вторник, 11 декабря 2012 г.

Тотальный диктант в куропачьем чуме: гостевой пост от Людмилы Талеевой

В апреле 2012 года во время проведения международной акции "Тотальный диктант" ижевские активисты устроили проверку грамотности для знатоков удмуртского языка. Мы ничего не слышали об ижевской инициативе, когда задумали свой тотальный диктант на ненецком.

Полагаю, некоторые спросят, почему тотальный? Или это дань современному флешмобу? В какой-то степени, может быть. Но идея проведения диктанта пришла не сразу. Обо всём по порядку.

В рамках Дней ненецкой письменности в Ненецком автономном округе в 2012 году был запланирован окружной семинар «Вопросы совершенствования профессионального мастерства учителя родного (ненецкого) языка» (26-30.11.2012) для учителей, преподающих предмет «Родной (ненецкий) язык», и воспитателей дошкольных учреждений, ведущих ненецкий язык. Когда готовилась программа семинара, хотелось реализовать на практике двуязычное образование, т.е. использовать, кроме русского языка как государственного, ненецкий язык (миноритарный язык). Тем более, семинар был предназначен для педагогов, обучающих ненецкому языку. 
Программа практикумов по аудированию (слушанию), говорению и чтению уже была утверждена, но в подвешенном состоянии оставался практикум по письму. Как быть? Поскольку один из вариантов итоговой контрольной работы в 4 классе – диктант, то и выбор пал на него. Был взят текст итогового диктанта в этом классе из сборника диктантов и изложений для начальных классов ненецких школ (авторы В.А. Ханзерова, И.Л. Ханзерова). Заполняя в расписании строчку, взяла её в кавычки – «тотальный диктант» по ненецкому языку, имея ввиду «несерьёзность» и игровой характер мероприятия. Может потому, что капелька сомнения была: как же отнесутся педагоги к этой идее: самим писать диктант? Отдав расписание на утверждение директору Елене Владимировне Парсуковой, ожидала только административного согласования по времени, месту и т.д. Но каково же было моё удивление, что Елена Владимировна так эмоционально отреагировала. Ей очень понравилась эта идея. События стали набирать обороты. Она тут же позвонила Ирине Коткиной. Ирина, в свою очередь, тоже оживилась и, кроме краткого инструктажа по организации диктанта, поделилась сувенирами, которые остались после "Тотального диктанта" по русскому языку, который прошел в  Нарьян-Маре 21 апреля 2012 года.  
На наш практикум были приглашены: корреспондент газеты «Няръяна вындер» Юлия Талеева, автор странички на ненецком языке в газете "Няръяна вындер" и  радиопередачи "Уроки ненецкого", молодые журналисты - корреспонденты Ненецкой телерадиокомпании.
Итак, 28 ноября диктант по ненецкому языку писали 17 человек: учителя, воспитатели, журналисты. Самым юным участником диктанта был ученик 5 класса школы посёлка Нельмин Нос Марюев Виталий, который пришёл вместе со своей мамой.

Диктатором (то есть диктующим) пришлось стать мне. Общим голосованием было определено, что работы друг у друга проверят  сами участники - педагоги.


Диктант прошёл успешно. Победителем стала учительница ненецкого языка школы из посёлка Индига Давыдова Татьяна Юрьевна
Обладателем «Самого красивого почерка» стала учительница ненецкого языка красновской школы Выучейская Парасковья Ивановна. ( от ЧУМработницы: та самая Прасковья Ивановна, колыбельную песню которой мы с вами слушали, друзья, в посте "Главная песня мамы").
Они получили красивые грамоты, а остальные участники - сувениры: значки и ручки.
Очень рада, что тотальный диктант по ненецкому языку понравился всем. Вот некоторые из отзывов:
  • «Отличная идея. Возможность в непринуждённой обстановке проверить знания»,
  • «Тотальный диктант понравился, т.к. проверяет грамматику и знание правил ненецкого языка»,
  • «Очень понравился тотальный диктант. Особенно слово – тотальный. Спасибо!», 
  • «Идея проведения тотального диктанта очень необычна. Было всё здорово!»,
  • «Диктант очень понравился. Проверила свои знания. Оказывается, я не хуже остальных»,
  • «Очень интересная форма проведения диктанта. Каждый имеет возможность проверить прежде всего себя. Есть над чем работать».

А вот, уважаемые читатели, и сам текст диктанта. Он небольшой, но, тем не менее, достаточно насыщенный в плане применения правил и знания грамматики ненецкого языка.

Хабэвко’ мя”

Тыбэртя”  ңэсыхыд ңэдалы”. Нумда теци. Сыра ханзадо’ ңылна ирна. Пий”. Ирий яля. Нумгана нумгы” есабарңа”. Хэ”нё. Тарем’ мэнахандо’ мерця лакада. Нумгы тир” ирийм’ тала”. Хадңэ хая. Ясавэй ңэдалёвам’ ё”ңа. Мал’ сехэрэмдо’ пюрңа”, хось я”мадо’, юху”. Хабэвко’ мякана сеңга”.

Куропачий чум

Оленеводы ехали из посёлка. Погода морозная. Снег скрипит под полозьями нарт. Ночь. Светит луна. На небе мерцают звёзды. Тихо. В пути их настиг сильный ветер. Тучи закрыли луну. Началась пурга. Ясавэй сбился с пути. Все ищут дорогу, найти не могут, заблудились. Ночевали в куропачьем чуме.


Для тех, кто не знает, что такое куропачий чум, лирическое отступление:

Куропачий чум  - жилище, сооруженное в снегу. Им пользовались охотники и путники, которых ночь застала в дороге. Название К. ч. связано с тем, что куропатки и глухари имеют обыкновение зарываться зимой в снег. Применяются до настоящего времени. Способ изготовления: снег на стоянке собирается в кучу, в ней сбоку выкапывается вход, внутренние стены закрепляются подтаивающим снегом, подогреваемым с помощью костра и бересты. Спальные места внутри сооружения покрывают еловыми ветками (если таковые имеются), вход затыкают снятой одеждой, берестой или мхом. Размер К. ч. зависел от количества ночующих. Иногда применялась простейшая форма К. ч.: человек зарывался в снег, обеспечивая себе возможность переночевать в пути. (Источник)

Вот как это делает куропатка:


Спасибо за внимание! Любите свой родной язык и сохраняйте традиции и обычаи вашего народа. Тогда жизнь на Земле будет продолжаться.

Людмила Талеева,
************
PS: ЧУМработница поддерживает Людмилу Яковлевну в её стремлении расширить и углУбить наши знания о родном языке, потому что она - за продолжение Жизни.
Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
  1. Что такое гостевой пост?
  2. Все гостевые посты ЧУМочитателей 

28 комментариев:

  1. Красива сама идея проведения диктанта! И еще очень интересная выбрана тема "куропачьего чума" для диктанта, запоминающаяся...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Талеева11 декабря 2012 г., 17:14

      ljudmillar,спасибо! Могу сказать, что я всегда полагаюсь на свою интуицию. Перелистала весь учебник и остановилась именно на этом рассказике. Родом я из поселка Нельмин Нос. Самой не приходилось ночевать в метель в тундре, а вот моим родным - да. Переворачивали нарты, окапывались, ложились поближе к оленям и пережидали непогоду.

      Удалить
  2. Какие же вы молодцы! Сохранять родной язык — невероятно важно. Понравилась идея награждения за самый красивый почерк. И, конечно, тема диктанта. Ничего до сей минуты не знала про «куропачий чум». Спасибо за расширение горизонтов моего сознания.

    Жители Севера — красивые и мужественные люди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина,Людмила Яковлевна написала, что я оживилась, услышав известие о Тотальном диктанте на ненецком. Это неточное описание. Я невероятно возбудилась и завалила её информацией о том, как это лучше и интересней сделать:-) В том числе, посоветовала сделать номинации, чтобы поощрить участников диктанта. Человеку так мало надо для счастья:-)

      Удалить
    2. Людмила Талеева11 декабря 2012 г., 17:47

      Елена Воронина,отдельное слово хочу сказать о детях, которые присутствуют на наших семинарах. В прошлом году их было трое. Мамы-учителя из сел привозят их с собой, и дети вместе с ними учатся). Хочу отметить, что это чудесные дети: спокойные, рассудительные,терпеливые.
      Я никогда не поднимаю вопрос о том, чтобы в аудитории не было посторонних. дети - не посторонние. Вспоминаю свою поездку на конференцию в Осло. Саамы считают нормой, когда женщины везде носят и водят за собой детей. Запомнила картину: в вестибюле конференц-зала молодая женщина кормит грудью младенца, а потом вместе с ним идет в зал. Мне кажется, это очень правильно. Как природой заложено - мать должна вырастить и выкормит своего детеныша - так тому и быть.
      Наш самый юный участник Виталик Марюев настолько обрадовался значку, который мы ему подарили, что не снимал его со свитера до окончания курсов.

      Удалить
  3. Про куропачий чум не только интересно, но и познавательно, мало ли, пригодится когда, вдруг понадобится переночевать в лесу или в заснеженном поле! :)
    А вот народу на диктанте что-то было маловато!... На весь округ 20 человек не насобиралось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Талеева11 декабря 2012 г., 21:10

      Elena Rubric,наверное, Вы не поняли, что диктант задумывался именно для курсантов. Мы не ставили своей целью собирать много людей. Возможно, весной, когда Ирина Валентиновна будет проводить "Тотальный диктант" на русском языке, мы попробуем провести аналогичный на ненецком. Но обещать не хочу ничего. будет день - будет пища.

      Удалить
    2. Людмила, теперь вижу, что это было организовано только для учителей и воспитателей, в первый раз проскочила эту немаловажную подробность. А то удивилась, что поддержка со стороны носителей языка небольшая.

      Удалить
  4. "Язык - душа каждой национальности, ее святые реликвии, ее национальное сокровище" - это слова нашего земляка, ученого, писателя, языковеда Ивана Огиенко (Митрополита Иллариона). Ваши дела - унисон этим замечательным словам.
    Снимаю шляпу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Талеева11 декабря 2012 г., 21:11

      Галина Козаченко, спасибо Вам за добрые слова в наш адрес. На курсы приехали не все учителя и воспитатели из сел. не всех отпустили, ведь в школах учебный процесс шел. Мы каждый год собираемся, потому что понимаем - надо расти в своем мастерстве, иначе за временем не угнаться.

      Удалить
  5. Я зык - это очень важно. Любой народ жив пока жив его язык. Особенно это важно для малых народов с небольшой численностью.
    Честь вам и хвала за то что вы ненецкий язык сохраняете, поддерживаете. Увы, часто и учителя грешат, ну скажем так, слабым знанием языка. Увы, в свое время я сталкивалась в школе с тем, что даже учителя русского делали грубейшие ошибки, а уж сколько двоек я поймала от одной русской по национальности, но приехавшей из одной из кавказских республик учительницы, потому что "Такого слова нет! Я его не знаю, значит его нет!". А вот ваши учителя не забывают о поддержании собственного уровня знаний и это радует. Значит и детей научат хорошо.

    Привлечение детей - это вдвойне хорошо, чем раньше проснется интерес к знаниям, тем лучше. Увы, сейчас пошла тенденция ограждать детей от серьезных знаний, от научной информации, от взрослых разговоров. А потом сами же жалуются на то, что дети ничего не знают, не понимают и знать не хотят. Один мой учитель в школе говорил "Это не важно, что вы сейчас ничего не поняли. Важно, что запомнили, а поймете когда придет время." Дети запоминают гораздо больше взрослых, их память устроена иначе. Даже если что-то не поняли - это не страшно, главное, что информация осела в голове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, из твоего пространного комментария выхвачу фразу про учительницу с Кавказа. Сейчас мигрантов, работающих в сфере бытового обслуживания, ЖКХ, соцсфере обязывают сдавать тест на знание русского языка. По стране 250 центров создано, в том числе и у нас в округе. Для тех, кто хочет получить вид на жительство, тест стоит 2,5 тыс.руб. Для других меньше. Много статей на эту тему в прессе. А мне интересно, что слышно у вас?
      Как ты считаешь, это благо или очередной неудачный эксперимент правительства?

      Удалить
    2. Не знаю, мне сложно сказать. У нас тут значительная часть местных говорит по-русски с трудом, так что приезжие не выделяются. Опять же, приезжие у нас тут в основном либо с Украины (как отличить хохла рожденного за 100 км от хохла рожденного в Таганроге - вот вопрос?), либо из Армении (как отличить местного армянина из Чалтыря или Нахичевани, едва говорящего по-русски, от армянина из горного села в Армении, говорящего по-русски тем же способом? Ты рецепт знаешь? :) )
      Короче говоря, у нас тут этот вопрос не актуален. Точнее, проходить то наверняка заставят всех, но насущной необходимости у нас тут нет. Возможно в местностях, где много приезжих из Средней Азии это и целесообразно, чтобы отсеить совсем уж не говорящих, да.

      Удалить
  6. в ненецких семьях в основном воспитание шло через пример родителей, в непосредственной обстановке, в разговорах взрослых, но было только одно правило не встревать в разговор взрослых. как говорится молча мотай на ус. если дело не должно было касаться детских ушей их просили выйти. много интересного и полезного можно взять из ненецкой традиционной педагогики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна,вот Вы и подсказали мне тему для одного супер-познавательного поста - ненецкая педагогика. Кстати, если мне не изменяет память, у Вас есть великолепный доклад на эту тему. Может, адаптируем к ЧУМотеке?

      Удалить
    2. это очень интересная тема

      Удалить
    3. Юлия Александровна, так я жду:-)
      Сегодня получила свежий выпуск "Выбора НАО", а там статья о круглом столе по сохранению ненецкого языка Поговорим по-ненецки Там очень много про Вас.
      Процитирую кусок, который будет интересен всем:

      Как сохранить родной язык коренных жителей округа и что для этого надо сделать? С этого же вопроса начался наш разговор с автором учебника «Русский язык в условиях двуязычия» Юлией Ледковой. Юлия Александровна наглядно объяснила, почему русскоговорящие специалисты изучают язык тундровиков. Полярный доктор Леонид Зубов, освоив ненецкий, стал своим человеком среди тундровиков, теперь он знает не только проблемы и особенности здоровья оленеводов и их семей, но и многие подробности их жизни, которые помогают и в диагностике, и в выборе методов лечения. Используя ненецкую речь, легко устанавливает контакты с оленеводами художник Юрий Яворик, когда рисует портреты жителей тундры. А вот пример из истории Великой Отечественной войны. Борис Преображенский, старший научный сотрудник Нарьян-Марской зональной станции был назначен командиром оленно-транспортного эшелона. Он обладал общительным характером, немного говорил на коми, прекрасно разбирался в оленеводстве и понимал тундровиков с полуслова. Возможно, благодаря именно этому Преображенский сумел с минимальными потерями справиться с заданием и доставить в Архангельск мобилизованных пастухов с большим стадом ездовых оленей.

      Удалить
  7. Замечательная идея диктанта, поддержка интереса к языку, что и говорить! Куропачий чум, наверное, многих людей от холодищи спасал. Показалась смутно знакома техника куропатки по закапыванию, да-да, я также в одеяло зарываюсь, когда холодно. Куропаткам привет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Evdokia, вот видишь, раньше ты это делала интуитивно, а теперь будешь зарываться по науке, как и положено каждой уважающей себя куропатке:-))

      Удалить
  8. Ирочка, как же я соскучилась!
    Ну если ты была "диктатором" - не сомневаюсь что ошибок было минимальное количество :)))
    А идея с диктантом замечательная, вот хочу на работе что-нибудь похожее организовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ochumelaya, это ты загнула- Диктатором! В этом маленьком диктанте для меня слишком много букафф:-))
      Я уже запамятовала, где это твоя работа? Все больше вижу твои домашние работы:-)

      Удалить
  9. Идея конечно чудная, и я как учитель её ОЧЕНЬ поддерживаю. Тем более для сохранения языка. Но как вспомню свои школьные годы и бесконечные диктанты, то сразу тоска наступает. Сочинение - да. Диктант - мамочка родная. А когда на курсы эстонского языка ходила и писала там диктанты, то после всегда валерьянку пила. у меня на диктанты аллергия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jelena Trubina,не представляю, как тебе удалось выучить эстонский! Но, я так понимаю, выбора у тебя не было? Или пан, или пропал?
      Мы всё-таки по желанию: хотим - учим. Мы много рассуждали о ненецком языке, а в частности, о Законе о родном языке, работа над которым идёт сейчас в НАО в посте Язык мой - друг мой?
      Я сейчас перечитала, в том числе и комментарии самих представителей КМНС, которые по-разному относятся к этой идее. Ещё раз выскажусь. Законодательный акт о родном языке - необходимая платформа, правовая надстройка, без которой такие вот диктанты будут лишь частными отрывочными действиями по сохранению языка.

      Удалить
    2. Внесу, Ирочка, поправку - эстонский я так и не выучила. Его невозможно выучить в моём СОВСЕМ русском городе. /в городе живёт всего 3 процента эстонцев, болтать не с кем/.
      А язык сохранять НУЖНО и я с тобой согласна: почти все средства хороши. Эстонцы тоже вовсю стараются сохранить свой язык. И я их в этом понимаю, хотя иногда они слишком торопятся.

      Удалить
  10. Фёдорова Людмила Нянчеровна7 мая 2013 г., 19:43

    Интересное мероприятие, привет всем участникам с Таймыра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Нянчеровна, спасибо что заглянули. Я уже немножко начала подзабывать про наше тотальное сумасшествие, а тут Вы:-)

      Удалить
  11. Извините, а проводился ли Тотальный диктант по ненецкому языку еще?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, нет, больше не проводили. По большому счёту, для этого нужно немного - человек,котоырй этой идеей загориться и других за собой поведёт)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails