Когда ЧУМработница сталкивается с доселе ей не ведомыми фактами и явлениями, она старается попробовать их "на зуб", поковыряться в деталях, разузнать побольше, дабы хоть частично понять и уложить в своём сознании. Экраноплан - как раз из этой серии: пока не познаннного и до конца не понятого.
В Нарьян-Мар с визитом наведался президент компании ЗАО "АТТК" (Арктическая торгово-транспортная компания" Рубен Арменакович Накапетян сотоварищи.
На презентацию продукции АТТК, экранопланов, собрались заинтересованные лица, в том числе, поисковики и спасатели, морские капитаны и сухопутные знатоки всевозможной экстремальной техники. Вы там не были, дорогие друзья, поэтому для вас ЧУМработница приготовила фильм, который был продемонстрирован участникам встречи.
На презентацию продукции АТТК, экранопланов, собрались заинтересованные лица, в том числе, поисковики и спасатели, морские капитаны и сухопутные знатоки всевозможной экстремальной техники. Вы там не были, дорогие друзья, поэтому для вас ЧУМработница приготовила фильм, который был продемонстрирован участникам встречи.
Интересно, какие ассоциации у вас вызовет это водно-воздушно-самолётное чудо? ЧУМработнице вспомнился Летучий корабль из одноимённного мультика.
Посудите сами: вот краткие характеристики этого летучего корабля или, если точней, кораблика "Акваглайд-5" :
- Масса - 2,5 тонны
- Экипаж - 1 чел., пассажиры - 4 чел.
- Крейсерская скорость - 170 км/час, максимальная - 210 км/час
- Мощность двигателя (а это двигатель "Мерседес-Бенц") - 360 лошадиных сил
- дальность хода - 450 км
- Размах крыльев - 6 м
Экраноплан парит над водой. Между ним и поверхностью воды ли, льда ли, снежных торосов ли создаётся воздушное пространство. ЧУМработнциа не будет утруждать вас супер-конкретикой. С этой конкретикой вы, при желании, сможете ознакомиться на сайте АТТК
А теперь вопрос. Нужен ли НАО вот такой супер-транспорт? Присутствующие на презентации как раз пытались решить, стоит ли заморачиваться с экранопланами, ведь это достаточно дорогое удовольствие - полмиллиона долларов! Если уж заморачиваться, то сначала узнать все преимущества перед другими видами передвижения на воде и попробовать в деле. Испытания до сего времени проводились в водоёмах Нижнего Новгорода, Сочи, Санкт-Петербурга. В нашей стране пока экранопланы особого спроса не имеют. Продано за рубеж, в частности в Англию, 10 машин. Почему представители компании приехали именно в НАО? Акватория их заинтересовала. Вы уже в курсе, друзья, что транспортный вопрос - самый острый в НАО. По воде летом ходят суда и судёнышки, перевозя сельских жителей по домам, которые расположены по берегам Печоры. Понятно, что грузы на экранопланах не повезёшь, но вот пассажиров быстро и с комфортом - почему бы нет? Тем более, что летучие кораблики ходят-летают не только по воде, но и по льду и снегу.
Гостей закидали вопросами:
- На Печоре практически нет прямых участков, сплошные повороты и загибы. Как экраноплан на высокой скорости будет маневрировать?
- Что делать с рыбаками, которые выскакивают на своих моторных лодках внепланово из какой-нибудь протоки и тоннами перелётных птиц, которые особенно весной и осенью тоннами загружают водное и воздушное пространство? Будут трупы?
- Как насчёт сорокоградусных морозов? Выдержит? Не обледенеет?
- Тормозной путь экраноплана на крейсерской скорости - 300 метров, а видимость - 150. Что за нестыковки?
- А не улетит дорогая штучка в дали поднебесные, ведь, для сравнения, самолёту Ан-2 для взлёта, по словам специалистов, достаточно развить скорость около 90 км/час.
- Как скоро окупится?
- Во сколько обойдётся содержание и хранение?
- Не будут ли запредельными цены на пассажирские перевозки на этом чуде техники?
- Где можно обучить пилотов для управления машиной?
- Можно ли увеличить количество посадочных мест на судне, ведь 4 человека - очень мало?
- И далее и далее.
Больше часа продолжался диалог, в результате которого было принято решение: прежде чем рассуждать о возможности приобретения экраноплана для нужд округа, необходимо испытать его именно в НАО. ЧУМработница уже рассказывала и показывала, что есть в округе техника, которая зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Вот, к примеру, такая:
ЧУМработница, как и всякая женщина, часто бывает консерватором или, если точнее, консерваторшей. Во-первых, инстинкт самосохранения очень силён в женщинах, поскольку миссия у них такая - жизнь на Земле продолжать и сохранять. Так вот, сумлевается она, как насчёт планового сохранения жизни в экраноплановых условиях... Во-вторых, семейный бюджет она должна чётко регулировать, чтобы по миру не пойти и каждую свою очередную пару туфель обосновать должна с экономической точки зрения.
Представители компании АТТК делают очень важное для страны дело, они в будущее смотрят, живут высокой идеей и верят, что идея найдёт-таки воплощение в отечественных реалиях. Но очень много у них противников, несмотря на то, что всё удобно и комфортно, быстро и весело, согласовано и одобрено, проверено и испытано.
Вот такая красота на крыльях. Будет ли в будущем эта красота частью ненецкого пейзажа - неизвестно. Выдержит ли чудо-техника испытание Крайним Севером? Вопрос в конце этого предложения означает, что ЧУМработнице интересно ваше мнение. Если она рассуждает с позиции обывателя, то вы, возможно, будете более дальновидны в своих прогнозах.
В посте ипользованы фото с сайта АТТК
смотрела репортаж про зимние испытания электромобилей в москве (уж очень их рекламируют как экологичные и машины будущего). барышня в лес за елкой поехала. рассчетно: зарядка на туда и обратно. туда она ехала, полчаса заряжалась у какого-то магазина от обычной розетки (специальных само-собой на трассе нет). выключала обогреватель и ехала в перчатках (замерзало окно). до леса она доехала, а вот обратно - уже на эвакуаторе. зарядка закончилась совсем в лесу. вот и вопрос: нужны ли в России такие машины?
ОтветитьУдалитькрылья обледенеют и хвост отвалится :))))
Kitanko, электромобиль - всё-таки из другой оперы. Вот что говорят про обледенение и внесезонность экранопланов разработчики:
Удалить"Акваглайд" открывает возможность практически круглогодичной навигации - замерзшие и покрытые льдом водоемы не являются препятствием для экраноплана. Пассажирские перевозки по рекам и водоемам северных и средних широт становятся возможными в любое время года. В условиях крайнего севера, заполярья, тундры "Акваглайд" способен кардинально решить задачи транспортного сообщения заметно повысив оперативность перевозок при сокращении эксплуатационных затрат. Особую важность фактор всесезонности приобретает при планировании и проведении спасательных операций, оказания медицинской помощи в отдаленных районах, доставке почты, корреспонденции и других срочных и важных грузов.
Опять же всё это должно быть проверено на месте, на том самом Крайнем Севере и Заполярье. Ведь у нас не только морозы и метели, но и резкие скачки температуры 0 от нуля утром до минус 30 вечером.
А девушка, надеюсь, получила вознаграждение за моральный ущерб от неудачной прогулки?:-)
Лично у меня экраноплан ассоциируется только вот с такой http://www.gazeta.lv/images/ekranoplan6.JPG штукенцией, а никак не с этими маленькими странными леталками.
ОтветитьУдалитьУчитывая площадь нижней поверхности, штука выглядит вполне плавучей, так что плюхнется на поверхность воды и будет себе дрейфовать по течению, пока спасатели не снимут. Так что тут особого риска быть не должно. Оно ж низенько висит над водой, большого плюха не будет. Да и над твердой поверхностью риск разбиться куда меньше, чем на вертолете, скажем - при равной скорости высота в разы меньше.
А вот выдержит ли техника перепады температур, не обледенеет ли на ветру вопрос интересный и ответ на него без испытаний никто не даст.
Вообще штучка интересная. Ждем дальнейших рассказов :)
Ира, дальнейшие рассказы будут нескоро. Пока только решили, что можно попробовать. От "можно" до испытаний - ого-го еще. Но, ты уж мне поверь, я не пропущу эту штукенцию. По рассказам очевидцев, там нет, в отличие от другого водного транспорта, никакой трясучки. Фото видела,где штучка летит, а у капитана кофе на столике возле руля стоит.
УдалитьИ мне в принципе плюхнуться никуда не хочется:-) пусть никаких там плюхнуться!
Надо пробовать... *вытаращив глаза* желательно летом и в спасжилетах! Хотя мне понравилась сама идея))
ОтветитьУдалитьЧайка, вдвоем с тобой я бы решилась, "вытаращив глаза" в спасжилетах. пусть они на женщинах испытывают свою штучку. Если женщине понравится - значит, всё, годится!:-))
УдалитьЭто вместо обещанных котиков:)? Как у вас все серьезно решается. Годится не годится. А у нас вот приобрели КИБО для области, а он до -23 градусов работает:) Как там в действительности, никто не проверял, что нашей зимой с ним будет.
ОтветитьУдалитьКот, котики посреди рабочей недели как-то не катят или некОтят:-)
УдалитьКИБО - специально посмотрела, что за киборг:-)) Навскидку и не поняла. Мобильные библиотечные комплексы. Да, зимы в Новосибирске лютые, это мы знаем. Будем ждать рассказов про то,насколько КИБО мобильны после -23 градусов:-))
У нас тоже в регионе идея витает их приобрести. Только дороги у нас очень не важные.
УдалитьА оказывается для КИБО еще и температурный режим критичен.
Пчелка, а для какой страны эти КИБО разрабатывали? Может, для Африки?:-))
УдалитьНе знаю, Чумработница, в группе разработчиков не состояла. У нас правда не так, холодно, как в Сибири. Но летом жарко, даже очень.
УдалитьПчелка,да, я неправильно выразилась. Жара, как и мороз, тоже испытание и для организма как человека, таи машины. Про вашу волгоградскую жару знаю не понаслышке. Очень давно была в Волжском и Волгограде в июле. С друзьями позагорали и покупались на Ахтубе. Сгорела напрочь и облезал, как змея, полностью. Такого в моей жизни никогда не было:-)
УдалитьС вашими расстояниями и непроходимостью - крыло то, что надо. Есть где применить новинки и тех решения. Крыло - оригинально, а главное красивое - а значит полетит далеко.
ОтветитьУдалитьДима, вот это крыло меня и смущает. А ну как полетит?:-)) Нет, я, конечно, "за" ноу-хау. Что я, неандерталец какой? пусть себе разрабатывают и испытывают. Хочется просто,чтобы ожидания оправдались, чтобы деньги не на ветер.
УдалитьМне понравился транспорт будущего. Думаю, что после благополучных испытаний НАО приобретет пару штук. В видео под конец показываются будущие многоместные разработки. Да, вам бы вот сразу такие, чтобы и людей, и грузы можно было доставлять.. Самолеты и вертолеты научились поливать жидкостью против обледенения, разберутся и с экранопланами.
ОтветитьУдалитьElena Rubric, у гостей спросили про эти многоместные разработки. Они уже спроектированы, но нужен заказчик, чтобы их родить. Четырехместный экраноплан, мне думается, больше для прогулок. А вот с практической точки зрения - побольше бы народу перевезти, здесь я с тобой согласна.
УдалитьТы знаешь,надо быть фанатом своего дела, чтобы вот так им заниматься без активной отдачи. То есть все понимают, что здорово, что быстро, что супер,но как-то не готовы поддержать в промышленном масштабе. Но, мне кажется, это всегда такое настороженное отношение к необычному, к новому.
Дивная псица!!! Как думаешь, а это не страшно? Ты уже поучаствовала в обкатывании нового коныка?:)) Я бы, наверное, забыла про свои страхи и в первых рядах рванула бы на транспорт))))
ОтветитьУдалитьOksana, я, конечно, та ещё авантюристка, но страшновато. Если будут искать добровольцев-камикадзе, я тебя вызову. Прилетишь?:-))
Удалитьпошла собирать чумоданы:)
УдалитьУря!!! Оксан, как я тебя буду ждать... Ты когда приедешь, сделаешь мне свое фирменное мороженое в вафельных стаканчиках,да?
Удалить(Судорожно сглатываю слюну)
А мы тебя алаверды кровью оленьей напоим, если приедешь 2 августа на день Оленя:-))
Хорошо что есть хоть какое-то движение в транспортном вопросе, будем надеяться, что тем или иным способом вам все удастся путешествовать и дешевле, и комфортнее :)
ОтветитьУдалитьOchumelaya, мне уже стыдно за свои колебания. вы все такие продвинутые и прогрессивные:-)
УдалитьТранспорт нам, кончено, нужен, причем непростой, а всяко-погодно устойчивый. Вот сегодня, к примеру, утром была чудесная погодка. А что сейчас за окном? Ветрюган завывает, аж тошно на душе становится. Штормовое предупреждение. Представь,что на море творится!
А квартира опять вся будет в песке..
Ирин, симпатичная машина, но уж больно дорогая. И всего четыре пассажира берёт... Это ж сколько билет будет на неё стоить, чтоб она хот чуть-чуть окупилась?
ОтветитьУдалитьЕлена, вот что говорят разработчики по этмоу поводу:
УдалитьКак и для других транспортных средств себестоимость перевозки экранопланом находится в обратной зависимости от пассажировместимости судна. Для пятиместного экраноплана "Акваглайд" стоимость 1 пассажирокилометра составляет 6 - 8 руб. При этом обеспечивается практически круглогодичная навигация, в то время как весь речной и озерный флот 4 - 6 месяцев в году простаивает. Наибольшую коммерческую выгоду экраноплан приносит при пассажирских перевозках на маршрутах протяженностью 30 и более км.
У меня с математикой не лады, поэтому пассажирокилометры мне ни о чем не говорят. Мне итоговый результат в виде билета говорит. туда ведь войдет плюсом еще какие-то надбавочки. Мне так чудится,что придется из окружного бюджета дотации на эти услуги. Хотя у нас много чего на Севере убыточного и выживает только за счет дотаций.
Если в кармане есть нефтяная скважина, то надо брать! О чём разговор?
УдалитьЕлена, решено. Берём:-))
УдалитьДа, Ирина? ... Ловко получается. Прокатишь?
УдалитьВолодя, мне кажется, быстрее ты меня на параплане покатаешь, чем я тебя - на экраноплане:-))
УдалитьЭкраноплан, конечно машина интересная. Но в таких пилотных проектах всегда рискуешь. Может проект оправдает себя, а может быть совсем наоборот.
ОтветитьУдалитьПчёлка, что там про риск, дело благородное? Ясное дело, что риск есть. Поэтому, прежде чем купить, собираются испытывать у нас. И правильно делают. А вдруг, как говорилось выше, обледенеет и хвост отвалится?:-)
УдалитьРентабельность нулевая на 6-8 руб/км. Вот на 15 руб/км. рентабельность при 4 пассажирах будет. Это 90 000руб для 4 пасс на 1500 км. Это 7 руб дотации к перевозке каждого пасс.
УдалитьФома, спасибо за выкладки. Мне сложно судить о рентабельности, я не экономист. Но, ясное дело, совершенно убыточную технику брать не резон. У нас и так кругом одни дотации.
УдалитьЧто творится-то. Далека я от этого.
ОтветитьУдалитьDodo, я не ближе, чем ты. Не очень заметно,что мне было тяжеловато рисовать этот пост? Случилось, если честно, небольшое помутнение рассудка. Положение исправил только новый пост о кошках. Поуспокоилась, а-то снится стали экранопланы, на скорости 170 км/час взлетающие над Нарьян-Маром. жуть!
ОтветитьУдалитьУ вас уже строили Армяне зимник его сдали или нет? Насколько я знаю Армяне строили сараи в колхозах при СССР, а теперь строят самолёты и экранопланы далеко продвинулись, только качество как в колхозных сараях.
ОтветитьУдалитьЕсли пройдут ипытания в течение круглого года хорошо буду очень удивлен и буду уважать Армян как стоителей экранопланов.
Фома,в семье не без урода. Среди русских тоже хватает безруких. Для меня Армения - это Армен Джигарханян, композитор Бабаджанян. Кстати, Андре Агасси - тоже армянин по национальности. Специально на сайт сходила и посмотрела, кто конструкторы: Руководитель производственного комплекса
УдалитьПышков Михаил Петрович
Главный Конструктор
Лукьянов Анатолий Иванович
Главный инженер
Сатунин Вячеслав Константинович
Давайте посмотрим. Я тоже вместе с вами буду рада,если испытания пройдут успешно. Я все-таки, в первую очередь, связываю эту новинку не с Арменией, а с Россией:-)
Сегодня получила на свой мейл подробнейшее письмо от разработчиков экранопланов. Попросила их продублировать здесь, чтобы вы тоже смогли прочитать ответы на свои вопросы. Вижу,что так и не продублировали, поэтому решила сама разместить эту информацию.
ОтветитьУдалить"Очевидно, тема применения экранопланов в транспортной системе северных регионов нашла отклик и интерес у жителей НАО (поверьте, не меньший интерес вызвала презентация экранопланов у ваших соседей в ЯНАО).
Надеюсь, на многие вопросы, в том числе главный – зачем козе баян…?, Рубен Арменакович ответил, но некоторые аспекты использования экранопланов типа «А» требуют разъяснений. Например,
Не взлетит ли Акваглайд-5 вверх оторвавшись от экранной поверхности и затем упадет вниз?
Вопрос из области профессиональной оценки эксплуатационных характеристик экраноплана. АТТК еще на этапе проектно-конструкторских работ уделило большое внимание вопросам стабилизации машины по поперечной оси при движении в крейсерском режиме, оптимальной центровке, параметрам крыла и стабилизатора. В процессе тестовых испытаний моделировались ситуации задирания носа с последующим кабрированием. Сейчас можно утверждать, что параметры крыла и стабилизатора экраноплана обеспечивают гарантированную устойчивость в горизонтальном положении, причем, эта стабилизация обеспечивается автоматически и не требует от капитана-водителя каких либо действий по парированию сил, направленных на отрыв Акваглайда-5 от опорной поверхности.
Нестыковки с дистанцией торможения и видимостью.
Руководство по экплуатации предписывает выбирать режимы движения экраноплана с учетом погодных, ветро-волновых условий, времени суток и т.п. с целью обеспечения безопасности пассажиров и экипажа. При видимости 150 м экраноплан будет двигаться со скоростью меньше скорости крейсерского режима для обеспечения требуемого тормозного пути или объезда препятствия в пределах видимости.
Рыбаки и птицы.
В отношении рыбаков: и зимой и летом вопрос организации движения скоростных судов в районах любительского лова рыбы может быть решен как технически, так и организационно. На Волге, где Акваглайд-5 регулярно выходил на трассу, эти вопросы урегулированы. Напомню, экраноплан, практически не имеет осадки и может двигаться за пределами судового хода в том числе и по отмелям, где рыбакам ловить нечего.
Не вместилось. Отправляю продолжение:
УдалитьС птицами организационные вопросы обсуждать бессмысленно, зато технические средства вполне эффективны так же как и выбор скорости и траектории движения.
Вероятность попадания птицы в воздушный винт все же исключать нельзя, но последствия от такого столкновения не будут трагическими, как это может случиться при засасывании и попадании посторонних предметов на лопатки вентилятора и турбины реактивного двигателя самолета.
Вместимость и стоимость перевозок.
Конструктивно Акваглайд-5 не предназначен для увеличения количества пассажирских кресел. Разумеется, более вместительные машины будут и экономически более выгодны, поэтому АТТК предлагает проектные решения по целой линейке гражданских экранопланов различных компоновок.
Сроки окупаемости будут зависеть в большей степени от условий и организации эксплуатации, мобильности населения, доходов, сезонных факторов и т.п.
Специалисты АТТК ранее исследовали условия эксплуатации экранопланов на реках Печора и Обь и нашли их вполне приемлемыми для базирования и организации маршрутной сети. Оптимальными для эксплуатации на этих и других северных реках являются пассажирские и грузо-пассажирские экранопланы на базе транспортных платформ (типа Акваглайд-60). Но и для Акваглайд-5 найдется работа.
Стоимость Акваглайд-5.
В АТТК на хранении имеются экранопланы предыдущих годов постройки (пять единиц), которые использовались для демонстрационных полетов и выставочных мероприятий. Эти экранопланы проходили на заводе регулярное обслуживание и находятся в отличном состоянии. Полагаю, они могут быть проданы со значительной скидкой. Но это предмет отдельного обсуждения.
Разумеется, вопросов больше, поскольку экранопланы не столь известны и популярны по сравнению с традиционными транспортными средствами. На многие вопросы можно найти ответы в книгах, написанных сотрудниками АТТК или в интернете.
Все же, на наиболее принципиальные и важные для вас мы готовы ответить".
Спасибо! (это уже я говорю)
Нашей козе баян от господина Нагопетяна не нужен. У спасателей уже есть посудина на воздушной подушке. Зарекомендовала себя неплохо по льду и по воде. Немного тише ездит и на этом преимущества заканчиваются. Народ у нас по реке шныряет на лодках и снегоходах по навигатору каждый своей тропой невзирая на фарватеры и берега в любую непогоду и ночью, иногда без огней и опознавательных знаков. Ну а птички марки лебедь - шипун массой 10 килограмм любят отмели по которым планируется движение параплана. Столкновение с таким обьектом будет чувствительно на скорости 150километров для любой техники , и никакие лопасти не избежат повреждений.
ОтветитьУдалитьИ где будет храниться это судно во время шторма, ледохода в какой-нибудь деревне? Кто будет ее обслуживать и за какие опять деньги?
Очередное вытягивание бюджетных денег. Лучше бы дотацию на авиаперевозки на эти деньги сделали на период распуты. И будет всем хорошо!!!
Илья,спасибо за мнение. Не знаю, как там дальше сложится это экраноплановое мероприятие, но хочется, чтобы не рубили скондачка.
УдалитьМеня удивляет одно 5 судов стоят на складе и руководство фирмы не хочет заработать деньги. Сдавайте в лизинг, сами эксплуатируйте, если как вы говорите хорошие суда зарабатывайте, деньги или Вам денег не надо, зачем делали? Что-то ребята темнят за границей очередь на суда а в России при её бездорожье не берут- странно всё это.
ОтветитьУдалитьФома, недаром пословица русская есть про Фому Неверующего:-) Но, я так понимаю,неверие не на пустом месте возникает, а получается от неполного знания, от недоговоренности. Так что, вспомню еще одну поговорку: семь раз отмерь - один раз отрежь.
УдалитьПо ссылке которую вы указали.....фильм про экранопланы! В моем посте гидросамолет!
ОтветитьУдалитьЭкранопланы, вещь давно известная. Ничего страшного в них нет, скорее наоборот-)))))
Отказываться от них нет никаких оснований. У них есть свои уникальные возможности и свои недостатки.
Если в вашем округе появятся такие удивительные машины, можете смело гордится этим фактом! Такого рода аппараты можно и нужно использовать. Если на это есть деньги, инфраструктура, специалисты и условия эксплуатации!
dizst,спасибо за разъяснения. Дам прямую ссылку на Ваш пост:Малая авиация за Полярным кругом Очень зацепило. Машины показаны в деле, да и ЯНАО и НАО=заполярье и очень похожие климатические условия.
Удалить