среда, 25 мая 2011 г.

Уроки ненецкого с ЧУМработницей. Урок № 9. Взрослеем вместе с музеем

На прошлом уроке ненецкого языка ЧУМработница вместе с однокурсницами под чутким руководством их учителя Юлии Александровны шагала по Москве по направлению к музею изобразительных искусств имени Пушкина.  И, по логике вещей, сегодня она должна была  бы любоваться его красотами. Но она посчитала более разумным спеть хвалебную песню другому музею, который ей ближе и географически, и душевно.
Это Ненецкий краеведческий музей, который  18 мая, в международный день музеев, приглашает своих посетителей на необыкновенные вечеринки. В прошлом году ЧУМработница охотилась там на мамонтов, а в этом – попала в лабиринт, выход из которого ей помогли найти такие же любители музеев и приключений.
На пороге музея гостей встречали Олень и сам Нарьян-Мар (а лучше - столица НАО, потому что в женском наряде) и вручали разноцветные билетики. ЧУМработнице достался красный.
Впоследствии по этим билетикам пришедшие объединились  в команды «синих-красных-зеленых-желтых», получили маршрутные листы и двинулись под руководством опытных проводников по краеведческому лабиринту. ЧУМработница считает себя человеком просвещенным в плане истории края, но некоторые вопросы ставили ее в тупик. Например, она находилась в полном неведение, что из еловой хвои можно изготавливать этиловый спирт. Видимо, технология изготовления спирта не так проста, потому что елки в лесотундре стоят не голые, а очень даже пушистые. Зато она сразу угадала, почему в русской народной песне дочка просила маму: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». 
Замуж девчонке не хотелось, ведь невеста на свадьбу выходила не в белом, как сейчас, а в красном платье-сарафане, что очень понятно: красный цвет – красивый, праздничный.  Группа красных тоже отличалась праздничным настроем. Шли по лабиринту бодро, но после каждого вопроса надолго задумывались. Опознавали птиц и их голоса, 
изучали карту эволюции мира, 
сопоставляли современные предметы с их историческими прообразами. Не замечаем мы с вами, друзья, всех прелестей цивилизации. Вместо лучины машинально включаем электросветильник, забрасываем в машинку-автомат белье и вынимаем практически сухим, гладим его опять же удобным утюгом. Избалованы мы придумками всякими, вроде бы облегчающими нам жизнь, но иногда ставящими нас в полную от них зависимость. Тот, кто ненароком оставлял при выходе из дома мобильный телефон, ЧУМработницу поймет без лишних слов. А как повезло нынешним мамочкам, которые имеют в своем арсенале памперсы разных размеров и фасонов! Но сколько раз слышала ЧУМработница о проблемах детей, которые не представляют, как можно вершить свои малые и большие дела отдельно от этого белоснежного мягкого чуда.  Мудрые предки наши использовали вместо памперсов экологически чистый мох. 
Если бы ЧУМработница знала об этом раньше, то, возможно, вместо пеленок и подгузников, которых она перестирала гору величиной с Казбек, пока вывела в люди сына и дочь, она бы лучше мха натаскала и тем самым долю свою материнскую облегчила.  На одной из остановок лабиринта ей удалось блеснуть практическими навыками, полученными путем многоразовых ежедневных тренировок. Пионерский галстук она завязала с закрытыми глазами. Лучше нее это сделала только ее подруга, бывшая пионервожатая. 
После прохождения лабиринта группа сдала свой маршрутный лист Оленю и получила сертификат с настоящей печатью на право бесплатного посещения музея - 1 раз в любое время до следующего дня музеев.
Чтобы публично свою команду представить, надо было придумать ее название. После коллективного обсуждения назвались аббревиатурой «ЗПР», что означает вовсе не то, что вы подумали (а подумали вы, видимо, про Задержку Психического Развития, да?). ЗПР - это «Запоминаем. Понимаем. Размышляем", но очень медленно:-))  ЗПРовцы первого места не заняли, но, как и остальные гости музея, получили громадное удовольствие от совместного вечернего времяпровождения в музее. 
Многочисленные дети, пришедшие в музей вместе с мамами и папами, тоже были довольны веселым приключением  с чаепитием и подарками. 
Свою благодарность родному музею они выразили с помощью мелков и маркеров очень искренне.
 
Итак, урок № 9. Взрослеем вместе с музеем.
Наш словарик:
Музей – музей
Тюсь – войти
Сертась – сделать, построить
Танясь – иметься, быть в  наличии
Падтась – нарисовать
Падта" ма– рисунок, изображение
Луца'хэхэ - икона
Мел”– мастер
Е” эмня (послелог) – для, ради кого-то, чего-то, для
Тара – надо
Нись паруба – неспеша
Яля’ ямб – весь день, буквально - длинный день.
Ӈаволава – кафе, столовая
Ныланась – отдыхать.
Ёльцмбой – удовлетворительный, удовлетворение.
1.      Маня” музеян’ тюва”. – Мы зашли в музей
2.    Музейхана ӈока манзая” хуркари” мел” хибяри” сертавы” таня”. – В музее много работ разных мастеров.
3.     Тюку скульптура”, падта” ма’, луцахэхэ” няби ӈод экспонат” таня”. – Это скульптуры, картины, иконы и другие экспонаты.
 
4.      Музей харад’ саць ӈарка. – Музей очень большой.
5.     Тюку харад сюри” музей е” эмня сертавы. – Это здание было специально построено для музея. (Да, действительно, это красивое здание было специально спроектирвоано под музей. Сколько лет наш любимый музей скитался по времянкам и, наконец, поселился в настоящем дворце).
6.      Мал манзая” хуркари” мел” хибяри” сертавы” нись паруба манэпа тара. – Все работы мастеров надо смотреть неспеша.
7.      Музейхана яля’ ямб мэ сава. – В музее можно провести целый день.
8.     Музейхана ӈаволава таня, ханяна ныланась сава. – В музее есть кафе, где можно отдохнуть. (А вот это пока мечты, но, ЧУМработница надеется, что они вскоре станут реальностью. Зато в музее есть лавка мастеров, где можно приобрести эксклюзивные вещи ручной работы: картины, изделия из меха, книги и открытки).
9.     Маня” музейхад ӈока ёльцмбой маймбавам ня” мава”. - От посещения музея мы получили большое удовольствие. ( Между прочим, в музее есть настоящее дерево желаний, завязав ленточку на котором, можно загадать свое самое сокровенное желание. Желания исполняются: ЧУМработница на себе проверила).
Юлия Александровна на уроке очень много рассказывала о своем опыте приобщения детей к таинству музеев. Из всего сказанного ЧУМработница уяснила главное – начинать нужно с самого раннего детства и именно с посещения краеведческих музеев. ЧУМработница не будет озвучивать очевидные  истины о пользе знакомства детей с историей и культурой своей малой родины,  их взросления и становления в стенах музея. Сегодняшнее задание вам, дорогие читатели, будет очень простым, но от этого - не менее интересным.
Домашнее задание:   В ближайшие выходные всей семьей идем в краеведческий музей! ЧУМработница уверена, такие хранилища истории есть в  каждом городе и даже селе, и каждый такой музей может похвастаться совершенно эксклюзивными материалами и экспонатами. Подробная информация о работе Ненецкого краеведческого музея- на его сайте http://www.naomuseum.ru/     
Ӈэлов нина ядаптаӈгуна! До скорой встречи 

10 комментариев:

  1. Про то, что начинать надо с музея, я как-то синхронно с ЧУМработницей догадалась :) Почему-то хожу каждую неделю в музей Новосибирска :)

    ОтветитьУдалить
  2. Кот,а как с детьми дело обстоит? Я вот своих,грешна,не приучила. Хотя дочь в определенное время сама стала туда ходить. Недавно рассказывала мне про ночь в музеях Архангельска. Вся под впечатлением.Здорово,что музеи пошли навстречу молодежи.

    ОтветитьУдалить
  3. Музеи у нас в городе изменились и не все в лучшую сторону. Наверное, пора пост написать на тему: Как краеведческий музей превратился в центр современного искусства и почему он теперь не для детей.

    ОтветитьУдалить
  4. Кот,знаешь,что меня радует в последнее время не в музеях,но в сбербанках:места,спеуиально овтеденные для детей. Даже если очень маленькое отделение,филиальчик,все равно стоит стульчик,столик,карандаши с альбомом,игрушки. Я так понимаю,это общая политика сбербанка,и очень правильная политика. За рубежом - привычная картина,когда в общественные места идут с детьми,с грудничками даже. Там везде столики пеленальные есть,комнаты специальные,даже сотрудники,которые на время могут занять вашего ребенка.Кажется,чего проще-подумать о своих посетителях?! И ведь такая забота окупится сторицей,в буквальном смысле слова окупится

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, дала повод задуматься о семейном походе в музей! А что? Сходим.
    А пост замечательный! Интересное путешествие и экскурсия по нашему музею!
    А еще поздравляю тебя с твоим профессиональным праздником! Успехов во всем и всех благ!

    ОтветитьУдалить
  6. ИрЭн,рада,что не зря бросила идею. А ваши поздравления хочу услышать в реале.Заседание клуба Достоевского сегодня в 15.00. Прошу не опаздывать!

    ОтветитьУдалить
  7. Не вопрос! Реальные поздравления впереди, а на блоге уже лови!

    ОтветитьУдалить
  8. ИрЭн, лихорадочно бегаю от компьютера к кафедре. надежда Васильевна сегодня меня бросила,ушла на ЕГЭ,так что я немножко разрываюсь на части:-)) Но я попробую все посмотреть.Предполагаю,что там оды и поэмы в честь нас,красоток,да?:-))

    ОтветитьУдалить
  9. Мысленно представила, а смогу ли я сейчас завязать галстук?.. :) Элементарно! Руки помнят! Сладкие воспоминания!...:)

    ОтветитьУдалить
  10. Rubric,действительно,есть память рук. Как только взяла в руки галстук,так руки сами узелок завязали. И сразу начали вспоминать,как эти галстуки гладили,как бережно хранили,как гордо носили:-)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails