пятница, 8 февраля 2013 г.

Новосибирск Тотальный. Часть 3. Как это по-русски?: гостевой пост от Ольги Бороненко


Филологи - страшные люди... Тяжело приходится их родным и близким. Скажут невзначай "ихние" или "евонные" - тут же семейный скандал с битьём посуды. Не дай Бог, слово "мышца" произнесут с ударением на последний слог - развод и девичья фамилия. Ольга Бороненко из Ненецкого регионального центра образования - тот самый тиран, который мужа своего, уважаемого человека, травматолога-профессионала, "мышцей" терроризирует.
Она вместе с ЧУМработницей на школу организаторов "Тотального диктанта" в Новосибирск поехала и встретила там массу таких же, озабоченных соблюдением норм и правил русского языка, тиранов. ЧУМработница как-то заглянула на заседание филологической секции и тут же ретировалась, услышав, как филологи жонглируют всякими нецензурными выражениями, типа  "морфема" и "кодификация пунктуации". Чур меня! 
Но, справедливости ради, она должна-таки дать в ЧУМотеке слово Ольге Николаевне, потому как без мудрёного филологического пазла картинка произошедшего в Новосибирске 2-3 февраля 2013 года будет не полной.

КАК ЭТО ПО-РУССКИ?

Мода на грамотность


2 и 3 февраля 2013 года мне довелось стать участницей научно-практического семинара «Динамические процессы в области пунктуационных норм и проблема их кодификации»который прошёл в рамках новосибирской Школы "Тотального диктанта" для филологов, которые осуществляют проверку текстов.
Как утверждают организаторы Тотального диктанта, цель "Тотального диктанта" - заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать. Если раньше владеющих  грамотным письмом с уверенностью можно было назвать «интеллигенцией», «элитой», то в последнее время  потребительская культура  изменила ориентиры. 
Грамотность стала принадлежностью образа «зануды» и связана в представлении молодежи со скукой. А диктант у людей ассоциируется со стрессом и негативными школьными воспоминаниями. Поэтому Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип, распространить моду на грамотность.  Ведь придет время, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени будут зависеть  от наличия грамотной речи.

Из жизни диктаторов

Если на секции организаторов рассказывали, как привлечь информационных партнеров, спонсоров, как научиться грамотно взаимодействовать с государственными учреждениями, то на секции филологов обсуждали современные правила в области орфографии и пунктуации, особенности проверки текстов, а также проведение курсов подготовки к диктанту.
На секции для филологов выступали такие зубры филологии, как:
  • Наталья Кошкарева, председатель экспертной комиссии акции, заведующая кафедрой русского языка и языкознания Новосибирского государственного университета
  • Ким Игорь Ефимович, доцент, доктор филологических наук СФУ,
  • Ольга Исаченко, преподаватель кафедры русского языка и языкознания НГУ.

Открыла секцию для филологов Наталья Кошкарева.
Она отметила, что "Тотальный диктант"  проходит не только во многих городах России, но и за рубежом, например в Латвии, Франции, Германии, США. Тотальный диктант преимущественно читают филологи, но в Москве, например, в   2009 г. диктовал текст Псой Короленко (известный филолог и журналист), текст Захара Прилепина в 2012 г. -  Тина Канделаки ( Ч.: да уж... нелегко, наверное, пришлось участникам диктанта...), а в Петербурге – заслуженный артист России Борис Смолкин.
В 2013 г. в Ненецком автономном округе диктант также будут читать филологи, а не «медийные» лица. Почему? 
В этом вопросе члены оргкомитета проведения диктанта в НАО абсолютно солидарны с организаторами акции: только человек с опытом может продиктовать текст так, чтобы он был интерпретирован пишущими в соответствии с замыслом автора. Ведь многие воспринимают процесс написания диктанта как процесс проверки своей грамотности очень серьезно.

Доверяй, но проверяй

Интересным показалось выступление Ольги Исаченко по теме «Коллективный социологический портрет пишущих диктант».
Оказывается,
  •  96,3 % опрошенных респондентов замечают ошибки в печатных текстах,
  • 32,7 % не реагируют на них,
  • 24,5 % исправляют ошибки. 
Участников анкеты спрашивали и о том, влияет ли активное пользование сервисом  быстрых сообщений (SMS, ICQ, SKYPE) на уровень грамотности человека. 39 % опрошенных считают, что  пользование сервисом  быстрых сообщений оказывает сильное влияние.
Ким Игорь Ефимович поделился с участниками секции опытом проведения и проверки Тотального диктанта в Красноярске. 
Каждую работу в этом городе проверяли три эксперта. Игорь Ефимович отмечает, что единство критериев проверки обязательно должно быть выдержано. Рекомендует сразу не проставлять первому эксперту количество орфографических и пунктуационных ошибок, так как количество ошибок может быть пересмотрено вторым экспертом.

Участников секции интересовало, изменится ли алгоритм проведения Тотального диктанта в 2013 г. Организаторы всех успокоили, что никаких принципиальных изменений не ожидается. Текст непосредственно будет отправлен перед началом акции, за два часа до проведения диктанта. Далее филологи-профессионалы продиктуют текст под запись.
Проверка на грамотность, как и в прошлом году, будет анонимной. Чтобы узнать оценку, нужно вписать в электронное поле сайта свою фамилию и номер  мобильного телефона.

Аффтар, выпей йаду!

Что касается текстов для диктанта, то вначале это были тексты из русской классики (например, из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Невского проспекта» Н. В. Гоголя, повести В. Быкова «Сотников»). 
  • В 2010 г. специально для акции текст написал писатель-фантаст Борис Стругацкий,
  • в 2011 г. – Б. Быков,
  • в 2012 г. – Захар Прилепин.

Имеет большое значение и содержание диктанта. Каждый автор своим текстом хочет заставить людей думать, дискутировать, соглашаться или не соглашаться. А это уже хорошо. Много откликов, размышлений, споров было после Тотального диктанта по тексту Захара Прилепина, в котором автор изложил свои размышления о судьбе страны.

Многих интересовало, что делать со «спорными» моментами, которые встречаются в каждом диктанте. И может, их лучше избегать, заранее переделывать авторский текст? Попробуем разобраться в этом вопросе. 
  1. Во-первых, ко всем спорным моментам будут высланы подробные комментарии по проверке с выдержками из справочника. И неоднозначные случаи, например постановки знаков препинания, будут считаться равноценными с точки зрения правильности.
  2. Во-вторых, организаторы не ставили целью «дать все в готовом виде», без вариантов. Главное – показать, что возможны разные интерпретации. Надо лишь уметь обосновать, доказать. И сама смена норм литературного языка – это закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменения социальных условий жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.
  3. В-третьих, для филологов профессионально интересно посмотреть употребление тех или иных орфограмм или пунктограмм, чтобы, может быть, потом давать рекомендации для формулировки тех или иных правил.

"Русский по пятницам"

Достаточно подробно на секции рассказывалось о проекте «Русский по пятницам». Что это такое? Это бесплатные курсы для всех, кто желает повысить свою грамотность, разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации и, конечно,  хочет на «отлично» написать диктант. Филологам был дан четкий алгоритм проведения проекта. 
15 февраля 2013 г. «Русский по пятницам» стартует в Нарьян-Маре. Лучшие педагоги округа будут обучать русскому языку.  К каждому занятию будут подбираться тексты, разрабатываться упражнения. Планируем увидеть на этих курсах людей совершенно разных (от школьников до пенсионеров), но объединенных одним – любовью к «великому и могучему».
Таким образом, в течение двух дней у участников была возможность обменяться опытом с коллегами из других регионов и в неформальной обстановке обсудить все ключевые моменты, связанные с подготовкой к акции. Мы очень хотим, чтобы все желающие не могли отказать себе в удовольствии прийти и написать диктант в г. Нарьян-Маре. И как тут не процитировать стихотворение, услышанное на семинаре:

Диктант! Как много в этом звуке…
Бери сейчас же ноги в руки,
Беги скорей его писать
И напиши его на «пять».

Читай ещё в ЧУМотеке:
Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
  1. Что такое гостевой пост?
  2. Все гостевые посты ЧУМочитателей 

52 комментария:

  1. Моего мужа бы туда :) Он у меня тот еще граммар-нацци. Постоянно исправляет мне ошибки и грызет за них зверским образом :) Потому как я хоть и отчасти филолог, как ни как, переводчик, но когда я пишу, забываю про все правила и не замечаю опечаток :) Потому как МЫСЛЬ.
    Но на диктант я сама вряд ли когда решусь - я банально уже с трудом пишу от руки и делаю кучу ошибок, которые вижу, но уже сделала :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Delenn, диктант писать - не корову продавать! Понятное дело, почерк унас под влиянием компьютера лучше не стал. Я как-то написала вручную открыточку своей первой учительнице и получила отповедь за свои каракули. был-то каллиграфический почерк, который в пример приводили.
      Насчет очепяток. Как справедливо замечают специалисты, вижу ошибки тогда, когда распечатаю текст.
      мужу-тирану привет:-)

      Удалить
    2. Талеев Анатолий8 февраля 2013 г. в 08:41

      Шесть лет учебы в институте разнообразили грани моего почерка...Я и сам порой не разбираюсь что написал.
      В старших классах школы пробовал писать обеими руками: правая устала - левой продолжаем...ничего не вышло.

      Удалить
    3. Анатолий, приходите на "Русский по пятницам". Интересные лекции, новые знакомства мы Вам гарантируем!

      Удалить
    4. Я свои ошибки обычно вижу. Потом. Сильно потом :)
      А с диктантом проблема не в почерке, а в том, что руки пишут совершенно не те буквы, которые надо :)

      Удалить
    5. Ирина, в этот раз у Вас все получится.

      Удалить
    6. Поживем - увидим. Еще не факт, что удастся организовать проведение диктанта у нас в городе.

      Удалить
  2. вы знаете боюсь, хоть и учитель. еще в школе были проблемы с запятыми, могла их поставить там где не надо и не поставить там где они должны бы стоять. как говорила наша Глафира Ивановна Ковалева: 5 за сочинение и 3 за запятые. ну не дружила я с ними и все тут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Александровна, этим постом завершаю серию Новосибирска Тотального. Думаю, вам хватит, иначе передозировка русским языком случится:-))
      Будут ещё, конечно, две статьи Светланы Безумовой в "Няръянке",но попозже.
      В понедельник слушайте нас с Ольгой Николаевной на "Дорожном радио в Нарьян-Мар" (103.5 FM) в 12.30 на прямом эфире у Маши Владимировой. будем всё о том же, о диктанте и о курсах "Русский по пятницам". Мы их проводим впервые, поэтому волнительно. Сколько народу запишется, будут ли ходить? Сейчас все приводят в пример иркутскую бригаду электриков, которые дружно записались на курсы, а потом придут на диктант. Думаю, мировая известность им уже обеспечена:-)

      Удалить
    2. Юлия Александровна, на "Русском по пятницам" можно легко и результативно освежить школьные знания. Мы под пытками (шучу) выведали у экспертов, какие сложности могут быть в диктанте-2013, поэтому тренироваться будем сразу на кошках (ошиблась), на конкретных примерах. И потом, Ю.А., вы же французский осилили! Чего же русского диктанта стесняться-))) Все получится!

      Удалить
  3. Ну, за Тотальный Диктант!
    Ну, за Русский по пятницам!
    Ну, за Грамотность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ИрЭн, ждем Вас на курсы!

      Удалить
    2. ИрЭн вряд ли сможет совместить членство в оргкомитете и написание диктанта. В прошлом году ей это удалось, потому как мы её несильно загрузили. В этом же году у ИрЭн - масса обязанностей.
      -открытие и ведение странички-встречи ВКонтакте "Тотальный диктант в Нарьян-Маре";
      -Поставка бесплатной рабочей силы в виде студентов социально-гуманитарного колледжа;
      -прочие оргвопросы, решать кои она большой мастак.

      Удалить
    3. Oh my God! Mamma mia!!!
      Надеюсь список весь оглашен?:-)))

      Удалить
    4. ИрЭн, это только начало. Но, что радует, так это отношение людей к этой акции. В этом году обязательно предусмотрим возможность "поговорить" после диктанта. Рефлексия нужна, ведь эмоций - море:-)

      Удалить
  4. Любой язык - это живой организм. Вот Чумработница тут про "ихний" говорит. А вы в курсе, что этим словечком часто баловался Достоевский. В любимчиках у него еще слово "наверное" ходило. Почему писатель "ихнил"? Может его творческая натура бунтовала против того, что притяжательные местоимения "его", "её", "их" не склоняются? А как вам пунктуация Чехова, который сильно злоупотреблял тире после "это". Эмоциям А.П. явно не хватало !? знаков. Ой, держите меня семеро!!! Вы видите, что с вполне нормальными людьми слет анонимных филологов творит?!-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, с Вашим кругозором нам следовало бы позвать вас в качестве лектора на "Русский по пятницам"!

      Удалить
    2. Нет, я ученицей с удовольствием побуду.-)

      Удалить
    3. Света, на сколько я помню, Антон Павлович и словом "евонный" не брезговал :) И вообще вольно обращался с русским :)

      Удалить
    4. И не только Антон Павлович.

      Удалить
    5. У меня была замечательня британская преподавательница, которая говорила: "Хороший план урока дает право от этого плана отойти".

      Это я к тому, что именно знание языка дает право на "евонного" с "ихним". Хотя бы ради этого стоит учить! ;)

      Удалить
    6. И про "наверное" расскажите, пожалуйста! Что, тоже нельзя? ;)

      Удалить
    7. Достоевский и Чехов, конечно, авторитеты в литературе, но ихенные привычки мне не очень нДравятся:-))

      Удалить
  5. Хотя подумала, чёужтам скрывать: нормальности во мне маловато будет...-)))

    ОтветитьУдалить
  6. Любила в школе такую форму контроля, как диктант. Писала в школьном детстве их безупречно! А в экзаменационном сочинении откуда-то взялось слово проМблема. Сергей Петрович Лавдовский посчитал за описку, и в аттестате всё-таки красуется пятёрка! А я стою за учительским столом с диктантоами для детей. Являясь членом приёмной комиссии целевого поступления в недалёком прошлом, читала диктанты будущим студентам-технарям. Мудрёные же им тексты давали. Сплошная авторская пунктуация. К сожалению, после первого экзамена (по русскому языку) теряли будущих связистов, инженеров... То, что касается тирании по нормам произношения... Трепетнее стало отношение к орфоэпии, безусловно! Детей призываем, заходя в класс, произносить: "Какие красивые у вас жалюзИ!" И составлять орфоэпические задачки для родителей, проверяя правильность их речи! Ученикам нравится констатировать факт родительских осечек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ястрикова Ольга8 февраля 2013 г. в 15:21

      Хочу добавить: с удовольствием включилась в диалог Ястрикова Ольга

      Удалить
    2. Светлана Безумова8 февраля 2013 г. в 16:43

      Ольга Алексеевна, очень рассчитываем на вашу поддержку, вы большая подвижница. Очень надеемся, что Первая снова станет первой! (уточняю: я говорю о школе №1).

      Удалить
    3. да, и я спешу огласить будущих героев Тотального дня. Школа № 1, её директор Юрий Канев и замдиректора Ольга Ястрикова с энтузиазмом приняли предложение оргкомитета по проведению ТД сделать школу единой площадкой диктанта. Юрий Викторович, конечно, переживает, не снесут ли её великовозрастные ученики, но опасения его напрасны. судя по опыту прошлого года всё мероприятие прошло на высоком организационном и культурном уровне:-)

      Удалить
  7. Клянусь говорить" звонИт, баловАть, диспансЕр, договОр, докумЕнт, крЕмы, зубчАтый, Искра, квартАл" и, конечно же "каталОг"!
    Даю обет не поддаваться на провокации и никогда не говорить "крепкое кофе"!
    Обязуюсь никогда не спрашивать "сколько время?" и "чего они хочут?"...

    Но если что - не казните, дорогие филологи! :) В смысле, не позорьте прилюдно! Все ошибаются! Даже АСП писал : "как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю".
    Меня, например, все время тянет написать "вообщем".... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я оставляю за собой право говорить "чого вони все хочуть!" Иначе мне не выжить ;)

      Удалить
    2. Какой ужас - я ведь своих детей научила говорить "сколько время"! И один только муж говорит "который час" - видимо, это был единственный урок русского языка, на котором он присутствовал ;)

      Удалить
    3. Волнушка, поддерживаю насчёт кофе. ну, никак не могу его осреднить. Кофе - он и в Африке кофе, крепкий и ароматный!
      И, возвращаясь к "ихнему", "ейному" и "евонному". Иногда слушаю по телевизору интервью солидного серьёзного человека и вдруг - "по ихнему мнению...". Всё! Человек для меня умер. Я не пуританка, но почему-то реакция на эти извращения у меня однозначная. муж иногда специально так скажет, чтобы я взбесилась:-))

      Удалить
    4. .......ладно...понимаю...КОФЕ...ДОГОВОР...в русской глубинке...так приятно...услышать...от доброй бабушки...ЧЁЙНОООО...ДЕВУШКАА,,,СПРАШИВАШЬ -_ТО?....и многое другое...и всё это... не назову извращением...звучит,как песня...на диктант..приду...курсы надо было..организовать по субботам...

      Удалить
  8. Вы свой "Русский по пятницам" обязательно конвертируйте в онлайн курс. Ждем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таnia in Delhi, все занятия будут выкладывать организаторы на сайте. Обязательно дам знать.

      Удалить
  9. анастасия хабарова8 февраля 2013 г. в 20:15

    сама уже одиннадцать лет работаю в школе, а так и тянет иногда проверить себя по словарю. чаще всего оказываюсь права, но и на старуху бывает проруха! тотальный диктант--это здорово! хочется,конечно, оставить себе право на какую-нибудь ошибку, но нельзя. "русский по пятницам" онлайн, действительно, был бы кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. анастасия хабарова,почивать на лаврах учителю некогда - пытливые подростки держат в тонусе:-) У меня сын, большой любитель русского языка, постоянно, где бы мы ни бывали, выискивал ошибки в названиях вывесок, в речи телеведущих. Не знаю,соберётся ли он на диктант в Питере? В прошлом году очень удачно написал.
      Что касается участия в диктанте учителей. Каждый может попробовать себя. Никаких ограничений. Интерактивные диктанты уже выложены на сайте Тотального диктанта, а "Русский по пятницам", видимо, чуть позже.
      Очень активно готовится Новосибирск, но им по рангу зачинщиков положено. Знаю,что в первый день на курсы в Нарьян-Маре записалось уже 16 человек. И это только начало:-0

      Удалить
    2. Анастасия Федоровна, мне кажется, что курсы покажутся интересными даже учителям русского языка. Уровень преподаваемого материала будет чуть выше школьного. Упражнения филологи смогут использовать в своей работе, готовя старшеклассников к ЕГЭ.

      Удалить
  10. Знаете, наверное, я тоже пока не решусь на проверку своих знаний русского языка диктантом. Однако, считаю это очень нужным и полезным делом. Приятно, что таких энтузиастов становится все больше. Так как речь наших граждан оставляет желать лучшего.
    Тут уже поднимали вопрос "осреднения" кофе и у меня возник вопрос - А как к новшествам русского языка относятся сами филологи? Оправданы ли такие действия, когда правила начинают подгонять под речь людей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот сейчас Вы опубликовали свой комментарий, выбрав статус "Анонимный". То же самое Вы сможете сделать и в диктанте. Вашу оценку не увидит никто, кроме Вас. Вы будете сравнивать себя с собой же и ни с кем другим. Мне жаль,что я не могу сделать это вместе со всеми. Как координатор, я получу видео с записью автора, читающего свой текст, и сам текст за два часа до диктанта, чтобы далее с ним работать.
      Глядя на прошлогодний прилепинский текст, понимаю,что вряд ли бы смогла вытянуть на "четверку":-)

      Удалить
    2. Если честно, статус "Анонимный" выбрала от невнимательности (вот сразу и исправляюсь). Страдаю регулярным витанием в облаках, почему и боюсь проверки собственных знаний. Пока никто не поставил оценку, можно ведь продолжать причислять себя к более-менее образованным людям... ;-))

      Удалить
    3. Ирина,могу сознаться, что я в прошлом году очень боялась взяться за такое масштабное действо как Тотальный диктант. Сначала боялась начать, потом боялась, что народ не пойдёт, потом, когда массово стали записываться, что места не хватит, бланков не хватит, боялась,что Интернет подведет. Короче, прожила в постоянном беспокойстве месяц, накручивая себя ежедневно. А ведь все получилось даже лучше,чем мы ожидали (спасибо всем, кто помогал!!!).
      И какая лёгкость на душе и в теле от преодоления своего страха:-)

      Удалить
    4. Вы взялись за очень нужное и полезное дело! Спасибо Вам за это!

      Удалить
    5. Ирина,для меня очень важен тот факт, что дело, за которое мы взялись, на самом деле, важное, нужное,актуальное. А Вам спасибо,что вовремя озвучили слова поддержки:-)

      Удалить
    6. Ирина, диктант проверяет знания по орфографии и пунктуации. А многие пишут про орфоэпические (произносительные) нормы русского языка, потому что этот вопрос также многих волнует. Я думаю, что на курсы по теме "Говорим по-русски правильно" пришли бы несомненно наши граждане. И как тут не вспомнить "Оду русскому языку", которую не без юмора в свое время сочинил Евгений Весник:
      О, бедный мой язык родной,
      О, прелесть русской речи чистой!
      Кто не глумился над тобой -
      Шпана, чиновники, лингвисты...
      Кто бедолагу не ломал,
      Не выворачивал, не мучил:
      "ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
      ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".
      Ну ладно б жулик, или вор,
      Иль алкаши и наркоманы,
      Но педагог, но прокурор,
      Но дикторы с телеэкрана!...
      Рабочий и интеллигент
      Родную речь, как шавку, лупят:
      "ОсУжденный и инциНдент,
      БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
      Ну, ладно б только бюрократ -
      Кувшинное тупое рыло.
      Но журналист, но депутат
      Язык недавно исказили.
      От сердца я хочу воззвать
      Ко всем, кто сын России верный:
      Пора не нАчать, а начАть
      Язык наш очищать от скверны.
      Друзья, следите за собой,
      Когда по-русски говорите.
      Ведь это наш язык родной -
      Его для внуков сохраните!

      Удалить
    7. Ольга Николаевна, какие стихи!!! Надо их обязательно где-нибудь ещё продекламировать. Например, на прямом эфире "Дорожного радио" в понедельник.

      Удалить
  11. ...на диктант..придут..те,кто...и в жизни...говорит и пишет..правильно...как всегда..а где всё остальное..неорганизованное население?....мои коллеги...слыхом...не слыхивали...о диктанте...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. RINA, Ваши коллеги - на Вашей совести. Просвещайте, рассказывайте. А мы, со своей стороны, будем вести массированную атаку с помощью ЧУМотеки и окружных СМИ. мы ведь только-только начали информационную кампанию.
      В понедельник 11.02 в 12.30 слушайте прямой эфир на "Дорожном радио", а вечером в "Заполярном вестнике" - новостной сюжет о начале курсов. дальше - больше. Думаю, к 6 апреля даже самых неорганизованных организуем:-)
      Насчет субботы думали, но решили оставить людям выходной день в чистом виде. А пятница, после рабочей недели - самое то:-)

      Удалить
  12. Журавлева Татьяна Юрьевна10 февраля 2013 г. в 20:48

    Ирина, хотелось сказать, что проект Тотальный диктант в Нарьян-Маре - это замечательная идея! Желаю Вам как можно больше участников с отличными результатами! Даешь больше грамотных людей в округе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Юрьевна, спасибо на добром слове. Очень хочется, чтобы в этом году на диктант пришли те, кто год назад не решился или просто не знал. Правильно сказал Егор Заикин, менеджер проекта, что Тотальный диктант может стать настоящей объединяющий идеей, ведь родной язык - это сама суть нации, его платформа.
      И ещё раз напомню,что Тотальный диктант - идея, родившаяся в стенах Новосибирского государственного университета. Идея, которая выросла в международную. Браво нашей молодёжи!

      Удалить
  13. Тотальный диктант, несомненно, вещь хорошая. По своему опыту знаю, что грамотность некоторых чиновников хромает. А тотальный диктант - это своеобразный стимул, который поможет вспомнить забытые правила русского языка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. николай,мне тут приходится за всех чиновников ответ держать. Я стараюсь,честное слово! Наверное, не стоит выделять какие-то группы "потерявших память", все мы должны нашему великому и могучему:-)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails