вторник, 13 мая 2014 г.

О шаманизме без популизма: гостевой пост от Валерия Ледкова и Татьяны Журавлёвой

Если верить статистике, одними из самых читаемых в ЧУМотеке являются посты о шаманах. Видимо, очень сильно в человеке желание постичь неведомое, проникнуть в мир чудес и тайн, приоткрыть завесу будущего и сверить свои часы с космическими. Именно поэтому ЧУМработница была очень настойчива в своих просьбах к участникам круглого стола «Ненецкий шаман Нэбт Ямб Ваню Иван Петрович Ледков» написать этот коллективный пост.
Она почему-то уверена, что вы, дорогие друзья, обязательно его прочтёте "от корки до корки", несмотря на его немалый объём.

Об авторах поста:
  • Валерий Ледков вам уже известен  по постам "Территория Финноугории" и "Прекрасное Красное".
  • Татьяна  Журавлёва - руководитель территориального отдела в НАО агентства по делам архивов Архангельской области, известный в округе краевед, публицист, много лет возглавляла Ненецкий краеведческий музей, была членом Общественной палаты России. 
Валерий Ледков

УВАЖАТЬ ПАМЯТЬ

«Шаман должен быть наделен способностью предсказывать судьбу отдельного человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический и поэтический дар, владеть гипнозом. Как служитель культа он обязан знать теологию, правила и порядок отправления обрядовых служб, обращенных к каждой категории богов и духов, иметь чёткое представление об их образах, характерах, об особенностях обращенных к ним призываний».
Ему нужно знать «мифы, легенды, предания, родословные, являющиеся поэтической историей народа и передававшиеся из поколения в поколение устным путем. Шаманская ритуальная практика лечения и гадания была бы обречена на неудачу, если бы шаман не умел использовать свои незаурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, не владел бы приемами и средствами народной медицины. Все эти качества и знания развивались и совершен­ствовались в период подготовки и позднее - практически на протяжении всей деятельности ша­мана».
Леонид Лар «Шаманы и боги»

Предыстория

Около двадцати лет тому назад, прочитав опубликованную в газете «Нярьяна-Вындер» статью Виктора Толкачёва «Дело шамана Ледкова», я впервые узнал об этом удивительном человеке. Это была довольно обычная для того времени публикация на основе найденных в архивах органов госбезопасности документов, относящихся к  эпохе массовых репрессий. Удивительным для меня было: необычный род занятий репрессированного – шаман, а также то, что он являлся моим однофамильцем.
Ещё более сильное впечатление произвела на меня статья Ирины Ханзеровой  про верования ненцев в той же «Нярьяна-Вындер» в начале 2000-х. Одним из её героев был ненецкий шаман Ванюшка, или  Нэбт Ямб Ваню (Длинноволосый) – тот самый Иван Петрович Ледков, о котором писал Толкачёв. Приводимые Ириной Леонидовной воспоминания о нём шли вразрез с нашими обычными представлениями о человеческих возможностях.
Как это может быть, чтобы человек, днём сидящий в кандалах во дворе тюрьмы под охраной красноармейцев, вечером, как и обещал, приходит в гости есть сырое мясо, посмеиваясь при этом над незадачливыми охранниками, уверенными в том, что охраняемый на месте и под их присмотром?
Или – как человек, сжигаемый на костре, издевательски живым и невредимым оказывается за спинами своих палачей? Такими легендами окружено имя шамана Ивана Ледкова.
Каково же было моё изумление, когда я из разговора с мамой я узнал, что Иван Петрович – наш односельчанин, умерший в 60-е годы 20 века, что здесь у него множество родственников, что с его внучкой я учился в одном классе!
Мало того! Оказывается, мама с ним даже дружила! Он в начале 60-х жил в соседнем доме и часто заходил в гости на чашку чая. Он запомнился ей как невысокого роста, щупленький дедушка с совершенно белыми волосами и бородой, очень добрый, приветливый, любящий поговорить и пошутить. Маму называл «монькой», то есть невесткой на коми языке. А однажды и она зашла к нему, застав его сидящим за швейной машинкой «Зингер». Иван Петрович виртуозно владел портновским ремеслом, обшивая и себя, и родных, и знакомых. 
Особенно меня тронуло мамино воспоминание о том, как в тот трудный для неё период, когда после смерти при родах первого ребёнка и потом долго не было второго, он вернул ей веру, что всё будет хорошо, дав ей понять: скоро у неё родится сын. Хотя она с ним своими переживаниями не делилась. Через год родился я.
Не знаю, какими побуждениями руководствовалась два с половиной года назад наш известный краевед Елена Геннадьевна Меньшакова, когда предложила организовать  в Красном мероприятие, посвящённое Ивану Петровичу Ледкову, обратившись именно ко мне. Но меня эта идея зацепила, хотя в то время я о шамане Ванюшке практически ничего не знал. Я почувствовал, что Елена Геннадьевна увлечена его незаурядной личностью, находится во власти её обаяния. А вскоре я и сам в полной мере ощутил это обаяние на себе.

