре!




PS: Вы можете не верить, дорогие друзья, но для большинства маленьких тундровиков милее их  комариной летней тундры на свете ничего нет. "Не нужен им берег турецкий и Африка им не нужна" - это про них. Пожелаем им радостных каникул в кругу родных и друзей. До школьного вертолёта, который вновь увезёт их надолго от дома, ещё так много времени...

6 комментариев:

  1. )))))) спаааааасибо !!!
    С трудом верится )) это особенная жизнь !!
    Было интересно ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sava dama, в Италии чуть-чуть по-другому, но дети точно такие же: любят свой дом и своих родных)

      Удалить
  2. Мамы. Я всё время думаю про мам. Дитя родное отправила далеко... Еды вкусной на дорогу собрала. А дальше-то как? Хорошо, если встретит добрая учительница.

    А потом возвращаются дети, поврослевшие, немножко непривычные в первый миг, но свои! Широко распахнуто материнское сердце, и не видят дети на нём рубцов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, отрыв от семьи и традиционного образа жизни - издержки интернатной системы. Это вообще отдельная тема для разговора. На заре Советской власти интернаты были созданы для того,чтобы воспитать ядро интеллигенции из представителей коренных малочисленных народов Севера. В посте Александра Чебана речь идёт о Ненецкой школе-интернате имени первого учёного-лингвиста из ненцев Антона Пырерки. Из её стен вышли очень многие известные в округе люди.
      ИМХО - человек всегда должен иметь возможность выбора. Нельзя ставить жителя чума в заведомо неравные условия с жителем мегаполиса. А вдруг в чуме живёт второй Антон Пырерка?)
      Ну а мама - на то она и мама, чтобы её сердце болело за своего ребёнка, сколько бы ему лет ни было)

      Удалить
  3. это хорошо, что детей развозят по домам. мы помню сами добирались. как купим билет, там и летим. могли лететь и месяц и полтора. никто особенно нашим вылетом не занимался. это было нашим делом. поэтому и летали домой только на летние каникулы.остальное время года жили в интернате, который был нашим вторым домом зато мы и чувствовали себя в нем хозяевами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, в связи с Вашим комментарием вспомнились мне наш уроки ненецкого. На одном из них Вы очень интересно рассказали нам,
      как вас в сетке над морем на "школьный корабль" грузили.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails