среда, 18 июля 2012 г.

Зачем козе баян, а НАО- экраноплан?

Когда ЧУМработница сталкивается с доселе ей не ведомыми фактами и явлениями, она старается попробовать их "на зуб", поковыряться в деталях, разузнать побольше, дабы хоть частично понять и уложить в своём сознании. Экраноплан - как раз из этой серии: пока не познаннного и до конца не понятого.
В Нарьян-Мар с визитом наведался президент компании ЗАО "АТТК" (Арктическая торгово-транспортная компания" Рубен Арменакович Накапетян сотоварищи.
На презентацию продукции АТТК, экранопланов, собрались заинтересованные лица, в том числе, поисковики и спасатели, морские капитаны и сухопутные знатоки всевозможной экстремальной техники. Вы там не были, дорогие друзья, поэтому для вас ЧУМработница приготовила фильм, который был продемонстрирован участникам встречи. 


Интересно, какие ассоциации у вас вызовет это водно-воздушно-самолётное чудо? ЧУМработнице вспомнился Летучий корабль из одноимённного мультика.


Посудите сами: вот краткие характеристики этого летучего корабля или, если точней, кораблика "Акваглайд-5" :
  • Масса - 2,5 тонны
  • Экипаж - 1 чел., пассажиры - 4 чел.
  • Крейсерская скорость  - 170 км/час, максимальная - 210 км/час
  • Мощность двигателя (а это двигатель "Мерседес-Бенц") - 360 лошадиных сил
  •  дальность хода - 450 км
  • Размах крыльев - 6 м
Экраноплан парит над водой. Между ним и поверхностью воды ли, льда ли, снежных торосов ли создаётся воздушное пространство.  ЧУМработнциа не будет утруждать вас супер-конкретикой. С этой конкретикой вы, при желании, сможете ознакомиться на сайте АТТК

А теперь вопрос. Нужен ли НАО вот такой супер-транспорт? Присутствующие на презентации как раз пытались решить, стоит ли заморачиваться с экранопланами, ведь это достаточно дорогое удовольствие - полмиллиона долларов! Если уж заморачиваться, то сначала узнать все преимущества перед другими видами передвижения на воде и попробовать в деле. Испытания до сего времени проводились в водоёмах Нижнего Новгорода, Сочи, Санкт-Петербурга. В нашей стране пока экранопланы особого спроса не имеют. Продано за рубеж, в частности в Англию, 10 машин. Почему представители компании приехали именно в НАО? Акватория их заинтересовала. Вы уже в курсе, друзья, что транспортный вопрос - самый острый в НАО. По воде летом ходят суда и судёнышки, перевозя сельских жителей по домам, которые расположены по берегам Печоры. Понятно, что грузы на экранопланах не повезёшь, но вот пассажиров быстро и с комфортом - почему бы нет? Тем более, что летучие кораблики ходят-летают не только по воде, но и по льду и снегу.

Гостей закидали вопросами:
  • На Печоре практически нет прямых участков, сплошные повороты и загибы. Как экраноплан на высокой скорости будет маневрировать?
  • Что делать с рыбаками, которые выскакивают на своих моторных лодках внепланово из какой-нибудь протоки и тоннами перелётных птиц, которые особенно весной и осенью тоннами загружают водное и воздушное пространство? Будут трупы?
  • Как насчёт сорокоградусных морозов? Выдержит? Не обледенеет?
  • Тормозной путь экраноплана на крейсерской скорости - 300 метров, а видимость - 150. Что за нестыковки?
  • А не улетит дорогая штучка в дали поднебесные, ведь, для сравнения, самолёту Ан-2 для взлёта, по словам специалистов, достаточно развить скорость около 90 км/час. 
  • Как скоро окупится?
  • Во сколько обойдётся содержание и хранение?
  • Не будут ли запредельными цены на пассажирские перевозки на этом чуде техники?
  • Где можно обучить пилотов для управления машиной?
  • Можно ли увеличить количество посадочных мест на судне, ведь 4 человека - очень мало?
  • И далее и далее.
На все вопросы Рубен Арменакович ответил и отослал за конкретикой - на сайт АТТК. Из всего сказанного ЧУМработницу, прежде всего, интересует, не опасны ли для жизни такие экстремальные передвижения. Раз это аналог самолёту, система безопасности должна быть на высоте. Как поясняют разработчики, "для экранопланов типа "А" существенным фактором безопасности является то, что при движении в крейсерском режиме "взлётно-посадочная полоса" всегда находится под ним, в отличие от самолётов и вертолётов". Всё это очень мило, но взлётно-посадочная полоса - это суровая глубоководная Печора, из которой, не дай Бог, что, тоже надо ещё выбраться. 
Больше часа продолжался диалог, в результате которого было принято решение: прежде чем рассуждать о возможности приобретения экраноплана для нужд округа, необходимо испытать его именно в НАО. ЧУМработница уже рассказывала и показывала, что есть в округе техника, которая зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Вот, к примеру, такая:

ЧУМработница, как и всякая женщина, часто бывает консерватором или, если точнее, консерваторшей. Во-первых, инстинкт самосохранения очень силён в женщинах, поскольку миссия у них такая - жизнь на Земле продолжать и сохранять. Так вот, сумлевается она, как насчёт планового сохранения жизни в экраноплановых условиях... Во-вторых, семейный бюджет она должна чётко регулировать, чтобы по миру не пойти и каждую свою очередную пару туфель обосновать должна с экономической точки зрения. 
Представители компании АТТК делают очень важное для страны дело, они в будущее смотрят, живут высокой идеей и верят, что идея найдёт-таки воплощение в отечественных реалиях. Но очень много у них противников, несмотря на то, что всё удобно и комфортно, быстро и весело, согласовано и одобрено, проверено и испытано.















Вот такая красота на крыльях. Будет ли в будущем эта красота частью ненецкого пейзажа - неизвестно. Выдержит ли чудо-техника испытание Крайним Севером? Вопрос в конце этого предложения означает, что ЧУМработнице интересно ваше мнение. Если она рассуждает с позиции обывателя, то вы, возможно, будете более дальновидны в своих прогнозах. 

В посте ипользованы фото с сайта АТТК

44 комментария:

  1. смотрела репортаж про зимние испытания электромобилей в москве (уж очень их рекламируют как экологичные и машины будущего). барышня в лес за елкой поехала. рассчетно: зарядка на туда и обратно. туда она ехала, полчаса заряжалась у какого-то магазина от обычной розетки (специальных само-собой на трассе нет). выключала обогреватель и ехала в перчатках (замерзало окно). до леса она доехала, а вот обратно - уже на эвакуаторе. зарядка закончилась совсем в лесу. вот и вопрос: нужны ли в России такие машины?
    крылья обледенеют и хвост отвалится :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Kitanko, электромобиль - всё-таки из другой оперы. Вот что говорят про обледенение и внесезонность экранопланов разработчики:

      "Акваглайд" открывает возможность практически круглогодичной навигации - замерзшие и покрытые льдом водоемы не являются препятствием для экраноплана. Пассажирские перевозки по рекам и водоемам северных и средних широт становятся возможными в любое время года. В условиях крайнего севера, заполярья, тундры "Акваглайд" способен кардинально решить задачи транспортного сообщения заметно повысив оперативность перевозок при сокращении эксплуатационных затрат. Особую важность фактор всесезонности приобретает при планировании и проведении спасательных операций, оказания медицинской помощи в отдаленных районах, доставке почты, корреспонденции и других срочных и важных грузов.

      Опять же всё это должно быть проверено на месте, на том самом Крайнем Севере и Заполярье. Ведь у нас не только морозы и метели, но и резкие скачки температуры 0 от нуля утром до минус 30 вечером.
      А девушка, надеюсь, получила вознаграждение за моральный ущерб от неудачной прогулки?:-)

      Удалить
  2. Лично у меня экраноплан ассоциируется только вот с такой http://www.gazeta.lv/images/ekranoplan6.JPG штукенцией, а никак не с этими маленькими странными леталками.
    Учитывая площадь нижней поверхности, штука выглядит вполне плавучей, так что плюхнется на поверхность воды и будет себе дрейфовать по течению, пока спасатели не снимут. Так что тут особого риска быть не должно. Оно ж низенько висит над водой, большого плюха не будет. Да и над твердой поверхностью риск разбиться куда меньше, чем на вертолете, скажем - при равной скорости высота в разы меньше.

    А вот выдержит ли техника перепады температур, не обледенеет ли на ветру вопрос интересный и ответ на него без испытаний никто не даст.
    Вообще штучка интересная. Ждем дальнейших рассказов :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, дальнейшие рассказы будут нескоро. Пока только решили, что можно попробовать. От "можно" до испытаний - ого-го еще. Но, ты уж мне поверь, я не пропущу эту штукенцию. По рассказам очевидцев, там нет, в отличие от другого водного транспорта, никакой трясучки. Фото видела,где штучка летит, а у капитана кофе на столике возле руля стоит.
      И мне в принципе плюхнуться никуда не хочется:-) пусть никаких там плюхнуться!

      Удалить
  3. Надо пробовать... *вытаращив глаза* желательно летом и в спасжилетах! Хотя мне понравилась сама идея))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чайка, вдвоем с тобой я бы решилась, "вытаращив глаза" в спасжилетах. пусть они на женщинах испытывают свою штучку. Если женщине понравится - значит, всё, годится!:-))

      Удалить
  4. Это вместо обещанных котиков:)? Как у вас все серьезно решается. Годится не годится. А у нас вот приобрели КИБО для области, а он до -23 градусов работает:) Как там в действительности, никто не проверял, что нашей зимой с ним будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кот, котики посреди рабочей недели как-то не катят или некОтят:-)
      КИБО - специально посмотрела, что за киборг:-)) Навскидку и не поняла. Мобильные библиотечные комплексы. Да, зимы в Новосибирске лютые, это мы знаем. Будем ждать рассказов про то,насколько КИБО мобильны после -23 градусов:-))

      Удалить
    2. У нас тоже в регионе идея витает их приобрести. Только дороги у нас очень не важные.
      А оказывается для КИБО еще и температурный режим критичен.

      Удалить
    3. Пчелка, а для какой страны эти КИБО разрабатывали? Может, для Африки?:-))

      Удалить
    4. Не знаю, Чумработница, в группе разработчиков не состояла. У нас правда не так, холодно, как в Сибири. Но летом жарко, даже очень.

      Удалить
    5. Пчелка,да, я неправильно выразилась. Жара, как и мороз, тоже испытание и для организма как человека, таи машины. Про вашу волгоградскую жару знаю не понаслышке. Очень давно была в Волжском и Волгограде в июле. С друзьями позагорали и покупались на Ахтубе. Сгорела напрочь и облезал, как змея, полностью. Такого в моей жизни никогда не было:-)

      Удалить
  5. С вашими расстояниями и непроходимостью - крыло то, что надо. Есть где применить новинки и тех решения. Крыло - оригинально, а главное красивое - а значит полетит далеко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, вот это крыло меня и смущает. А ну как полетит?:-)) Нет, я, конечно, "за" ноу-хау. Что я, неандерталец какой? пусть себе разрабатывают и испытывают. Хочется просто,чтобы ожидания оправдались, чтобы деньги не на ветер.

      Удалить
  6. Мне понравился транспорт будущего. Думаю, что после благополучных испытаний НАО приобретет пару штук. В видео под конец показываются будущие многоместные разработки. Да, вам бы вот сразу такие, чтобы и людей, и грузы можно было доставлять.. Самолеты и вертолеты научились поливать жидкостью против обледенения, разберутся и с экранопланами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elena Rubric, у гостей спросили про эти многоместные разработки. Они уже спроектированы, но нужен заказчик, чтобы их родить. Четырехместный экраноплан, мне думается, больше для прогулок. А вот с практической точки зрения - побольше бы народу перевезти, здесь я с тобой согласна.
      Ты знаешь,надо быть фанатом своего дела, чтобы вот так им заниматься без активной отдачи. То есть все понимают, что здорово, что быстро, что супер,но как-то не готовы поддержать в промышленном масштабе. Но, мне кажется, это всегда такое настороженное отношение к необычному, к новому.

      Удалить
  7. Дивная псица!!! Как думаешь, а это не страшно? Ты уже поучаствовала в обкатывании нового коныка?:)) Я бы, наверное, забыла про свои страхи и в первых рядах рванула бы на транспорт))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Oksana, я, конечно, та ещё авантюристка, но страшновато. Если будут искать добровольцев-камикадзе, я тебя вызову. Прилетишь?:-))

      Удалить
    2. пошла собирать чумоданы:)

      Удалить
    3. Уря!!! Оксан, как я тебя буду ждать... Ты когда приедешь, сделаешь мне свое фирменное мороженое в вафельных стаканчиках,да?
      (Судорожно сглатываю слюну)
      А мы тебя алаверды кровью оленьей напоим, если приедешь 2 августа на день Оленя:-))

      Удалить
  8. Хорошо что есть хоть какое-то движение в транспортном вопросе, будем надеяться, что тем или иным способом вам все удастся путешествовать и дешевле, и комфортнее :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ochumelaya, мне уже стыдно за свои колебания. вы все такие продвинутые и прогрессивные:-)
      Транспорт нам, кончено, нужен, причем непростой, а всяко-погодно устойчивый. Вот сегодня, к примеру, утром была чудесная погодка. А что сейчас за окном? Ветрюган завывает, аж тошно на душе становится. Штормовое предупреждение. Представь,что на море творится!
      А квартира опять вся будет в песке..

      Удалить
  9. Ирин, симпатичная машина, но уж больно дорогая. И всего четыре пассажира берёт... Это ж сколько билет будет на неё стоить, чтоб она хот чуть-чуть окупилась?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, вот что говорят разработчики по этмоу поводу:
      Как и для других транспортных средств себестоимость перевозки экранопланом находится в обратной зависимости от пассажировместимости судна. Для пятиместного экраноплана "Акваглайд" стоимость 1 пассажирокилометра составляет 6 - 8 руб. При этом обеспечивается практически круглогодичная навигация, в то время как весь речной и озерный флот 4 - 6 месяцев в году простаивает. Наибольшую коммерческую выгоду экраноплан приносит при пассажирских перевозках на маршрутах протяженностью 30 и более км.

      У меня с математикой не лады, поэтому пассажирокилометры мне ни о чем не говорят. Мне итоговый результат в виде билета говорит. туда ведь войдет плюсом еще какие-то надбавочки. Мне так чудится,что придется из окружного бюджета дотации на эти услуги. Хотя у нас много чего на Севере убыточного и выживает только за счет дотаций.

      Удалить
    2. Если в кармане есть нефтяная скважина, то надо брать! О чём разговор?

      Удалить
    3. Да, Ирина? ... Ловко получается. Прокатишь?

      Удалить
    4. Володя, мне кажется, быстрее ты меня на параплане покатаешь, чем я тебя - на экраноплане:-))

      Удалить
  10. Экраноплан, конечно машина интересная. Но в таких пилотных проектах всегда рискуешь. Может проект оправдает себя, а может быть совсем наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пчёлка, что там про риск, дело благородное? Ясное дело, что риск есть. Поэтому, прежде чем купить, собираются испытывать у нас. И правильно делают. А вдруг, как говорилось выше, обледенеет и хвост отвалится?:-)

      Удалить
    2. Рентабельность нулевая на 6-8 руб/км. Вот на 15 руб/км. рентабельность при 4 пассажирах будет. Это 90 000руб для 4 пасс на 1500 км. Это 7 руб дотации к перевозке каждого пасс.

      Удалить
    3. Фома, спасибо за выкладки. Мне сложно судить о рентабельности, я не экономист. Но, ясное дело, совершенно убыточную технику брать не резон. У нас и так кругом одни дотации.

      Удалить
  11. Что творится-то. Далека я от этого.

    ОтветитьУдалить
  12. Dodo, я не ближе, чем ты. Не очень заметно,что мне было тяжеловато рисовать этот пост? Случилось, если честно, небольшое помутнение рассудка. Положение исправил только новый пост о кошках. Поуспокоилась, а-то снится стали экранопланы, на скорости 170 км/час взлетающие над Нарьян-Маром. жуть!

    ОтветитьУдалить
  13. У вас уже строили Армяне зимник его сдали или нет? Насколько я знаю Армяне строили сараи в колхозах при СССР, а теперь строят самолёты и экранопланы далеко продвинулись, только качество как в колхозных сараях.
    Если пройдут ипытания в течение круглого года хорошо буду очень удивлен и буду уважать Армян как стоителей экранопланов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фома,в семье не без урода. Среди русских тоже хватает безруких. Для меня Армения - это Армен Джигарханян, композитор Бабаджанян. Кстати, Андре Агасси - тоже армянин по национальности. Специально на сайт сходила и посмотрела, кто конструкторы: Руководитель производственного комплекса
      Пышков Михаил Петрович

      Главный Конструктор
      Лукьянов Анатолий Иванович

      Главный инженер
      Сатунин Вячеслав Константинович

      Давайте посмотрим. Я тоже вместе с вами буду рада,если испытания пройдут успешно. Я все-таки, в первую очередь, связываю эту новинку не с Арменией, а с Россией:-)

      Удалить
  14. Сегодня получила на свой мейл подробнейшее письмо от разработчиков экранопланов. Попросила их продублировать здесь, чтобы вы тоже смогли прочитать ответы на свои вопросы. Вижу,что так и не продублировали, поэтому решила сама разместить эту информацию.


    "Очевидно, тема применения экранопланов в транспортной системе северных регионов нашла отклик и интерес у жителей НАО (поверьте, не меньший интерес вызвала презентация экранопланов у ваших соседей в ЯНАО).
    Надеюсь, на многие вопросы, в том числе главный – зачем козе баян…?, Рубен Арменакович ответил, но некоторые аспекты использования экранопланов типа «А» требуют разъяснений. Например,

    Не взлетит ли Акваглайд-5 вверх оторвавшись от экранной поверхности и затем упадет вниз?
    Вопрос из области профессиональной оценки эксплуатационных характеристик экраноплана. АТТК еще на этапе проектно-конструкторских работ уделило большое внимание вопросам стабилизации машины по поперечной оси при движении в крейсерском режиме, оптимальной центровке, параметрам крыла и стабилизатора. В процессе тестовых испытаний моделировались ситуации задирания носа с последующим кабрированием. Сейчас можно утверждать, что параметры крыла и стабилизатора экраноплана обеспечивают гарантированную устойчивость в горизонтальном положении, причем, эта стабилизация обеспечивается автоматически и не требует от капитана-водителя каких либо действий по парированию сил, направленных на отрыв Акваглайда-5 от опорной поверхности.

    Нестыковки с дистанцией торможения и видимостью.
    Руководство по экплуатации предписывает выбирать режимы движения экраноплана с учетом погодных, ветро-волновых условий, времени суток и т.п. с целью обеспечения безопасности пассажиров и экипажа. При видимости 150 м экраноплан будет двигаться со скоростью меньше скорости крейсерского режима для обеспечения требуемого тормозного пути или объезда препятствия в пределах видимости.

    Рыбаки и птицы.
    В отношении рыбаков: и зимой и летом вопрос организации движения скоростных судов в районах любительского лова рыбы может быть решен как технически, так и организационно. На Волге, где Акваглайд-5 регулярно выходил на трассу, эти вопросы урегулированы. Напомню, экраноплан, практически не имеет осадки и может двигаться за пределами судового хода в том числе и по отмелям, где рыбакам ловить нечего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не вместилось. Отправляю продолжение:

      С птицами организационные вопросы обсуждать бессмысленно, зато технические средства вполне эффективны так же как и выбор скорости и траектории движения.
      Вероятность попадания птицы в воздушный винт все же исключать нельзя, но последствия от такого столкновения не будут трагическими, как это может случиться при засасывании и попадании посторонних предметов на лопатки вентилятора и турбины реактивного двигателя самолета.

      Вместимость и стоимость перевозок.
      Конструктивно Акваглайд-5 не предназначен для увеличения количества пассажирских кресел. Разумеется, более вместительные машины будут и экономически более выгодны, поэтому АТТК предлагает проектные решения по целой линейке гражданских экранопланов различных компоновок.
      Сроки окупаемости будут зависеть в большей степени от условий и организации эксплуатации, мобильности населения, доходов, сезонных факторов и т.п.
      Специалисты АТТК ранее исследовали условия эксплуатации экранопланов на реках Печора и Обь и нашли их вполне приемлемыми для базирования и организации маршрутной сети. Оптимальными для эксплуатации на этих и других северных реках являются пассажирские и грузо-пассажирские экранопланы на базе транспортных платформ (типа Акваглайд-60). Но и для Акваглайд-5 найдется работа.

      Стоимость Акваглайд-5.
      В АТТК на хранении имеются экранопланы предыдущих годов постройки (пять единиц), которые использовались для демонстрационных полетов и выставочных мероприятий. Эти экранопланы проходили на заводе регулярное обслуживание и находятся в отличном состоянии. Полагаю, они могут быть проданы со значительной скидкой. Но это предмет отдельного обсуждения.

      Разумеется, вопросов больше, поскольку экранопланы не столь известны и популярны по сравнению с традиционными транспортными средствами. На многие вопросы можно найти ответы в книгах, написанных сотрудниками АТТК или в интернете.
      Все же, на наиболее принципиальные и важные для вас мы готовы ответить".

      Спасибо! (это уже я говорю)

      Удалить
  15. Нашей козе баян от господина Нагопетяна не нужен. У спасателей уже есть посудина на воздушной подушке. Зарекомендовала себя неплохо по льду и по воде. Немного тише ездит и на этом преимущества заканчиваются. Народ у нас по реке шныряет на лодках и снегоходах по навигатору каждый своей тропой невзирая на фарватеры и берега в любую непогоду и ночью, иногда без огней и опознавательных знаков. Ну а птички марки лебедь - шипун массой 10 килограмм любят отмели по которым планируется движение параплана. Столкновение с таким обьектом будет чувствительно на скорости 150километров для любой техники , и никакие лопасти не избежат повреждений.
    И где будет храниться это судно во время шторма, ледохода в какой-нибудь деревне? Кто будет ее обслуживать и за какие опять деньги?
    Очередное вытягивание бюджетных денег. Лучше бы дотацию на авиаперевозки на эти деньги сделали на период распуты. И будет всем хорошо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Илья,спасибо за мнение. Не знаю, как там дальше сложится это экраноплановое мероприятие, но хочется, чтобы не рубили скондачка.

      Удалить
  16. Меня удивляет одно 5 судов стоят на складе и руководство фирмы не хочет заработать деньги. Сдавайте в лизинг, сами эксплуатируйте, если как вы говорите хорошие суда зарабатывайте, деньги или Вам денег не надо, зачем делали? Что-то ребята темнят за границей очередь на суда а в России при её бездорожье не берут- странно всё это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фома, недаром пословица русская есть про Фому Неверующего:-) Но, я так понимаю,неверие не на пустом месте возникает, а получается от неполного знания, от недоговоренности. Так что, вспомню еще одну поговорку: семь раз отмерь - один раз отрежь.

      Удалить
  17. По ссылке которую вы указали.....фильм про экранопланы! В моем посте гидросамолет!
    Экранопланы, вещь давно известная. Ничего страшного в них нет, скорее наоборот-)))))
    Отказываться от них нет никаких оснований. У них есть свои уникальные возможности и свои недостатки.
    Если в вашем округе появятся такие удивительные машины, можете смело гордится этим фактом! Такого рода аппараты можно и нужно использовать. Если на это есть деньги, инфраструктура, специалисты и условия эксплуатации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. dizst,спасибо за разъяснения. Дам прямую ссылку на Ваш пост:Малая авиация за Полярным кругом Очень зацепило. Машины показаны в деле, да и ЯНАО и НАО=заполярье и очень похожие климатические условия.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Подтвердите, что Вы не робот
- Нажмите Публикация
Спасибо!

Related Posts with Thumbnails