Не сразу, но ЧУМработница начинает показ некоторых из фильмов Первого кинофестиваля о народах Арктики "Аргиш", который прошёл в Нарьян-Маре в начале апреля. 12 разножанровых картин были представлены на суд зрителей гостями из Салехарда и Екатеринбурга, Москвы, Сургута и Салехарда.
Иван Головнёва, режиссёра, члена Союза Кинематографистов России, Гильдии неигрового кино и
телевидения, лауреата российских и международных кинофестивалей, ЧУМработница узнала сразу - перед очным знакомством она по традиции обследовала Интернет и для себя уяснила: молодость - не значит неопытность.
Познакомьтесь с краткой фильмографией Ивана - вы будете впечатлены количеством призов всевозможных фестивалей, на которые режиссёр выставлял свои работы. Среди самых именитых - трилогия о жизни хантов, коренных жителей Сибири, которую режиссёр снял в местечке Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Познакомьтесь с краткой фильмографией Ивана - вы будете впечатлены количеством призов всевозможных фестивалей, на которые режиссёр выставлял свои работы. Среди самых именитых - трилогия о жизни хантов, коренных жителей Сибири, которую режиссёр снял в местечке Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа.
- Маленькая Катерина
- Старик Пётр
- Месторождение.
В интервью Молодёжному центру Союза кинематографистов России Иван так рассказывает о своём детище:
"Первый фильм трилогии -
«Маленькая Катерина». Это история о жизни хантыйской девочки Екатерины
Молдановой на таежном стойбище, которая наблюдает и пытается понять окружающий
мир. Сначала она изучает голоса зверей, птиц, подражает им. Затем – «играет» в
людей. Так, постепенно она познает природу и традиционный быт, а в финале
фильма сталкивается с неизведанным – на стойбище, где живет ее семья,
появляется нефтяная вышка. Фильм-наблюдение рос вместе с его героиней: в первых
кадрах фильма Катерине 2 с половиной года, в финале – почти 5, таким образом, я
делал фильм в течение 3-х лет. Для меня это был не просто кинодебют, но и
первое знакомство с реалиями современного Севера.
Второй фильм называется «Старик Пётр». Это рассказ о жизни Петра Сенгепова – шаманствующего
старожила ханты-мансийской тайги, который одиноко живет в чуме в верховьях реки
Казым. Пётр Иванович – это человек-образ, он родом из мифологического времени.
Его жизнь строилась соответственно, даже редкие фразы напоминали своей
образностью и метафоричностью цитаты из сказок или мифов.
Он так разговаривал с животными, с природой, будто непринужденно беседует с обыкновенным собеседником. Он «читал» приметы и знаки природы как знакомые тексты (следы животных, погодные условия, поведение зверей и птиц и т.д.). Словом, он был растворён в окружающем мире, являясь его органической частью.
Однажды он спросил меня: «А твоё стойбище где?».
Я сказал, что это огромный уральский город c полуторамиллионным населением и высотными зданиями.
Он спросил: «А оленей вы там держите?».
Я ответил, что это горно-заводской регион, индустриальный центр с вытекающими отсюда экологическими проблемами.
Он спросил: «А река там какая?».
Я дал ему ответ, что город питают несколько небольших рек, специальные водохранилища, но качество воды таково, что я уже несколько лет для приготовления пищи вынужден покупать воду в магазине.
После задумчивой паузы он спросил: «А зачем ты там живешь?».
Этот его вопрос до сих пор сидит занозой у меня в памяти, периодически проявляясь, и ставя меня в определенный тупик.
Он так разговаривал с животными, с природой, будто непринужденно беседует с обыкновенным собеседником. Он «читал» приметы и знаки природы как знакомые тексты (следы животных, погодные условия, поведение зверей и птиц и т.д.). Словом, он был растворён в окружающем мире, являясь его органической частью.
Однажды он спросил меня: «А твоё стойбище где?».
Я сказал, что это огромный уральский город c полуторамиллионным населением и высотными зданиями.
Он спросил: «А оленей вы там держите?».
Я ответил, что это горно-заводской регион, индустриальный центр с вытекающими отсюда экологическими проблемами.
Он спросил: «А река там какая?».
Я дал ему ответ, что город питают несколько небольших рек, специальные водохранилища, но качество воды таково, что я уже несколько лет для приготовления пищи вынужден покупать воду в магазине.
После задумчивой паузы он спросил: «А зачем ты там живешь?».
Этот его вопрос до сих пор сидит занозой у меня в памяти, периодически проявляясь, и ставя меня в определенный тупик.
По завершении этих двух фильмов, мне показалось, что тема
столкновения культуры и цивилизации раскрыта не полностью. И маленькая девочка,
и старик лишь косвенно взаимодействовали с экономической реальностью, с
«пришельцами» - нефтяниками. И я решил рассказать о жизни героя, который
представляет средней поколение – экономически активное, которому волей-неволей
приходится вступать в диалог с нахлынувшей цивилизацией.
Третий фильм "Месторождение" - история о семье оленеводов среднего
возраста, живущих на границе Ямала и Югры. Василий Пяк – глава семьи – является
вице-президентом Союза оленеводов Югры, у них с женой – собственное крупное
стадо оленей, зарегистрировано фермерское хозяйство, он еще и стихи пишет – о
своих оленях, в которых он души не чает. Но в какой-то момент он решается на
эксперимент – идет работать на нефтяную станцию, выстроенную рядом с их
стойбищем. Так, зимой он ездил на работу на оленьей упряжке, которую
парковал буквально в двух шагах от нефтяной вышки, летом ходил на работу
пешком…
На этом, казалось бы, можно было и закончить фильм, но мне интуитивно не нравился этот прямой драматургический ход, а главное - он не был органичен для моих героев, не «шёл» им, если можно так выразиться. В одну из следующих экспедиций туда я узнал, что внутренний конфликт, который всегда был у Василия в отношениях с нефтяным делом, вылился в скандал с начальством, и он уволился с нефтестанции.
Под занавес съемок Василий написал новое стихотворение. Оно было связано с его отношением к нефтянке. Мне показалось, что этим он высказался сполна. Фильм «Месторождение» – о семье Пяк, об этой сибирской земле, которая для одних является местом рождения и лишь месторождением для других – и стал завершением условной трилогии".
На этом, казалось бы, можно было и закончить фильм, но мне интуитивно не нравился этот прямой драматургический ход, а главное - он не был органичен для моих героев, не «шёл» им, если можно так выразиться. В одну из следующих экспедиций туда я узнал, что внутренний конфликт, который всегда был у Василия в отношениях с нефтяным делом, вылился в скандал с начальством, и он уволился с нефтестанции.
Под занавес съемок Василий написал новое стихотворение. Оно было связано с его отношением к нефтянке. Мне показалось, что этим он высказался сполна. Фильм «Месторождение» – о семье Пяк, об этой сибирской земле, которая для одних является местом рождения и лишь месторождением для других – и стал завершением условной трилогии".
В Нарьян-Маре Иван встречался со зрителями не только в тепле кинозала, но и в Красном чуме на празднике оленеводов "Сямянхат Мерета (нен., Самый быстрый)".
ЧУМработнице удалось пообщаться с Иваном, порасспрашивать его о тонкостях съёмки документального кино и заручиться поддержкой в демонстрации его фильмов в ЧУМотеке. Когда она готовила этот пост, обнаружила, что вся трилогия уже была показана в программе Общественного телевидения России "Социальная сеть.doc".
Перед каждым фильмом ведущая знакомит зрителей с гостем программы и историей создания картины. ЧУМработница не будет повторяться, а просто приглашает вас, дорогие друзья, послушать и посмотреть. Она может быть спокойна - на ближайшие выходные пищей для размышлений она вас обеспечила.
Фильм I. Маленькая Катерина
Фильм II. Старик Пётр
Фильм III. Месторождение
В посте использованы фото с сайта Российского кинофестиваля антропологических фильмов и Новой газеты на Урале
Смотри ещё фильмы в Субботнем кинозале ЧУМотеки
Для меня это такой волшебный и совсем не знакомый мне мир. Насколько он далёк от моего. Меня твои репортажи очень обогащают. И всё больше и больше тянет в эти края и к этим людям.
ОтветитьУдалитьDodo, да и я для меня тоже. Смотрю и нахожу много общего между хантами и ненцами. Ещё раз скажу прилюдно спасибо этнокультурному центру за идею проведения в Нарьян-Маре такого фестиваля.
УдалитьСколько фильмов хороших народ смог посмотреть! Постараюсь потихоньку выкладывать здесь.
Чумработница спасибо! Вы как никто понимаете важность показа фильмов о коренных народах. И я надеюсь, что показ таких удивительных, душевных и познавательных фильмов в нашем округе, поспособствует созданию фильмов уже о жителях нашего округа)))
УдалитьИрина Валентиновна забыла пароли в свой аккаунт гугл)
УдалитьСаша, да я вообще удивляюсь, как ты ещё своё имя помнишь после фестиваля))) Спала, небось, по три часа в сутки?
УдалитьЕсли это можно было назвать сном) после окончания, еще и приболела. Но как говорится "игра стоила свеч" а кинофестиваль - нервов!!! Я думаю, что и вы с тотальным диктантом, тоже не дремали))))
УдалитьОх, какой же умница Иван Головнёв! Молча, без единого комментария — жизнь и судьба. Какая же она маленькая, Катерина? Взрослая даже в 2 года. Ну почему женщины тащат брёвна, а мужик хлебает чай? Ему не жалко дочку? Хорошо, пусть традиции и верования. Жена, глубоко беременная, тоже воду носит, прорубая лёд?
ОтветитьУдалитьИ очень хочется гламурную барышню-ведущую из кадра убрать. Мудрый Иван сам всё объяснит без странных вопросов.
Пока посмотрела только «Катерину». «Месторождение» видела на открытии Фестиваля. До сих пор не могу успокоиться. Ещё раз: Иван Головнёв — гений.
Да, я человек мегаполиса со странными вопросами.
Лена Воронина, У нас с ними разные понятия о женской и мужской работе. Если у наших мужчин зачастую самая серьёзная обязанность вынести мусор, то у оленеводов - пасти оленей, рыбачить, бить зверя, кормить семью. Так что на полном основании мужики чай пьют, пока женщина выполняет свою часть работы - ставит и разбирает чум, разжигает очаг,готовит еду, шьёт одежду,воспитывает детей.
УдалитьДва фильма есть на Ютьюбе, но мне показалось важным опубликовать именно эти, с официального ресурса ОРТ. Барышня, кстати, мне понравилась)
И вот опять, сестричка, разными глазами на мир смотрим. Ну и пусть. Он всё равно хороший и правильный.
УдалитьЕлена, Иван не только умница) от режиссера очень многое зависит и от того какой человек внутри, такие фильмы и получаются. В режиссёрской среде говорят "хороший человек не может снять плохое кино". Очень рада, что Ивану удалось принять участие в кинофестивале несмотря на то, что у него, как мне кажется график расписан "не по дням, а по часам")))
УдалитьЯ только первый фильм за сегодня смогла посмотреть. Интернет никакой(((Думала, что там можно про двухлетнюю девочку снять, а оказалось очень даже можно! Иван, браво! Фильм замечательный получился! Катерина замечательно сыграла-прожила главную роль! Умничка! Настоящая хозяйка чума растет. Захотелось её сейчас увидеть.
ОтветитьУдалитьНадя, сразу три фильма не осилить, надо с перерывами, а то слишком много мыслей в голове появляется))
УдалитьКатерина сейчас уже совсем большая. Интересно было бы, ты права, посмотреть на неё. А вдруг иван решить снять продолжение?
Не рассчитала с публикацией поста - Иван уехал на Дальний Восток снимать очередной шедевр, поэтому в сети вряд ли появится.
Спрашивала его, как ему удалось расположить к себе людей, чтобы они не замечали камеры. Рассказывал, что много раз приезжал в семью, вместе с ними что-то по дому делал, к нему привыкли, приняли. Это дорого стоит - всё в фильме очень органично.
Кожей ощущаю, что Иван — невероятно тёплый человек и тонкий психолог. «Старик Пётр» слёзы вызвал. Ира, ты права: фильмы надо с перерывами смотреть. Много думать потом приходится.
УдалитьЛена Воронина, ещё раз хочу обратить ваше внимание и на проект ОРТ "«Социальная сеть.doc». Порылась в архиве,там очень много добротных документальных фильмов, о существовании которых я даже не подозревала.
УдалитьИз аннотации программы:
«Социальная сеть»- площадка для молодых режиссеров, вынужденных снимать свои картины «в стол»: короткий метр редко показывают по телевидению, его не увидишь в кино.
Лучшие игровые, документальные и анимационные ленты. В студии каждый фильм обсуждают участники съемочной группы, кинокритики и другие гости, которым небезразлична тема, затронутая в картине."
Иван, конечно, не "в стол" снимает, судя по наградам фестивалей, но для других режиссёров такая передача просто находка.
Спасибо, Ириша. Ушла бороздить архив.
УдалитьИ обязательно надо Иван до просмотра фильма слушать!
ОтветитьУдалитьИра, когда появится связь с Иваном, сообщи, пожалуйста, что в фильме «Старик Пётр» на 20 минуте опечатка: «болезни унссли». Это я не занудствую. Преклоняюсь перед тем, что делает мастер. Просто «учителка» изнутри вылезла.
ОтветитьУдалитьДа, эта малышка в 3 года может то, чего не могут многие взрослые. Она знает как добыть воду, наколоть дрова, поддержать огонь. Она помогает своей маме: замесить тесто, принести дрова, накормить собак...
ОтветитьУдалитьПосмотрела все три фильма. Иван, вы молодец. Видно, что герои АБСОЛЮТНО не обращают внимание на камеру! Фильмы честные! Такое кино должно БЫТЬ!
УдалитьЛёлик, даже представить не могу,чтобы наши дочки вот Так...
УдалитьИван - молодец! Отлично, нашёл время приехать в Нарьян-Мар. Удачи ему в творчестве!!!
ОтветитьУдалитьМынику, думаю, ты нисколько не пожалел,что в декабре не смог приехать на наш мини-фестиваль "Нятва") На большом киносборе было столько интересных для тебя собеседников, столько единомышленников и творческих людей!
УдалитьСовершенно верно!!!
УдалитьЖелаю Ивану дальнейших творческих успехов!
ОтветитьУдалитьTatiana Alsace, очень приятно было общаться с Иваном. С первого взгляда видно - человек одержимый, увлечённый любимым делом, неравнодушный, ведущий за собой, заряжающий доброй энергией)
Удалить'А зачем ты там живёшь?' из фильма 'Старик Пётр'- затронуло до глубины души.
ОтветитьУдалитьPelageya, суета заедает, бежим по жизни, стирая ноги в кровь. А всего-то и нужно - остановиться хоть ненадолго и верно расставить приоритеты.
УдалитьВот про суету...у меня, правда творческая суета. Два проекта в работе и свой фестиваль, где я оператор. Давненько и на блог не заходила, и комментирую урывками. Посмотрю обязательно фильмы! Со своим вот только справлюсь...А потом уж выскажусь. Зачем мы живём там, где живём...уже зацепило.
ОтветитьУдалитьГаля Исаева, да, ты уж, будь добра, отчитайся о своих фестивалях и проектах. Очень интересно, что ты там затеяла)
УдалитьФраза про то,зачем мы живем,зацепила многих. Видно, еть на то причины.