среда, 6 октября 2010 г.

Над цифровой пропастью во ржи

"Благодарю всех вас за тепло, за то, что вы есть, за то, что можно разделить с вами и находки, и проблемы! На конференции было так непередаваемо хорошо, что я оставила всякую надежду пересказать об этом другим, тем, кто не был... " Это строки из письма Людмилы Рождественской из Эстонии, одного из учителей дистанционного курса "Я учусь работать в блоге", с которой ЧУМработница познакомилась "вживую" на теплоходе "Георгий Жуков". ЧУМработница готова подписаться под этой фразой, ведь она тоже вот уже несколько дней находится в состоянии растерянности и невозможности описать произошедшее. Но, чтобы не умереть от угрызений совести перед читателями ЧУМотеки за недонесение важной информации, она все-таки расскажет о том, что особенно врезалось в память. Врезалась Людмила Рождественская. Врезалась мастер-классом "Как преодолеть цифровой разрыв в отдельно взятой школе. Как преобразовать проблемы и затруднения в конструктивные действия?" 
Группа товарищей, собравшаяся преодолевать цифровой разрыв, находилась в состоянии некоторой прострации после дорожного недосыпа  и неожиданно-обильной теплоходно-ресторанной трапезы. Ситуация могла выйти из-под контроля в любой момент, потому что заседание проходило в баре на Солнечной палубе.
Потолок бара отражал красные реларновские толстовки, белые шарфы и радугу фонтанирующих мыслей и самых безумных идей.
Мощные отвлекающие моменты в виде волжских ландшафтов  и разнообразных плавучих средств не смогли поколебать  решимость недоспавших и переевших сделать мир лучше и умнее. 
Да им и не привыкать сеять доброе и вечное, ведь в баре на Солнечной палубе собрались учителя, библиотекари и прочая прогрессивная публика,  та, что бежит впереди паровоза и по пути увлекает за собой неосторожных зевак.Это лирическое отступление было необходимо,чтобы перейти к сути. Чтобы бороться с сокращением цифрового разрыва, надо знать, Что это такое. Цифровой разрыв - обозначение разницы в возможностях доступа к информации и к образованию для разных категорий людей. Применительно к школе, разрыв может существовать между группами:
  1. Учащиеся продвинутые - учащиеся непродвинутые
  2. Учащиеся продвинутые - учителя непродвинутые
  3. Учителя продвинутые - учителя непродвинутые
  4. Учителя продвинутые - администрация непродвинутая
  5. Учителя непродвинутые - родители продвинутые.
И "продвинутым", и "непродвинутым" обитателям школы приходится сосуществовать вместе и как-то находить точки соприкосновения. Да и школы бывают разные в плане "продвинутости" и понимания информатизации  (схема, предложенная Людмилой Рождественской) 
Модель 0. Школа как она есть:-)
Модель 1 Столичная школа
Модель 2 Сельская школа
Модель 3 Школа в небольшом городе.
Четыре группы семинаристов получили "свой" тип школы и задание: выяснить, кто виноват и что делать, если цифровой разрыв начинает перерастать в цифровую пропасть.
ЧУМработница честно пыталась внести свою лепту в коллективный мозготруд, но глаза неумолимо слипались, а в голове проносились видения собственной школы под названием "ЧУМ". Информатизировать ЧУМ начали в девяностых: придумали национально-региональный проект, открыли экспериментальную площадку, заработали гранты, прикупили "железа", вобщем, начали жить и петь по-новому. После национального был экологический эксперимент, были гранты, было "железо", была жизнь веселая экспериментальная. Да и сейчас в ЧУМе жизнь кипит: грамотность компьютерную постигают, в проекты всевозможнеы влезают. НО! До сих пор в ЧУМе нет общей локальной сети, нет единой программы информатизации школы, а пресловутый цифровой разрыв грозит перерасти в цифровую пропасть. Понятно, что на "РЕЛАРНЕ" собираются "супер-продвинутые" представители образования, и все же... Как далеки реалии обычной школы "как она есть :-)" от проблем, обсуждаемых на теплоходе! Какие блоги?! Какие вики и карты ума? Дай Бог, презентацию наваять с выскакивающими под звуки колокольчиков объектами! Людмила Рождественская объясняет, что для успешности любого проекта "необходимо, чтобы проблемы и вызовы цифровой эпохи стали "личной профессиональной проблемой" учителя". Но беда в другом, как метко определили участники мастер-класса: "Их проблема в том, что они не видят своей проблемы"!
ЧУМработница обратилась за разъяснениями на тему "как жить дальше и не упасть в пропасть" к своему первому идеальному директору Виктору Николаевичу Фомину. Он, как человек прагматичный и не эмоциональный, не стал залезать в дебри, а все разложил по полочкам просто и ясно. " Мотивация - вот самое главное, что необходимо для достижения поставленной цели. Детей замотивировать легко - хочешь светлое будущее - учись. Что касается мотивации педагогов, здесь еще проще: Плохо работаешь, не хочешь развиваться - получай мало. Хорошо работаешь - получай хорошо. Очень хорошо работаешь - получай очень хорошо"! 
Неужели все так просто?! Зря что ли народ на теплоходе думал, размышлял, истину искал, пути решения проблемы предлагал?! Пути были разные


 На "Жукове" цифровой разрыв между желаемым и действительным был успешно преодолен. Все счастливы! Все любят друг друга! Миру - мир!
ЧУМработница завершает свой сумбурный рассказ большим многоточием... Зловещий холодок, который веет на нее из цифровой пропасти, периодически становится причиной ее насморка, а иногда и бронхита. Она не трусиха, но боится, что еще много-много времени пройдет, пока трещины и разрывы зарастут, а все люди будут идти вместе, взявшись за руки, и будут петь общую радостную цифровую песню. Вот, примерно так, как на этой картине.


 

32 комментария:

  1. На местах (в муниципалитетах и ниже, куда не добирается рука Президента, как, например, до губернаторов), наверное самая большая цифровая пропасть между властьпредержащими, читай чиновниками и всеми другими продвинутыми (читай библиотекарями и многими другими) :(.

    ОтветитьУдалить
  2. Все профессиональные озабоченности и озадаченности ЧУМработницы я очень даже понимаю. Цифровую пропасть, в которой находится, например, наша небольшая массовая библиотека я даже и описывать не берусь. Боюсь, вы со мной после этого и дружить не станете.:(( Хотя и мотивация есть, и самообразованием занимаемся.
    Базу! Материально-техническую базу дайте! Будет доступ к информации - не будет никакого цифрового разрыва.

    ОтветитьУдалить
  3. Пропасти на каждом шагу - между властями и библиотеками, между начальниками и подчиненными, между "продвинутыми" библиотекарями и "непродвинутыми"... И почему-то они не сокращаются, а только растут... "Не видят своей проблемы" - это правильно, но как эту проблему показать? то, что она есть? чтобы разрыв сокращать?
    Особенно когда никакой мотивации нет и не ожидается?!
    Недавно попалось: "главное, чтобы ...у кого-то горели глаза". Вот и ищешь в сети таких же - с горящими глазами...

    ОтветитьУдалить
  4. В последнее время всё развивается ну очень быстро. Не успеваешь овладеть одним, тут уже другое новшество на пятки наступает. Раньше мой муж ещё как-то сам справлялся с компом, а теперь нам иногда жутко становится, что опять надо устанавливать новую программу, звонить в тезническую поддержку. А там с тобой разговаривают, как с безграмотным - медленно, стараются не обижаться. Так что это везде. Компьютерная грамотность это как китайский язык.

    ОтветитьУдалить
  5. VolNa - база хорошо, но даже на имеющейся базе должен кто-то ХОТЕТЬ работать. У меня люди с компом на работе и дома - ничего не научились делать за несколько лет. А другие дома - в свободное время - освоили кучу программ и используют все в работе.
    А зарплата-то - одинаковая.
    Просто у кого-то "ГЛАЗА ГОРЯТ" и есть ЖЕЛАНИЕ...

    ОтветитьУдалить
  6. Про горящие глаза - это на РЕЛАРНЕ Юрий Ээльмаа говорил, я об этом писала http://myblogluba.blogspot.com/2010/10/p-pp-p-p.html#more
    И не просто говорил, а настаивал, что ничего не будет, если глаза гореть не будут.
    Но, с другой стороны, сколько из глаз искры не высекай, без материальной базы пламя не возгорится :)

    ОтветитьУдалить
  7. Да, девоньки, а у нас-то в отдельно взятой вечерней, постоянно находящейся под угрозой закрытия, глаза-то горят у многих, в т.ч. и у директора нашего продвинутого, которая хотела бы модернизировать все старички-компы, а средств - 0000 - только на зарплату(коэффициент 0,6 по подушевому нас опускает на уровень выживания). сейчас КМ-школу ставить, мы учимся вчетвером дистанционно, а ПК - слабые. Ищем, что делать, как установить и обойтись при этом малыми собств.средствами. Вопрос на засыпку: как выживать? богатых в школе нет, почти все м/о. спонсоры нас не любят, гранты с нашими, приходящими к нам с двойками, а уходящими получше, не заработаешь. в пору тока SOS & help!what творится, девоньки. только петь: Нет, я не плачу и не рыдаю... Какой бы проект вечерний для гранта "замутить", чтоб получить технику, а, суперпродвинутые?!:)))Вот такой цифровой разрыв в отдельно взятой сельской:)

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина, все точно! Брошен не просто замечательно-рефлексивный взгляд на мастер-класс про "цифровой разрыв", в обсуждение вброшено новое содержание. Почему Ваш взгляд я "обозвала" рефлексивным? Да потому что в тексте обнаружена его верная примета - оборачивание (примеривание) ситуации на себя, на свою школу. А такой текст и отзывы от других, разделяющих и испытывающих проблему на "своей шкуре", сразу провоцирует. Понятно, что проблема разрыва -общая и частная одновременно, и решает ее каждый, в основном, сам. Почему так? Да потому что при всей запутанности, ответ-то ясен. Главная проблема - все-таки в головах, а главная наша беда - в нежелании увидеть очевидное...

    И если кому-то подобная ролевая игра может помочь, готова еще и еще возвращаться к этой теме. На Галактике, например, есть какие-то сценарии, модели, рецепты, но рецепты-то, опять же, помогают только "заболевшим", здоровым они ни к чему :)

    ОтветитьУдалить
  9. "Но, с другой стороны, сколько из глаз искры не высекай, без материальной базы пламя не возгорится :)" - ХОРОШО СКАЗАНО!!!

    ОтветитьУдалить
  10. на эту же тему... http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=269

    ОтветитьУдалить
  11. По поводу мат. базы и проекта можно обратиться к фонду Билла Гейтса. Год назад украинские библиотеки получили от него грант в 25 миллионов долларов на создание в библиотеках компьютерных классов и обеспечение их бесплатным доступом в интернет. Объединиться и попросить!
    У нас другая проблема: компьютеры есть, интернет безлимитный. Но нет желания осваивать новое :( С этим как?

    ОтветитьУдалить
  12. Билл Гейтс в прошлом году не планировал компьютеризировать библиотеки, в этом тоже тишина... Я хотела, если не компьютеры, то хоть софт получить на свои сельские библиотеки (у нас поддержали на уровне губернатора проект компьютеризации муниципальных библиотек). А вот фонд Михаила Прохорова в этом году помогал http://beeblioteka.blogspot.com/2010/06/blog-post_14.html , только не всем регионам...

    ОтветитьУдалить
  13. Ой-ой-ой! Что тут творится!!! Наступила на любимую мозоль:-)) Буду отвечать по порядку,чтобы не запутаться. Светлана,про чиновников я уже писала Вам в Пробу пера. Их сейчас сокращать на 200 тысяч собираются,исходя из того,что оставшиеся будут более эффективно работать за счет своих ИКТ-знаний. Так что тут тоже все просто - хочешь хлебное место - учись! Мы об этом говорили с начальником тер.отдела департамента Арх.области в НАО Ольгой Богачевой,когда я у нее пришла деньги на дорогу на Реларн просить. И деньги помогла получить, и попутно Твой курс (для тех,кто еще не знает,программа повышения комп.грамотности) себе на компьютер загрузила - подучиться!

    ОтветитьУдалить
  14. Volna, про базу согласна на все 100%. Я не зря про железо писала. Первый компьютерный класс,второй,класс ноутбуков, оргтехника, Интернет - все это было нужно,чтобы что-то смочь сделать. Это просто инструментарий, как раньше доска,мел,ручки,тетради,плакаты. Куда без него? Последние 3 года,когда под Архангельском оказались, мы почувствовали,Что такое - отсутствие средств. Мы так не привыкли жить,когда принтер стоит незаправленный, компьютер пытаешься как-нибудь сам починить. Вобщем,кроме техники,нужно еще ее постоянная поддержка. И это все надо закладывать в бюджет,и чтобы этот бюджет не резали! Вот:-)

    ОтветитьУдалить
  15. Ирина и Люба - теперь про горящие глаза. Мне почему-то сразу представляется леший в лесу с угольками глаз,вобщем, что-то зловещее и страшное (ну не знаю почему,такие вот ассоциации). Мы и так в статусе городских сумасшедших ходим:-) В очередной раз,когда по телевидению или по радио про ЧУМотеку начинают говорить,мне звонят знакомые и так сочувственно спрашивают - что, опять? О чем это я - а о том,что опять же горящие глаза надо адекватно оценивать и их огонь поддерживать, тогда глаз этих будет больше. Мотивация,одним словом,как Виктор Фомин объясняет.

    ОтветитьУдалить
  16. Elena, у меня тоже,наверное,фобия скоро разовьется от того,что все так мгновенно меняется. Так быстро,что не успеваешь реагировать. До сих пор офис 2003 везде в школе стоит,и мы с ним обучение ведем, а 2007 - это уже по-другому,а 2010 - совсем новая песня. А учителя наши все никак не испугаются:-) Я им - Люди, скоро вас блоги заставят в приказном порядке вести,а вы таблицу нарисовать не в силах. Смелые, не боятся. Удивительные вещи:-)

    ОтветитьУдалить
  17. Lena,Библи:-)тека, Пчелка. Про фонда и гранты. Во-первых,надо на региональном уровне прощупать. Например,наш первый грант был получен с помощью Баренц-центра в Нарьян-Маре (грант норвежский,НАО входит в Баренц-регион). С местными властями говорить на языке пользы. Придумать что-нибудь такое,что будет полезно и им тоже. Пообещать обалденный пиар. Кстати,скоро выборы,поэтому можно к партиям обратиться (особенно рекомендую Единую Россию,они реально могут помочь,а вы про них везде расскажете,если ,конечно,вы не принципиальные противники ЕР). Билл Гейтс - хорошо,но надо масштабный проект. О Прохорове не слышала, Пчелка расскажет подробно,да? Вобщем,надо не технику просить, а технику под очень нужный социальный проект,иначе не дадут. И хоть какое-то софинансирование. Если совсем денег нет,ваш кадровый потенциал - это тоже ваше вложение.

    ОтветитьУдалить
  18. Пора говорить о "гуманном переходе". Новизны лавина! Может многие "тормозят" по причине самосохранения? Здесь все сложно, есть лидеры (их единицы) они быстро адаптируются к переменам, сами их вызывают. Потом, думаю, их задача предложить остальным "гуманный переход"...

    ОтветитьУдалить
  19. А вот что такое - гуманный? Для многих гуманно,значит,медленно,а медленно нельзя!Уже и зайчиком, и ёжиком, и с песнями, и с плясками пытаешься народ заводить. Пробовала Президентом пугать:-) А сейчас (жаль,не зафиксировала) в блоге каком-то прочитала высказывание Л.Глебовой (Фед.агентство по образования),что в ближайшем будущем при аттестации педагогов введут обязательный экзамен на комп.минимум.Мне кажется,гуманизм - это как раз настойчивое обучение(лечение) для блага больного:-))

    ОтветитьУдалить
  20. Людмила,спасибо,что обозвали мой взгляд рефлексивным,я не против. Сама до сих пор не знаю,Как во мне в очередной раз чье-то слово и дело отзовется. Вчера писала практически без поправок,что писалось. Что бы мне хотелось, так это вот такой встряски, как Реларн, для наших педагогов. Как-то вырвать их из привычной среды, заставить посмотреть на вещи по-другому,увидеть проблему,наконец! Вобщем,ковчег большущий сделать,погрузить на него всех беспроблемных и поиграть с ними,как вы с нами:-))

    ОтветитьУдалить
  21. Пока знаю, что такое негуманный - это когда ультиматум выдвигается - если не будешь осваивать ИТ - уволим :)

    ОтветитьУдалить
  22. Можно я поплачусь с другого бока? У нас учителя и умеют многое, и учиться не прочь, только вот госязык никак не сдадут, а без свободного балаканья на нем путь куда-либо закрыт. Вот я и прилепилась к вам, милые российские библиотекари, чтобы совсем уж ветошью не стать. Хотя никого не волнует, что я умею. Хотя нет! Сегодня заказ получила от руководителя научного общества - вести "Новости науки". А есть ли курсы онлайн для библиотекарей, чтобы документ получить о профпригодности?

    ОтветитьУдалить
  23. Natalia, не знаю,как насчет эстонского,но ненецкий тоже труден в изучении. Я на всякий случай, потихоньку его штудирую и вас приучаю:-),а вдруг от этого будет зависеть наше будущее:-) Теперь про курсы. С Вашей подачи разместила на правой панели ссылку на педуниверстите Первое сентября. Мы с коллегой дважды учились на таких курсах и сертификат получали. Первый поток уже набран,но будет второй. По сайту полазьте,все найдете. И еще одно предложение: на левой боковой колонке ссылки на Твой курс. Изучайте прямо в сети (жмите на рисунок синий Твой курс). если чувствуете в себе уверенность - сразу проходите тест Я сделала прямые ссылки. Пройдете - пишите. ПолУчите сертификат от центра при нашем ЧУМе:-))Видите,сколько возможностей,так что держите хвост пистолетом:-)

    ОтветитьУдалить
  24. У нас, кстати, тоже не все учителя умеют пользоваться компьютером. Но это в основном пожилые, которым недолго до пенсии осталось. Молодые почти все умеют пользоваться, хотя бы по минимуму. Сейчас нельзя учиться в университет и не уметь печатать. А ещё в университетской библиотеке книги можно заказываться в Интернете. То есть надо уметь найти нужную книгу. В разговорах часто слышишь обсуждения всевозможных программ. Короче, жизнь заставляет. Не деньги, не приказ сверху.

    ОтветитьУдалить
  25. По поводу возраста - как раз это не критерий. Вот почитайте,как 78-летняя!!! учительница вместе со своими учениками у нас курсы компьютерные осваивала:-))http://www.idea-russia.ru/news/36824/ Я ее вместо флага использую,когда учителей агитирую учиться:-)

    ОтветитьУдалить
  26. Правильно, не критерий. Но таких единицы. Моя мама буквально пару лет назад говорила, что прожила без компьютера и нам незачем. А теперь сама в скайпе сидит, с нами болтает. Хочет научиться писать электронку.

    ОтветитьУдалить
  27. Это исключение только потому,что рядом с бабушкой или дедушкой не оказалось человека,готового помочь, а если надо - убедить в том,что все решаемо,не страшно, очень интересно и нужно.Для пожилых людей компьютер, прежде всего,средство избавления от одиночества. Во-вторых,это победа над собой,своими комплексами, новые надежды и новые СМЫСЛЫ (как Юрия Ээльмаа в своем блоге "Ничего себе. Все людям" пишет). И это,конечно,новое качество жизни, возможность в полной мере использовать блага цивилизации,чувствовать себя комфортно и уверенно, не бояться будущего. Вобщем,надо просто помочь тому,кто в этом нуждается.

    ОтветитьУдалить
  28. Привет ЧУМработница и библиотечная братия ! Теплоход действительно развернур целую волну проблем и жизненных болячек от которых зависит как дальше пойдет развитие школы... насколько "продвинется" ОНА РОДИМАЯ Школа ,а с ней и БИБЛИОТЕКА(ибо книга еще есть неотъемлемая часть учебного процесса)или ВСЕ останется в прошлом веке и будет медленно карапкаться , но все таки вверх? Как правильно отмечает директор Фомин В.Н." Мотивация - вот самое главное, что необходимо для достижения поставленной цели." Видно хороший директор истенно продвинутый и правельно мыслящий. Отлично помнит , что после планирования , организации и контроля всего и вся ....он и не забыл и про МОТИВАЦИЮ!!!
    Хотя мотвация тоже бывает разная, можно насчитать более 10 параметров самых различных ключиков от зарплаты до благодарности , но если мотивация самого директора совпадает с мотивацией его подчиненных ( учителя, библиотекаря и воспитателя) , то выстраиваются действительно хороший баланс отношений внутри коллектива для дстижения общих целей и задач. Но это тема действительно достаточно сложная и только на первый план кажется не столь значительной. Как вы считаете ? А может имеются не мало скрытых мотивов как и зачем стимулировать и мотивировать своих окружающих коллег и сотрудников. Лучше конечно , смотреть и учиться как это делают профессионалы на бизнес тренингах по мотивации http://www.salestrening.ru/videoload.html такой опыт с нашла у Сергея Филиппова . Такой просмотр дает больше , чем опыт . Главное разжевано и структурировано как этим заниматься ежедневно . Правда учиться ни когда ни поздно ,
    не так ли? Ваша мотивированная и обученая Инна ПИТЕРСКАЯ

    ОтветитьУдалить
  29. Инна, рада слышать тебя! Да... Вот так вот, все по полочкам, как ты привыкла:-) Попытаюсь посмотреть тренинги,если Интернет позволит. Насчет совпадений мотивации очень верно подмечено. Надеюсь,мы вс-таки, в конечном итоге, все дружно совпадем и сольемся в цифровом экстазе:-)))

    ОтветитьУдалить
  30. По поводу материально-технической базы. Найти финансы - это прямая обязанность руководителя. Термины - достать, добыть, наконец, выпросить - это про правильного руководителя. Так просто деньги никто не даст,надо уметь убедить, надо суметь найти такие слова,чтобы люди с деньгами расстались. А если на все готовое - так зачем тогда и руководитель нужен? В 90-е годы,когда мы начинали свои эксперименты в ЧУМе, по всей стране денег не было,они были только у бандитов и новых русских. Но мы,тем не менее,средства для реализации своих идей нашли! А вот насчет горящих глаз... Согласен, такие Глаза нужно найти,создать им условия для работы и защитить,если надо, от Негорящих. Виктор Фомин

    ОтветитьУдалить
  31. Да, тема мотивации очень многогранна и даже бесконечна, поскольку вкусы и пристрастия людей с возрастом меняются и преобразуются иногда даже в противоположные. Кстати , попробую об этом спросить Евгения Гришковца, как у него с этим вопросом , что его мотивирует и толкает на жизненные подвиги и прочее? Благо к нам приезжает 14 октября. Концерт с "Бигудями" дает. Посмотрим , распросим , как у писателей все внутри организовано... довольно интересно послушать его . Инна Питерская

    ОтветитьУдалить
  32. Инна, везет тебе:-) Опять нашего общего любимца лицезреешь. Ты уж не теряйся, будь решительней,всех остальных фанаток локтями:-) И просто привет передай от ЧУМработницы,которая его читает и уважает:-)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите Имя/URL;
– В строчке «Имя» наберите своё имя или ник;
– В строчке «URL» добавьте адрес вашей страницы в соцсетях;
– Нажмите Продолжить
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что Вы не робот
– Нажмите Публикация
Готово!:-)

Related Posts with Thumbnails