Кто же он – этот загадочный шаман Ванюшка? 

Из статей, прочитанных в газете, было видно, что это имя в 20-е – 30-е годы прошлого века было широко известно в ненецких тундрах практически на всей территории округа. Но сейчас почти не осталось людей, его знавших. Правда, есть его внуки, но они или родились уже после его смерти, или незадолго до неё. Тем не менее, наверняка, в семье должны храниться рассказы о столь необыкновенном дедушке. Сразу же возникла идея собрать всех родственников Ивана Петровича, тех людей, которые его знали и помнят, а также местных краеведов, знатоков ненецких традиций – всех кому интересна судьба этого человека.
Идея эта нашла понимание и отклик. К кому бы я ни обращался за помощью во время подготовки к проведению мероприятия, все с удовольствием и желанием шли мне на встречу.  Делились той информацией об Иване Петровиче, которой они обладали, с радостью соглашались принять участие в предстоящем общем разговоре о нём.
Большую поддержку я получил от одной из внучек Ивана Петровича, своей коллеги по школе, учительницы начальных классов Елены Гавриловны Хатанзейской.  Она не только пересказала семейные предания о деде – шамане, проводила меня к его могиле, но и выступила связующим звеном между мной и многочисленными родственниками, проживающими в посёлке. Для большинства из них такой интерес к их деду был, с одной стороны, неожиданным, а с другой – очень приятным. Ведь десятилетиями им приходилось жить, испытывая некую неловкость, даже чувство вины от того, что они являются родственниками  служителя  религиозного культа, осуждённого Советской властью её врага. Хотя каждый из них с детства слышал о деде только самое хорошее, это редко выносилось за пределы семейного круга. К шаманам относились тогда так, что лучше было не афишировать своё родство с ними. Даже в конце 80-х, в перестроечные времена, по словам Елены Гавриловны, Виктор Толкачёв, собирая материал об Иване Петровиче, задавал им вопросы о деде шёпотом. И сейчас ещё отношение к шаманству в обществе неоднозначное, но в то же время существует большой интерес к этой теме, к людям, считающимися шаманами.

В отличие от регионов Сибири и Дальнего Востока, где шаманские традиции коренных народов сохранились, где и сейчас, кажется, много практикующих шаманов, в Ненецком округе этого нет. Мы, его коренные обитатели, совсем мало знаем и помним об этих «избранниках духов», совмещавших в себе функции жрецов, знахарей, провидцев, артистов ненецкого народа.
Нина Валейская
Но всегда были люди, которые понимали, как важно помнить о них. Ненецкая художница Нина Васильевна Валейская  получила это понимание от своей мамы Ксении Петровны и бабушки Ириньи Александровны. А Иринья Александровна – двоюродная сестра Ивана Петровича.
Нина Васильевна  в долгих разговорах по телефону поделилась со мной многим из того, что с детства слышала от бабушки о жизни шамана Ванюшки. Информация эта уникальна,  никто больше об этом уже не помнит, и прекрасно, что сейчас Нина Васильевна пишет книгу своих воспоминаний, где Ивану Петровичу будет посвящено немало страниц.
К сожалению, на наш вечер, который прошёл 8 апреля в Доме культуры посёлка Красное, Нина Васильевна приехать из Москвы не смогла, как не получилось у меня и записать её рассказ на диктофон. Я только вкратце, как запомнил, пересказал собравшимся услышанную от неё историю  из детства будущего шамана.
Ваня был необычным ребёнком. Обожая свою старшую сестру, старался во всём ей подражать, носил женскую одежду, отрастил длинные волосы, заплетённые в косы. Их часто принимали за сестёр. В день, когда девушка должна была выйти замуж, она неожиданно умерла. Это ужасное событие для подростка было таким ударом, что он убежал в тундру, где в одиночестве скитался несколько дней, пока его не нашли в грязной, оборванной одежде и в полуневменяемом состоянии. Для ненцев это означало, что он заболел «шаманской болезнью», его путь – это путь шамана и его надо отдать в обучение этому непростому искусству.
Обучение это проходило за Уралом у сильных остяцких (хантыйских) шаманов. По словам Валейской, Иван Петрович достиг той стадии, когда ему указали священное дерево, из которого он должен был изготовить обечайку для своего бубна. Но, кажется, бубен он изготовить не успел из-за ареста в 1932 году.

Разговор начистоту

А сейчас о самом вечере. Получилось не совсем похоже на «круглый стол», как изначально задумывалось. Пришли не только близкие родственники и специалисты-краеведы, но и просто интересующаяся публика, услышавшая об этом довольно необычном мероприятии. Кроме того, были приглашены учащиеся старших классов школы. Всего собралось более 60 человек. Пожалуй, никто не пожалел о тех двух часах, что пришлось провести в этой компании.

Разговор получился крайне интересным, каждый из присутствующих узнал немало нового для себя. Даже многие родственники, внуки и правнуки шамана, впервые увидели фотографию своего предка. Ксерокопию этого фото, сделанного, видимо, в 40-х годах и сохранившегося в семье Валейских в Москве, в конце прошлого года послала в музей Нина Васильевна. 

Настоящим подарком  стал также портрет Ивана Петровича, написанный художником Юрием Явориком по этой фотографии, а также по фото одного из внуков шамана, самого на него похожего  - Николая Артёмовича Ледкова. По общему решению родни, этот портрет сейчас висит в доме другого внука, самого младшего - Ильи Артёмовича Ледкова.
Юрий Яворик
Конечно же, все присутствующие, буквально, затаив дыхание, слушали воспоминания внуков о своём необычном деде. Особенно ценными являются сведения, сохранившиеся в памяти Анисьи Гавриловны Тайбарей. Она сама хорошо помнит дедушку, на коленях которого вместе с сестрой Анной очень любила сидеть в детстве, заплетая в косички его белую бороду. И больше всех других внуков живя в чуме своих родителей, много слышала рассказов о нём и от них, и от бабушки Ульяны Семёновны, жены Ивана Петровича.  

Бабушка Ульяна часто вспоминала эпизод из первых лет их семейной жизни, произведший на неё сильнейшее впечатление. Иван вдруг сильно заболел, неделю лежал, не вставая с постели, ничего не ел, громко стонал. Она думала, что муж умирает. Неожиданно поднимается ураганный ветер, метель, слышится лай встревоженных собак, шум внезапно налетевшей упряжки. Больной громко спрашивает: «Ты пришёл?» Открывается полог чума, заходит седой длиннобородый старик и говорит, обращаясь к хозяину: «Хватит лежать! Ты здоров уже! Иди к людям, помогай им!». Потом, повернувшись, выходит. Снова порыв ветра, шум, скрип полозьев разворачивающихся нарт. А Иван Петрович поднимается с постели, просит налить чаю, поесть и говорит жене, что отныне всю мужскую работу придётся выполнять ей,  потому что ему нельзя. Когда вышли из чума, не увидели никаких следов только что бушевавшей непогоды, приезжавших нарт.

Замечательна история женитьбы Ивана Петровича на Ульяне Семёновне. По семейному преданию, уже будучи взрослым он приметил только начавшую ходить девочку 2 лет из деревни Бугаево и  сказал, что через 15 лет приедет к ней свататься. Так и сделал. Этот рассказ, кстати, вступает в противоречие с протоколами допроса из дела № 76025, где  указывались такие даты рождения Ивана и Ульяны: 1902 и 1904.  И это тот случай, когда больше веришь не официальным документам, а словам родственников шамана о том,  что он был намного старше своей жены и женился, когда ему было уже далеко за тридцать. Тем более, что и на кресте над могилой Ивана Петровича  мы видим совершенно другую дату рождения: 1884 год.


Что касается документов, то весьма любопытные экземпляры, найденные в Архангельском архиве, были представлены на вечере Татьяной Юрьевной Журавлёвой. В их числе и автобиография Ивана Петровича. Елена Геннадьевна Меньшакова познакомила нас с воспоминаниями о шамане Александра Ивановича Выучейского, который жил рядом с ним в 50-е годы в Чёрной.  Кстати, ждёт публикации написанная недавно Еленой Геннадьевной работа об известных  ненецких шаманах.

Одним из ярких моментов вечера стало выступление Людмилы Алексеевны Булыгиной, чьи рассказы о шаманских способностях Нэбт Ямб Ваню были использованы в  статье Ирины Ханзеровой. Людмила Алексеевна услышала их  в посёлке Нельмин Нос в начале 70-х годов и, находясь под большим впечатлением, долгое время не могла ни с кем поделиться ими, наталкиваясь на неверие и осуждение. С тем большей радостью она откликнулась на приглашение выступить на этом вечере и нашла очень благодарную заинтересованную аудиторию.
Не менее заинтересованно и внимательно все слушали выступление  Ивана Егоровича Ледкова. Он не только рассказал то, что ему было известно об Иване  Петровиче. Из услышанного им в тундре рассказа оленевода, который в детстве видел шамана,  сопоставив место и время, он предположил, что в начале 30-х годов Нэбт Ямб Ваню проезжал в сторону священного места ненцев  - Козьмина перелеска, возможно, для изготовления  бубна.
Много, взволнованно и интересно Иван Егорович говорил о том, какую важную роль играли в жизни ненецкого народа шаманы – тадебя. Тема эта ему близка, ведь и в его роду был не один шаман.
В Ненецком краеведческом музее есть удивительно интересные экспонаты, связанные с именем Ивана Петровича Ледкова: его шаманская маска, бубен необычной каплевидной формы и рубашка – чехол для этого бубна, сшитая его руками. 



Их представила сотрудница музея Лариса Прокопьевна Талеева. Выражаю огромную благодарность музейным работникам, которые привезли и организовали специально к этому мероприятию небольшую, но очень интересную выставку из уникальных экспонатов музея, связанных с ненецкими верованиями и шаманизмом. 
Трудно пересказать всё, что было услышано на встрече, хотя и она вместила в себя лишь часть из того, что я узнал, готовясь к ней.  О том, как он излечивал больных, предсказывал будущее, как толковал ненцам Священное писание, каким был успешным «предпринимателем», замечательным портным и искусным хлебопёком, даже самой лучшей «нянькой» для всех младенцев стойбища. Тем не менее, до сих пор в жизни ненецкого шамана Ивана Ледкова много неизвестного, непонятного, таинственного. Больше вопросов, чем ответов. 
Ангелина Сергеевна Ардеева, выступая в конце вечера, сообщила, что уже давно работает над сценарием фильма о шамане по книге Владимира Серкина «Хохот шамана». Но сейчас поняла, что будет его переделывать и возьмёт за основу  жизнь ненецкого тадебя – героя сегодняшней встречи.
Возможно, когда-нибудь Нэбт Ямб Ваню вернётся к нам в образе киногероя, но сам он перед смертью не раз говорил своим потомкам, что превращается в ворона и будет наведываться к ним в виде этой птицы. Если в трудный час, перед дальней дорогой, перед началом нового дела внуки шамана видят ворона, они знают, что всё будет хорошо и удача будет с ними. Они верят, что дух их предка бережёт, охраняет их. Надо только помнить и почитать его.
Думаю, нам всем нужно помнить и почитать наших предков, нашу историю, попробовать вернуть, восстановить то, что было позабыто или потеряно. Уверен, что это даст нам надёжную опору для нашего дальнейшего развития.
Для тех, кто хочет больше узнать именно о ненецких шаманах, рекомендую прочесть книги Людмилы Хомич и Леонида Лара "Шаманы и боги".


*******************

Татьяна Журавлёва

 НАС ПРЕДКИ БЕРЕГУТ

8 апреля 2014 г. в Дом культуры  посёлка Красное было организовано мероприятие под названием «Ненецкий шаман Нэбт Ямб Ваню Иван Петрович Ледков».
Среди приглашенных из Нарьян-Мара были начальник управления культуры, молодежи и спорта администрации Заполярного района Елена Ивановна Вергунова, заведующая отделом истории  ГБУ «Ненецкого краеведческого музея»  Елена Геннадьевна Меньшакова, заведующая отделом этнографии и регионального искусствоведения ГБУ «Ненецкого краеведческого музея» Лариса Прокопьевна Талеева,   краевед Иван Егорович Ледков  и др.

Цель мероприятия – вспомнить интереснейшую личность, проживавшую в  Большеземельской тундре Ледкова Ивана Петровича, стоявшего у истоков  создания Ненецкого автономного округа.  Этот человек, пользующийся огромным уважением среди ненцев, не всегда был согласен с преобразованиями Советской власти. Родившийся в конце XIX века, (по другим источникам 1902 г.р.) был грамотным, семья имела стадо оленей  в количестве 200 оленей. Но в 20 – х годах XX века за эксплуатацию наемного труда, за шаманство  Петра Тимофеевича Ледкова, отца Ивана Петровича лишают избирательных прав. В дальнейшем репрессивные методы коснулись и  Ивана Петровича.
Документы, касающиеся  этой семьи, отложились в трех архивных фондах.
  1. Ненецкого окрисполкома,
  2. Окружной прокуратуры,
  3. Большеземельского райисполкома.
В документах Ненецкого окрисполкома имеются заявления, написанные рукой Ивана Петровича, где он с достоинством пишет:

«Я, гражданин Большеземельской тундры, третьего тундрового Совета Ледков Иван Петрович прошу исполнительный комитет восстановить в избирательных правах, так как я не занимаюсь шаманством. Это могут подтвердить граждане большеземельской тундры» (Ф.1.Оп.6.Д.11.Лл.63-64).

И в архивном документе имеется 112 (!) подписей  ненцев-оленеводов, которые встали на защиту своего собрата. Это Тайбарей, Вылко, Соболев, Сядейский, Худя и др. Многие жители тундры, естественно, были неграмотны, и вместо подписи на документе имеется знак, который они ставили как клеймо на своих оленей. Это, на наш взгляд, говорит об огромнейшем авторитете семьи. 
В другом заявлении о восстановлении в избирательных правах И.П. Ледков указывает, что он не получает доходов от шаманства. Более того, в дальнейшем, когда Ивана Петровича осудили за контрреволюционную пропаганду, ему ставили в вину и тот факт, что он  накануне съезда большеземельских ненцев в августе 1930 г.  собрал  нелегальное собрание оленеводов (около 50 чел.)  и призывал не вступать в колхоз, так как там голодно.
Далее Ледков декларировал, что «в тундре классового расслоения не должно быть», а «самообложением облагать». Предлагал «председателем тунсовета избрать» не бедняка, а «середняка, что бы он мог возить на своих оленях секретаря и весь совет, поэтому должен иметь от 300 до 500 оленей» (ф.18.Оп.6.Д.21.Лл.30-34).

Ледков И.П. прожил долгую жизнь, последние годы - в посёлке Красное. На встрече присутствовали внуки и правнуки Ивана Петровича, которые вспоминали, что это был добрый дедушка, который позволял заплетать детишкам свою седую бороду в косички. С удовольствием шил на машинке «Зингер», привезенной из заключения, платья, брюки, зарабатывая этим себе на пропитание.
На встрече неоднократно звучала  фраза «Нас предки берегут», так как очень многие жители Красного после общения с Иваном Петровичем и изложением своей проблемы, находили выход из создавшейся ситуации, и все разрешалось благополучно.
Архивные выписки о лишении избирательных прав, «автобиография» и другие архивные  копии были подарены наследникам с пожеланиями дальнейшей исследовательской деятельности о Ледкове Иване Петровиче.
Завершилась эта удивительная встреча песней на слова ненецкого поэта и писателя Прокопия Явтысого «Замолчавший бубен» под бубен в исполнении инициатора и организатора Ледкова Валерия Константиновича.

PS: На встрече звучала еще одна очень интересная мысль про ворона (ударение на первый слог), так как ненцы накануне нашего мероприятия 7 апреля, праздновали этот день - «День ворона».  Ворон  в миропонимании ненцев символизирует связь между миром живых и мертвых. Более того, когда мы на машине ехали из Нарьян-Мара в Красное, нас сопровождала по дороге какое-то время пара воронов, именно вОоронов а не ворОн. И мы это приняли как благословление на проведение  практически первого публичного мероприятия по реабилитации  шаманов. Ведь на встрече были дети, взрослые, родственники, учителя, власть, архив, музей, краеведы. Публикации, конечно, были и ранее о шаманах, но вот подобных публичных мероприятий – нет. Люди ушли с мероприятия с улыбками, какие-то просветленные. Два часа пролетели как один миг.
Был очень хороший подтекст мероприятия о продолжении рода, о добрых традициях, об умных людях. Ведь шаман не просто посредник между людьми и духами, а очень наблюдательный, умный, обученный многим навыкам, в т.ч. умеющий исцелять тело и душу.
Свешников Д.К. Последний шаман, 1959 г.

Ещё о встрече в п. Красное:
Читай ещё в ЧУМотеке:
Первая картина - Леонид Лар "Глаза Нума"

29 комментариев:

  1. Мне кажется, всё мистическое, что невозможно пощупать и увидеть, всегда привлекает людей. Так что совсем не удивительно, что это самые популярные сообщения.

    А существует род шаманов, чтобы кто-то им был в каждом поколении? И как это вообще передаётся?

    Ира, перечитала посты про шамана Колю и так и не нашла тот момент, как он стал шаманом. Я что-то пропустила?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadya L, хотела акцентировать ваше внимание,прежде всего,на шамане Ванюшке. Здесь ясно, как он стал тем,кем стал. Про Колю не знаю. Он у нас фигура медийная, сродни поп-звезде, на гастроли ездит на рублёвку и за границу)
      Здесь же история совершенно другого толка. Задалась вопросом -хотела бы лично я обладать какими-то сверхнормальными способностями? Нет!!! Какой груз ответственности, какая душевная неуспокоенность от этих своих знаний...

      Удалить
    2. Ира, про Ванюшку было очень интересно, но Коля всё-таки живой, у него можно пока что-то узнать, чтобы потомки через сто лет не собирали информацию по крупицам и не строили догадок. :)

      Удалить
    3. Nadya L, да уж, Коля живее всех живых, но его очень сложно выловить, а если выловишь, то половину из того, что он рассказывает, не поймёшь)
      Мне как-то без конца звонила москвичка, с которйо Коля пообщался в Москве, дал указания и велел быть с ним на связи. А телефон у него всё время отключен - и как тут быть на связи? Никак не могла объяснить женщине,что не надо уж так фанатеть и зависеть от кого-то, пусть это и шаман.
      Мне кажется, в наше время как-то всё нацелено на публику и от этого теряется сама суть такого сложного и неоднозначного явления как шаманизм. Нельзя с этим шутить, это уж точно.

      Удалить
  2. Валерий Ледков14 мая 2014 г. в 07:02

    Часто шаманами становились дети, внуки шамана. Очень возможно, что отец Ивана Петровча - Пётр Тимофеевич, тоже был шаманом. Вообще, наверное, шаманом мог стать каждый. Этому обучают. Просто, у кого-то к этому больше способностей. Но далеко не все, даже способные, проходили путь обучения до конца, соглашались посвятить шаманству всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валера, спасибо за такой содержательный пост. Не зря я тебя тормошила. Это ведь и для тебя, и для тех, кто связан с шаманом Иваном Ледковым, важно. пусть себе хранится в сети рассказ о нём, теперь его смогут прочесть очень многие. думаю, это не просто интересно, но и полезно)

      Удалить
    2. Валерий Ледков14 мая 2014 г. в 10:58

      Благодарю, Ирина, за такую возможность рассказать об этом интересном человеке. Его личность заслуживает внимания. Даже той фрагментарной информации о нём, которая сохранилось достаточно для того, чтоб написать книгу, снять фильм. Но очень много вопросов есть, на которые хочется найти ответы. Я думаю здесь есть, на что обратить внимание специалистам - этнографам, краеведам, историкам.

      Удалить
    3. Валерий, Татьяна, огромное спасибо! Было очень интересно!

      Удалить
  3. Валера, с огромным интересом прочла твой рассказ! Конечно, знала об этом удивительном человеке и раньше, но все-равно с удовольствием почитала еще раз. Вот почему-то в силу и особенные способности восточных мудрецов, представителей разных духовных школ и практик мы верим, не зарастает народная тропа туристов со всего мира в Китай, а северные мудрецы - шаманы - это как бы легенды и сказания. Я верю в силу духа человека и его неограниченные способности, и не важно где ты обрел эти духовные знания на востоке или на севере.
    Но сама, как и Ира, ведуньей быть не хочу. Как говаривал Соломон Мудрый: бОльшие знания увеличиваю лишь скорбь.-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валерий Ледков14 мая 2014 г. в 18:07

      Светлана, спасибо за отзыв! Согласен с Вами.На самом деле, сейчас в мире, как я понял, немного погрузившись в тему, существует большой интерес к шаманским практикам. огромное количество литературы, курсы и пр.Шаманство - явление универсальное, и ненецкий шаман, по сути, не отличается от якутского или индейского.Многое из того, что знают и умеют они, наука объяснить не в силах пока. И это всё мне очень интересно. Но в первую очередь для меня важен и интересен именно Иван Петрович Ледков - как человек, как выдающийся представитель моего народа. Мне кажется, надо стараться возвращать из небытия имена людей, которых в прежние времена ненцы помнили и уважали.

      Удалить
    2. Света Безумова, вот-вот, "бОльшие знания увеличиваю лишь скорбь" - этот афоризм не могла вспомнить.
      Не могла найти электронную версию статей из Няръянки" Толкачёва и Иры Ханзеровой. Очень хочется почитать!

      Удалить
    3. Валерий Ледков15 мая 2014 г. в 21:34

      Статью Ирины Ханзеровой можно прочесть в её книжке "Мюд'тен" - Аргиш памяти. Она есть в наших библиотеках. а Толкачёва я могу послать на имэйл

      Удалить
    4. Валера, статью Толкачёва получила, загрузила, так что ссылка в посте уже активная,можно читать. Спасибо.

      Удалить
  4. Здравствуйте! В своей информации я преднамеренно дала ссылку на архивные фонды, которые храняться здесь- в Нарьян-Маре. Есть документы и в Архангельских архивах, которые касаются судьбы шамана. Их можно и нужно изучать. То же самое касается даты рождения "Ванюшки". В списках оленеводов, лишенных избирательных прав в 30-годы я видела и дату, указанную на могильной табличке. Но в момент знакомства с документом, я для себя решила, что это однофамилец (1884 г.) и не стала раскапывать далее... А видимо - надо. У любознательных родственников есть возможность все услышанное систематизировать, разложить по полочкам, документально подтвердить. А у меня еще есть вопрос - а с кого Дмитрий Константинович Свешников писал в ненецкой тундре портрет в 60 - х годах? Эта картина под названием "Последний шаман" долгое время висела в музейной экспозиции ... На экскурсиях, когда мне задавали вопрос, есть ли шаманы в тундре, я всегда экскурсантов подводила к этому произведению искусства и ссылалась на Свешникова
    спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Юрьевна, спасибище за статью. Очень хорошо, что Вы её опубликовали здесь, а то в ваших архивных специзданиях не так много читателей.
      Особо ценны Ваши научные изыскания. Вообще-то каждому из нас стоит покопаться в архивах и узнать побольше о своих конях.

      Удалить
  5. Свет и мир вам, Валерий! (я совершенно тут ушла в карибский -южноамериканский шаманизм-)) Ира, привет! У меня падает связь - но с Вашего разрешения, Валерий, мне бы хотелось, когда мы снова будем в Европе, связаться с Вами . А с Леонидом Ларом я знакома - в прошлом году я его замучила -)) вопросами про ненецкий шаманизм -)) Спасибо. Ира, не обижайся, мне очень сложно в блоги входить - провайдеры капризничают-)) Обнимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. olga vanouito, да разве на тебя можно обижаться? Ты у нас гражданин мира - нынче здесь, а завтра там. А с Валерой надо связаться, у него много есть что тебе рассказать и кроме шамана Ванюшки)

      Удалить
    2. Валерий Ледков15 мая 2014 г. в 21:23

      olga vanouito! Здравствуйте! Буду рад познакомиться поближе! Конечно я не Лар и в шаманизме мало что понимаю, но надеюсь быть Вам чем-нибудь полезным.. А я с Леонидом тоже пообщался, правда только по телефону, и тоже его вопросами мучил. Очень интересно мне и про южно-американский шаманизм узнать побольше.

      Удалить
  6. Ох, как же всё интересно, непросто, таинственно... Зря пугала длинным постом: перечитала 2 раза (вчера и сегодня). Не выходит из головы судьба шамана Ванюшки. Не знаю, правильно ли думаю, но мне кажется, что шаманизму нельзя научиться просто так, «с нуля». Наверное, должен быть внутри какой-то духовный ген. Прости, если вмешиваюсь своими наивными суждениями в другую культуру.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена Воронина, да все мы тут дилетанты)
      В связи с тобой вспомнила, как напела тебе когда-то песню шамана.

      Тадебя’ cё.

      Яво” лат нуво” лат ялэмдта тялана.
      Пиряця хаби хою”няд таб”ями ни таня”.
      Хусувэй ӈамгэридм’ сертаба пир” ӈадм’:
      Нявотарта пия’ мирм’ мань мэць пэрӈадм’,
      Тарабата - сэракоӈэ ханавэӈэ пенаӈгув,
      Нуво”няӈы сехэрэӈэ нумгы’пойм' ханаӈгув.
      Яво” лат нуво” лат ялэмдта тялана.

      *****************
      Песня шамана.
      Слова и напев Василия Ледкова, обработка Майи Смирновой

      Во всю ширь земли, во всю ширь неба разбрызгался рассвет.
      Высокие горы для меня не препятствие,
      Что мне угодно – могу сделать:
      Могу бегать, как юркий горностай,
      А если надо – могу парить, как сокол,
      Могу проложить свой путь по небесной дороге между звёзд.
      Во всю ширь земли, во всю ширь неба разбрызгался рассвет.

      Очень хорошо она звучит в начале юбилейного концерта ансамбля "Хаяр". Танец шамана исполняет Егор Лаптандер. Поёт вокальная группа.
      СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

      Удалить
    2. Ириша, напев твой часто переслушиваю, и тогда дорога как-то сама собой прокладывается. А «Хаяр», ты же знаешь,— вечная любовь моего сердца.

      Удалить
    3. Лена Воронина, песня символическая. Я её иногда начинаю петь ни с того ни с сего, а потом оказывается - очень даже с того и с сего) Она как будто боевой клич "Сарынь на кичку"!

      Удалить
    4. И у меня иногда вдруг сама собой в голове звучит: петь-то я так красиво, как ты, не умею, но слова почти все выучила. И тоже получается, что «с того и с сего».

      Удалить
  7. Как все сложно и неоднозначно...
    Ушла в думки....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ИрЭн, осторожней - после отпуска вредно задумываться)))

      Удалить
  8. Интересно было почитать про шаманов.. узнала много нового-интересного!! Спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чайка, рада, что понравился пост. Всё-таки чуть-чуть сомневалась,не многовато ли объёма)

      Удалить
  9. Молодцы евроненцы как всегда. Сохранить величайшее достоя ние ненецкой культуры, вспомнить имена великих наших соплеменников, вернуть духовные ценности из небытия для нашей молодежи - серьезная и важная задача, но выполнимая. Мы должны справиться общими усилиями. А вы молодцы. В правильном направлении начали работу. Удачи вам. Ваш соплеменник из-за Уральских гор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Соплеменнику из Зауралья наш привет)
      В любом деле важен человек, личность. лидер,который ведёт за собой других. Слава богу,что есть в НАО такие лидеры, неравнодушные и беспокойные люди,которым небезразлична судьба края и сохранение его истории.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails