четверг, 11 июля 2013 г.

Давайте дружить!: гостевой пост от Ларисы Тороповой

Если бы вы знали, дорогие друзья, с каким трудом рождался этот пост! ЧУМработница попросила свою давнюю знакомую,  журналиста  Ларису Торопову, которая нынче проживает в Архангельске, рассказать об очень ярком событии, свидетелем которого она стала. Казалось бы, ну что стоит профессионалу состряпать статейку на заданную тему? 
Не тут-то было! Статейка была быстро написана, но потом её постигла участь доведения до белого каления совершенства. Лариса всё оттягивала выход поста, мотивируя это тем, что её не устраивает качество текста, а она сама не вписывается в формат ЧУМотеки. ЧУМработница еле уговорила критикессу отдать-таки ей после очередной редакции своё творение, уверяя, что читатели ЧУМотеки, ежели что, поймут и простят.
Чтобы вы уяснили, кого вам нужно будет понять и простить, почитайте краткую трудовую биографию нашей гостьи.

"Более тридцати лет в журналистике. Со школьной скамьи, 17-летней девчонкой, пришла в окружную газету "Няръяна вындер" (нен., Красный тундровик). Через год поступила в Ленинградский университет на журфак. Вернувшись в 1983 году в родной Ненецкий округ, попала в самую гущу событий: как собкор по геологии постоянно пропадала в командировках, писала об открытиях месторождений нефти и газа, о непростой работе геологов и буровиков, об авариях на буровых и выгрузке на ледовый причал… Это был самый интересный период моей журналистской биографии.
Пожалуй, не менее интересно было работать собственным корреспондентом «Правды Севера» по НАО в период перестройки. В 2000-2002 годах возглавляла газету «Нэрм юн», затем снова трудилась в окружной газете ответственным секретарем. В 2006 году переехала в Архангельск по семейным обстоятельствам. Являюсь победителем четырех областных журналистских конкурсов".

Давайте дружить!

Узнав, что в Архангельск на День города едут нарьян-марские артисты, участники проекта «Ненецкий край собирает друзей», я очень обрадовалась - самому названию замечательному и смыслу глубокому, в нём заложенному. Да, именно так – жители Ненецкого округа, на территории которого всегда жили в согласии «коми, ненцы и мезенцы» (устойчивое разговорное выражение, под «мезенцами» подразумеваются все русские), а также представители многих национальностей и выходцы из разных бывших республик и краев –  могут объединить вокруг себя  друзей! Тех, кто любит наш суровый край! Как объединить? Да одним своим приездом! 

Дружба – великое чувство…  Согласитесь - все мы родом из детства. Я родилась и жила до девяти лет в Нижней Пеше (село в НАО). Наша семья дружила с оленеводами коми из деревни Волоковой, они же, приезжая в село, всегда у нас останавливались, а я проводила лето не на юге, а в гостях у наших друзей – в тиманской тундре, в гостеприимном чуме Елены Алексеевны Рочевой.  В средней школе я училась  в ненецком поселке Красное, куда по работе перевели моего отца, секретаря партийной организации колхоза «Харп». И дружила со всеми ребятами – русскими, ненцами, коми, а моей самой лучшей подругой была очень ранимая и талантливая ненецкая девчонка – Дуся Талеева.
Много лет прожив в  Ненецком округе, я уехала в Архангельск по непреодолимым семейным обстоятельствам и чувствовала себя морковкой, вырванной из теплой родной грядки и  безжалостно выброшенной за забор. И это, несмотря на то, что менталитет жителей Архангельской области очень близок менталитету жителей НАО – когда едешь с юга, то в столице Поморья чувствуешь себя  почти дома. Поморы – люди открытые, искренние и добрые… И все же, все же! Без дружеской поддержки бывших нарьян-марцев мне было бы не преодолеть тоску по родине. Я всем сердцем благодарна Лидии Васильевне и Ивану Наумовичу Фещук, Екатерине Федоровне Гусевой, Валентине Степановне Киселевой, Виктору Федоровичу и Ларисе Борисовне Толкачевым, Светлане Геннадьевне Горевой,  ну и, конечно же, Любови Алексеевне Питаловой. Кстати, все они – члены ненецкого землячества в Архангельске «Тосавэй».  Землячество 20 лет назад для того, в первую очередь, и создавалось, чтобы  помочь  и словом, и делом бывшим нарьян-марцам привыкнуть к новому городу.
А теперь наша общественная организация, набрав силу, может многое, в том числе, поддерживать и представлять в Архангельске культуру народов, проживающих в Ненецком округе. «Тосавэй» в лице его руководителя Ивана Ивкина стало полноправным партнером участников проекта «Ненецкий край собирает друзей» - Этнокультурного центра НАО и музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Руководитель Этнокультурного центра «Ремесленный дворик»  Наталья Кузьмина – частый гость Нарьян-Мара, а народный мастер из Ненецкого округа Александр Ледков – постоянный участник праздников, проводимых музеем «Малые Корелы». И вот из НАО прибыла целая делегация, «угодив» на день рождения столицы Поморья!
Наш прекрасный поэт Алексей Пичков, часто заходя  в редакцию окружной газеты, не без самоиронии говаривал: «Отец у меня ненец, мать – коми, а сам я – русский. Потому что пишу и думаю по-русски». Вопрос национальной самоидентификации очень сложный. Алексей Ильич был строг к себе, потому что, понимая ненецкий язык, не мог говорить на нем и писать.  Многие ненцы, даже зная родной язык, предпочитают говорить на русском или коми. А потому языковая среда исчезает, размывается. На концерте в рамках проекта «Ненецкий край собирает друзей» в Малых Корелах живая ненецкая речь звучала из уст поэта Матрены Талевой и актрис ненецкого самодеятельного театра «Илебц» Валентины Тайбарей и Фаины Ледковой, исполнивших песни и стихи. Актеры «Илебц» разыграли целый спектакль по мотивам ненецкой сказки «Белый гусь».
Фрагмент сказки "Белый гусь"
А как вышли девушки-красавицы из коми ансамбля «Печорянка» - так все и ахнули! Наряды из бабушкиных сундуков, бережно сохраненные, красивейшие атласные юбки и кофты теперь облегают стройные фигуры их внучек и правнучек,  хранящих также и песенное, и танцевальное наследие коми-ижемцев. Артисты  ансамбля пели, водили хороводы, заряжая зрителей чистой энергией своего творчества.
На сцене - "Печорянка"
Традиционную русскую культуру представляла уникальная во всех смыслах, искрометно талантливая Зоя Федоровна Чупрова, руководитель усть-цилемского фольклорного коллектива «Родные напевы». В ярком, словно золотом расшитом наряде, она как звездочка взошла на небосклоне концерта. Спела песню и рассказала юмореску на неподражаемом усть- цилёмском говоре про что, думаете? Да "про озонову дыру, котора над нами висит"! Зрители были в восторге! И только к слову сказала, что недавно приехала с фестиваля «Золотой Орфей» из Болгарии, где  «Родные напевы» завоевали три диплома первой степени и Гран-при.
Зоя Чупрова
Параллельно с концертом шли мастер-классы. Народный мастер Александр Ледков объяснял всем желающим, как делать деревянные санки и  ненецкие нарты из заготовок, и у молодых людей, превратившихся на полчаса в старательных учеников, получились прекрасные изделия! А Галина Артеева терпеливо обучала девушек-туристок из Москвы шитью кукол уко. И санки, и куклы были подарены участникам мастер-класса на память.
Александр Ледков
А какой мастерицей оказалась бывшая нарьян-марочка, ныне жительница Архангельска Валентина Ястребкова! Она и шьет, и вяжет, и мастерит кукол… Ее замечательные варежки, носочки, шапочки и шарфики, а также сама  она в традиционном русском сарафане украшали выставку-продажу.
Валентина Ястребкова
Настоящий фурор произвела на Чумбаровке, пешеходной старинной улице Архангельска, поэт и бард Инга Артеева. Гуляющие люди останавливались лишь на минутку послушать, но оставались до конца выступления, аплодировали, просили автографы, приглашали, к примеру, в Северодвинск, в какой-то поэтический клуб, чтобы еще раз послушать Ингу!
Инга Артеева
Программа в Малых Корелах началась экскурсией по музею для ненецкой делегации и завершилась выставкой-показом национальных ненецких и коми  нарядов  «Северная красота» и общим хороводом! Как сказала Матрена Талеева, Малые Корелы – это святое место, здесь особая атмосфера. «Нарьян-Мар и Архангельск – города-побратимы, северные города, у нас много общего, и мы должны встречаться, общаться, показывать друг другу свою традиционную культуру», - добавила она.
В воскресенье  гости из Ненецкого округа всю свою обширную программу повторили на Дне города. Они участвовали в открытии замечательного памятника Поморке, созданного скульптором Сергеем Сюхиным (помните, дорогие друзья, мы с вами тоже приложили руку к этому благому делу?),  запросто пообщались с мэром Архангельска Виктором Павленко, приветствовали английских моряков, выступали на улице Чумбарова-Лучинского около усадьбы Куницыной и на главной площадке у мэрии. Сорвали немало аплодисментов!
В том, что Север очень крепко берет в свой плен творческих людей, мы еще раз убедились, посетив мастерскую художника, члена ненецкого землячества в Архангельске Владимира Трещёва.  Сюжеты  некоторых его замечательных картин  навеяны воспоминаниями о заполярной суровой природе, о людях Ненецкого округа.
Евгения Растягаева и Владимир Трещёв
Завершающим аккордом стала встреча  делегации из НАО и членами ненецкого землячества в Архангельске «Тосавэй», которая прошла в очень теплой и дружеской атмосфере.
- Думаю, что архангелогородцы и гости города, побывавшие  на наших концертах, не остались равнодушными к культуре народов, проживающих на территории НАО. Мы укрепили наше сотрудничество с музеем «Малые Корелы»,  плодотворно пообщались с земляками – это хороший зачин, и на этом  не остановимся, - подвела итог заведующая организационно-методическим отделом Этнокультурного центра НАО Евгения Растягаева.
А как были счастливы мы, члены землячества «Тосавэй»! Мы еще раз убедились в том, что бывших нарьян-марцев не бывает. Заполярье нас приворожило навсегда…
Делегация НАО  улетела в Нарьян-Мар. Но мы не прощаемся с земляками, мы говорим им: «До свиданья!».

PS: Кстати, пост Ларисы может служить яркой иллюстрацией к другому - "В поисках согласия", где мы с вами, дорогие друзья, искали формулу взаимопонимания между народами. Всё просто, правда? Истина лежит на поверхности.

Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
  1. Что такое гостевой пост?
  2. Все гостевые посты ЧУМочитателей    

72 комментария:

  1. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 14:25

    Привет, друзья! Репетирую, как писать комментарии... Ох, и трудная это работа...На самом деле ничего сложного нет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ура!!! мы это сделали!:-) Лариса, я несказанно рада, что ты осмелилась-таки засветиться в ЧУМотеке и постом, и даже комментарием! То ли ещё будет!

      Удалить
    2. Лариса здравствуйте! Замечательный пост!!!
      Это Андрей Никулин.
      Я не могу без вопросов. Ну это для всех. На сайте Нарьян-Мар сити вот такая информация:
      1926 год образован Вайгачский островной совет, орган советской власти на острове Вайгач.
      А в Википедии записано следующее:
      В 1940 году был образован Амдерминский район и тундровые советы — Карский, Ю-Шарский и Вайгачский (островной).
      Никто не подскажет где правильнее?

      Удалить
    3. rasplata-s, ну Вы прямо учёный-исследователь:-) Наслала на Вас нашего внештатного ЧУМового архивиста Лёлика, надеюсь, она поможет, а я пас:-)

      Удалить
    4. Амдерминский поссовет - август 1936 год, а район появился в июле 1940 г. (за счёт разукрупнения Большеземельского р-она);
      Карский сельсовет - 1925 год;
      Юшарский сельсовет - июль 1932 года. (но сначала он назывался Каратайко-Гладский и создан в 1925 г)
      Данных по Вайгачскому о/совету не подскажу, можете обратиться в окружной архив НАО, но (если мне не изменяет память, то большая часть док-в по этому совету в архиве Арх. обл.)

      Удалить
    5. Лариса Торопова8 октября 2013 г., 12:32

      Андрей Никулин, спасибо за интерес к истории Ненецкого округа и освоения Арктики. Точной даты образования Вайгачского островного совета не нашла, это надо идти в архив, но в книге "Остров Вайгач" под ред.профессора Петра Боярского есть упоминание о том, что совет был уже в 1931 году, с ним председатель Архангельского крайсовета Синельников советовал связаться руководству "Северопушнины" по вопросу переброски на остров 900 оленей. Так что 1926 год - более реальная дата, чем 1940.

      Удалить
    6. Всем большое спасибо! Какой-то засекреченный Вайгач, однако. :-)))
      Время бежит.Вроде совсем недавно с Чуклиным делали "Новый Нарьян-Мар", а его уже поди никто и не помнит. :-)))

      Удалить
    7. Андрей, я точно не помню. А что это было-газета, журнал?

      Удалить
    8. Андрей Никулин9 октября 2013 г., 16:05

      Лариса, а как там мог быть Совет, если не было ни одного населенного пункта в 1926 году на острове?

      Удалить
    9. Андрей Никулин9 октября 2013 г., 16:06

      Газета "Новый Нарьян-Мар" выпускалась на "подпольном" ризографе, который был спрятан на территории института усовершенствования учителей (НОИУУ) - ответственный хранитель Виктор Леонидович Ширяев. Печатный орган был создан с целью отражения натиска депутатов на главу округа В.Я. Бутова. Натиск депутатов поддерживала газета "Нярьяна-Вындер" с незабвенной Ольгой Чебуриной. Веселое было время. Один раз "Нарьянка" подставила Алексея Ильича Пичкова и он, будучи не совсем в теме, что-то яростно написал. Мы тогда были молодые и глупые с Андрюхой и воспользовались его оплошностью. Мы написали (писали оба и никто не мог понять - кто автор) не грубо (по крайней мере я :-)) с юмором и Ильич вроде не сильно обиделся...

      Удалить
    10. Андрей Никулин10 октября 2013 г., 12:48

      Алексею Ильичу я верстал две книжки:
      Пичков А.И. Мне вспомнилось детство: стихи. – Нарьян-Мар: НО ИУУ, 1998.
      Пичков А.И. Ты уедешь на Канин: стихи. – Нарьян-Мар: Аз-Буки, 1999.
      Первая у меня хранится, подписанная автором.

      Удалить
  2. Ольга Бельды11 июля 2013 г., 15:48

    Спасибо за статью! Поздравляю с праздником участников и организаторов, объединивших разные народы! Благодаря фотографиям и эмоциональному тексту, создалось впечатление живого присутствия. С пожеланием творческих успехов, Ольга Бельды, кандидат культурологии, художник. г.Хабаровск. 11.07.2013 г.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 16:36

      Ольга, спасибо вам за отклик, очень ценю ваше мнение. Тема эта - дружба и общение народов разных национальностей - для нашего Ненецкого округа всегда была благодатной, у нас на Севере мирно уживаются разные народы, каждый человек ценен, и там, где не дорабатывают порой политики, решая глобальные вопросы, исправят сами люди. А работникам культуры, создающим такие проекты - низкий поклон!

      Удалить
    2. Ольга,рада, что порадовали ЧУМотеку своим присутствием. Для тех, кто не знает, Ольга Бельды - жена того самого любимого миллионами Кола Бельды, который "Увезу тебя я в тундру" и "Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар":-)

      Удалить
  3. Лариса, мой respect вам! Почитала с удовольствием. И вот что хочу сказать. Я просто в восторге от того, как северяне поддерживают друг друга. Не важно кто ты по национальности и куда тебя сегодня забросило, но эта самая поддержка поможет выкрутиться в самых сложных ситуациях. Почему так? Может быть именно потому, что край суровый(я не про это лето!)и чувство взаимовыручки уже в крови у северных народов.
    А что касается выставки-распродажи вязаных и вышитых изделий - вот меня там не было!Вмиг пришлось бы выставку свернуть из-за отсутствия экспонатов. Обожаю вышитые изделия и национальные мотивы...
    P.S. Ирина, подскажите ещё Ларисе, как фотографию установить, с ней будет совсем здорово...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 16:46

      Вы правы, Галина, в Заполярье не так много людей, чтобы их не ценить, и каждый человек на виду. Причем с годами человек меняется, у него новые интересы и грани появляются. Я всегда знала, к примеру, Галину Анатольевну Артееву как хорошего врача, и вдруг она приезжает в Архангельск в качестве мастерицы, которая учит других делать ненецкие куклы уко. Это же здорово! Приезжайте к нам на Север, увидите много интересного, если увлекаетесь народными промыслами.

      Удалить
    2. Спасибо, Лариса. Может и случится приезд, с моей тягой к путешествиям. А что касается народных промыслов, то немного расписывала деревянные заготовки под "Мезень", говорят получалось. Показать, правда, нечего - разобрали.

      Удалить
    3. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 18:27

      Здорово, мезенская роспись - моя любимая! Из мезенской глубинки мои деды-прадеды...Бегущие красные лошадки с тонкими ногами и развевающимися гривами завораживают. Разобрали - значит, вы уловили магию этой росписи. В Малых Корелах с мастерами работают, да и в Этнокультурном центре НАО тоже.

      Удалить
    4. Галина,сделать аватарку - это отдельная история. Я пока не готова её пережить с Ларисой. мы ещё не отошли от рождения этого поста:-))
      А пока смотрите на её фото заглавное в посте. Сначала Лариса прислала какое-то невнятное, где лица не видно. А этот снимок на фоне оленьего стада, с волосами, развевающимися от ветра, очень живой и тёплый:-)

      Удалить
    5. Да-да, фотография замечательная, её бы и в аватарку! :)

      Удалить
    6. Elena Rubric,у меня была подробная инструкция по открыванию личика для Гюльчатай:-)
      Может, поможет? Там пошагово, как сделать аккаунт в гугл равно аватарку с лицом.

      Удалить
  4. Алексей Липницкий11 июля 2013 г., 17:02

    Лариса, спасибо за удивительно теплый, душевный рассказ о недавнем событии. Преклоняюсь перед людьми, которые хранят и преумножают самобытную культуру наших северных соседей. Сразу вспомнил и свои приключения в командировках по тундре, и яркое выступление ансамбля "Хаяр" на Всемирном фестивале молодежи и и студентов в Москве в 1985 году... Снимая фоторепортаж, в душе гордился: "Это наши!" Жаль, что самые близкие соседи - не такие уж частные гости в Архангельске.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 18:14

      Алексей, спасибо! На самом деле нарьян-марские коллективы - ненецкие, коми, русские - бывают в Архангельске не так уж редко, каждый год выступают, но в основном в небольших залах, в камерной атмосфере, а тут впервые они вышли на открытые площадки в центре города - на Чумбаровку, перед мэрией, в толпу, и их увидел весь Архангельск!!! и восхитился!

      Удалить
    2. Алексей, "Хаяр" блистал нынче в Москве. Может, Вы уже и читали, но ещё раз напомню про пост Светланы Шадриной, солистки "Хаяра",Три совета, как взять гран-при

      Удалить
  5. Как замечательно, что в большой и дружной семье — ЧУМотеке — вновь случилось пополнение! Всё правильно: хорошие люди должны быть вместе. Лариса, спасибо за яркий, эмоциональный рассказ. Читала на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова11 июля 2013 г., 20:56

      Елена, благодарю вас! Как замечательно, когда тебя читают и есть отклик в сердцах. В последнее время я, журналист газетчик, стала замечать, что пишешь как в бездну - ни ответа, ни привета. Все читатели, если они и остались, переместились в интернет... пришлось переломить себя и опубликоваться в ЧУМотеке, но только благодаря терпению Ирины Коткиной. Спасибо, Ирина! Если мне понравится, я ведь могу такое выдать... наболело...

      Удалить
    2. Лариса,нынче сайт нашей "Няръянки" стал тоже интерактивным, и журналист, написавший статью, может получить по заслугам от читателей Интернет-версии газеты:-)
      Я уже не разделяю свои посты и комментарии к ним ЧУМочитателей. Это единое целое, и это то, ради чего каждый день (а иногда и ночь) я здесь. Когда ты видишь, что кому-то интересно то, что ты делаешь, появляются силы богатырские:-)
      А почему я к тебе так долго приставала с неприличными предложениями - только потому, что знаю тебя как профессионала и просто хорошего человека, которому есть что сказать людям. Так что буду только рада твоему зримому присутствию в ЧУМотеке.
      И ещё очень рада, что наконец-то написали о нашем землячестве "Тосавэй! Это ведь настоящий яркий человеческий кусочек НАО:-)

      Удалить
    3. Выдайте-выдайте, Лариса! Будем ждать с нетерпением.

      Удалить
    4. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:21

      Ирина, Елена, спасибо за моральную поддержку, это важно. Сказать людям, конечно, есть что, только мой опыт работы в разных СМИ говорит о том, что обнародовать можно и дозволено далеко не все, о чем бы хотелось поговорить с людьми. Журналистика все больше скатывается к пиару, это общеизвестно, и всем (в России, в частности) приходится соблюдать правила, установленные отнюдь не журналистами... А про "Тосавэй" можно много рассказывать, в землячестве столько личностей ярких! Недавно мы отметили 95 лет Лидии Маркеловне Агафоновой (Микушевой), это наша душа, наш мотор, наше сердце, нравственный стержень землячества.

      Удалить
  6. Инга Артеева11 июля 2013 г., 21:15

    Зря беспокоились, журналистской своей "короны" отнюдь не уронили, все получилось здорово, и как всегда у Вас, Лариса Николаевна, по особому душевно. Спасибо на добром слове!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инга,а ты оценила своё фото с гитарой на Чумбаровке? Это ж песня!:-)

      Удалить
    2. Инга Артеева12 июля 2013 г., 15:14

      Да, песня. Только очень жалобная, так сказать, же не манж па сис жур. Хотя кормили нас хорошо, за это организаторам отдельное нарка вада!

      Удалить
    3. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:29

      Инга, я рада, что тебе понравился репортаж, ты с гитарой - это классно! Только ничего "уронить" я не боялась, просто, будучи замшелой, древней газетчицей, первый раз столкнувшейся с компьютером в 40 лет, до сих пор побаиваюсь этих новых технологий и всего, что связано с интернетом...

      Удалить
  7. Лариса, с большим удовольствием прочитала твой рассказ о прошедших мероприятиях в Архангельске.все знакомые лица, как из Тосавэя, так и наши нарьян - марские.
    пиши будем рады встретиться в Чумотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, а ведь в Питере тоже есть землячество НАО "Нятва" (нен., дружба). Интересно, а есть ли в других городах такие вот объединения земляков?

      Удалить
    2. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:35

      Спасибо, Юлия Александровна! Давно вас не встречала...

      Удалить
  8. Лариса, очень интересный пост у Вас получился!Да, и не могла быть по-другому у журналиста с таким стажем! Как хорошо, что живы традиций народов севера. У нас возрождается Крестовская ярмарка, некогда занимавшая третье место в России. Второй год уже можно любоваться изделиями наших мастеров. Есть у нас умельцы и талантов полным-полно.Тоже захотелось написать об этом. Добро пожаловать в палату №6, мы потеснимся и не обидим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, Надежда права: палата у нас просторная...

      Удалить
    2. Надя, в палату № 6 она приглашает, а посты свежие не выпекает вот уже с конца мая!!! Льву недодали постов! даёшь роман про Крестовскую ярмарку!

      Удалить
    3. Лена Воронина, а, между прочим, приглашение журналиста вести свой блог очень логично и оправдано. Человек за свою жизнь привык описывать жизнь, но ведь не всё напечатаешь. С огромный удовольствием читаю блог журналиста и писателя Натальи Апрелевой Просто так
      Мне кажется, любому пишущему человеку нужна обратная связь, чтобы не потерять чувство реальности, не растерять навыки в профессии.

      Удалить
    4. Вот теперь и я ушла читать. Спасибо за ссылку.

      Удалить
    5. Лена Воронина, Наталья пишет миниатюрами, схватывает какие-то неуловимые, но очень важные вещи. Чем-то Гришковца мне напоминает. Есть у неё вещи, от которых комок в горле. К примеру вот это:Счастье

      Удалить
    6. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:38

      Надежда, Елена, вы заинтриговали с палатой №6, это какая-то особенная фишка нарьян-марская? И, надо полагать, новая, потому что в Нарьян-Маре была в августе прошлого года и ничего такого не слыхивала...

      Удалить
    7. Нет, Лариса, шутка старая, фирменная ЧУМотечная. Ира в народ пустила.

      Удалить
    8. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 18:04

      Ира может!!!! А ты потом голову ломай!

      Удалить
    9. Лена Воронина, спасибо, что пояснила, а-то мы иногда говорим полунамёками, понятными только тем, кто давно читает ЧУМотеку. буду впредь внимательней:-)

      Удалить
  9. Все прогрессивные журналисты начинают заблаговременно осваивать просторы интернета! Лариса, так держать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:52

      Елена, спасибо за поддержку, согласна с вами, прогресс же не остановить, но есть объективные причины, чисто технические, почему он тормозит на какой-то конкретной территории, прогресс-то, а есть субъективные - в голове! У меня, наверное, последняя...

      Удалить
  10. Я со своими именинниками в июле выпадаю из жизни в сети...но всё равно возвращение неизбежно.Так и хочется восклицать:ах,какие темы,ах,какие люди...Вопрос-то очень важный, насущный.Везде сейчас,во всех городах,деревнях,посёлочках живут люди разных национальностей.Нет плохих национальностей,есть плохие представители в любой нации.Недавно записывала диск в подарок дагестанской семье:танец мамы с сыном...восторг!Любовалась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Исаева,про твоих именинников наслышаны и даже насмотрены. Видела фотоальбом, который ты внучке сделала - шик, блеск, красота!
      Представила это танец дагестанский... Грация и сила.

      Удалить
  11. Лариса, рада тебя видеть и читать.-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 16:58

      Спасибо, Светлана, взаимно рада увидеть и "услышать" коллегу!

      Удалить
  12. Анонимный12 июля 2013 г., 15:35

    Здравствуйте, благодарим всех за поддержку нашей творческой делегации. Мы были очень рады побывать на гостеприимной Архангельской земле. Огромное спасибо Ларисе Николаевне за статью на блоге «Чумотека». Мы всегда с радостью проводим наши мероприятия и выступления. Мы работаем для Вас.
    С уважением, Евгения Николаевна Растягаева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова12 июля 2013 г., 17:19

      Евгения Николаевна, мне всегда нравилось то, что вы делаете в ЭКЦ НАО, а после этого проекта я просто влюбилась в вас! И не только я, поскольку слышала от земляков-архангелогородцев много хороших отзывов. Если по-простому: такое сложное мероприятие провернули, и всегда с улыбкой, в спокойной и доброжелательной манере решали все оргмоменты. Душа радуется на вас и ваших коллег смотреть! "Илебц", "Печорянка" и все-все-все были на высоте! Сблизить соседние регионы, найти общий язык через культуру - только вам по плечу, профессионалам. Спасибо Ольге Коцюбанской, Светлане Горностай, Зое Чупровой, Матрене Талеевой и всем артистам!

      Удалить
    2. Евгения Николаевна, хорошо, что зашли. А-то ведь Вас тоже не вытащишь в сеть:-) Но мне так хочется, чтобы Вы услышали, как вас всех тут нахваливают:-)

      Удалить
    3. Анонимный14 июля 2013 г., 1:57

      Лариса Николаевна очень понрвилось,читала с удовольствием,фото классные,так держать и ждём ещё....................о наболевшем

      Удалить
  13. Александр14 июля 2013 г., 22:40

    Привет землякам! Прочитал Ларисину статью,понравилась.Она и в школе,а мы с ней одноклассники,отличалась в написании сочинений.В общем - молодец.Недавно перебирал свои школьные фото,так что то взгруснулось,воспоминания нахлынули.Учителя приехавшие в нашу глубинку из Архангельска и области,всех их много перечислять,а особо наши классные Третьякова Валентина ивановна и Пеньевской Николай Андреевич.Николая Андреича часто вижу,а вот Валентину Ивановну,к сожалению,...даже не знаем где и как она.Класс у нас тоже был многонациональный и сейчас многие разехались за пределы округа.Приятно,что приезжают и выступают наши ненецкие и коми артисты.Та сразу малая родина вспоминается.А ещё хотелось бы отметить Аркадия Остальцева с его фото о нашем крае.Ведь его фото по всей России и не только смотрят наши земляки.Извините,может не тему написал.Да уж как получилось!С уважением Александр Явтысый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, спасибо, что напомнили об Аркадии Остальцеве. Очень бы я хотела о нём написать в ЧУМотеке, но не знаю лично. Зато знаю его великолепные работы. Вот здесь очень много его фото

      Удалить
    2. Лариса Торопова14 июля 2013 г., 23:45

      Саша Явтысый поднял очень важную тему. В советские годы шел взаимообмен культур именно так: наши педагоги из Архангельска и области (многие приезжали после пединститута), из Сыктывкара работали в национальных школах и, конечно же, влияли на нас, детей глубинки, а наша среда влияла на них, и благодаря им и землячеству Ненецкий округ для Архангельска не чужой, а некоторые так и живут в НАО. Александр живет в Северодвинске, скучает по округу, пытается объединить одноклассников из красновской школы в контакте... Спасибо тебе, Саша. И хорошо, что напомнил об Остальцеве, это патриот Красного настоящий, очень творческая личность, нужна его выставка в Нарьян-Маре!

      Удалить
    3. Лариса, да ничего не изменилось. Если и есть какие-то непонятки между НАО и Архангельском, то они происходят на уровне политики. У нас с вами всё так переплетно исторически и даже родственно, что не разорвать никакими силами.
      Может, Александр и напишет нам об Аркадии? А я иллюстрирую его пост фотографиями. Кончено, связаться бы надо с самим Александром, в первую очередь.

      Удалить
    4. Валерий Ледков4 октября 2013 г., 23:45

      Валентина Ивановна - моя любимая учительница. Жалко, я учился у неё только год

      Удалить
    5. Валерий Ледков4 октября 2013 г., 23:57

      Валентина Ивановна - моя любимая учительница. Жалко, я учился у неё только год

      Удалить
    6. Валерий Ледков4 октября 2013 г., 23:57

      Валентина Ивановна - моя любимая учительница. Жалко, я учился у неё только год

      Удалить
  14. Александр14 июля 2013 г., 23:54

    А ещё лудше в Архангельске,т.к. в обл.центре и в Северодвинске с округа много народу живёт и ещё многие в интернет не заходят!

    ОтветитьУдалить
  15. Александр19 июля 2013 г., 17:56

    Из меня писака ещё тот! У Ларисы получится горазда красивее,она Аркадия тоже с детства знает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова20 июля 2013 г., 14:15

      Ирина, ты права на все сто! Связи округа и Архангельской области очень давние, исторически и экономически объяснимые, а на уровне человеческом - крепчайшие, и их не разорвать. Тоже самое можно сказать и о связях с Республикой Коми, и с Усть-Цильмой... Нарьян-Мар, Ненецкий округ - средоточие разных культур, хотя мы все признаем, что ненцы - титульная нация, и ненецкой культуре необходимо особое внимание, что понимают власти НАО. А об Аркадии Остальцеве я бы написала, с удовольствием. Александр Явтысый расскажет о нем.

      Удалить
    2. Аркадий Остальцев21 июля 2013 г., 7:26

      Здравствуй Лариса! Давно уже прочитал твой рассказ, но всё как то не находил времени написать отзыв, да дело даже и не во времени, а в том, что писатель то из меня никакой. Про встречи и землячества я знаю только из СМИ, а то что ты написала о нашем детстве, всё правильно! Считаю что не делятся люди по национальности, есть хорошие люди, а есть, как бы это помягче сказать, не очень хорошие :))) А то что ты ненец, коми или русский, не делает тебя лучше других.
      Спасибо всем за отзывы о моих фотографиях! Приятно :)

      Удалить
    3. Аркадий, очень рада Вашему появлению в ЧУМотеке! Может, Вы сами напишете о себе, своем любимом Красном и Вашем увлечении, ставшем практически образом жизни- фотографии? Это будет шикарный подарок всем читателям ЧУМотеки)

      Удалить
    4. Аркадий Остальцев25 июля 2013 г., 6:48

      ЧУМработница Спасибо за столь лестный отзыв о моём увлечении, но о себе писать, да и не только о себе, НЕ УМЕЮ :))) Простите пожалуйста, но о себе я только автобиографию могу написать :))

      Удалить
  16. Ты молодец, Лариса, что написала о культурных связях , о дружбе между разными национальностями . между Архангельском и округом. Потому что все мы единое целое, один народ, по-моему мы уже давно не замечаем, кто ненец, кто коми, кто русский. Все давно породнились, переженились и получился один народ. Как всегда, твой материал яркий, интересный и полезный. Так держать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Торопова21 июля 2013 г., 13:18

      Аркадий, Наталья, спасибо, ценю ваше мнение. Да, мы все земляки, северяне, но насчет того, что "получился один народ" - можно и поспорить... Думаю, тут у Натальи будет много оппонентов. Только по прошествии времени начинаешь понимать, что в нашей красновской национальной школе (и в отношении поселка Красное часто употреблялось слово "национальный") был один язык - русский, для малышей, детей оленеводов работал "нулевой" класс, в котором их обучали русскому языку. Возможно, это и было требование времени, но столь же необходимо было преподавать ненецкий язык, чтобы он не забывался детьми. Доходило до того, что мои одноклассницы, ненки, отказывались изучать ненецкий в педагогическом училище - время было упущено! Тема огромная, сложная...

      Удалить
  17. потрохова марина24 июля 2013 г., 16:51

    Лариса, рада тебя здесь увидеть! Никакого комочка- первый блин удачен! Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails