пятница, 11 апреля 2014 г.

Дежурный по зимнику

Сотрудники компании "Центрстройзаказчик" Виталий Волков и Денис Зименков благодаря зимнику-2014 стали настоящими медийными звёздами. С декабря прошлого года еженедельно они отправляются с проверками на дорогу жизни, а за ними, по причине важности темы, увязываются представители СМИ.
" Что я, рыжая что ли"? - подумала намедни ЧУМработница и тоже увязалась. Опрометчивое, надо вам сказать, решение она приняла, собравшись прокатиться на Трэколе с местными знаменитостями и спасателями Сергеем Воротниковым и Виктором Овчинниковым. Они-то привычные, а она за одиннадцать часов усушки и утряски в корне поменяла свои взгляды на жизнь в частности и в целом.

Зимник. За что это НАО?

О том, что такое зимник, ЧУМработница очень подробно и в картинках рассказывала вам, дорогие друзья, ровно год назад в постах:
Речь идёт о 67-м километрах дороги направления "Нарьян-Мар - Усинск", за которую отвечает НАО, выделяя на это дело около 50 миллионов рублей. Каждый год зимник доставляет немало хлопот и заказчикам, и подрядчикам, и автолюбителям, но в 2014-м на него было сложено небывалое количество многоэтажного народного фольклора.
Конкурс на обслуживание дороги выиграла московская фирма с тропической составляющей в названии - "АллигатСтрой". Как утверждали "аллигаторы", Крайний Север для них вторая родина, так что проблем с акклиматизацией не будет. Так сначала и было - в декабре, морозном январе и даже феврале. Проблемы начались с метелями, которые моментально превратили накатанную трассу без должного ухода в бездорожье. В марте зимник официально закрывали несколько раз по причине полной непроходимости. 
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, помочь москвичам упросили местный "Стройуниверсал", который год назад дорогу успешно содержал. 67 километров честно поделили надвое и стали каждый свой кусок обихаживать. Как это у них получается, ЧУМработница увидела своими глазами, вернее,  прочувствовала пятой точкой.
Для тех, кто ещё до сих пор не понял, к чему эти зимние извращения, ЧУМработница напоминает, что от Большой земли до Нарьян-Мара пока до сих пор нет постоянного автомобильного и ж/д сообщения.

По утрам, надев трусы, не забудьте про часы

"Идёшь в лес на день - бери еды на три" - учил ЧУМработницу папа. С тундрой ситуация усугубляется, особенно зимой. А если учесть, что последняя длится практически весь год, расслабляться и вовсе не стоит. Рация, тёплая одежда и сменная обувь, инструменты, горючее, покушать впрок, как было сказано выше - только так и не иначе. 


 А если что на дороге упало - то не пропало, а в дело. 

А бывает и так: сорвутся нерадивые водители в ночь, в мороз полураздетые, с детьми и жёнами наперевес, застрянут в снегах и зовут спасателей их выручать. Вот и летят Чипы и Дейлы на помощь по первому их звонку, а в какую копеечку обходятся МЧС такие круизы - лучше умолчать.
Беспечность людская не имеет границ. В прошлом году под самый конец зимника до Нарьян-Мара не доехала фура с бананами, так и осталась стоять посреди тундры как памятник людской безалаберности. А ровно через год  вдоль зимника появилось невиданное количество  зайцев: по вечерам выстраиваются они почётным караулом, салютуют водителям и совсем их не боятся. Вы догадались, дорогие друзья, в чём причина увеличения заячьего поголовья? Правильно - на бананах косые отъелись!
Похожую фуру видела и ЧУМработница. То ли скоростной режим водитель нарушил, то ли замечтался за рулём. Интересно, какое зверьё заполонит тундру в следующем году?


Опять двойка?

На въезде на зимник - КПП со шлагбаумом. Каждую машину фиксируют в журнале. Иногда такая запись становится жизненно важной по причинам, о которых ЧУМработница писала выше. Арктика - это вам не Африка.

Фотосессия начинается. Денис Зименков за поездку делает около тысячи снимков, которые затем прикладываются в качестве вещественного доказательства к актам проверок. 

К огромному сожалению ЧУМработницы, ни одного фото с зайцами у Дениса не оказалось. Как было ранее сказано, 67 километров поделены пополам между москвичами и нарьянмарцами, но никому это по большому счёту не интересно. Главное, чтобы дорога была пригодной для проезда. Чтобы получить "пятёрку", надо постараться.
К слову, в январе эта красивая отметка у дорожников была - тогда по зимнику курсировали даже легковые неполноприводные автомобили. Ну а март, как было сказано выше, стал двоечным.
Глаз-алмаз - фотограф моментально замечал спящего в тракторе работягу, внезапную выбоину или вопиющую траншею вместо расчищенной трассы, когда даже с "карманами" для разъездов машинам сложно разъехаться.


Но не всё было плохо, чувствовалась недельная работа как подрядчиков, так и субподрядчиков по самосовершенствованию, причём чувствовалась в буквальном смысле слова - не так сильно усушивало и утряхивало.
ЧУМработница тоже снимала, но всё больше машинки. 


Обратила внимание на появление новых моделей - фургончиков американского происхождения, которые нынче приобретают водители взамен затратных Камазов. Привет от Обамы, однако.
Дорожники жалуются на беспардонность некоторых хозяев тяжеловесов, которые больше похожи на муравьёв, когда тянут на себе в два раза больше положенного груза. Ладно ещё, ты свою машину не жалеешь, но после тебя дорога - как после бомбёжки. Ей богу, так! ЧУМработница сама видела вновь появившиеся ямы и колеи после демарша таких вот нарушителей. Она предлагает им тоже ставить "двойки" и вызывать родителей к директору.

А-а, крокодилы, бегемоты

И совсем они не страшные, аллигаторы. Работяги с разных концов России. Андрей Ильин из Йошкар-Олы.
Сергей и Николай из Беларуси и ещё несколько десятков таких же вахтовиков.

С декабря по май в тундре, на морозе с железом - уже привычные, хотя ЧУМработнице сложно понять, как можно приспособиться к таким условиям людям, привыкшим к теплу. Хотя всё ей ясно - такую зарплату не получишь в средней полосе России или Синеокой, а семью кормить надо. 
Но с такой техникой, которая на ладан дышит, в Заполярье работать сродни мазохизму.
Всего недели две, от силы три, будет жить зимник, но эти недели не будут лёгкими. Дневные оттепели, ночные заморозки, снегопады - работы непочатый край. Ох и тяжела ты шапка Мономаха - это ЧУМработница о тех, кто смело берёт под опеку такого трудного подростка как ненецкий зимник. Всё-таки не экзотическим животным, а аборигенам надо обустраивать его судьбу, а значит, следует срочно уходить от аукционов и конкурсов, которые зачастую выигрывают непонятные васи пупкины с детским совочком вместо бульдозера. Управление строительства и ЖКХ НАО ведёт речь о госзаказе. Наверное, это единственный выход, который позволит НАО не вспоминать о зимнике, потому что там всё будет в порядке и без надзора дежурных наблюдателей.

16 комментариев:

  1. Обидно, правда, ЧУМработница, что построить мост в Крым приняли решение за один день, а нам дорогу десятилетиями не могут построить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, может, это прозвучит смешно,но у меня сложилось впечатление, что нашим водителям без экстрима жизнь не в жизнь. С каким воодушевлением рассказывали мне мои попутчики о своих автомобильных путешествиях из Нарьян-Мара на большую землю! Два дня на барже до Коми с шашлыками и футболом, а потом - лети куда хочешь. Почувствовала даже грусть по утрате самого главного аттракциона в НАО - коми-трофи)

      О Крыме. Зато поедем туда с полным основанием)

      Удалить
  2. Дааааа, не всё в порядке в датском королевстве. Несмотря на откормленных зайцев, невесёлый у тебя, Ира, нынче пост получился. Но, может быть, услышат тебя, где надо, и ситуация изменится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Воронина, да уж, веселья мало. Мои попутчики сказали,что мне очень повезло,что мы вернулись домой не ночью, а вечером. Ситуация не нова, много раз её обсуждали и пытаются решить те, кому это решать необходимо по долгу службы.
      Зашёл у нас разговор в дороге и о наших законах, которые принимаются с благой целью, а в реале дают эффект полного абсурда. К примеру, по новому 44 закону на любую запчасть к тому же Трэколу нужно конкурс объявлять.

      Удалить
  3. А у нас ваше лето до потепления. Может, в этот викэнд отважусь сунуться в море. Приезжай! Будем вместе нырять, перекатываясь в волнах круглыми попами (у меня во всяком случае плоскостей не наблюдается) и пр округлостями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, у меня пока не круглая после поездки на Трэколе. Погоди немного, ладно?))

      Удалить
  4. Хороший материал, дельный и не скучный.

    ОтветитьУдалить
  5. ЧУМработница,

    Вот за что я люблю зайцев, так это за их сообразительность! :) Какие молодцы : продукту не дали пропасть и род продлили :)

    А если серьёзно :
    Спасибо, Ира, за интересный материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tatiana Alsace, а в прошлом году рыжие лисицы бегали. Говорят, можно было между делом на шубку настрелять)

      Удалить
    2. ЧУМработица,

      Ой, нет, нет, пусть рыжие на свободе бегают! А шубы можно и из искусственного меха шить ;)

      Удалить
    3. Tatiana Alsace, кстати, заячьи шубки тоже очень симпатичные-шучу, не пугайся))

      Удалить
    4. Не, как дочь рыбака-охотника, заявляю. Зайцев - на жаркое. (шуба из них так себе - не ноская), а вот лисок - да, там знатное манто можно сообразить. А в шубках из искусственного меха у нас тут народ загнётся. Мы натуральные предпочитаем!

      Удалить
    5. Лёлик, "зелёных" на нас нет! В Европе нас бы осудили за натуральные шубки. Но ты права - меха на Севере не роскошь, а средство выживания)

      Удалить
  6. Да уж не рассчитали свои москвичи, наши то с 5 машинами только только успевают дорогу привести в порядок, а москвичи со своими 2 единицами машин вообще не успевают ни чего! А сколько людей машины бросают (когда метели были в марте более 30 машин было на зимники брошено)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зоя, сейчас зимник перешёл на ограничительный режим.В связи с ожидаемым повышением температуры воздуха в ближайшие дни на территории Ненецкого автономного округа, от нуля градусов по Цельсию и выше, также в целях продления срока службы автозимника «Нарьян-Мар – Усинск» на участке «76 км – пункт отдыха водителей «Шапкинская» устанавливается новый режим работы. Дорожное движение будет открыто с 20:00 до 08:00 часов ежесуточно, начиная с 12 апреля 2014 года. Автовладельцев просят не пренебрегать данными рекомендациями.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails