Ненецкие боги и духи очень строги к тем, кто пытается свести их сакральную суть к понятным выкладкам и объяснить необъяснимое. Даже у опытного учёного-этнографа Юрия Квашнина фотоаппарат залили, а планшет и вовсе утопили, когда тот на их священные места и кладбища без спроса явился. Пусть знает, кто в тундре хозяин.
* * *
По ком звонит колокольчик на ненецком кладбище?
Каждое лето для этнографов – это маленькая жизнь. Летом мы завершаем работу над старыми темами или начинаем разрабатывать новые. Вот и в августе 2018 года комплексная научная экспедиция Института проблем освоения Севера снова прибыла на Ямал, в посёлок Тазовский, чтобы что-то завершить, а что-то начать.
1. Посёлок Тазовский – районный центр Тазовского района, ЯНАО |
2. В центре – я. По левую руку от меня наши археологи. По правую – коллеги из Польши, палеоантропологи. Они спиной к зрителям потому, что дальнейшее повествование их не касается. |
3. Роман Сенько |
Этот суровый на вид парень – Роман Сенько, мой бессменный, вот уже шесть лет, напарник в экспедициях. В прошлом году я не взял его в Антипаюту потому, как работы там было немного, и я прекрасно справился со всеми поставленными задачами сам.
А в этот раз без Романа обойтись было никак нельзя. Нам предстояло дойти на лодке с проводниками до двух тундровых факторий и обследовать местность вокруг них в поисках объектов культурного наследия ненцев.
Говоря проще, мы должны были зафиксировать местонахождение ненецких священных мест и захоронений, тщательно осмотреть их, определить на местности возможные угрозы их повреждения или уничтожения. Наши выводы натурного обследования должны были подтвердить или опровергнуть местные жители.
По приезду в посёлок нам необходимо было свериться с планами газодобывающих компаний, начинающих работу на этой территории, и в заключение дать рекомендации по сохранению объектов культурного наследия.
Перед началом основной работы мы, вместе с сотрудниками районной администрации, посетили национальную деревню Тибей-Сале. Там прошло небольшое совещание по вопросам обустройства здесь туристических объектов.
4. Деревня Тибей-Сале |
К вечеру мы снова были в Тазовском, а спустя два дня три наших группы разъехались в разные уголки района. Мы, этнографы, улетели в самый отдалённый посёлок – Гыда.
7. Гыда через иллюминатор вертолёта |
Гыда стоит вблизи самого узкого места реки, где ненцы обычно кололи диких оленей, когда те переправлялись с одного берега на другой. По-ненецки название правильно произносится Нгэдя.
Гыду я знаю давно. Первый раз я прилетел туда в октябре 1993 года. После этого бывал ещё несколько раз. Можно сказать, что село развивалось на моих глазах.
Не откладывая дело в долгий ящик, мы с помощью сотрудников администрации села нашли проводников. Через два дня на двух лодках, по пять человек в каждой (плюс рюкзаки, канистры с бензином, мешки с хлебом и разные мелочи), мы тронулись на северо-запад в сторону фактории Юрибей.
Погода нам благоприятствовала, пока мы не вышли из узкого горла Гыданского залива на широкий морской простор. Поднялся встречный ветер. Начался мелкий противный дождик. Когда до фактории оставалось всего полчаса ходу, мы уже промокли почти до нитки. Однако виной тому был не дождь, а волны, которые периодически нас захлёстывали.
11. Передышка на протоке. Я весь мокрый |
Но не только мы промокли. Залило водой и мой фотоаппарат. В довершение приключений, кода мы остановились, чтобы долить бензин, в суете на узком пространстве лодки из кармана моей мокрой куртки выскользнул планшет и булькнул в реку Юрибей.
Когда добрались наконец до фактории, нас приютил у себя в домике заведующий Андрей Суслаев. Здесь мы смогли обогреться и просушить вещи. Фотоаппарат просушке не поддался и отказался включаться.
12. Фактория Юрибей |
Как назло, на следующее утро погода над Юрибеем установилась великолепная. Нет чтобы нам выйти в путь сегодня утром.
Мы принялись не спеша осматривать окрестности. Фотографировать пришлось маленьким фотоаппаратом Романа. Не все снимки получились достаточно чёткими.
13. Чумы на берегу реки Юрибей |
Неожиданно в одном из чумов я встретил своего старого знакомого – Ерке Ядне, которого не видел с мартовской экспедиции 1995 года.
14. Ерке Ядне |
Подошли к другому чуму, а там оленеводы, как раз привезли мясо своим родственникам-рыбакам.
15. Долгожданные гости приехали с мясом за рыбой |
На трёх высоких сопках нам удалось обследовать священные места.
По дороге мы останавливаясь в чумах, уточняя местоположение священных мест.
17. Берег реки у священного места |
18. Работа с информантами |
19. Работа с информантами |
20. Священное место Парисе нгаде |
21. Священное место Вэрси нго |
Когда мы дошли до крайней точки нашего путешествия, реки Марета-Яха, там я встретил ещё одного старого знакомого – Тюенгоя Яр. Его я не видел аж с 1993 года. На фото он закрыл лицо рукой.
Здесь, на священном месте Выирти, мы увидели одну необычную вещь – шаманский бубен, изготовленный из металлического обода детской коляски.
Поездка на Юрибей оказалась удачной. В районе фактории и в её окрестностях мы обнаружили семь священных мест и более двух десятков нанесли на карту, расспрашивая тундровиков.
Борт санитарного рейса увёз нас снова в Гыду. На следующий день мы двинулись по реке Гыда на северо-восток, к фактории Развилка. Сюда мы отправились, одолжив хороший фотоаппарат у нашего знакомого – заведующего сельским клубом.
24. На реке Гыда |
Развилкой фактория называется потому, что недалеко от места её расположения в Гыду впадают с разных сторон две протоки.
Здесь за священными местами далеко ходить не пришлось. Одно находилось сразу за ручьём недалеко от домиков фактории. Другое – на высоком берегу одной из проток.
Пока наши проводники отдыхали мы, по-ненецкому обычаю, окропили священное место на Шаман-горе водкой, чтобы духи на нас не осерчали.
25. Священное место Развилка |
На следующий день в поисках информаторов мы прошлись по
тундре. Увидели радугу над стойбищем рыбака. А хозяин чума в это время проверял
на реке сети.
28. Радуга в тундре |
29. Старый рыбак Иосиф Тэсида |
Кроме священных мест мы обследовали ещё и ненецкие
захоронения. Они представляют собой прямоугольные ящики из тёсаных досок,
скреплённые вертикальными перекладинами – хальмеры.
В такой вот гроб-хальмер укладывают покойного, завернув в его собственную одежду и положив вещи, которые могут пригодиться ему на том свете.
Перед хальмером устанавливают перевёрнутые нарты, на которых покойный ездил при жизни. Теперь они везут его в загробный мир.
В головах покойного на горизонтальной планке подвешивают
звенящий предмет, часто ямщицкий поддужный колокольчик, по которому ударяют
прутиком, оповещая покойника, что его пришли помянуть.
Колокольчик он и есть колокольчик, может подумать несведущий
человек. Что тут особенного? Однако не всё так просто. О том, как попадали
колокольчики в тундру и о мастерах, которые их изготавливали можно написать
большую статью.
Из тех колокольчиков, что мы с Романом видели, путешествуя по
разным уголкам тундры, чаще всего нам встречались изделия фабрики Егора
Спиридоновича Клюйкова из села Пурех Нижегородской губернии. Это при том, что в
дореволюционной России колокололитейных фабрик и мастерских было более двух
десятков.
32. Колокольчик братьев Молевых |
Впечатлений от этой экспедиции осталось много, большой научный материал ещё предстоит как следует обработать. Надо очень постараться, чтобы расшифровать всё, о чём рассказали нам священные нарты и прозвонил колокольчик на ненецком кладбище.
33. Посёлок Тазовский с вертолёта |
старший научный сотрудник Института
проблем освоения Севера РАН, к.и.н.
Юрий КВАШНИН, г. Тюмень
Фото-заставка – колокольчик Е.С. Клюйкова, расстрелянный из ружья
* * *
Увлекательная и непростая профессия этнографа, особенно в экспедициях! Спасибо за интересный рассказ, Юрий! Традиция с колокольчиками над захоронениями для меня - открытие. Удивительные места Вы посещаете, пейзажи великолепны на фотографиях!
ОтветитьУдалитьСпасибо уважаемая Анна Анатольевна! Колокольчики вешают не только в изголовье покойного, но и на священные нарты. Первый раз я встретил такой колокольчик в тундре в 1996 году. По ободу юбки там была отлита надпись "Звенит потешает, ездить поспешает. 1897". Однако заинтересовался темой колокольчиков всерьёз только в 2014 году, когда стал встречать их в повсеместно, исследуя захоронения и священные нарты ненцев.
УдалитьКакая удивительная история, умопомрачительная радуга и увлекательная профессия. О колокольчиках, их географии и истории, видимо, надо писать отдельную научную работу. Спасибо, Юрий и Ирина.
ОтветитьУдалитьГалина! Обязательно напишу и дам ссылку в Чумотеке.
УдалитьГаля, о колокольчиках в тундре рассказывала Юлия Александровна Ледкова на уроках ненецкого.
УдалитьКолокольчик – по-ненецки сеӈгакоця
Если в тундре слышался тоненький веселый звон – ехала женская упряжка. Если звон был помощней, посолидней – оленями управлял мужчина. Юлия Александровна рассказала, как однажды такой колокольчик спас жизнь ее родителям. Когда в тундре кружит вьюга, снег наметает обманные навесы, с которых можно упасть и разбиться.
Именно от такой обманки отвел оленеводов упавший с упряжки колокольчик: он покатился вниз и своим звоном показал, что впереди – опасность, обрыв. Часто к колокольчику привязывали маленькие оленьи копытца (тоба), тогда получался музыкальный инструмент - сеӈгакоця-тобакоця.
Колокольчики пришивали к малице малышей в тундре, чтобы они не потерялись, чтобы слышно было, где малыш находится.
А можно еще и песенку про колокольчик-сеӈгакоця послушать)
Ирина! К малице малышей пришивали маленькие колокольчики или бубенчики. Поддужные они тяжёлые. Ещё различные звенящие предметы пришивали к сумочке для шитья девушки на выданье. Вдруг какой-нибудь ненецкий молодец сговорится с девушкой и захочет её тайком увезти, чтобы не платить калым. А без сумочки какая она хозяйка. Схватит девушка ночью сумочку и пойдёт быстро к выходу из чума, а колокольчики-бубенчики и зазвенят. Проснутся родители и не пустят девушку.
УдалитьЗдравствуйте, Ирина Валентиновна и Юрий!
ОтветитьУдалитьЭтнограф - удивительная профессия и даже состояние души! Удивлена была многому в статье, но вот вопрос - а сколько лет подобным захоронениям? Ведь над землёй всё из дерева, погода суровая... И слово новое узнала - "информанты". Спасибо, было очень познавательно!
Захоронения в районе факторий Юрибей и Развилка разновременные. Самые ранние из них относятся к 1930-м годам, когда советская хозяйственные организации стали обустраивать фактории, метеостанции и посёлки на северном побережье Гыданского полуострова. В большинстве хальмеров похоронены рыбаки потому, что на Юрибее и на Развилке были обустроены рыболовецкие участки Гыданского рыбозавода.
УдалитьЛилия Павловна, мне термин «информанты» понравился. Я теперь буду гостевые посты подписывать: от информанта Юрия Квашнина))
УдалитьУдивительная история захоронений, ничего подобного ранее не слышала. А еще любуюсь великолепными картинами природа, поразила радуга.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, хальмеры можно встретить на возвышенных местах в тундре по одному или по два, три рядом. Большое скопление захоронений обычно встречается возле посёлков. Однако и там они стоят не так, как на русских кладбищах - кучно. Ненецкое кладбище возле посёлка часто растягивается на километр, а то и больше. Это связано с тем, что у ненцев сохраняется родовая система и рядом друг с другом хоронят только близких родственников. Дальнего родственника, а тем более представителя другого рода хоронят в стороне.
УдалитьУдивительные обычаи и традиции ненцев! Сколько священных мест в НАО! Спасибо за интересный рассказ! Всё так необычно! Захоронения, колокольчики!
ОтветитьУдалитьИрина, это не НАО, а ЯНАО. Соседи. За 1000 км от Нарьян-Мара.
УдалитьЮрия, я думаю, пора бросать мне это неблагодарное занятие – рассказывать миру, что НАО не ЯНАО)
УдалитьПора нам породниться и слиться в экстазе на благо нашим друзьям!)
Давно пора! Красноярский край с Эвенкией и Таймыром объединили по вертикали, а НАО и ЯНАО можно объединить ро горизонтали
УдалитьИнтересно, старые здания в посёлках ещё остались? Мне показалось, или нет, что многие просто сайдингом обшиты? А колокольчики у ненцев - это целая культура, о которой мало кто знает, увы. Очень интересная и познавательная публикация!
ОтветитьУдалитьВсеволод! В Гыде ещё остались старые дома. Действительно их обшивают сайдингом. Однако новых домов, двухэтажных и трёхэтажных уже полтора десятка. И ещё строятся.
УдалитьВсегда восхищаюсь такими людьми и их важной и трудной работой! Ведь только благодаря им информация передается потомкам! Очень интересно было почитать о традициях захоронения и других обычаях. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо Алёна! Я очень люблю свою работу. И не променяю её ни на какую другую. То, что видят и переживают в экспедициях этнографы, часто не доступно людям других профессий. Как-то один из моих приятелей сказал мне, - Что ты всё ездишь не пойми куда. Вот я завтра улетаю в Лондон, а через месяц у меня намечена деловая поездка в Вену, а потом планирую поехать в Париж. Я ему на это ответил, что в Европу и даже в Америку поехать сегодня довольно просто, а вот побывать на берегах Берингова пролива или Карского моря, увидеть как ледокол ломает лёд на Енисее или попасть в шторм на Обской губе может не каждый. А уж о встречах с замечательными людьми, живущими на суровых и прекрасных просторах Севера и говорить нечего.
УдалитьКакая интересная у вас профессия, Юрий. Странное обозначение священного места сломанными нартами, рогами и хореями. А что это всё значит, в чём священность? Наверное, есть какие-то легенды о священных местах?
ОтветитьУдалитьВалентина! Священное место обозначается оленьими черепами с рогами. Оленей периодически приносят в жертву духам конкретного места. А священные нарты оставляют на священных местах, после того, как они совсем обветшали, "умерли", и в них невозможно запрягать оленей. На священных нартах обычно хранятся человекоподобные фигурки, одетые в подобие национальной одежды, в которые по преданию вселяются души умерших предков. После "смерти" нарты для духов делают другую, а "мёртвую" оставляют на священном месте. Священное место, по убеждениям ненцев - это связь с потусторонним миром. Часто их обустраивают на возвышенных местах, видных издалека. Дух этого места как бы наблюдает за местностью, охраняет проживающих вблизи людей. Иногда поводом для обустройства священного места становится необычное происшествие. К примеру, рыбаки проверяли сети на реке Юрибей. Глянули на берег, а там на небольшой сопочке стоит женщина в красивой национальной одежде. Они решили узнать кто она и откуда пришла, так как чужие по тундре запросто не ходят. Когда рыбаки вышли на берег и пошли к сопочке, женщина на их глазах исчезла. На этой сопочке рыбаки поставили небольшое пирамидальное сооружение из металлических прутьев и деревянного идола. Можно назвать это суеверием, но ни одного ненца не возможно в этом убедить. В ответ можно услышать множество рассказов о том как с людьми, непочтительно обошедшимися со священными местами, случались несчастья.
Удалить