пятница, 11 марта 2011 г.

Уроки ненецкого с ЧУМработницей. Урок № 5. ЧУМовой ансамбль песни и пляски имени Айседоры Дункан

В преддверии Весеннего праздника 8 Марта на очередной урок ненецкого собрались самые стойкие ученицы. Предпраздничное настроение мешало необычайно, объяснение нового материала постоянно прерывалось вопросами не по теме, но урок от этого не стал менее полезным. ЧУМработница выявила некоторые сенсационные факты, которыми спешит поделиться со своими читателями.



В начале урока Юлия Александровна поздравила своих учениц с красивым весенним праздником, на доске этот праздник нарисовала, а затем повела разговор о послелогах.


Урок № 5. Послелоги 


Как вы можете догадаться, послелоги -  аналог предлогов, только употребляются не перед, а после имени существительного.

Например: 
Пэдара' тяхад хаер" ӈадимя. Из-за леса показалось солнце. (Буквально: Леса из-за солнце показалось)
В ненецком языке очень много послелогов. Вот некоторые из них:

Послелог
Значение
Пример
ниня
на (поверхности чего-нибудь)
харад' ниня (на доме)
нимня
над (чем-нибудь)
марад' нимня (над городом)
ёльцӈгана
во время (чего-нибудь)
каникул" ёльцӈгана (во время каникул)
ӈылмна
под (чем-нибудь)
пя' ӈылмна (под деревом)
мю'
в, внутрь (чего-нибудь)
лабтэй' мюня (в ящике)
тяха'
за (что-нибудь)
яха' тяха' (за реку)
тяхад
из-за (чего-нибудь)
пэдара' тяхад (и-за леса)
нерняна
впереди (кого-нибудь)
ты" нерняна (впереди оленей)
е"эмня
Для, ради
ӈацекы" е"эмня (для детей)
хэвхана
у, около (чего-нибудь)
сехэры' хэвхана (около дороги)

А теперь попробуем составить предложение с послелогами. Вы уже знаете, что глаголы в предложениях стоят всегда в самом конце, а послелоги - после слова, которое они уточняют.

Под столом лежит ручка.
Стол' ӈылна падарця" ӈэ"

Я вышла за дверь
Мань нё' тяха' тарпым.

Я сижу на нартах
Мань хан' ниня ӈамдым.

Белый песец бежит по тундре
Сэр" нохо вы' помна нявоты.

Ты стоял около дома.
Пыдар харад' хэвхана нун'

В ненецком языке не было многих, привычных нашему уху, звуков: Б, Ж, Ш, Ч, Щ, Ф. Очень редко встречался звук – К- . Вы заметили, что это, в основном, шипящие. Когда коренные ненцы говорят на русском, часто они произносят слова с этими звуками по-своему, мягко:

чайник – сяйник
сейчас – сесяс
Саша – Саса
кашка - хаска.

Иногда для удобства произношения некоторые имена заменяют на другие. Юлия Александровна вспоминала, что у нее был дядя Федор, которого все звали не Федор, а Петр, потому что так было привычней и удобней. 
Сложные слова, где встречаются несколько согласных вместе, тоже могли упростить, например, стол называли – толь.

А имена у ненцев – по-настоящему «говорящие».

Нидня – между другими, средняя – так звали маму Юлии Александровны
Ягэй – звали бабушку Юлии, у которой олень выбил глаз
Сэр"не – называли саму Юлию, потому что она была светлая, (сэр " – белая). 

Тут же у ЧУМработницы возник вопрос, а разве бывают ненцы светлыми, и ответ она получила. В Большеземельской и Малоземельской тундре ненцы в основном темноволосые, а на Канинском полуострове и острове Колгуев  очень часто встречаются светлоголовые. Вообще ненцы из разных тундр отличаются друг от друга внешне. 
Когда ЧУМработница начинала работать в  ЧУМе, она этих отличий не видела, чем пользовались шустрые чумовяне. На раздаче в столовой они могли несколько раз подойти к ней за апельсином или сладостями, утверждая, что ничего еще не получали. 
Но теперь ЧУМработницу на мякине не проведешь. И по лицам, и по именам каждого чумовянина знает. 
Вот посмотрите на ребят с острова Колгуев. ЧУМработница уже писала о них в посте "Хомяки и Монстры против наркомафии". Их ни с кем не спутаешь!


Часто из русского языка ненцы заимствовали слова, которых в принципе у них не было, при этом добавляли к русскому слову приставку – хана-.

Магазинхана
Школахана
Аэропортхана
Гостиницахана
Пенсияхана (и это очень точно отражает суровую пенсионную действительность)

«Полная Хана мне придет» - подумала ЧУМработница, - «если я не отвлеку Юлию Александровну еще на полчаса». И отвлекла, да так удачно, что сама себя похвалила. 
Она даже не вспомнит, почему разговор зашел о танцах, но в результате выяснилось, что ненцы среди других малых народностей Севера отличались тем, у них НЕ БЫЛО ТАНЦЕВ. Как такое может быть? 
ЧУМработница не поленилась и проконсультировалась по этому поводу с сотрудниками Ненецкого краеведческого музея. И Елена Меньшакова, директор музея, и Лариса Талеева, научный сотрудник музея, подтвердили, что так оно и есть.  А если точнее, нет источников, в которых бы упоминались или описывались танцы.   
Ненцы пели, рассказывали сказания (сюдбабц и ярабц), делали определенные движения при ритуальных обрядах, но НЕ ТАНЦЕВАЛИ!  Ученицы Юлии Александровны предположили, что ненцы обходились без танцев из-за особенностей темперамента, заведенных правил поведения. 
А, может, не нашлось исследователя, который бы нашел, описал и рассказал об этом жанре народного ненецкого творчества? И все же, как танцы в НАО появились?
В 1962 году в округ приехала известный хореограф, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Петрова-Бытова. Она профессионально занималась народными танцами малых народов Севера, проехала Дальний Восток, была  в Магадане, Хабаровске, на Камчатке и везде по крупицам собирала все самое ценное. 
При самом активном участии этой легендарной женщины в Нарьян-Маре был создан танцевальный ансамбль, который носит солнечное имя – «Хаяр». В 2012 году исполнится полвека этому солнечному коллективу.




Есть еще один замечательный коллектив в НАО с не менее замечательным названием - "Маймбава" (нен., Радость). Он тоже имеет корни в "Хаяре", как подсказали ЧУМработнице специалисты.
Бывший руководитель "Маймбавы", Татьяна Канюкова, занималась в Хаяре в 60-е годы. Да так занималась, что на последнем 4 курсе ушла из педучилища и поступила в культпросветучилище в Салехарде, где училась еще 3 года.







Вы, наверное,  уже догадались, что движения ненецких танцев – это сборная солянка из корякских, чукотских и других национальных танцев.  Если присмотреться к танцорам, можно увидеть, что они подражают птицам и животным, рассказывают о бытовых занятиях ненцев (охота, рыбалка, езда на оленях, установка чума, шитье). 
Движения женщин в танце очень плавные, гармоничные, эстетически выдержанные. Мужчины, танцуя, могут стучать в бубен, использовать хорей. Когда на сцену выходит народный ансамблю «Хаяр», ноги сами просятся в пляс. 
Энергетика молодых танцоров такая, что, кажется, давление у зрителей поднимается, и кровь начинает быстрее двигаться по жилам. Солнечные танцоры радовали своими зажигательными танцами не только Россию, но и зарубежные страны.

А теперь обещанная сенсация!

Татьяна Петрова-Бытова, с которой Юлия Александровна была знакома лично, была ученицей легендарной танцовщицы, Музы Сергея Есенина, Айседоры Дункан. 


Как одна из самых способных учениц Айседоры она получила в дар от знаменитой учительницы балетные пуанты. ЧУМработница еще раз удивилась хитросплетениям истории и стала пристальней вглядываться в танцы «Хаяра», стараясь уловить в движениях танцоров свободный дух Айседоры.    

После такого интригующего повествования ЧУМработница предлагает читателям не менее захватывающее домашнее задание:
  1. Выучить песню  Семена Няруя «Тэтэль-Вэтэль» . Под текстом песни - ее аудиозапись в исполнении талантливого певца из ямальских ненцев, "Фигаро из чума", Гавриила Лагея
  2. Сочинить и претворить в жизнь танец. Можно плавно размахивать руками, подражая чайкам, можно вытягивать сети из реки, ехать на оленях, стучать в бубен (можно взять кастрюлю), выделывать и шить шкуры, издавать неожиданные звуки, свободно двигаться по комнате, отдаваясь на волю своему воображению. ЧУМработница надеется, что родные уже привыкли к вашим упражнениям с ненецким языком, а соседи  пока только собираются вызвать милицию или скорую помощь. 
  1. На каждом уроке вы, друзья, вместе с ЧУМработницей читаете стихи, поете песни, танцуете, в общем, занимаетесь сохранением и приумножением ненецкого языка и  культуры . Пора придумать название нашему сводному ансамблю песни и пляски. Если разговорник на левой боковой панели вас не устраивает, загляните в Мультимедийный – вот сюда.
Итак, дамы и господа, выступа-а-а-ет народный ЧУМовой анса-а-а-мбль песни и пляски имени Айседоры Дункан « ? ».  И тут вы смело запеваете вместе с Фигаро из чума и выплываете в ненецком танце. 
Внимательно следите за текстом, потому что Гавриил поет именно так, как в тексте у ЧУМработницы написано.


ТЭТЭЛЬ-ВЭТЭЛЬ
Саля' яв вархана
Пыдар соянансей.
Саля' яв вархана
Пыдар соянансей.

Припев (2 раза):
Тэтэль-Вэтэль,
Тэтэль-Вэтэль,
Пыдар соянансей.

Сояванд мальӈгана
Хамба хыноӈацей.
Сояванд мальӈгана
Хамба хыноӈацей.

Припев (2 раза):
Тэтэль-Вэтэль,
Тэтэль-Вэтэль,
Хамба хыноӈацей.

Небякомд, нисякомд
Нёрэй юрымбасьбю.
Небякомд, нисякомд
Нёрэй юрымбасьбю.

Припев (2 раза):
Тэтэль-Вэтэль,
Тэтэль-Вэтэль,
Нёрэй юрымбасьбю.


На Обском берегу
Ты, сынок, родился.
На Обском берегу
Ты, сынок, родился.

Припев (2 раза):
Милый малый,
Милый малый,
Ты, сынок, родился.

Когда ты родился,
Волны песню пели.
Когда ты родился,
Волны песню пели.

Припев (2 раза):
Милый малый,
Милый малый,
Волны песню пели.

Саля' яв вархана
Пыдар соянансей.
Саля' яв вархана
Пыдар соянансей.

Припев (2 раза):
Тэтэль-Вэтэль,
Тэтэль-Вэтэль,
Пыдар соянансей.




Браво! Бис! Ӈарка вада , уважаемые артисты новорожденного ансамбля - за труды ваши! Лакамбой, сава хибяри"!


  1. Урок № 1. Летят утки
  2. Урок № 2. Звенит мой колокольчик
  3. Урок № 3. Ты-рыбачка, я - рыбак 
  4. Урок № 4. Лимбекако сэр" сыра, братья-инопланетяне 
  5. Урок № 5. ЧУМовой ансамбль песни и пляски имени Айседоры Дункан 
  6. Урок № 6. Служба спасения ненэця' вада 
  7. Урок № 7. Шопоголики
  8. Урок № 8. А я иду, шагаю по Москве
  9. Урок № 9. Взрослеем вместе с музеем 
  10. Урок № 10. У природы нет плохой нумда. Каждая нум' - благодать. 
  11. Урок № 11. Отдых на берегу Северного Ледовитого океана

20 комментариев:

  1. Ягэй - для рускоязыких очень говорящее:)!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Светлана,я тоже обратила на это внимание. Еще одно говорящее имя - Саване - хорошая женщина:-)

    ОтветитьУдалить
  3. Школахана - это тоже классно!
    Не ненка я - это точно! Моим попыткам хоть что-то усвоить из написанного не на русском однозначно - хана! Можно, я только читать буду (жалобно)?

    ОтветитьУдалить
  4. Люба, а как тебе Лагей? Послушала? Это же просто феноменально! Я вчера весь день его диск крутила. Ненецкая песня оперным голосом - это же просто толпа мурашек по коже!

    ОтветитьУдалить
  5. Как-то непонятно, почему Айседора подарила пуанты? Она ведь босоножка, босиком танцевала :)

    ОтветитьУдалить
  6. Юлия Александровна11 марта 2011 г. в 20:04

    здравствуй Ирина! всё написала верно, ошибок нет. хотелось бы ещё добавить, что общих хоровых песен у ненцев тоже не было. все песни пелись соло,каждый человек пел своё. то есть то что было на душе, то и пели.по хынабць люди знали кто это поёт, чья это песня. иногда песни пелись и день и два и больше. их передавали из поколения в поколение и всегда знали чей это хынабць исполняется. однажды на концерте где пели ненецкие старинные песни я услышала такую фразу после исполнения одного певца."Он поёт не свою песню, и переврал слова." то есть певец спел песню не зная, откуда она. просто слышал её и решил использовать. вот даже такое бывает. до встречи в субботу.

    ОтветитьУдалить
  7. Ирина, о ненецко-русском созвучии слов можно говорить много. Интересно, кто придумал слово "пыдар" - м.б. какие-то заезжие пи...? Или тут произошло обратное взаимствование?
    Я вот подумал, а не открыть ли у себя школу чувашского языка? Альбина Дьяконова иногда так бойко общается по телефону с земляками - заслушаешься! Как тебе новость про Курс? По-моему неплохо получилось. Можно Коловангину показать (или кто у вас теперь?) :-)

    ОтветитьУдалить
  8. Кот,про пуанты - не ко мне вопрос. Это Юлия Александровна рассказала со слов Татьяны Бытовой. Можно предположить,что босиком Айседора стала танцевать после того, как пуанты отдала Татьяне (видимо,последние отдала). А вообще мы многого не знаем,вернее знаем то,что лежит на поверхности,а копни поглубже - такой пласт откроется! Но я очень рада,что такие разговоры между делом приводят меня к более детальному изучению истории и культуры округа. Сегодня вот вытащила книгу Нилова "Северный танец",которая у меня в библиотеке давно лежала,мной не читанная:-)

    ОтветитьУдалить
  9. Юлия Александровна,как раз сегодня беседовала с Любовью Викторовной Царьковой по поводу того,что и хоровое пение у ненцев отсутствовало. Мне в связи с этим хочется процитировать любимого Алексея Пичкова: "Пусть пою не очень громко,но зато свое пою". И я тоже все время стараюсь петь свою песню:-)

    ОтветитьУдалить
  10. weblogerman,отвечаю по пунктам: 1)взаимопроникновение языков очень понятно:все мы на одной планете живем. На своем первом уроке я предлагала всем вам абстрагироваться и уверенно произносить слова,которые в русском языке имеют совершенно другую окраску.Послушайте,как Гавриил в песне это пресловутое местоимение "пыдар" пропевает, да и любое другое:уверенно,напористо,мощно,с гордостью за свой язык.2)чувашский изучайте,пока носитель языка рядом с вами работает,пользуйтесь моментом. Когда-нибудь в поездке по Чувашии сразите наповал чувашей-коллег знанием их родного языка.3)новость уже хвалила. Вместо Коловангина сейчас Римма Галушина,наш бывший директор.У нее сейчас другие заботы,не до нас.

    ОтветитьУдалить
  11. Название для ансамбля "НЕ-хана"! :)

    ОтветитьУдалить
  12. Rubric,ты слышишь,как я смеюсь?:-))) Отлично!

    ОтветитьУдалить
  13. А я-то думаю, что это меня сегодня утром разбудило? ТО не солнышко в окошко, это ЧУМработница смехом заливается! :))))

    ОтветитьУдалить
  14. У меня всегда вызывал интерес быт любого народа. Я-украинка,но 30 лет прожила в Нарьян-Маре, и считаю,что должна знать культуру и историю коренного народа округа. Я на пенсии,время свободное есть,поэтому решила учиться,тратить свое время на изучение хорошего дела.Не все получается,но я очень стараюсь.Мне нравятся песни,ненецкие сказки. Мне нравится профессиональный преподаватель Юлия Александровна.Всем-всем привет. Впервые зашла в ЧУМотеку.До этого читала уроки ЧУМработницы в окружной газете.Лакамбой!

    ОтветитьУдалить
  15. Марина Дмитриевна18 марта 2011 г. в 12:08

    Я с большим удовольствием зашла в настоящую ЧУМотеку. Я-один из авторов мультимедийного русско-ненецкого разговорника, Люблинская Марина Дмитриевна. Работаю в ун-те имени Герцена в Питере и преподаю ненецкий язык. Сейчас я в командировке в Н-Маре и вот зашла в ЧУМотеку. Предлагаю создать сетевое объединение школ округа,изучающих ненецкий язык по примеру европейского объединения аналогичных школ Mercator.Это объединение занимается созданием инструментов и программ изучения негосударственных языков (фризский,саамский,кашубский,каталонский и другие-около 15 языков).В перспективе хотелось бы объединить школы всех трех национальных округов:НАО,ЯНАО и ДНАО (Долгано-Ненецкий).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважемая, Марина Дмитриевна!
      Ищу материалы по нганасанскому языку (грамматические очерки, буквари ,словари и др.). Помогите пожалуйста, буду очень благодарен за Ваш ответ.

      Удалить
    2. Марина Дмитриевна3 февраля 2012 г. в 18:01

      Уважамый Масей! На сайте http://iling.spb.ru/nord/materials.html выставлены Нганасанско-русский словарь(аудио) и Ненецко-нганасанский (с переводом на русский и английский языки) словарь. Есть книга Н.М. Терещенко. "Нганасанский язык",Л.,1979. Краткие описания 3 томе серии "Языки народов СССР".М., 1966 и в томе "Уральские языки" серии "Языки мира". М., 1993. В 2004 году вышел "Школьный нганасанско-русский и русско-нганасанский словарь", СПб. Его электронную версию могу выслать, только мой вариант набран другим шрифтом, чем опубликованный, поскольку это предшествующая версия. Лучше всего напишите мне mashilda45"gmail.com

      Удалить
    3. Марина Дмитриевна3 февраля 2012 г. в 18:04

      Собаку вместо кавычки надо поставить, простите.

      Удалить
  16. Уважаемая чумработница!
    На фотографиях у Вас идут вперемешку фото Хаяра (ребята в зеленых костюмах) и Маймбавы (ребята в синих костюмах). Это разные коллективы, хотя маймбава имеет корни из Хаяра. Его бывший руководитель Канюкова Т.И. занималась в Хаяре в 60-е годы. Да так занималась, что на последнем 4 курсе ушла из педучилища и поступила в культпросветучилище в Салехарде. Где училась еще 3 года. Кстати, Хаяру в 2012 году будет 50 лет.

    ОтветитьУдалить
  17. Уважаемая ненка! Разделила в посте фотографии "Хаяра" и "Маймбавы". О "Маймбаве" написала Вашими словами из комментария. Про "Хаяр" знаю. Уже началась подготовка к юбилею. Надеюсь,что тоже стану участником этого чудесного события.Продолжаю ходить на репетиции и учить репертуар,хотя нерегулярно получается. Вожу с собой в автобусе тексты и тихонько мурлыкаю:-)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails