Если бы у ЧУМработницы были олени, она носила бы девичью фамилию, а не мужа. А так, с одной кошкой в хозяйстве, шагает по жизни Коткиной. То ли дело островитянки с Колгуева, у которых и стада свои, и семейное клеймо. Таким даже шаман не указ. Детективные истории раскрыла Юлия Ледкова в поисках родовых корней.
* * *
Из рода шаманов и оленных женщин
Паӊгар ӊамгэ? Какой твой корень?
Кто я есть? Откуда я? Эти вопросы задаёт себе, поздно или рано, каждый человек, живущий на земле. Теперь модно стало знать свою родословную. Остров Колгуев – это моя Родина, место, где я родилась, выросла, где прошла треть моей сознательной жизни, где жили и были похоронены мои предки.
НАО, остров Колуев, посёлок Бугрино |
Ненцы, живущие вдоль Северного Ледовитого океана, – от Белого и Баренцева моря в Ненецком округе, от Карского моря на Ямале и моря Лаптевых в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, – при встрече первым делом спросят: «Паӊгар ӊамгэ? Еркарар хурка? Какой твой корень? Какого ты рода?»
Это не праздный вопрос. Исторически ненцы всегда интересовались своими корнями, знали, где и в каких землях есть у них родственники, хотя могли ни разу в жизни с ними не встретиться. Особенно этот вопрос был важен при поиске жены для молодого человека.
По мужской линии нельзя было брать в жёны девушку по своему роду, хотя по женской линии это не возбранялось. Можно было жениться на двоюродных сёстрах, тётях по материнской линии.
Как писал этнограф Андрей Головнёв, «женщина, сколько бы мужей и стойбищ ни поменяла, пожизненно сохраняет девичье родовое имя, оно состоит из женской версии названия рода с добавлением слова не (нен., женщина)».
С чего начать?
На фестивале «Сава сё» (нен., дивная мелодия) этнокультурный центр провёл встречу ненецких родов. Там выступали представители семей полуострова Канин и острова Колгуев.
Люди рассказывали об истории рода, показывали документы и фотографии. Я слушала и думала: «А почему я это не могу сделать?» Появился азарт и новый вопрос: «С чего начать?»
Начала с запроса в окружной и Архангельский архивы, изучала книги, искала информацию в Интернете. Муж смеялся и говорил, что я похожа на человека, который пишет докторскую диссертацию.
Когда-то в детстве я пыталась узнать у своей матери Апицыной Степаниды Ивановны о моих дедушках и бабушках.
Мама с улыбкой пресекала все мои вопросы: «Ты что, собираешься разговаривать с умершими»?
|
Но собираясь вместе, взрослые часто вспоминали старину, ушедших родственников. Было очень интересно слушать эти разговоры. К сожалению, многое забылось в силу малого возраста, да и не было тогда особого интереса к этой теме.
Большая семья
Теперь, занявшись историей рода, семьи, перечитывая книги, изучая архивные записи, анализируя рассказы матери о родственных связях с теми или иными людьми, пришла к выводу, что большинство жителей острова Колгуев являются моими близкими кровными родственниками.
Каждая семья относит себя к тому или иному ненецкому роду. Во мне слилась кровь нескольких ненецких родов: Вэра, Вэ”ли, Ельцёв и Хэтанзи, которые волей судьбы оказались на острове Колгуев.
Апицыны – Вэра (нен., жёсткая щётка – шкура с ног оленя). Вся обувь была на оленьей щётке, значит, оленей было много, Вэра могли себе такое позволить;
Ардеевы – Вэ”ли. От Ва”лёй (нен., хитрый, интересный, удивительный);
Евсюгины – Ельцёв. От евко, евся (нен., сирота);
Хатанзейские – Хэтанзи. От хэтанзь (нен., рассказчик, сказитель).
Ну а по мужу я стала Ледковой – Паханседа (люди, живущие на сопках у залива моря).
Оленные женщины
История освоения острова промышленниками и заселения его ненцами оказалась очень интересной и захватывающей. Нашла в интернете книгу «Во льдах и снегах: путешествие на остров Колгуев» Обина Тревора-Бетти. Эта книга – настоящий кладезь знаний для любопытного человека.
Автор пишет о семье Ардеева Ивана Васильевича, ненецкого шамана Пурпэя, в чуме которого жил. Родители никогда не говорили о нашем с ним родстве, но теперь я точно это знаю. Удивительно, но старший сын шамана, Филипп, – мой прадед по маминой линии, а младшая дочь Анна – бабушка по по папиной линии.
Интересно, что Анна носила фамилию Апицына, а не Ардеева, как другие дети Пурпэя, и вот почему. Когда её мать, Устинья Апицына, выходила замуж за Пурпэя, родители ей оставили оленей и личное клеймо (нен., пидьте”мя).
Чтобы клеймо не пропало, Устинья клеймила им весь приплод от оленей. Позже этих оленей вместе с клеймом и фамилией она передала дочке Анне.
О том, что такое было возможно на Колгуеве, прочитала в книге Николая Шпанова «Край земли». Писатель общался с одним из ненцев, жителем острова, у которого все дети были под фамилией жены. На вопрос учёного, почему так произошло, ненец ответил, что у жены есть олени, а у него их мало, то есть пидьте”мя – клеймо использовалось женское.
Так вышло и в нашей семье. Анна вышла замуж за моего деда Хатанзейского Степана. Оленей у него было меньше, так что фамилия Анны вместе с клеймом стали семейными. Олени, дети,а потом и муж стали Апицыными:-)
Хотя в народе Степана продолжали называть Хэтчи Вэско (старик Хатанзейский). Так потом называли его сыновей, в том числе и моего отца, а потом и моего брата Сашу. Бабушку же звали Ягэй Хада – Кривая, Одноглазая. Олень выбил когда-то один глаз своим рогом.
Моя тётя Варницына Анна, ещё одна оленная женщина |
Поиски продолжаются
С другой стороны моим дедушкой был Иван Евсюгин. Он женился на моей бабушке Василисе, когда ему было 47 лет, а ей только исполнилось 17 лет. С бабушкой Василисой они вырастили 8 детей. Последняя дочь Руфина родилась, когда старику было уже 67 лет. Мои дедушки и бабушки прожили долгую жизнь, о чём свидетельствуют архивные записи.
Говорят, что человек должен знать, хотя бы семь колен своего рода. У меня получилось меньше, но для моей внучки Адрианы, дочери моего сына Степана, выходит, почти в самую точку. Она является седьмым поколением рода Ардеевых, Апицыных, Евсюгиных, Хатанзейских.
Много интересной информации я собрала за время поисков. Большая часть войдёт в мою будущую книгу о моём любимом острове Колгуеве, моей семье, моих предках и родственниках, которые живут не только в Бугрино, но и в других местах нашей Родины, а ещё в Украине и Австралии.
Моя семья – мои корни |
Юлия ЛЕДКОВА
* * *
Читай ещё в ЧУМотеке:
Юлия Александровна, спасибо за пост и за Ваше дело! Интересные материалы для прочтения)))
ОтветитьУдалитьОльгаИв, почти за 2 года собрала большой материал, но нужно ещё уточнять и уточнять. предстоит ещё много работы, не хочется выдавать сырой необработанный материал. но работа очень интересная и увлекательная.
УдалитьУ кого оленей больше, ту фамилию и носим...класс, интересно.У нас по маминой линии вообще нет никакого рода, сведений нет.Бабушка унесла тайну про отца матери в могилу,за всю жизнь не призналась.Да и про бабушку ничего не знаю...интересно, сейчас можно как-то найти?
ОтветитьУдалитьГалина Исаева, в настоящее время, как я поняла, можно найти в архивах любую информацию. Лишь было бы желание и хотя бы небольшие данные. Удачи!
УдалитьГаля, Блия Александровна права. Самое сложное - начать поиски. Заявка в архив - первое,что надо сделать. А потом ниточка потянется, клубок буде потихоньку разматываться.
УдалитьЕсли военные архивы сохранены,то уж гражданские-то должны быть в относительном порядке)
Как интересно! Очень богатый материал!
ОтветитьУдалитьDodo, у Юлии после встречи ненецких родов появилось желание изучить родословную,а у меня появилось после этого поста)
УдалитьИ тут главное не время, об отсутствии которого мы все так печёмся, а желание.
Я только до 3-го колена знаю родню, и то очень поверхностно(
Додо, работы очень много. собираю материал обо всех родственниках. когда родились, умерли и где живут и чем занимались и занимаются. жалко, что в ситуации с коронавирусом нет возможности продолжить работу в архивах для уточнения некоторых данных. весь собранный до этого материал уже включила в работу и обработала.
УдалитьЮля, Ира, с удовольствием вернулась в этот пост. Какие удивительные совпадения в наших судьбах. А ведь казалось бы между нами такое расстояние. И географическое, и культурное. Как раз сейчас мы пишем коллективный роман. Переехав сюда, я передо мной с особой остротой встал вопрос о моей собственной идентификации. Конечно же, первый вопрос:"Как я здесь оказалась? Что меня сюда притянуло?" Я очень много ходила и впитывала в себя местную атмосферу. Я заогваривала со всеми встречными, выведывая их истории и легенды, мифы края, я исковыряла интернет... Долго мысли и эмоции путались. Инфрмации было так много. И вот сейчас, вроде бы всё встаёт на свои места. Но не в голове, а в сердце. Словно я нашла себя здесь. Я уже давно отказалась понимать этот мир умом, логикой. Занимаясь наукой, я поняла, насколько много в этом не то, что неправды, но тщестлавия гордыни и пр., ничего с истиной общего не имеющего. Я могу понять, принять только пропустив через сердце, через душу. А потом уже попытаться наложить на это слова.
УдалитьЮля - Ира, люблю вас, таких талантливых и настоящих, живых. Спасибо вам обеим. А я пойду дальша гулять по Юлиным историям.
Лола, дорогая, работа эта очень интересная и занимательная. Начинаешь писать одно и тут выскакивает следующая информация. Получается клубок, который хочется раскрутить до конца. Все связано. Вот поэтому и не могу дойти до конца. Удачи, тебе!
УдалитьЮля,ждем книгу.Я первая в очереди на приобретение.Очень интересно
ОтветитьУдалитьГалина Назарова, до книги ещё далеко. не хочется писать о том что не подтверждено документально. как говорила моя мама: нельзя говорить о чём-то, если не знаешь точно. а то скажут врунья и придумщица.
УдалитьЮлия Александровна, какой огромный труд Вы проделали в поисках своих корней! Это заслуживает глубокого уважения.
ОтветитьУдалитьОчень интересно было узнать про оленных женщин и женское клеймо. Спасибо, что поделились любопытным материалом. Удачи в создании книги! Будем с нетерпением ждать её выхода.
Лена Воронина, тебе тоже не повезло с оленями. Эльмакот тебе в утешение))
Удалитьну, Ира и у нас теперь нет оленей. всех погубили безответственность людей, и природа. пока искала материалы к своей работе узнала, что на острове такой падёж был частым явлением.об этом пишут многие исследователи, и даже дают свои рекомендации о количестве поголовья оленьих стад на Колгуеве. дай Бог, чтобы снова олени бегали по острову и были люди, которые бы занимались делом наших предков.
УдалитьЕлена Воронина, материал для работы действительно очень интересный. О том, что многие островитяне мои родственники я подозревала, но теперь это знаю точно. Кроме этого в работе нельзя обойтись и без описания острова и открывателей Колгуева, промысловиков, купцов. Это такой интересный пласт изысканий, который нельзя обойти. Хорошо, что теперь много информации оцифровано, много книг выложено в интернет.
ОтветитьУдалитьА про происхождение своей фамилии узнала только в ходе работы. Все время думала, почему Апицына, а не Хатанзейская. А оказывается все дело было в количестве оленей и клейме. Действительно, ненец жив, пока у него есть олени. Правда оленей теперь у нас своих нет. Был падеж и Колгуев остался без оленей. Сейчас идет восстановление оленьего стада, но это медленный процесс.
Мы все должны владеть информацией о своих предках! Хорошо, что есть кто-то у кого можно ещё спросить. В Интернете не всегда можно найти материал. Юлия - МОЛОДЕЦ!
ОтветитьУдалитьИрина Полещенко, в интернете в основном нахожу материал по истории освоения острова Колгуев, много старых книг оцифровано Президентской библиотекой. это очень большое подспорье. много интересной информации дают родственники, но здесь мне тоже приходится быть аккуратной, так как не всегда истории достоверны или бывает неэтичная информация. её даже не рассматриваю. в своих закромах храню, но не использую.
УдалитьИстория семьи - это история народа. Очень говорящие фото! И о расследовании очень занимательно написано.
ОтветитьУдалитьИнтересно, и у меня есть подобная фото с детства, где меня уговаривают сфотографироваться) Но только это было в Германии)
Заика Ирина, старых фотографий много, есть очень даже интересные, но на некоторых лица недостаточно хорошо видны. Правда есть у меня знакомая, которая занимается реставрацией старых фото, но в связи с вирусом дело застопорилось временно.
УдалитьА исследовательская работа очень увлекательное занятие.
Спасибо, Ира, Спасибо, Юлия - очень интересно!
ОтветитьУдалитьГалюня, спасибо! работа над своей родословной, историей семьи увлекла меня не только тем, что захотелось узнать кто я есть, но и для того, чтобы моя любимая внучка узнала откуда её корни. ей пока мало лет, и ей это не очень интересно. но иногда она задаёт вопрос: Вы с дедушкой китайцы? когда говорим, что нет. она нам говорит, что мы ведь очень на них похожи. привыкла, что в Петербурге их много бывает.прихолится рассказывать, что мы ненцы, но по малости возраста она не очень понимает. и вот хочу свою работу посвятить своей малышке, чтобы знала кто она такая есть.
УдалитьЮлия Александровна, в связи с упоминанием китацев вспомнила наши поездки на летний отдых с ребятами из Ненецкой школы-интерната им. Пырерки.
УдалитьБывало, поедем в Москву в цирк или на спектакль, а толпа их, много.
Идём, а народ:
- Китайцы! Китайцы!
И тут Женя Тайбарей:
- Не китайцы, мы, а японцы!
))
Ваня часто водит старшего внука по музеям. пошли раз в Кунсткамеру, а там какая-то группа питерских школьников. один показывает на Ваню и кричит:китаец! тут у Вани Эго взыграло, он целую лекцию прочитал мальчику о народах проживающих в России и в конце сказал: никогда не показывай свою глупость другим, если чего-то не знаешь. сначала узнай, потом кричи.
Удалитьдорогие гости, хочется сказать, что работа над книгой предстоит ещё долгая, не хочется давать неполную и неточную информацию. даже использование слов самоеды и раскольники должно быть осторожным. если использую их, то только в контексте авторов. насчёт использования слова раскольники получила консультацию у директора Пустозерского музея Меньшаковой Елены Геннадьевны. в разных источниках пишут то раскольники, то староверы. оказалось, что этичным является написание слова староверы. вообще хочу сказать Меньшаковой Е.Г. большое спасибо. она всегда идёт мне навстречу, консультирует и помогает, если мне требуется какая-либо помощь.побольше бы таких людей с открытым сердцем. я желаю её большой удачи, успехов!
ОтветитьУдалитьа использование слова самоеды, то мы ненцы - люди, и ничто другое.
Юлия Александровна, ну раз эту тему затронули, прям процитирую Википедию по самоедам:
Удалить«Поначалу самоедами (также «самоядь», «самоедины») называли только ненцев — самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.
Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (единственное число), самоди (множественное число), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 1930-е годы повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 году советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного по значению с точки зрения русского языка и потому обидного слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды)»
всё правильно, тут не спорю. но правильней в моём случае использовать самоназвание народа. давно когда-то хозяин ресторана Тиман, только задумал открыть своё заведение и обратился к Ивану Егоровичу по поводу названия ресторана. этот человек спросил у Ивана, можно ли заведение назвать Самоед. тут Ваня просто ответил, а понравилось бы кому-либо название ресторана Москаль или Хохол? тут хозяин извинился и сказал, что всё понял. и дал своему детищу название Тиман.
УдалитьЭто прямо-таки невероятная северная сказка! Очень необычно!
ОтветитьУдалить